Формы вовлечения граждан в управление общественными финансами

В Белоярском районе в области управления общественными финансами особое внимание уделяется открытости и прозрачности бюджетного процесса, доступности и удовлетворенности общества информацией о бюджете, размещаемой органами власти в публичных источниках. Открытость бюджета на местном уровне обеспечивает максимальные возможности для вовлечения населения в процесс определения приоритетов развития местного сообщества.

О. С. Стародубова, специалист-­эксперт отдела прогнозирования доходов и финансов Комитета по финансам и налоговой политике администрации Белоярского района

Н. В. Чаринцева, специалист-­эксперт бюджетного отдела Комитета по финансам и налоговой политике администрации Белоярского района

Основополагающим фактором развития системы управления общественными финансами является финансово-правовое регулирование.

Направленность и содержание финансово-правовых норм базируются на принципах финансового права. Их функциональное значение служит ориентиром для осуществления участниками финансовых отношений своих функций.

Одним из таких исходных положений финансового права является принцип прозрачности (открытости), изложенный как принцип бюджетной системы России в статье 36 Бюджетного кодекса. Говоря о значении принципа прозрачности для эффективного управления общественными финансами, следует сказать, что открытость и прозрачность необходимы в целях обеспечения доступности для общества информации о структуре и функциях органов власти, распределении ответственности между ними, а также о задачах бюджетно-налоговой политики, финансовой отчетности государственного и муниципального секторов, прогнозируемых бюджетно-налоговых показателях. В ноябре 2021 года Законом от 29 ноября 2021 г. № 384-ФЗ в Бюджетном кодексе закреплен еще один немаловажный принцип бюджетной системы — принцип участия граждан в бюджетном процессе. В своей взаимосвязи совокупность принципов бюджетной системы устанавливает четкие требования для создания правовой основы их реализации в бюджетном праве.

Отметим, что осуществление данных принципов влечет множество положительных факторов их применения именно на муниципальном уровне. Так, вовлечение населения в процесс управления муниципальными финансами способствует установлению конструктивного сотрудничества между органами власти и гражданами, участию граждан в бюджетных инициативах, росту уровня доверия к органам власти со стороны населения и институтов гражданского общества, позволяет обеспечить сопричастность граждан решению вопросов местного значения, а также повышению уровня финансовой грамотности населения и увеличению уровня ответственности органов власти — участников бюджетного процесса.

Степень вовлеченности граждан напрямую зависит от эффективности практического применения законодательно установленных форм участия населения в бюджетном процессе, таких как:

  • публичные слушания по проектам решения о бюджете и отчета о его исполнении;
  • экспертное участие;
  • бюджет для граждан;
  • инициативные проекты.

Рассмотрим наиболее интересные, на наш взгляд, формы участия граждан в бюджетном процессе с примерами их реализации на территории муниципального образования Белоярский район Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Инициативные проекты

В настоящее время актуальным является вопрос, как выстроить связь граждан с бюджетом страны, регионов, муниципалитетов.

Истинная свобода гражданина подразумевает не только его возможность высказывать свое мнение и влиять на процесс муниципального управления, но и наличие у него определенных знаний и навыков, а также ответственности за принимаемые решения. Эти условия реализует такой механизм гражданского участия, как инициативные проекты.

Начиная с 2017 года на территории Белоярского района проведена большая работа по воплощению в жизнь указанных проектов.

Практики реализации инициативных проектов помогают увеличить прозрачность бюджета. Суть их состоит в вовлечении населения в бюджетный процесс, а точнее, в осуществление проектов и решений, разработанных гражданами и финансируемых за счет средств бюджета. При этом в рамках реализации инициативных проектов их участники имеют не только права, но и обязанности: на них лежит ответственность за создание концепций проектов, за выбор наиболее приоритетных из них и за последующий контроль над процессом воплощения. Использование таких практик нацелено на решение проблем, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования.

Благодаря поддержке Ханты-Мансийского автономного округа — Югры у гражданских активистов появилась возможность принимать участие в конкурсах социально значимых проектов, тогда как ранее была возможность влиять на развитие инфраструктуры и решение проблем своих муниципальных образований только за счет средств местных бюджетов и средств населения.

С 2021 года муниципалитетам из регионального бюджета предоставляются субсидии в целях софинансирования расходных обязательств на реализацию инициативных проектов по результатам конкурсного отбора.

При поддержке Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в Белоярском районе в 2021 и 2022 годах на территориях поселений, входящих в состав района, реализовано в совокупности 11 инициативных проектов общей стоимостью 52 482,8 тыс. рублей с учетом средств граждан — инициативных платежей.

Основная часть инициативных проектов, реализуемых в Белоярском районе, направлена на осуществление мероприятий в сфере благоустройства территорий поселений.

Размер предоставляемой субсидии из бюджета региона на реализацию инициативного проекта определяется отдельно по каждому инициативному проекту, ставшему победителем в конкурсе, исходя из оценки затрат на его реализацию, с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования и предельного уровня софинансирования не более 10 млн рублей. Реализация инициативных проектов должна осуществляться в пределах текущего финансового года.

Одним из критериев оценки инициативного проекта на региональном уровне является наличие софинансирования со стороны населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в денежной форме, то есть наличие инициативных платежей.

В 2023 году поддержка регионом реализации инициативных проектов муниципальных образований продолжится. В Белоярском районе планируется осуществление семи инициативных проектов, традиционно направленных на благоустройство территорий поселений, общей стоимостью до 54 млн рублей.

Бюджет для граждан

Как инструмент вовлечения граждан в процесс управления муниципальными финансами с 2016 года широко применяется «бюджет для граждан». Он представляет собой документ, обеспечивающий представление информации о бюджете и отчетов о его исполнении в доступной для граждан форме.

011.png

В целях совершенствования прозрачности (открытости) бюджетов субъектов России и местных бюджетов приказом Минфина России от 22 сентября 2015 г. № 145н утверждены Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме.

Бюджет для граждан, созданный на основе данных о параметрах местного бюджета, представляется наиболее развернутым и доступным для понимания. Он содержит в себе комплекс словесного описания, наглядных показателей и демонстрационного материала (графиков, таблиц), благодаря которым население имеет возможность в доступной и понятной форме ознакомиться с особенностями бюджета. Ввиду наглядности и удобства восприятия представляемой информации о бюджете граждане имеют возможность сформировать представление о доходах и необходимых расходах на поддержание основ жизнеобеспечения территории, образования, здравоохранения, безопасности и т. д., влиять на расходы, помогать через обратную связь с населением в корректировке и расстановке приоритетов расходов статей бюджета. При этом информационный ресурс (сайт, портал), который используется для размещения информации для граждан, должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить в сквозном режиме возможность видеть, сопоставлять, анализировать и понимать показатели муниципального бюджета.

В Белоярском районе особое внимание уделяется развитию разделов официального сайта органов местного самоуправления, предназначенных для размещения информации о бюджетном процессе. Кроме официальных документов в общем доступе на официальном сайте Белоярского района представлена информация об основных характеристиках и положениях бюджета в форме бюджета для граждан.

Бюджет для граждан для ознакомления населения (заинтересованных пользователей) содержит структурированную информацию о приоритетных направлениях бюджетной политики, основные условия формирования и исполнения бюджета, источники доходов бюджета, обоснования бюджетных расходов, планируемые и достигнутые результаты использования бюджетных ассигнований, а также инструменты вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений.

На территории Белоярского района данная форма вовлечения граждан в бюджетный процесс применяется на всех его этапах: при формировании проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, при утверждении решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, при подготовке отчета о текущем исполнении бюджета и при утверждении решения об исполнении бюджета за отчетный год. Рассмотрим бюджет для граждан, разработанный по проекту решения Думы Белоярского района «О бюджете Белоярского района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (далее — бюджет для граждан).

Первостепенно в бюджете для граждан приведен перечень нормативных правовых актов, которыми регламентирован процесс формирования и подготовки проекта бюджета на очередной год и плановый период.

В основу проекта бюджета района положены приоритетные цели его развития, обозначенные в Стратегии социально-экономического развития района, в муниципальных программах Белоярского района, а также основные направления бюджетной и налоговой политики. Внимание граждан акцентируется на отдельных аспектах налоговой политики, проводимой на местном и региональном уровнях, и на основных показателях социально-экономического развития района.

Далее размещаются основные характеристики бюджета Белоярского района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Отражаются общие объемы доходов, расходов и прогнозируемый дефицит бюджета. Приводится краткий анализ динамики прогнозируемых показателей к данным прошлого и текущего годов.

Сведения о планируемых поступлениях приведены в разрезе базовых составляющих доходной части бюджета по видам доходов и наглядно представлены в виде структуры налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений доходов бюджета. С целью обеспечения открытости и прозрачности информация о доходах бюджета, помимо представления их структуры, дополнительно раскрывается по видам доходов с детализацией по статьям.

Большей частью внимание граждан к доходам бюджета обу­словлено интересом к тому, какая составляющая таких доходов формируется за счет налогообложения граждан и какую долю в общем объеме доходов бюджета они составляют. Многих также интересуют налоговые льготы по местным налогам, действующие на территории муниципального образования. В этой связи в состав бюджета для граждан включена информация об оценке налоговых льгот (налоговых расходов), предоставляемых в соответствии с решениями, принятыми представительными органами местного самоуправления Белоярского района.

Наглядное распределение бюджетных ассигнований в бюджете для граждан также представлено по разделам, подразделам классификации расходов бюджета. Расходы бюджета района на 2023–2025 годы содержат только действующие расходные обязательства. Принимаемых (новых) расходных обязательств на 2023–2025 годы не запланировано.

Структура расходов бюджета вызывает интерес граждан с точки зрения их распределения по сферам жизнеобеспечения населения, на которые они будут направлены.

В бюджете для граждан особое внимание акцентировано на социальной ориентированности бюджета района. От общего объема расходов бюджета на развитие образования, социальной политики, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта будет направлено более пятидесяти процентов.

Вниманию граждан представлена как общая структура расходов бюджета, так и структура расходов в разрезе отдельных социально значимых направлений. Раскрыты такие направления, как социальные расходы, в том числе объемы бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку семей и детей, расходы на исполнение публичных нормативных обязательств, расходы на осуществление дорожной деятельности за счет средств муниципального дорожного фонда, расходы на финансовое обеспечение реализации национальных проектов и муниципальных программ.

Учитывая, что в состав муниципального образования входят поселения, с которыми органы местного самоуправления муниципального района находятся в тесной взаимосвязи (в том числе финансовой), в бюджет для граждан включена краткая информация о характеристиках бюджетов данных поселений. Также приведены данные о межбюджетных трансфертах, предусмотренных в бюджете района для обеспечения сбалансированности бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района.

Завершающей и не менее значимой частью бюджета для граждан становится информация об источниках внутреннего финансирования дефицита бюджета. Она демонстрирует планируемые итоги исполнения бюджета предстоящего периода.

Для обеспечения обратной связи в бюджет для граждан в обязательном порядке включена контактная информация, содержащая ссылки на официальный интернет-сайт органов местного самоуправления, почтовый адрес и адрес электронной почты, номера телефонов и графики работы органа, ответственного за подготовку проекта бюджета. Ознакомившись с показателями и аналитикой проекта бюджета муниципалитета, граждане могут направлять свои отзывы, получать разъяснения и вносить предложения к данному проекту, что и будет являться их непосредственным участием в бюджетном процессе.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама