Вопросы применения НДС в учреждениях
При ведении налогового учета бухгалтеры часто сталкиваются с неясными моментами. Многие из них касаются НДС.
О. Б. Воробьева, аудитор
Бюджетное учреждение — арендодатель
Применение НДС в отношении оказываемых государственным бюджетным учреждением услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления.
Объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории России, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (ст. 146 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса, при предоставлении на территории России органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории «Сириус» в аренду федерального имущества, имущества субъектов России и муниципального имущества, имущества, находящегося в собственности федеральной территории «Сириус», база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Что касается услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, то в отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате НДС вышеуказанной нормой Налогового кодекса не предусмотрено.
В связи с этим при оказании государственным бюджетным учреждением услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления, исчисление и уплату в бюджет НДС должен осуществлять арендодатель этого имущества как в случае уплаты арендатором соответствующей суммы арендной платы денежными средствами, так и в случаях исполнения обязательства по оплате в неденежной форме, в том числе при прекращении денежного обязательства зачетом встречных однородных требований.
Сервитут
Каков порядок применения НДС при предоставлении сервитута в отношении земельного участка, переданного в постоянное (бессрочное) пользование бюджетному учреждению?
Перечни операций, не признаваемых объектом обложения НДС, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) этим налогом, установлены пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Налогового кодекса.
Операции по предоставлению права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) в данные перечни не включены. В связи с этим указанные операции подлежат обложению НДС.
При предоставлении на территории России органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории «Сириус» права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов России и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории «Сириус», база по НДС определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Налогового кодекса (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.