Особенности договорной работы по Закону № 44-ФЗ

С 1 января 2022 года некоторые пункты существенных условий для контрактов нужно указывать поновому. На практических вопросах обсудим нюансы работы в 2022 году с контрактами по Закону № 44‑ФЗ.

Н. М. ГУСЕВА, государственный советник 2 класса, кандидат экономических наук, практикэксперт

Сроки оплаты

Сроки оплаты по контрактам сократили с 30 календарных до 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства (СМП) — до 10 рабочих дней. Изменения вносятся в раздел контракта о порядке расчетов.

Рассмотрим на примерах, как в контракте правильно указать условия о порядке и сроках оплаты.

Закон № 44‑ФЗ устанавливает ряд обязательных требований к условиям оплаты товара, работы или услуги по контракту.

Заключение контракта с юридическим или физическим лицом, в том числе с ИП

Заказчик включает в контракт обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы России, связанных с оплатой контракта.

В данном случае контракт заключают по цене, предложенной победителем, но сумму, которую уплачивают победителю закупки, уменьшают на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Исключение — покупка квартиры у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем или иным занимающимся частной практикой лицом, которое владело ею на праве собственности менее трех лет (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). В таком случае заказчик выплачивает сумму, равную цене контракта (без ее уменьшения на сумму налоговых платежей), так как в данной ситуации физическое лицо обязано осуществить уплату НДФЛ самостоятельно.

С 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно срок оплаты продукции, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 15 рабочих дней с даты, когда заказчик подписал документ о приемке. Условие включают в проект контракта (п. 13.1 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Заключение контракта с СМП или СОНКО

Заказчик включает обязательное условие об оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта. Если закупка объявлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно, то срок оплаты по контракту составит не более 10 рабочих дней (п. 8 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ).

Оформление документа о приемке происходит без использования ЕИС.

Внимание!

С 1 января 2023 года изменятся предельные сроки по оплате контрактов, которые заключаются с СМП или СОНКО. Срок по-прежнему будет отсчитываться с даты подписания заказчиком документа о приемке и составит не более семи рабочих дней (п. 8 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ, Закон от 1 июля 2021 г. № 277‑ФЗ).

В случае оформления документа о приемке без использования единой информационной системы (далее — ЕИС) срок оплаты по контракту должен составлять не более 30 дней с даты подписания такого документа (п. 13.1 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Этапы исполнения контрактов

С 1 января 2022 года действуют новые правила в контрактах с этапами: уточнили, что считать этапом контракта, установили требования, как поэтапно исполнить контракт (см. таблицу 1).

Таблица 1

Новые правила в контрактах с этапами

Что изменилось

Как применять

Сформулировано, что считать этапом контракта

Следует отразить в контракте понятие этапа так, как указано в законе, или своими словами

Отчитываться, как исполняется контракт, придется после каждого этапа

В ЕИС направляют информацию о том, как исполняют контракт, а также документы для приемки после каждого этапа (п. 2 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ)

Теперь заказчик вправе изменять срок отдельного этапа

Дополнительным соглашением изменяют срок исполнения отдельного этапа контракта, но в рамках общего срока исполнения контракта

Условия о цене контракта

При заключении контракта заказчик включает в него:

  • цену, указанную в заявке (окончательном предложении) участника, с которым заключается контракт;
  • условие, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (п. 2 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Рекомендуется в контракте указать порядок перечисления средств контрагенту.

Например, цена работ до окончания действия контракта остается твердой и не подлежит изменению, за исключением случаев, установленных Законом № 44‑ФЗ и действующим законодательством России. Оплата работ по контракту осуществляется в рублях путем безналичного перечисления государственным заказчиком выделенных из федерального бюджета денежных средств на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте.

В контракте на выполнение работ целесообразно прописать, что цена работ включает все возможные расходы подрядчика.

Например, цена контракта включает в себя установленные законодательством выплаты, учитывает все расходы подрядчика, в том числе сопутствующие, связанные с надлежащим исполнением обязательств по контракту, накладные расходы, необходимые для выполнения подрядчиком всех обязательств, а также все налоги, сборы и иные обязательные платежи, установленные законодательством России, в том числе:

  • стоимость всех работ согласно проектной документации;
  • стоимость приобретения, поставки и монтажа необходимого для выполнения работ оборудования, конструкций и материалов, поставляемых подрядчиком;
  • затраты, связанные с обеспечением объекта рабочими, в том числе иностранными, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование;
  • таможенное оформление, в том числе уплату таможенных платежей, налогов и сборов на ввоз на территорию России в соответствии с существующими расценками на момент совершения таможенного оформления;
  • транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых подрядчиком и привлекаемыми им субподрядчиками;
  • накладные расходы, сметную прибыль, лимитированные затраты, а также все налоги, действующие на момент заключения контракта;
  • стоимость понесенных подрядчиком затрат по эксплуатации площадки для выполнения работ (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрану, пожарную безопасность и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования площадки и используемого оборудования до сдачи объекта государственному заказчику в установленном порядке.

В контракте заказчик вправе уточнить, в каких случаях цена может измениться.

Приемка товара, работ, услуг

В соответствии с пунктом 13 статьи 94 Закона № 44‑ФЗ при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 11 статьи 24 Закона № 44‑ФЗ), поставщик (подрядчик, исполнитель) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в ЕИС документ о приемке в порядке и сроки, установленные данным пунктом.

Указанные положения пункта 13 статьи 94 Закона № 44‑ФЗ вступили в силу с 1 января 2022 года. Отметим, что информация и документы, предусмотренные указанным пунктом, с 1 января до 1 апреля 2022 года не размещаются на официальном сайте ЕИС (письмо Минфина России от 3 ноября 2021 г. № 24-06-07/89252, письмо Казначейства России от 30 декабря 2021 г. № 07-04-05/14-33086).

Проверка финконтроля

Рассмотрим документы, сведения из которых проверяют контролеры в установленные сроки по правилам финансового контроля (таблица 2, стр. 52).

Таблица 2

Что проверят

В какой срок

Основание

Штраф за позднее размещение, руб.

План-график закупок

1 рабочий день

Подп. «г» п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 6 августа 2020 г. № 1193 (далее — Правила № 1193)

000–30 000 на должностное лицо (п. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ)

Извещения

1 час

Подп. «в» п. 24 Правил № 1193

000–30 000 на должностное лицо; 10 000–100 000 на организацию (п. 1–1.3 ст. 7.30 КоАП РФ)

Протокол определения поставщика

1 час

Подп. «в» п. 24 Правил № 1193

Проекты контрактов, которые заказчик направляет участнику посредством ЕИС

1 час

Подп. «в» п. 24 Правил № 1193

Проект контракта, который заказчик направляет участнику без использования ЕИС

3 рабочих дня

Подп. «а» п. 13 и подп. «б» п. 25 Правил № 1193

50 000 на должностное лицо (п. 3 ст. 7.32 КоАП РФ)

Штрафы за нарушения

При заключении или исполнении контракта с нарушениями в соответствии с КоАП России предусмотрены штрафы до 300 тыс. рублей (таблица 3, стр. 52).

Таблица 3

Штрафы за нарушения при работе с контрактом

Нарушение

Штраф

Заключили контракт с нарушением условий извещения или условий победителя (п. 1 ст. 7.32 КоАП РФ)

Для должностных лиц — 1 процент НМЦК (от 5 000 до 30 000 руб.);

для юридических лиц — 10 процентов НМЦК (от 50 000 до 300 000 руб.)

Заключили контракт с нарушением условий извещения или условий победителя и при этом увеличили бюджетные расходы или уменьшили количество закупаемой продукции (п. 2 ст. 7.32 КоАП РФ)

Для должностных и юридических лиц — двукратный размер дополнительных расходов или цены продукции, которую недополучили. На этом основании штрафы платят как заказчики, так и контрагенты

Нарушили сроки, в которые необходимо заключить контракт (п. 3 ст. 7.32 КоАП РФ)

Для должностных лиц — 50 000 руб.

Уклонились от заключения контракта (п. 3 ст. 7.32 КоАП РФ)

Для должностных лиц — 50 000 руб.

Изменили условия контракта с нарушениями (п. 4 ст. 7.32 КоАП РФ)

Для должностных лиц — 20 000 руб., для юридических лиц — 200 000 руб.

Изменили условия контракта с нарушениями и при этом увеличили бюджетные расходы или уменьшили количество закупаемой продукции (п. 5 ст. 7.32 КоАП РФ)

Для должностных и юридических лиц — двукратный размер дополнительных расходов или цены продукции, которую недополучили

Нарушили порядок одностороннего расторжения контракта (п. 6 ст. 7.32 КоАП РФ)

Для должностных лиц — 50 000 руб., для юридических лиц — 200 000 руб.

Нарушили обязательства по контракту и причинили ущерб обществу и государству (п. 7 ст. 7.32 КоАП РФ)

Для должностных лиц, ИП — от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 000 руб., или дисквалификация до двух лет; для юридических лиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 руб.

На этом основании штрафы платят как заказчики, так и контрагенты

Не составили документы о приемке или не отправили отказ принимать товар, не провели экспертизу или провели с нарушениями (п. 8 и 9 ст. 7.32 КоАП РФ)

Для должностных лиц — 20 000 руб.

Приняли продукцию, которая не отвечает условиям контракта, и при этом увеличили бюджетные расходы или уменьшили количество закупаемой продукции (п. 10 ст. 7.32 КоАП РФ)

Для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.

Не направили или направили с опозданием сведения для реестра контрактов либо направили недостоверные сведения (п. 2 ст. 7.31 КоАП РФ)

Для должностных лиц — 20 000 руб.

Рассмотрим важные особенности работы с контрактами в 2022 году на практических вопросах.

Вопрос: Вправе ли стороны прекратить взаимозачетом обязательства по Закону № 44‑ФЗ?

Ответ:

Да, вправе. Стороны контракта могут зачесть встречные однородные требования, срок исполнения которых наступил. Закон № 44‑ФЗ этого не запрещает.

Возможно прекратить встречные обязательства зачетом, когда соблюдены следующие условия:

  • происходит зачет однородных требований;
  • срок исполнения этих обязательств уже наступил;
  • зачет не запрещен контрактом или законом. Например, согласно статье 411 Гражданского кодекса нельзя зачесть требования, по которым истек срок исковой давности.

Для прекращения обязательств взаимозачетом достаточно, чтобы одна из сторон заявила об этом (ст. 410 ГК РФ).

Обычно взаимозачет применяют для прекращения обязательств по уплате денежных сумм. Например:

  • заказчик удерживает неустойку при оплате по контракту;
  • стороны зачитывают требования об уплате по разным контрактам (договорам), когда заказчик является должником по одному контракту и кредитором — по другому.

Вопрос: Что грозит заказчику за нарушение сроков оплаты?

Ответ:

За несвоевременную оплату по контракту, заключенному в рамках Закона № 44‑ФЗ, предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность.

За просрочку исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе потребовать неустойку. Пени начисляют за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная с дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Пени начисляют в размере одной трехсотой ключевой ставки Центробанка России, действующей на дату уплаты пеней, от не уплаченной в срок суммы. Например, если оплату в размере 10 000 рублей просрочили на 15 дней, исполнитель потребует неустойку в размере 100 рублей (10 000 руб. / 300 × 20 % × 15 дн.).

Сотруднику, который нарушит срок и порядок оплаты товаров, работ, услуг, грозит штраф от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение штраф заменят дисквалификацией на срок от одного года до двух лет (ст. 7.32.5 КоАП РФ). Если контролер установит, что закупку провели без доведенных лимитов или сумма закупки превысила объем доведенных лимитов, штраф на должностное лицо составит от 20 000 до 50 000 рублей (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

Причем нормы КоАП России распространяются на должностных лиц как бюджетных учреждений, так и государственных и муниципальных унитарных предприятий (письмо ФАС России от 28 августа 2019 г. № ИА/74989/19).

Вопрос: Может ли поставщик передать право требовать оплату выполненных обязательств третьему лицу?

Ответ:

Да, поставщик может уступать право требовать оплату выполненных обязательств третьему лицу. Применить данное право поставщик вправе, если контракт стороны заключили по итогам торгов. В контрактах с единственным поставщиком такое право применять нельзя. Запрет на перемену поставщика, исполнителя, подрядчика при исполнении контракта не препятствует совершению уступки прав из контракта по оплате.

Ранее Верховный суд России утверждал, что уступка третьему лицу права требования исполнения денежного обязательства не противоречит законодательству. Минфин России придерживался иной позиции. По мнению ведомства, применять договор цессии, в том числе по неисполненным обязательствам по государственным или муниципальным контрактам, нельзя. Спор разрешила норма Гражданского кодекса, которую ввели в статью 448 Законом от 26 июля 2017 г. № 212‑ФЗ (п. 17 обзора Президиума Верховного суда от 28 июня 2017 г., письмо Минфина России от 5 сентября 2017 г. № 24-05-09/57010).

Вопрос: Можно ли переплату по одному контракту зачислить в счет оплаты по другому контракту?

Ответ:

Нет, нельзя. Заказчик не вправе при оплате товаров, работ, услуг по контракту учитывать переплату или задолженность по предыдущему контракту, даже если такой контракт заключил с тем же контрагентом. Сумму переплаты необходимо вернуть (п. 1 ст. 1102 ГК РФ, письмо Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-16244).

Вопрос: Можно ли оплатить товары, если срок действия контракта истек, а срок оплаты — нет?

Ответ:

Оплатить и принять товары, работы или услуги можно, но при одном условии: в контракте не прописали, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон.

Факт, что срок действия контракта истек, не означает, что у сторон больше нет обязательств, которые возникли из этого контракта. Контракт признается действующим, пока стороны не исполнят обязательства в срок, который установлен в документе. То есть заказчик вправе исполнить обязательства по приемке и оплате и за пределами срока действия контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ, п. 1 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ, письма Минфина России от 18 декабря 2020 г. № 24-03-06/111235, от 2 октября 2020 г. № 24-03-08/86257, письмо Минэкономразвития России от 19 августа 2016 г. № Д28и-2196).

Вопрос: Является ли оплата исполнительного листа закупкой по Закону № 44‑ФЗ?

Ответ:

Нет, не является. Оплата долга по исполнительным документам не является закупкой по смыслу Закона № 44‑ФЗ, поскольку кредитор и должник не вступают в договорные правоотношения по сделке, а исполняют судебный акт (подп. 3 п. 1 ст. 3 Закона № 44‑ФЗ).

Погашение исполнительных листов не нужно отражать в плане-графике, а также учитывать в совокупном годовом объеме закупок на текущий год.

При оплате сумм задолженности по исполнительным листам нужно применять специальное законодательство — Закон об исполнительном производстве.

Вопрос: Вправе ли заказчик включить в контракт условие об оплате по мере поступления средств?

Ответ:

Нет, не вправе. Порядок, в котором средства поступают из бюджета, нельзя увязать с расчетами по контракту. Если средства поступили с задержкой, то это не освобождает заказчика от обязательств по контракту (определение Верховного суда России от 14 мая 2018 г. № 308-ЭС18-6367 по делу № А15-886/2017).

Вопрос: Возможна ли пролонгация контракта по Закону № 44‑ФЗ?

Ответ:

Нет, за исключением одного случая. Пролонгация, то есть продление срока действия контракта на тех же условиях, Законом № 44‑ФЗ не предусмотрена (письмо Минфина России от 6 февраля 2018 г. № 24-03-08/6836, письмо Минэкономразвития России от 31 марта 2017 г. № ОГ-Д28-4011). Исключение — контракт на оказание услуг по энергоснабжению, на поставку холодной воды, электроэнергии, тепла. Условие о пролонгации таких контрактов установлено в пункте 2 статьи 540 Гражданского кодекса.

Вопрос: Вправе ли заказчик в 2022 году продлить контракт из-за коронавируса?

Ответ:

Нет, не вправе. По причине распространения коронавирусной инфекции только до 31 декабря 2020 года стороны могли заключить дополнительное соглашение и изменить срок контракта.

Специальные основания для изменения условий контракта из-за коронавируса были предусмотрены в пункте 65 статьи 112 Закона № 44‑ФЗ. Норма статьи разрешала менять срок исполнения контракта по соглашению сторон, но только в течение 2020 года. Сейчас специальные основания применять нельзя. Поэтому для изменения условий контракта стороны должны учитывать случаи, которые перечислены в статье 95 Закона № 44‑ФЗ.

Вопрос: Вправе ли заказчик приостановить исполнение контракта?

Ответ:

Да, но только в исключительных случаях. Приостановка исполнения по контракту или договору возможна только в подрядных работах, и только в ограниченном перечне случаев (ст. 716, п. 3 ст. 743 ГК РФ).

Подрядчик обязан приостановить работы по контракту в следующих случаях:

  • предоставленные заказчиком материалы непригодны для исполнения контракта;
  • возможны неблагоприятные для заказчика последствия выполнения его указаний о способе работы;
  • есть иные, не зависящие от подрядчика обстоятельства, которые грозят годности или прочности результатов работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В перечисленных ситуациях подрядчик обязан уведомить заказчика и приостановить работы до получения указаний. Еще одно основание для приостановления подрядных работ: подрядчик в ходе выполнения строительных работ обнаружил, что необходимо провести дополнительные работы, которые не были учтены в технической документации и приведут к увеличению стоимости (п. 3 ст. 743 ГК РФ). В других случаях приостановить исполнение контракта нельзя, Закон № 44‑ФЗ такой возможности не предусматривает.

Вопрос: Вправе ли заказчик изменить предмет контракта?

Ответ:

Нет, не вправе. Менять предмет контракта нельзя, даже если в товарах, работах или услугах отпала необходимость. В этом случае Минфин России рекомендует расторгать контракт по соглашению сторон. Заказчику нужно оплатить фактически исполненную часть контракта (письмо от 13 августа 2020 г. № 24-03-08/71230).

Вопрос: В каком разделе контракта отразить различные статьи расходов для оплаты выполненных работ?

Ответ:

В разделе «Источник финансирования» и в спецификации. В разделе контракта указывают, из каких источников финансирования производится оплата выполненных работ. В спецификации расписывают виды работ, источники финансирования и сумму оплаты.

Вопрос: Вправе ли заказчик прописать в контракте пробную партию товара?

Ответ:

Да, вправе. Заказчик может предусмотреть в контракте условие о предоставлении пробной партии товара. Оно позволит заказчику установить качество товара и его соответствие техническому заданию. При поступлении пробной партии заказчик проводит экспертизу товара и согласовывает его поставку или принимает решение о несоответствии товара условиям контракта.

Вопрос: Можно ли уменьшить цену контракта с юридическим лицом на УСН на сумму НДС?

Ответ:

Нет, поскольку корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении контракта с таким участником закупки действующими нормами Закона № 44‑ФЗ не предусмотрена (п. 1 и 2 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Отметим, что согласно подпункту 2 пункта 13 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ в контракт включают обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому или физическому лицу, в том числе ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы заказчиком.

Таким образом, Законом № 44‑ФЗ предусмотрена обязанность заказчика уменьшить сумму, подлежащую уплате заказчиком юридическому или физическому лицу, в том числе ИП, только если заказчик является плательщиком налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы, связанных с оплатой контракта.

Данную позицию подтвердили специалисты Минфина России в письме от 12 мая 2020 г. № 24-01-08/38165, а также Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 9 июня 2016 г. № Ф08-3551/2016 по делу № А53-24060/2015, УФАС по Чувашской республике в решении от 11 декабря 2017 г. по делу № 340-К-2017).

Вопрос: Вправе ли подрядчик требовать оплату работ, которые не предусмотрены контрактом?

Ответ:

Подрядчик вправе требовать оплату работ, которые не предусмотрены контрактом, если их выполнение было согласовано и принято заказчиком (п. 12 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного суда России 28 июня 2017 г., п. 8, 14 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда России от 24 января 2000 г. № 51).

Позицию подтвердил Верховный суд России в определении от 20 июля 2018 г. № 302-ЭС18-10032.

Заказчик заключил контракт на подрядные работы. Подрядчик в ходе исполнения контракта выявил работы, которые не были учтены проектом и без которых невозможно исполнить контракт. Заказчик и подрядчик подписали акт комиссионного осмотра, в котором заказчик подтвердил, что работы нужно произвести. Выполнение работ заказчик поручил подрядчику. Стоимость дополнительных работ обосновали локально-сметным расчетом. Оплата дополнительных работ не входила в стоимость муниципального контракта. Подрядчик выполнил работы и представил заказчику акт о приемке выполненных работ. Однако заказчик акт не подписал, работы оплачивать отказался. Подрядчик обратился в суд.

Суд указал, что основанием для оплаты заказчиком выполненных работ является акт о необходимости выполнить дополнительные работы, а также акт сдачи результата работ заказчику. Так как в спорной ситуации цена дополнительных работ не превышала 10 процентов цены контракта, в контракте была предусмотрена возможность увеличить цену контракта не более чем на 10 процентов и между сторонами был подписан акт о необходимости выполнения дополнительных работ, суд принял решение удовлетворить требование подрядчика, ссылаясь на статью 95 Закона № 44‑ФЗ.

Вопрос: Как накажут заказчика, если в контракте с единственным поставщиком на поставку электроэнергии нет условия о твердой цене?

Ответ:

Ответственность за отсутствие в контракте с единственным поставщиком условия о твердой цене не предусмотрена. При этом поставщик-монополист вправе указать в контракте не твердую, а ориентировочную цену. Такую позицию высказал Верховный суд России в определении от 12 мая 2017 г. № 304-ЭС17-4309.

Вопрос: Допускается ли заключение контракта с ценой 0 рублей для привлечения экспертов в целях приемки работ?

Ответ:

Нет, не допускается. Такая закупка не соответствует Закону № 44‑ФЗ, поскольку он не предусматривает безвозмездных закупок. Более того, все закупки заказчика указываются в плане-графике. Закон № 44‑ФЗ устанавливает возмездный характер проведения экспертизы, указывая на компенсацию затрат на ее проведение (п. 14 ст. 95 Закона № 44‑ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 31 марта 2017 г. № ОГ-Д28-4023).

Вопрос: Как в контракте отразить сумму НДС? На один товар НДС — 20 процентов, на другой — 10 процентов.

Ответ:

В тексте контракта указывают, что цена контракта включает НДС. В спецификации расписывают размер НДС в процентном и денежном выражении для каждого вида товара (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Заказчик обязан указывать формулу цены и максимальное значение цены контракта в случаях, определенных в постановлении Правительства от 13 января 2014 г. № 19, а также в постановлении Правительства от 26 декабря 2013 г. № 1275 (п. 2 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Вопрос: Как рассчитать стоимость дополнительных работ, если НМЦК рассчитана с НДС, а подрядчик — на упрощенной системе?

Ответ:

Следует рассчитать стоимость дополнительных объемов работ с учетом НДС, как было прописано в проекте контракта. Оснований для изменения условий контракта из-за налогообложения в пункте 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ нет.

В дополнительном соглашении можно указать условие — подрядчик плательщиком НДС не является. Также, если подрядчик переходит на общий режим налогообложения, он не сможет взыскать с заказчика НДС от стоимости дополнительного объема работ (п. 2 ст. 34, п. 1 ст. 95 Закона № 44‑ФЗ, ст. 146 НК РФ, постановление Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 72).


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама