Изменения в инструкциях по учету и отчетности

Недавно Минфин России выпустил долгожданные проекты изменений в Инструкцию № 157н (далее — Проект № 157н)[1] и в Инструкцию № 33н (далее — Проект № 33н)[2], из которых большинство вступают в силу с 2023 года. Однако некоторые новшества необходимо учитывать либо с момента вступления их в силу, либо при составлении отчетности за 2022 год. Рассмотрим изменения, ожидаемые к применению в ближайшем будущем.

А. Ю. Опальский, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России

Инструкция № 157н

Изменения при составлении отчетности за 2022 год

В рабочий план счетов в 2022 году планируется введение новых счетов (п. 2 Проекта № 157н):

  • 0 204 3Т 000 «Участие в договоре простого товарищества»;
  • 0 205 2К 000 «Расчеты по доходам от концессионной платы»;
  • 0 205 8Т 000 «Расчеты по прочим доходам от деятельности простого товарищества»;
  • 0 209 39 000 «Расчеты по доходам бюджета от возмещений государственным внебюджетным фондом расходов страхователя»;
  • 0 210 Т5 000 «Расчеты с товарищами по доходам по договору простого товарищества»;
  • 0 215 5Т 000 «Вложения по договору простого товарищества»;
  • 0 302 9Т 000 «Расчеты по покрытию расходов (убытков) по договору простого товарищества»;
  • 0 304 Т6 000 «Расчеты по вкладам товарищей по договору простого товарищества».

Применение счета 0 209 39 000 «Расчеты по доходам бюджета от возмещений государственным внебюджетным фондом расходов страхователя» призвано урегулировать несоответствие между номером счета начисления и кодом КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов».

Отметим, что согласно разъяснениям, приведенным в совместном письме Минфина России и Казначейства России от 1 декабря 2021 г. № 02-06-07/97427 / 07-04-05/02-29373, расчеты по возмещению ФСС России расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, доходы от которых отражаются по подстатье КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов», следовало раскрывать в Сведениях дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее — Сведения (ф. 0503769)) по счету 0 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».

Применение счета 0 205 2К 000 «Расчеты по доходам от концессионной платы» связано с использованием статьи КОСГУ 12К «Доходы от концессионной платы» с 2022 года для кассовых поступлений (изменения в Порядок № 209н на 2022 год, внесенные приказом Минфина России от 24 сентября 2021 г. № 133н).

Остальные изменения в рабочий план счетов связаны с применением СГС «Совместная деятельность» при отражении операций по договору простого товарищества.

Изменения с момента вступления в силу Проекта № 157н

Небольшие изменения связаны с применением подстатей КОСГУ 560 (660), 730 (830). По счетам расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности, обороты по которым содержат в 24–26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности», остатки формируются на начало очередного финансового года с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, отражающего классификацию институциональных единиц. Данное требование и ранее приводил Минфин России. Теперь оно будет формализовано в Инструкции № 157н.

Дополняются счета учета имущества казны группой счетов 0 114 50 000 «Обесценение нефинансовых активов, составляющих казну» с детализацией по объектам учета имущества казны, на которые может быть начислен убыток от обесценения, например, 0 114 51 000 «Обесценение недвижимого имущества, составляющего казну», 0 114 52 000 «Обесценение движимого имущества, составляющего казну» и прочие. Введение данных счетов необходимо для отражения переданного в казну объекта с учетом начисленного на него обесценения: согласно пункту 29 Инструкции № 157н передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей, в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации и накопленных убытков от обесценения. Счетов для принятия к учету в казну ранее начисленного обесценения не было.

Также добавляется новый забалансовый счет 49 «Не признанный финансовый результат объекта инвестирования».

Технические правки вносятся в определение субъекта учета. Под субъектом учета также будет пониматься обособленное подразделение учреждения, указанное в его учредительных документах, действующее на основании утвержденного им положения, наделенное обязанностью (полномочием) ведения бухгалтерского учета (обособленное структурное подразделение).

Технические правки вносятся в определение централизованной бухгалтерии. Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов России, финансовые органы муниципального образования (уполномоченные органы), в случае передачи им полномочий по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности, далее будут определяться как уполномоченные организации. Государственное (муниципальное) учреждение, которому передали полномочия по ведению бухгалтерского учета субъекта учета согласно договору (соглашению), далее определяется как централизованная бухгалтерия. При этом термин «Централизованная бухгалтерия» будет распространяться на оба перечисленных случая передачи полномочий по ведению учета.

Закреплена первичная роль электронного документооборота и для формирования регистров: регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (электронный регистр), и (или) на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов. Регистры бухгалтерского учета подписываются лицом, ответственным за его формирование, должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (главным бухгалтером, а при осуществлении централизуемых полномочий — руководителем централизованной бухгалтерии).

Определено правило, согласно которому показатели начисленных (принятых) денежных обязательств, не исполненных в текущем периоде, по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

Детализировано понятие инвестиционной недвижимости. К таковой относится объект недвижимости (часть объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, закрепленный на праве оперативного управления за субъектом учета в целях предоставления указанного имущества в возмездное пользование (в аренду) для получения платы за пользование указанным имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества и не используемый субъектом учета для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, отражается в составе группы учета «Инвестиционная недвижимость». Отметим, что ранее аналогичное определение было приведено в пункте 7 СГС «Основные средства».

В настоящее время согласно пункту 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Согласно новым правилам (п. 33 Проекта № 157н) эти дополнительные расходы на доставку, приведение их в состояние, пригодное для использования, не должны включаться в стоимость материалов, а относятся на расходы текущего периода.

Закреплено правило, согласно которому аналитический учет прав пользования нематериальными активами ведется в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), а в случае однотипных прав пользования нематериальных активов (однотипных лицензий на использование одного программного комплекса) — в Инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) в разрезе объектов учета прав пользования нематериальными активами по инвентарным номерам и ответственным лицам. Ранее аналогичные разъяснения Минфин России приводил в письме от 27 мая 2021 г. № 02-06-10/40996.

Расширяются правила аналитического учета дебиторской задолженности. Теперь аналитику по счету 0 205 00 000 «Дебиторская задолженность» нужно вести с указанием при учете расчетов по целевым выплатам дополнительного аналитического признака, идентифицирующего целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (кодов целей), правовых оснований (включая дату исполнения). В аналогичном порядке — по правовым основаниям (включая дату исполнения) следует вести аналитический учет по другим счетам учета дебиторской и кредиторской задолженности. При учете расчетов по целевым выплатам аналитический учет по счету 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» также ведется с указанием дополнительного аналитического признака, идентифицирующего целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (кодов целей).

Формализуется правило, согласно которому на счете 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» не ведется учет дебиторской задолженности подотчетных лиц, не возвращенной в установленные сроки, по которой ведется претензионно-исковая работа. По разъяснениям Минфина России учет такой задолженности следует вести на счете 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Детализируется порядок применения счетов 0 401 41 000 и 0 401 49 000. Так, пунктом 87 Проекта № 157н устанавливается, что перевод показателей со счета 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы» в объеме денежных средств, предусмотренных на очередной финансовый год, на счет 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» осуществляется первым рабочим днем текущего года.

С использованием счетов 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» будет осуществляться учет обязательств учреждения, возникающих при поступлении закупаемого учреждением имущества, в случае если его приемка осуществляется на дату, отличную от даты поступления имущества, в соответствии с порядком, установленным законодательством (порядок приемки имущества) или в случае включения в договор поставки имущества условия, аналогичного указанному порядку приемки имущества. Данное положение касается временного разрыва при электронной приемке через ЕИС. Ранее такие требования Минфин России приводил в письме от 11 ноября 2022 г. № 02-06-07/110108.

Исключено положение о применении счетов принимаемых обязательств (0 502 07 000 «Принимаемые обязательства») при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при условии размещения извещения, приглашения принять участие. Ранее подобные разъяснения Минфин России приводил в письме от 25 декабря 2020 г. № 02-06-10/115220.

Уточнен порядок отражения бланков строгой отчетности за балансом. Теперь на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» нельзя будет учитывать бланки строгой отчетности, находящиеся у ответственных лиц сразу с момента их приобретения. Детализирован и порядок использования счета 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». На нем предполагается учитывать переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными организациями и получаемые от них для награждения команд-победителей. Кроме того, как и раньше, на счете учитываются материальные ценности, приобретенные учреждением самостоятельно и предназначенные для награждения (дарения), в том числе ценные подарки и сувениры. Такие ценные подарки (сувениры) учитываются на забалансовом счете в момент выдачи их со склада ответственному лицу для награждения (дарения).

Ведение аналитического учета по счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» предполагается осуществлять в разрезе контрагентов (плательщиков доходов (групп плательщиков доходов), идентификационных номеров расчетов по доходам (уникальных идентификаторов начислений (УИН) (при наличии), с указанием дополнительного аналитического признака, идентифицирующего целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (кодов целей), правовых оснований (включая дату исполнения) при учете расчетов по целевым поступлениям (выбытиям) — если указанная аналитика предусмотрена положениями учетной политики субъекта учета.

Прочие изменения с 2023 года или в более поздние сроки

Обратите внимание: Проект № 157н не указывает четкой даты применения счетов 0 110 00 000 «Затраты на биотрансформацию» и 0 113 00 000 «Биологические активы». Несмотря на то, что СГС «Биологические активы» вступил в силу с 2022 года, существует вероятность, что изменения в рабочий план счетов, необходимые для его применения, будут отложены до 2023 года.

Также с 2023 года, ввиду перехода на расчеты по единому налоговому платежу и объединения ПФР и ФСС в Социальный фонд России, в рабочем плане счетов предполагается введение новых счетов 0 303 14 000 «Расчеты по единому налоговому платежу», 0 304 07 000 «Расчеты с плательщиками по единому налоговому платежу» и 0 303 15 000 «Расчеты по единому страховому тарифу» для отражения расчетов по соответствующим объектам учета.

Для операций по счетам ЕКС предусматриваются счета 0 224 00 000 «Финансовые активы от управления остатками средств на ЕКС», 0 225 00 000 «Расчеты по доходам от управления остатками средств на ЕКС», 0 324 00 000 «Расчеты с кредиторами по прочим операциям со средствами ЕКС» и 0 421 00 000 «Финансовый результат по управлению остатками средств на ЕКС». Аналитика по данной группе счетов, а также по новому забалансовому счету 53 «Ценные бумаги по договорам РЕПО от управления остатками средств на ЕКС» будет формироваться органами Федерального казначейства, осуществляющими казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета и (или) управление остатками средств на едином казначейском счете (ЕКС), а также иные операции в системе казначейских платежей. Данный блок операций согласно пункту 2 Проекта № 157н отложен до 2026 (2027) года. В таком же порядке будет применяться новый раздел III обновлений Инструкции № 157н (п. 115 Проекта № 157н).

Инструкция № 33н

Изменения при составлении отчетности за 2022 год

Основной блок изменений Проекта № 33н связан с расширением состава формы Сведений об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773). Так, код причины «03» — исправление ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, по корреспонденциям со счетами, предназначенными для отражения ошибок прошлых лет (0 304 86 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному», 0 304 96 000 «Иные расчеты прошлых лет», 0 401 18 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году», 0 401 19 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году», 0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году», 0 401 29 000 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году»), планируется детализировать дополнительными кодами:

  • 3.1 — несвоевременное поступление первичных учетных документов;
  • 3.2 — несвоевременное отражение фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета;
  • 3.3 — ошибки в применении счетов бухгалтерского учета;
  • 3.4 — ошибки, допущенные при отражении бухгалтерских записей на основании первичного учетного документа (за исключением ошибок в применении счетов бухгалтерского учета);
  • 3.5 — иные причины.

Дополнительные сведения планируется вынести в новый раздел 4 формы следующим образом (таблица 1).

Серьезные изменения вносятся в порядок заполнения формы Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790).

В графе 3 теперь будет указываться код объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества, присвоенный в системе «Электронный бюджет», если источником финансового обеспечения расходов на осуществление капитальных вложений являются средства федерального бюджета.

Существенно обновлены и добавлены новые коды статуса объекта капитального строительства (графы 7, 8). Среди новых статусов 3Х (реализация (строительство) инвестиционного проекта приостановлена) предполагается детализация причины:

  • 30 — отказ в государственной регистрации объекта незавершенного строительства, возникшего в результате приостановления его строительства;
  • 31 — строительство объекта приостановлено без консервации;
  • 32 — объект законсервирован;
  • 33 — срок действия разрешения на строительство истек;
  • 34 — со дня отказа в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию прошло более двенадцати месяцев;
  • 35 — истек срок действия договора аренды земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства;
  • 36 — строительство, реконструкция объекта капитального строительства не завершены и возникли ограничения, установленные земельным и иным законодательством;
  • 37 — в соответствии с бюджетным законодательством средства бюджетов бюджетной системы не предусмотрены на завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого не завершены, в течение трех лет начиная с последнего года, в котором осуществлялось финансирование таких строительства, реконструкции;
  • 38 — в отношении объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого не завершены, и (или) земельного участка, на котором расположен такой объект, наложен арест, запрет совершать определенные действия и (или) избрана мера пресечения в виде залога;
  • 39 — вступило в силу решение суда, в том числе о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой.

Добавлены статусы 4X (реализация инвестиционного проекта приостановлена до начала строительства):

  • 41 — вложения произведены в проектные и (или) изыскательские работы, по результатам которых проектная документация не утверждена или утверждена более 5 лет назад, но не включена в реестр типовой проектной документации или не признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования;
  • 42 — отсутствие оснований для государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства, в отношении которых произведены затраты.

Графы 4, 10–16 заполняться не будут.

Ожидается, что учреждениям придется более тщательно провести инвентаризацию капитальных вложений перед составлением годовой отчетности за 2022 год.

Остальные изменения, подлежащие применению с отчетности за 2022 год, носят технический характер.

Расходы на приобретение биологических активов по КОСГУ 360 «Увеличение стоимости биологических активов» планируется включить в форму Отчета о движении денежных средств (ф. 0503723).

Информацию по увеличению (уменьшению) дебиторской (кредиторской) задолженности (графы 6, 8) по неденежным расчетам предполагается заменить на расчеты с сегментами. В целях формирования Сведений (ф. 0503769) под расчетами с сегментами понимаются операции по увеличению (уменьшению) дебиторской (кредиторской) задолженности по расчетам, отражаемым в корреспонденции с соответствующими счетами 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов». Предположительно данная правка связана со вступлением в силу с 2022 года СГС «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам» и будущей консолидацией данных расчетов.

Изменения с 2023 года

Основным блоком изменений 2023 года по Проекту № 33н будет новая Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) (далее — Справка (ф. 0503725)). Ее заполнение предполагается распространить на передачу имущества внутри госсектора с использованием счетов 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям», 0 401 20 281 «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям», 0 401 10 189 «Иные доходы», 0 401 10 191 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора», 0 401 10 195 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» при внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных передачах активов. Данное правило является прямым продолжением новой схемы передачи имущества, применяемой с 2022 года (применение КВР 801–808 и кодов подвида доходов 191–198).

Кроме того, в Справку (ф. 0503725) планируется включать операции по расчетам с учредителем по счетам 4 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)», 5 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», 5 205 62 000, 6 205 62 000 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», 4 401 40 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)», 5 401 40 152 «Доходы будущих периодов от поступлений текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», 6 401 40 162 «Доходы будущих периодов от поступлений капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», 4 303 05 000, 5 303 05 000, 6 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». В таких условиях счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» по приведенным расчетам придется детализировать до 0 40 141 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года» (п. 301 Инструкции № 157н).

Второй блок изменений предполагает расширение Справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710). Так, ее второй раздел будет включать расширенную детализацию закрытия счетов 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» на счета финансового результата. Схематично его можно отразить следующим образом (таблица 2).

Обратите внимание: на момент написания статьи приведенные проекты изменений еще не были приняты. Изменения в Инструкцию № 191н рассмотрим в следующем номере.



[1] ID проекта 01/02/11-22/00132891

[2] ID проекта 01/02/10-22/00132522


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама