Календарь как зеркало истории

Приближается Новый год — любимый всеми праздник. Откуда в нашей стране появилась эта дата и почему у нее такое удивительное название? Это событие тесно связано с историей календаря в мире и в России. Было создано множество календарных систем. Но какие бы ни были календари, они всегда помогали человеку правильно организовать время, позволяли не забыть дни рождения родных, праздники и, конечно, использовались для планирования работы[1].

Календарь — это система счета длительных промежутков времени, основанная на периодичности таких астрономических явлений, как смена дня и ночи, лунных фаз, времен года. Еще в древние времена человек столкнулся с проблемой, как определять время, узнавать какой сейчас день, месяц, год. Мы привыкли жить по календарю, но ведь так было не всегда.

Что же такое время? До сегодняшнего дня четкого ответа на этот вопрос нет, и даже наука не может дать точное определение этому понятию. Еще в древние времена лучшие ученые пытались найти решение. Например, Августин Блаженный — богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии — сказал, что он может ответить на понятие времени ровно до того момента, пока его не спросят, что это такое. Календарь помогает человечеству измерять огромные промежутки времени.

Потребность измерять время возникла у людей еще в глубокой древности. Первые календари появились много тысяч лет назад, на заре человеческой цивилизации. Люди научились измерять промежутки времени, сопоставлять их с явлениями, которые повторялись периодически (смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года). Без использования единиц измерения времени они не могли жить, общаться между собой, торговать, заниматься земледелием. Вначале счет времени был примитивным, но по мере развития человеческой культуры, с возрастанием практической потребности людей календари совершенствовались, появились такие понятия, как год, месяц, неделя.

На сегодняшний день нет точной даты возникновения первого календаря. Но можно утверждать, что уже первобытный человек каменного века проявлял интерес к Солнцу, Луне и звездам. При этом древние люди, будучи очень наблюдательными, смогли подметить связь между периодической сменой времен года, видом звездного неба и высотой Солнца над горизонтом.

Фактически цикличность явлений природы определяется тремя процессами — вращением Земли вокруг своей оси, обращением Луны вокруг Земли и обращением Земли вокруг Солнца. Однако напрямую наблюдать ни одно из этих движений с Земли невозможно, поэтому на практике астрономическую основу календаря составляют видимые отражения указанных процессов — перемещения Солнца, Луны и звезд по небосводу, а также изменение фаз Луны.

Когда-то каждое племя, каждый город, каждое государство создавали свои собственные календари, по-разному составленные из суток, месяцев и лет. Появились лунные, лунно-солнечные, солнечные календари. Около 2500 года до н. э. лунным календарем пользовались шумеры — древнее население Южной Месопотамии (современный Ирак). Лунно-солнечным календарем в глубокой древности пользовались народы Китая и Индии. Сегодня все народы мира пользуются солнечным календарем, унаследованным от древних римлян.

Современное слово «календарь» произошло от латинских caleo — провозглашать и calendarium — долговая книга. Изначально таким термином называли долговые книги, практикуемые ростовщиками для записи процентов должников. В Древнем Риме должники платили проценты в первые дни месяца, т. е. календы, эта процедура записи проводилась ежемесячно, в один и тот же день, который так и назывался. А еще позднее, в Средние века, появилось современное значение.

Таким образом, календарь — это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды — годы, месяцы, недели, дни.

В прошлом человечество сильно зависело от природных условий. Для успеха сельскохозяйственных работ нужно было точно знать, когда лучше высаживать культуры, в каком месяце выдается самый плодородный урожай, в какое время года начинаются заморозки и засуха, к которым нужно готовиться заранее. Именно календарь (и чем он точнее, тем лучше) позволил людям использовать накопленные знания о природе на благо земледелия.

Кроме того, календарь — это способ поддерживать и передавать будущим поколениям память о прошлом. В календарях разных цивилизаций и народов отсчет времени ведется от определенного исторического события, которое признается значимым для этой культуры. Например, мы живем в 2025 году от Рождества Христова. Римляне же считали годы от основания Рима (что, согласно легендам, произошло в 753 г. до н. э.). Во многих государствах летоисчисление ведется от начала правления новой династии царей: например, так было принято в Древнем Египте, а сегодня эта традиция сохраняется в Японии.

Какие бывают календари

Всего в мире за всю историю человечества существовало около сотни календарей. Сегодня их осталось 40, и все они действующие в разных странах мира. Тем не менее большинство государств используют так называемый гражданский календарь, который нужен, чтобы избежать путаницы на гражданском, официальном и административном уровне. То есть гражданский календарь — это тот, которым официально пользуется мир, и на сегодняшний день — это григорианский календарь.

Мегалиты

Календарь в виде годового круга появился в те времена, когда человечество от кочевого образа жизни перешло к оседлому и начало практиковать земледелие. Однако один из первых календарей, дошедших до наших дней, был создан еще полукочевыми племенами на территории современного Египта. Сейчас это место называется Набта Плайя. Здесь в 70-е годы прошлого века археологи нашли древнейшие мегалитические композиции, предположительно созданные в период от IV до VI тыс. до н. э.

Мегалиты — это конструкции из больших каменных глыб, которые чаще всего встречаются в позднем неолите. Самым известным мегалитом, пожалуй, является Стоунхендж. Эти сооружения и выполняли ритуальную функцию, и служили для наблюдений за звездами и другими астрономическими явлениями, впрочем, для первобытных людей одно было неотделимо от другого.

В древнейшем календаре в Набте начало года совпадало с появлением на небе звезды Сириус. Не потому, что эту звезду древние египтяне, еще не создавшие ни пирамид, ни усыпальниц, как-то особенно любили. Появление этой звезды попросту означало начало сезона дождей, когда пустынная местность превращалась в цветущую и изобильную саванну.

Впрочем, для построения таких календарей не всегда использовались камни. Например, так называемый Гозекский круг — один из таких же древних неолитических календарей, но обнаруженный во время раскопок на востоке Германии — представлял из себя несколько концентрических рвов и два кольца из частокола.

Пролептический календарь

Пролептическим называется календарь, используемый для обозначения дат, более ранних, чем дата введения самого календаря. Например, для обозначения всех дат до нашей эры чаще всего используется юлианский календарь, введенный только с 1 января 45 года до н. э. Следовательно, более ранние даты обозначаются по пролептическому юлианскому календарю. В регионах, где не использовался юлианский календарь, датировка событий производится по пролептическому григорианскому календарю, определяющему датировку событий по правилам григорианского календаря до его появления 15 октября 1582 года.

Французский республиканский календарь

Этот календарь — уникальный проект. В качестве образца был использован древнеегипетский солнечный календарь с 12 месяцами по 30 дней и декадами по 10.

Календарь был введен во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года, отменен Наполеоном с 1 января 1806 года. Названия месяцев в этом календаре были сформированы из французских, латинских и греческих корней. В нем были месяц сбора винограда, месяц туманов, месяц снега, месяц лугов, месяц жары и другие. При этом в неделе было не семь, а целых 10 дней, и называлась она уже не неделей, а декадой.

Последний день декады — выходной для государственных служащих. В конце года оставались еще пять, в високосном году — шесть дней, не входивших в месяцы. Эти дни имели особые названия и считались праздничными.

Новый календарь был привязан к агрономии и природным циклам. Отказавшись от традиционных названий месяцев, которые пришли из Древнего Рима, специальная комиссия разработала новый календарь. Началом эпохи был признан 1792 год, первый год революции, а 22 сентября объявлено первым днем республики. Также на этот день выпало осеннее равноденствие. Для французов этот календарь имел символический смысл: отказ от прежних традиций и переход от христианства к «естественной религии».

Республиканский календарь был восстановлен во время Парижской коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871 года. После этого вновь был введен григорианский календарь.

Календарь Армелина

Различные проекты календарей предлагались множество раз, один из них — календарь Армелина. Его разработал французский астроном Гастон Армелин в 1888 году. В этом календаре четыре квартала, в каждом из них 91 день и 13 полных недель. Год длится 364 дня, квартал всегда начинается в один и тот же день недели. Раз в четыре года добавляется дополнительный «День високосного года», а раз в год «День мира». Календарь Армелина был одобрен Экономическим и социальным советом ООН в 1954 году. Однако его не стали повсеместно вводить, потому что календарь «спорил» с датами некоторых религиозных праздников.

Международный фиксированный календарь

Это концепция стабильного солнечного календаря, ее представил британский счетовод Моисей Коутсворт в 1902 году. А в 1923 году эту концепцию обсуждал специальный комитет Лиги Наций. В календаре 13 месяцев, в каждом 28 дней и ровно четыре недели. Также каждый день месяца привязан к одному и тому же дню недели, а год состоит ровно из 52 недель. Эта модель упрощает планирование, а также делает более точным статистическое сравнение по месяцам.

Счет времени на Руси

В Древней Руси счет времени велся по четырем сезонам года. Использовался лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Древнеславянские названия месяцев свидетельствуют о большом внимании к явлениям природы — Травень, Листопад, Грудень, Студень. Вместе с тем одни и те же слова могут служить обозначением разных периодов. Так, грудень — это декабрь или ноябрь, серпень — июль или август.

Относительно рано было усвоено понятие о неделе, принцип счета и названия дней которой почти полностью совпадают у всех славянских народов. Была семидневная неделя, которая называлась седмицей.

В Изборнике 1073 года «Учение, имже ведати числа всех лет» Кирика Новгородца упоминается о влазном месяце или влазной луне, это дало основание предполагать, что наряду с юлианским солнечным на Руси существовал и некий оригинальный лунно-солнечный календарь. Однако убедительных примеров практического использования такого календаря как цельной системы не найдено.

Переход на юлианскую календарную систему и римский календарь, заменивший древнеславянский календарь, на Руси произошел с принятием христианства. В 988 году счет лет стали вести по византийскому календарю от «сотворения мира», совпадающий с юлианским календарем, но с иным началом летоисчисления, точнее — от «сотворения Адама» — с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508 год до н. э., но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому в течение многих веков год начинали 1 марта.

На Руси использовалось римское летоисчисление и действовал юлианский календарь. В 1492 году (в 7000 г. от «сотворения мира») решением царя Ивана III, в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября. Эта дата стала основной, полностью вытесняя прочие даты.

Спустя два столетия, в 1700 году, Петр I издал указ, приводящий российский календарь в соответствие с европейским календарем. Новый год стал праздноваться 1 января.

Петр I поменял действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» на летоисчисление от Рождества Христова. По его указу от 19 декабря 7208 года от «сотворения мира» (19 (29) декабря 1699 г.) после 31 декабря 7208 года от «сотворения мира» следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова. 28 декабря 1708 году был выпущен первый гражданский календарь. Но об истории печати календарей расскажем ниже.

Разница между двумя системами летоисчисления для периода времени с 1492 года по 1700 год составляла 5508 лет для периода с 1 января по 31 августа. С 1 сентября по 31 декабря — 5509 лет, поскольку новый год по старому летоисчислению наступал с 1 сентября.

По реформе Петра I 1700 года год начинается в январском стиле с 1 января и заменяет прошлый 7208 год на летоисчисление в соответствии с христианской традицией.

В России реформа прошла не сразу, так как православная церковь делала все, для того чтобы оттянуть это время. Но проблема сама собой не уходила, и нужно было ее решать. Даже во времена правления Николая I Петербургская академия выдвигала предложение изменить календарь, но царь не принял его, так как находился под влиянием церкви.

Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 года он был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 года. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».

К этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, декрет предписывал после 31 января 1918 года считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля.

В период с 1929 по 1940 год в России трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. В 1967 году ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря.

Русская церковь продолжила отмечать религиозные праздники, в том числе Рождество, по старому стилю. Если по григорианскому календарю Рождество действительно приходится на 25 декабря, то по юлианскому на 7 января. Так в России появились и два Новых года по старому и новому календарю — 1 и 14 января.

На сегодняшний день григорианский календарь стал полностью международным, так как без единой даты невозможно построить международные отношения.

Печать календарей

История печатных календарей в России тесно связана с развитием книгопечатания, распространением грамотности, а также господствующей идеологией в разные периоды.

Первые календари в нашей стране начали изготавливать еще до завоевания татаро-монголами. Календари того времени были «вечными», рассчитанными на много лет вперед, поскольку такой формат был единственно возможным в допечатную эпоху.

В 1491 году в Кракове, тогдашней столице Польши, был напечатан кириллицей «Часослов» — церковная книга с календарем-святцами. Однако в России еще долго продолжали использовать рукописные календари. Первый рукописный календарь в современном понимании появился в России в 1664 году. В 1670 году был переведен с польского языка календарь под названием «Годовый розпись, или месячило» для царя Алексея Михайловича. В последующие годы до конца XVII века в России использовали переводные календари. Они переводились в Польском приказе и предназначались для царя. Помимо астрономических данных, календари того времени содержали астрологические предсказания. К примеру, в одном из календарей 1689 года говорилось о его пользе «для севбы и для прививок, больным для исправления здравия, здравым для творения дел великих, ловчим для ловления зверя». Но широкого распространения переводные календари в России не получили.

В 1699 году в связи с реформой Петра I «тогда ж напечатали в Москве первый календарь по тому исчислению (с генваря) и по горизонту России (по московскому времени), указующий затмения солнечные, месячное рождение».

В России массовое издание ежегодных гражданских календарей началось в начале XVIII века. При непосредственном участии Петра I был опубликован первый календарь: «Календарь или месяцеслов христианский по старому исчислению на лето 1709. От миробытия 7217. Напечатан в царствующем граде Москве лета 1708. Декабря 28 день».

Эти календари выходили в виде небольших книжек и помимо месяцев и дней недели содержали некоторые астрономические сведения, данные о временах года и рекомендации о поддержании здоровья. В последующих изданиях стали публиковать прогнозы погоды на год и другую информацию.

Особенно популярным был выпущенный в 1709 году настенный «Календарь повсеместный, или Месяцеслов христианский», гравированный на медных листах. Его составил типограф Василий Киприянов под руководством Якова Брюса, одного из виднейших сподвижников Петра I.

В народе этот календарь получил название «Брюсов календарь». Каждый экземпляр представлял собой набор из шести больших листов. В нем, помимо астрологических предсказаний на основе расположения планет, содержались данные о времени восхода и захода Солнца в Москве, а также другие сведения.

Удивительным образом Брюсов календарь совмещал в себе научные знания, мистику и практическую пользу для простого человека. Соединение знаний по астрономии и народным приметам позволяло автору делать вполне точные метеопрогнозы и предсказывать события (расплывчатые формулировки предсказаний позволяют желающим увидеть «правду», подтасовав факты), за что его в народе прозвали Брюс-колдун. Популярный календарь вытеснил церковные месяцесловы и переиздавался вплоть до 1917 года, постоянно дополняясь.

Брюсов календарь положил начало переходу от церковных календарей с религиозной направленностью к светским — просветительским и практическим.

Систематическое издание печатных настенных календарей началось в России с 1713 года. Они содержали, как и предыдущие календари, прогнозы погоды, урожаев, болезней на основе положения небесных светил. После 1728 года исключительное право на выпуск календарей перешло к Российской академии наук. Сначала они издавались под названием «Календарь или месяцеслов на лето от Рождества Господа нашего Иисуса Христа 1728 (1729, 1730 и т. д.)». В них указывались солнечные и лунные затмения, фазы Луны. В календаре на 1735 год его составители написали, что они должны предсказывать будущее, как историки описывают прошлое.

В 1780 году по инициативе и при содействии известного просветителя, журналиста, издателя, критика и общественного деятеля Николая Ивановича Новикова был издан «Экономический календарь, или Наставление городским и деревенским жителям» с практическими советами на каждый месяц.

Конец XIX — начало XX века — период бурного развития печати в Российской империи. Благодаря техническому прогрессу постепенно улучшались качество и скорость печати, увеличивались объемы производства бумаги, снижалась себестоимость печатной продукции.

С 1865 года календари получили возможность издавать частные организации. С 1870-х годов начинается деятельность самого крупного издателя дореволюционной эпохи Ивана Дмитриевича Сытина, но только в 1884 году он реализовал свою давнюю мечту — выпуск календарей.

Стали выпускать специализированные календари — учительские, исторические, охотничьи, конторские, дамские, детские, военные. Ежегодный тираж календарей, выпускаемых товариществом И. Д. Сытина в начале XX века, достигал десятка миллионов экземпляров.

Издание отрывных календарей было начато по совету Льва Николаевича Толстого, по его рекомендации к составлению был привлечен Николай Абрамович Полушин — русский писатель-народник, журналист. Отрывные календари получили большое признание и широкое распространение в народе, так как содержали много полезной и нужной информации. На оборотной стороне каждого «дня» были короткие исторические заметки, рецепты, поговорки, приметы.

Одновременно с развитием массового производства календарей в России в конце XIX века появляется новый формат — карманные календари. Их возникновение было обусловлено развитием капитализма и потребностью разных слоев общества в компактных персональных календарях. Существовало два основных типа рекламных карманных календарей. Первый — красочно оформленные календари для мещан и простонародья с цветами, картинками, юмором. Второй — лаконичные деловые издания для страховых компаний и фирм. Карманные календари печатались на разнообразных материалах — бумаге, картоне, коже.

В советский период календарь использовался как инструмент пропаганды коммунистической идеологии и важного государственного значения. В нем отмечались советские праздники, знаменательные даты, важные события пятилеток.

Особо популярны были «Сельскохозяйственные календари», «Календари знаменательных дат», выходившие огромными тиражами и имевшие статус справочных изданий. Так календарь в советское время превратился в мощное средство воспитания «нового человека».

Сегодня календари не теряют актуальности, хотя гаджеты и приложения прочно вошли в нашу жизнь. Ассортимент печатных календарей впечатляет: настенные, настольные, карманные, ежедневники, блокноты. Используются современные материалы и технологии, дизайнеры экспериментируют с оформлением. Благодаря цифровой печати появилась возможность изготавливать малые тиражи по доступной цене. Но сетка с датами и днями недели, эта «классика жанра», никуда не делась. Современный календарь, как и столетия назад, помогает упорядочить время. Несмотря на технический прогресс, он не теряет актуальности, гармонично сочетая инновации и традиции.



[1] Благодарим за предоставленный материал издательско-полиграфический центр «Финпол».


Реклама