Обзор судебной практики

На сегодняшний день частыми являются споры, инициированные органами прокуратуры, которые обращаются в суд с целью предотвратить нарушение действующего законодательства со стороны учреждений бюджетного сектора. Рассмотрим ситуацию, которая возникла между военным госпиталем и органами прокуратуры о привлечении к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 2 класса

Ситуация

Суд удовлетворил требование военного прокурора гарнизона (далее также заявитель) о привлечении к ответственности федерального государственного казенного учреждения (далее — учреждение) по пункту 2 статьи 14.1 КоАП России за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). Арбитры указали, что в ходе проверки было установлено, что учреждением оказываются платные медицинские услуги по тотальному эндопротезированию коленных суставов в отсутствие соответствующей лицензии (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 января 2022 г. № Ф02-7874/2021 по делу № А10-1762/2021).

Суть дела

Медицинское учреждение осуществляло платные медицинские услуги по тотальному эндопротезированию коленных суставов.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении установлен факт осуществления указанной деятельности, что подтверждается следующими документами:

  • прейскурантом на хирургическое лечение, утвержденным врио начальника госпиталя;
  • расчетом цены тотального эндопротезирования коленного сустава со спинномозговой анестезией (без учета стоимости протеза);
  • договором об оказании платных медицинских услуг;
  • актом об оказании услуг;
  • книгой учета травматологических операций хирургического отделения с операционным блоком гнойной хирургии и стерилизационной;
  • планами оперативных вмешательств;
  • журналом учета анестезий отделения анестезиологии и реанимации;
  • медицинскими картами стационарных больных.

Как указывает заявитель, оказание медицинской услуги по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи является лицензируемым видом деятельности. Медицинское учреждение не имеет такой лицензии.

Позиция суда

Суд удовлетворил требование военного прокурора гарнизона. Арбитры исходили из нижеследующего.

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, если указанные перечни не установлены федеральными законами (п. 2 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Обратите внимание, что в период возникновения анализируемого спора действовали нормы Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства России от 16 апреля 2012 г. № 291 (далее — Положение)[1].

Согласно пункту 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Минздравом России.

Согласно приложению к указанному Положению в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены в том числе работы (услуги) по травматологии и ортопедии.

Приказом Минздрава Россииот 11 марта 2013 г. № 121 утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее — Требования).

В названных Требованиях все виды работ (услуг), входящих в лицензируемую медицинскую деятельность, разбиты по видам, условиям оказания и формам медицинской помощи. Работы (услуги) по травматологии и ортопедии в рамках лицензируемой медицинской деятельности могут оказываться в виде высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях (подп. 4 п. 3 Требований).

Согласно приказу Минздрава России от 13 октября 2017 г. № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», постановлению Правительства России от 28 декабря 2020 г. № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» эндопротезирование коленного сустава является услугой по ортопедии и относится к видам высокотехнологичной медицинской помощи.

Между тем в лицензии и выписке из реестра лицензий учреждения по состоянию на 19 марта 2021 года указано следующее: «При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях...».

Разрешение по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях в лицензии и выписке из реестра лицензий отсутствует, что указывает на осуществление учреждением лицензируемого вида деятельности в отсутствие специального разрешения.

Судьи пришли к выводу, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях лечебного учреждения вменяемого ему правонарушения.

Довод учреждения о том, что оно не занимается предпринимательской деятельностью, со ссылкой на нормы Гражданского кодекса и Закон от 12 января 2006 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», противоречит установленным судами фактам получения госпиталем прибыли от осуществляемой медицинской деятельности.

Правовой статус учреждения, как и отсутствие у него денежных средств для уплаты штрафа не являются основаниями для его освобождения от какого-либо вида юридической ответственности.

На основании изложенного суд кассационной инстанции поддержал выводы нижестоящих судов и пришел к выводу, что в рассмотренной ситуации учреждение подлежит административной ответственности по пункту 2 статьи 14.1 КоАП России.

Комментарии

Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на реализацию которого на территории России и на иных территориях, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию согласно законодательству России и нормам международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом № 99-ФЗ, с федеральными законами, указанными в пункте 3 статьи 1 Закона № 99-ФЗ и регулирующими отношения в определенных сферах деятельности (п. 3 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (п. 1 ст. 2 Закона № 99-ФЗ).

Следовательно, осуществление лицензируемого вида деятельности в отсутствие соответствующей лицензии нельзя расценивать как правонарушение, не несущее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Объектом правонарушения по пункту 2 статьи 14.1 КоАП России выступают общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, в частности медицинской.

Обратите внимание, что применение положений пункта 2 статьи 14.1 КоАП России возможно только в том случае, если лицо вело предпринимательскую деятельность, то есть имело целью получение прибыли, даже если она не была получена.



[1] На сегодняшний день действует постановление Правительства России от 1 июня 2021 г. № 852.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама