Слияние внебюджетных фондов: тариф, взносы, отчетность

Путем реорганизации государственного учреждения — Пенсионного фонда России с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования России 1 января 2023 года создается Фонд пенсионного и социального страхования России. Рассмотрим основные положения деятельности нового учреждения.

А. Р. Арсеньева, консультант

Порядок создания, реорганизации и ликвидации Фонда пенсионного и социального страхования России (далее — ФПСС России), его функции и полномочия, органы управления и их компетенции регулируются положениями Закона от 14 июля 2022 г. № 236‑ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее — Закон № 236‑ФЗ).

В результате создания единого фонда на федеральном уровне будут централизованы услуги, предоставляемые государственными внебюджетными фондами, организованы единые офисы клиентского обслуживания и оптимизированы их количество и структура.

В пункте 1 статьи 5 Закона № 236‑ФЗ закреплены функции ФПСС России:

  • назначение и выплата пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению;
  • предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством;
  • назначение и выплата государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;
  • организация инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • актуарное оценивание финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, долгосрочное прогнозирование их развития;
  • предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
  • организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц;
  • иные функции и полномочия, предусмотренные законодательством.

Объединение внебюджетных фондов влечет изменения в порядке исчисления взносов, тарифах, отчетности.

В законодательную базу внесены соответствующие изменения, которые вступят в силу 1 января 2023 года. В том числе новшества затронули положения Налогового кодекса, Закона от 1 апреля 1996 г. № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27‑ФЗ), Закона от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125‑ФЗ).

Страховые взносы

С 2023 года вводится единый размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.

Пунктом 3 статьи 425 Налогового кодекса предусмотрены единые тарифы страховых взносов:

  • в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 30 процентов;
  • свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 15,1 процента.

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета России, судей, тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 2,9 процента;
  • на обязательное медицинское страхование — 5,1 процента.

На обязательное пенсионное страхование взносы с выплат указанным лицам не исчисляются.

Пунктом 5.1 статьи 421 Налогового кодекса установлена единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов. На 2023 год она определяется путем индексации предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, с учетом роста средней заработной платы и подлежит ежегодной индексации, коэффициент которой устанавливается законодательно.

Пунктом 1 постановления Правительства России от 16 ноября 2021 г. № 1951 определена предельная величина базы для расчетов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 1 565 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2022 года.

Таким образом, предельная база для исчисления страховых взносов в ФПСС России, установленная на 2023 год (ПВ 2023), будет равна:

ПВ 2023 = 1 565 000 × К,

где К — коэффициент индексации.

Если сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица превысит установленную на соответствующий расчетный период единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Для начисления взносов на страхование от несчастных случаев предельная величина базы Законом № 125‑ФЗ не установлена. Таким образом, взносы по указанному виду страхования исчисляются со всей суммы облагаемых выплат и вознаграждений.

Внимание!

Так как Пенсионный фонд и Фонд социального страхования России становятся единым ФПСС России, то взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование будут исчисляться плательщиками в виде единой суммы (п. 6 ст. 431 НК РФ). Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, рассчитывается в рублях и копейках (п. 5 ст. 431 НК РФ).

Исчисленная для уплаты за календарный месяц сумма страховых взносов подлежит перечислению в бюджет не позднее 28-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ).

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, осуществленные в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, поименованы в статье 422 Налогового кодекса. Из перечня исключены суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России.

Также с 1 января 2023 года перестают действовать положения подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса, согласно которым в базу не входили:

  • в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
    • суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями;
    • выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
  • в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
    • вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера;
    • по договору авторского заказа;
    • по договору об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

Внимание!

Из положений статьи 11.3 Налогового кодекса (вступает в силу 1 января 2023 года) единый платеж по страховым взносам входит в совокупную обязанность плательщика по внесению платежей, подлежащих уплате в составе единого налогового платежа на единый налоговый счет.

Отчетность

Новая налоговая обязанность — единый платеж по страховым взносам — влечет введение соответствующей отчетности.

Пунктом 2 статьи 5 Закона № 27‑ФЗ, пунктом 1 статьи 24 Закона № 125‑ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в органы ФПСС России информацию для индивидуального (персонифицированного) учета в составе единой формы сведений, в которую включаются также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемые ежеквартально в соответствии с Законом № 125‑ФЗ.

Единая форма сведений и порядок ее заполнения устанавливаются ФПСС России. Пунктом 3 статьи 15 Закона № 237‑ФЗ определен срок — до 1 января 2023 года.

Отчетность может быть представлена как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

В составе сведений для индивидуального (персонифицированного) учета указывается информация:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилия, имя и отчество;
  • периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии;
  • сведения о трудовой деятельности;
  • дата заключения, дата прекращения и иные реквизиты договора ГПХ, на вознаграждение по которому в соответствии с налоговым законодательством начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам;
  • сведения, предусмотренные Законом от 30 апреля 2008 г. № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представляются по окончании I квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом);
  • документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 2 ст. 11 Закона № 27‑ФЗ).

Исходя из новых положений Законов № 27‑ФЗ, 125‑ФЗ единая форма сведений объединяет формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, СЗВ-ТД и 4-ФСС, которые начиная с отчетности за расчетные периоды 2023 года страхователи подавать не будут.

Внимание!

За отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в ПФ России в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 237‑ФЗ (п. 1 ст. 15 Закона № 237‑ФЗ).

За отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2023 года, уточненные сведения о начисленных страховых взносах на случай травматизма представляются в территориальный орган ФПСС России в порядке и по форме, которые установлены законодательством, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 237‑ФЗ (п. 2 ст. 15 Закона № 237‑ФЗ).

Налоговый кодекс устанавливает следующие сроки представления отчетов по страховым взносам:

  • расчет по страховым взносам — не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом;
  • персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, — не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Сведения о начисленных страховых взносах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляются в территориальный орган страховщика по месту регистрации учреждения ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в составе единой формы сведений (п. 1 ст. 24 Закона № 125‑ФЗ).

Штрафные санкции

Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений о лицах, подлежащих страхованию, влечет наложение финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей (ст. 17 Закона № 27‑ФЗ).

Признаки непредставления отчета указаны в пункте 7 статьи 431 Налогового кодекса:

  • сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений, базе для исчисления страховых взносов, сумме страховых взносов содержат ошибки;
  • суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;
  • в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

В случае признания расчета по страховым взносам непредставленным налоговый орган направляет страхователю соответствующее уведомление в сроки, установленные в пункте 7 статьи 431 Налогового кодекса:

  • не позднее дня, следующего за днем получения расчета по страховым взносам в электронном виде;
  • в течение 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе.

В течение пяти дней с даты направления уведомления в электронной форме (10 дней с даты направления уведомления на бумажном носителе) страхователь должен представить форму расчета по страховым взносам, в которой устранены несоответствия.

В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

Поправками, внесенными Законом № 237‑ФЗ, увеличен срок, в течение которого страхователем должно быть исполнено требование об уплате штрафа. С 1 января 2023 года требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 20 календарных дней со дня получения такого требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. В случае уплаты финансовых санкций в течение первых 10 календарных дней со дня получения такого требования финансовые санкции могут быть уплачены в размере половины суммы, указанной в требовании об уплате финансовых санкций (ст. 17 Закона № 27‑ФЗ).

Штрафные санкции не применяются, если:

  • страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий представил уточненные (исправленные) сведения;
  • страхователь самостоятельно выявил ошибки в сведениях в отношении зарегистрированного лица, ранее представленных страхователем и принятых территориальным органом ФПСС России, до момента их обнаружения сотрудниками Социального фонда России и представил уточненные (исправленные) сведения.

Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама