Признаки неэффективного использования бюджетных средств

По результатам контрольных мероприятий в ряде случаев делаются выводы о неэффективном использовании объектом контроля бюджетных средств. Какие нарушения могут быть квалифицированы таким образом и каковы последствия?

Я. Р. Морозова, начальник отдела организации проведения экспертиз сметной документации и камеральных проверок федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России»

Отметим, что понятие «неэффективное использование бюджетных средств» в действующем законодательстве не определено.

Статьей 34 Бюджетного кодекса установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономность) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативность).

Пунктом 23 постановления пленума Высшего Арбитражного суда России от 22 июня 2006 г. № 23 определено, что расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств, только если уполномоченный орган докажет, что задачи, поставленные перед участником бюджетного процесса, могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Требование об обеспечении принципа результативности использования бюджетных средств является полномочием участников бюджетного процесса (получателей средств бюджета), перечень которых установлен пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса, к которым в том числе относятся получатели бюджетных средств, закреплено подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса.

Несмотря на то, что бюджетные и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, в случае необеспечения ими достижения установленных целевых показателей эффективности (результативности) при использовании полученных субсидий будет зафиксировано нарушение порядков, регламентирующих предоставление субсидий, а также соответствующих соглашений о предоставлении субсидий.

Приказом Минфина России от 30 ноября 2023 г. № 532 утверждены Методические рекомендации по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий (далее — Методические рекомендации № 532).

В пункте 26 Методических рекомендаций № 532 перечислены случаи, когда действия объекта контроля могут быть квалифицированы как неэффективное использование бюджетных средств.

Приведем примеры наиболее часто встречающихся нарушений, квалифицированных как неэффективное использование бюджетных средств.

Внимание!

На федеральном уровне в рамках отдельных законов и нормативных правовых актов Правительства России, регламентирующих предоставление средств из федерального бюджета, могут быть предусмотрены порядки и методики оценки эффективности расходования бюджетных средств.

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 179 Бюджетного кодекса в целях ежегодной оценки эффективности реализации государственной программы России, государственной программы субъ­екта России, муниципальной программы соответственно Правительством России, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта России, местной администрацией муниципального образования утверждаются порядок проведения указанной оценки и ее критерии.

В соответствии с действующим законодательством указанные порядки могут предусматривать в том числе оценку эффективности расходования бюджетных средств.

Таким образом, в целях определения эффективности расходования бюджетных средств в том числе следует руководствоваться правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, правовыми актами, обусловливающими публичные нормативные обязательства предоставления средств из бюджетов бюджетной системы России и содержащими порядок или методику оценки эффективности расходования бюджетных средств (письмо Минфина России от 26 ноября 2020 г. № 02-09-07/10325).

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал


Реклама