Порядок передачи и получения имущества в учреждениях
В 2022 году меняется порядок безвозмездной передачи и получения имущества. Изменения связаны с применением обновленных статей бюджетной классификации доходов и классификации КОСГУ, а также счетов. Рассмотрим подробно.
А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России
С начала рассмотрим новшества, которые были опубликованы и уже вступили в силу:
- приказ Минфина России от 24 сентября 2021 г. № 133н — внес изменения в Порядок № 209н;
- приказ Минфина России от 19 ноября 2021 г. № 187н — внес изменения в Порядок № 85н.
Среди изменений в Порядок № 209н вступили в силу обновленные подстатьи КОСГУ 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам».
Так, по подстатье КОСГУ 251 «Перечисления текущего характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» с 2022 года будут отражаться безвозмездные передачи материальных запасов внутри сектора государственного управления между учреждениями, созданными различными публично-правовыми образованиями, в том числе в рамках реорганизации. А по подстатье КОСГУ 254 «Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» будут отражаться операции капитального характера по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды (в том числе нематериальные и непроизведенные активы) внутри сектора государственного управления между учреждениями, созданными различными публично-правовыми образованиями, в том числе в рамках реорганизации. Однако аналогичные изменения в Инструкции № 174н, 183н и 162н пока не опубликованы[1].
Изменения в Порядок № 85н более глобальные. Согласно пункту 12.1.8 Порядка № 85н вводится статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов. На нее относятся безвозмездные поступления нефинансовых и финансовых активов (за исключением денежных средств и их эквивалентов), а также обязательств внутри сектора государственного управления. При этом применение подстатей будет зависеть от того, кто является передающей стороной в случае передачи имущества.
На подстатью 191 «Неденежные поступления внутри юридического лица» относятся неденежные поступления между головным учреждением и (или) его обособленными подразделениями (филиалами).
На подстатью 192 «Безвозмездные внутриведомственные неденежные поступления» — безвозмездные неденежные поступления между подведомственными одному ГРБСУ (РБСУ, учредителю) учреждениями от получателей бюджетных средств (участников бюджетного процесса) (далее — внутриведомственные неденежные поступления).
На подстатью 193 «Безвозмездные внутриведомственные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений» — внутриведомственные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений.
На подстатью 194 «Безвозмездные межведомственные неденежные поступления» — безвозмездные неденежные поступления между учреждениями, созданными одним публично-правовым образованием, подведомственными разным учредителям, от получателей бюджетных средств (участников бюджетного процесса) (далее — межведомственные неденежные поступления).
На подстатью 195 «Безвозмездные межведомственные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений» — межведомственные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений.
На подстатью 196 «Безвозмездные межбюджетные неденежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов — безвозмездные неденежные поступления между учреждениями, созданными разными публично-правовыми образованиями, от получателей бюджетных средств (участников бюджетного процесса) (далее — межбюджетные неденежные поступления).
На подстатью 197 «Безвозмездные межбюджетные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений» — межбюджетные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений.
На подстатью 198 «Безвозмездные неденежные поступления от государственного сектора» — безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления от государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний, публично-правовых образований.
На подстатью 199 «Иные безвозмездные неденежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов — иные безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления, не отнесенные на подстатьи аналитической группы подвида доходов бюджетов
Зеркальные подстатьи были введены для отражения операций по передаче.
По КВР 801 «Неденежные передачи внутри юридического лица» отражаются неденежные передачи между головным учреждением и (или) его обособленными подразделениями (филиалами).
По КВР 802 «Безвозмездные внутриведомственные неденежные передачи» отражаются безвозмездные неденежные передачи между подведомственными одному ГРБСУ (РБСу, учредителю) учреждениями от получателей бюджетных средств (участников бюджетного процесса) (внутриведомственные неденежные передачи).
По КВР 803 «Безвозмездные внутриведомственные неденежные передачи бюджетным (автономным) учреждениям» отражаются внутриведомственные неденежные передачи бюджетным (автономным) учреждениям.
По КВР 804 «Безвозмездные межведомственные неденежные передачи» отражаются безвозмездные неденежные передачи между учреждениями, созданными одним публично-правовым образованием, подведомственными разным учредителям от получателей бюджетных средств (участников бюджетного процесса) (далее — межведомственные неденежные передачи).
По КВР 805 «Безвозмездные межведомственные неденежные передачи бюджетным (автономным) учреждениям» отражаются межведомственные неденежные передачи бюджетным (автономным) учреждениям.
По КВР 806 «Безвозмездные межбюджетные неденежные передачи» отражаются безвозмездные неденежные передачи между учреждениями, созданными разными публично-правовыми образованиями от получателей бюджетных средств (участников бюджетного процесса) (далее — межбюджетные неденежные передачи).
По КВР 807 «Безвозмездные межбюджетные неденежные передачи бюджетным (автономным) учреждениям» отражаются межбюджетные неденежные передачи бюджетным (автономным) учреждениям.
По КВР 808 «Безвозмездные неденежные передачи государственному сектору» отражаются безвозмездные неденежные передачи из сектора государственного управления государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, государственным корпорациям и компаниям, публично-правовым компаниям.
По КВР 809 «Иные безвозмездные неденежные передачи» отражаются иные безвозмездные неденежные передачи из сектора государственного управления, не отнесенные КВР 801 — 808.
Данные изменения уже сейчас необходимо применять при отражении безвозмездных передач в учреждениях. Приведем возможные примеры по передаче имущества на базе приведенных правил.
ПРИМЕР 1
Федеральное бюджетное учреждение безвозмездно передало медицинское оборудование муниципальному казенному учреждению. Балансовая стоимость оборудования — 380 000 рублей, сумма ранее начисленной амортизации — 80 000 рублей. В бухгалтерском учете передающей стороны были сделаны следующие записи:
Дебет 4 401 20 254
«Расходы текущего финансового года на перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 4 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— передача оборудования учреждению другого бюджета по балансовой стоимости — 380 000 руб.;
Дебет 4 104 34 411
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 401 20 254
«Расходы текущего финансового года на перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
— передача начисленной на оборудование амортизации — 80 000 руб.
В учете казенного учреждения — получателя будут отражены операции по коду подвида доходов 197 «Безвозмездные межбюджетные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений»:
Дебет 1 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 195
«Доходы текущего финансового года от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»
— получение оборудования от учреждения другого бюджета по балансовой стоимости — 380 000 руб.;
Дебет 1 401 10 195
«Доходы текущего финансового года от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»
Кредит 1 104 34 411
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— принятие к учету начисленной ранее амортизации — 80 000 руб.
При отражении операций в примере 1 были учтены изменения приказа Минфина России от 30 октября 2020 г. № 253н в Инструкцию № 174н, в соответствии с которыми при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления), операции отражаются:
-
по дебету счета 0 401 20 281 «Расходы по безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям»;
-
по дебету счета 0 401 20 251 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
Только взамен подстатьи КОСГУ 251 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» в примере с передачей основных средств учреждениям других бюджетов теперь целесообразно применять подстатью КОСГУ 254 «Расходы текущего финансового года на перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
Применение подстатьи КОСГУ 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» при этом не изменилось.
Отметим, что по счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы», а также по корреспондирующим с ними счетам 0 401 20 200 «Расходы текущего финансового года» (0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280), в
Таким образом, для счета 0 401 20 254 «Расходы текущего финансового года на перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» в операции безвозмездной передачи до 2022 года учреждения, как правило, указывали нулевой КВР
Применение подстатей КОСГУ 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям» и 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям» остается без изменений. На примере передачи материальных запасов рассмотрим такой порядок.
ПРИМЕР 2
Предположим, что учредитель передает подведомственной больнице (бюджетному учреждению) медикаменты стоимостью 125 000 рублей. В бухгалтерском учете учредителя будет отражена бухгалтерская запись:
Дебет 1 401 20 241
«Расходы текущего финансового года на безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления»
Кредит 1 105 31 441
«Уменьшение стоимости лекарственных препаратов и медицинских материалов — иного движимого имущества учреждения»
— передача медицинских материалов подведомственному бюджетному учреждению по балансовой стоимости — 125 000 руб.
В учете учреждения-получателя по коду подвида доходов 192 «Безвозмездные внутриведомственные неденежные поступления» будет сделана следующая запись:
Дебет 4 105 31 341
«Увеличение стоимости лекарственных препаратов и медицинских материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 401 10 191
«Доходы текущего финансового года от безвозмездных неденежных поступлений текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»
— получение медицинских материалов от учредителя по балансовой стоимости — 125 000 руб.
Однако это не последние изменения в порядке безвозмездной передачи. В настоящее время опубликован проект очередных изменений в Инструкцию № 157н (ID 01/02/08-21/00118852 от 4 августа 2021 года[2]), согласно положениям которого расширяется применение счетов 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». Для отражения расчетов по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств предполагается введение следующих счетов:
0 304 14 000 «Консолидированные внутриведомственные расчеты с субъектом отчетности» — в части бухгалтерских записей по получению и (или) передаче объектов учета между головным учреждением и обособленным подразделением (филиалом);
0 304 24 000 «Консолидированные внутриведомственные расчеты с казенным учреждением» — для отражения бухгалтерских записей по получению и (или) передаче объектов учета между главным распорядителем (распорядителями, получателями) бюджетных средств, подведомственными ему учреждениями и участником бюджетного процесса, находящимся в ведении данного главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
0 304 34 000 «Консолидированные внутриведомственные расчеты с бюджетным (автономным) учреждением» — для отражения операций по получению и (или) передаче объектов учета между главным распорядителем (распорядителями, получателями) бюджетных средств, находящимися в его ведении учреждениями и того же главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (учредителя) автономных и бюджетных учреждений;
0 304 44 000 «Консолидированные межведомственные расчеты с казенным учреждением» — для отражения расчетов по получению и (или) передаче объектов учета между главным распорядителем (распорядителями, получателями) бюджетных средств, подведомственными ему учреждениями и участником бюджетного процесса, находящимся в ведении другого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств одного уровня бюджета;
0 304 54 000 «Консолидированные межведомственные расчеты с бюджетным (автономным) учреждением» — в части бухгалтерских записей по получению и (или) передаче объектов учета между главным распорядителем (распорядителями, получателями) бюджетных средств, находящимися в его ведении учреждениями и в ведении другого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (учредителя) автономных и бюджетных учреждений одного уровня бюджета.
Для передачи имущества между бюджетами, как и в настоящее время, планируется использование счетов 0 401 10 190 «Доходы текущего финансового года от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления» и 0 401 20 250 «Расходы текущего финансового года на безвозмездные перечисления бюджетам».
Пример 1 в части операций передачи имущества между бюджетами в рамках опубликованных проектов изменений не меняется. Видоизменим пример 2 при возможном применении будущих счетов 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты».
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИМЕРА 2[3]
При тех же условиях передающая сторона — учредитель при расчетах с подведомственным бюджетным учреждением отразит операцию по счету 0 304 34 000 «Консолидированные внутриведомственные расчеты с бюджетным (автономным) учреждением» следующим образом:
Дебет 1 304 34 341
«Консолидированные внутриведомственные расчеты с бюджетным (автономным) учреждением по передаче лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях»
Кредит 1 105 31 441
«Уменьшение стоимости лекарственных препаратов и медицинских материалов — иного движимого имущества учреждения»
— передача медицинских материалов подведомственному бюджетному учреждению по балансовой стоимости — 125 000 руб.
В таком случае бюджетное учреждение — получатель отразит операцию следующим образом:
Дебет 4 105 31 341
«Увеличение стоимости лекарственных препаратов и медицинских материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 304 24 341
«Консолидированные внутриведомственные расчеты с казенным учреждением по передаче лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях»
— получение медицинских материалов от учредителя по балансовой стоимости — 125 000 руб.
Применение подстатьи КОСГУ 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» приведено условно — в связи с тем обстоятельством, что в настоящее время по счету 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» используется полная классификация КОСГУ для отражения в
Также в настоящее время Минфином России подготовлены изменения в Инструкции № 33н и 191н (ID проектов 01/02/08-21/00119157[4] от 12 августа 2021 года и 01/02/08-21/00119609[5] от 25 августа 2021 года). Предлагаемые изменения связаны, в том числе, со вступлением в силу в 2022 году СГС «Консолидированная отчетность» и СГС «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам».
Так, согласно положениям СГС «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам» субъект, формирующий консолидированную отчетность в составе годовой отчетности, должен будет обособить операции по передаче (получению) имущества (недвижимого имущества, непроизведенных активов, имущества казны):
- с бюджетными единицами (органами власти, казенными учреждениями, получателями средств бюджетов);
- с бюджетными и автономными учреждениями;
- с государственными корпорациями и публично-правовыми образованиями.
Для целей такой консолидации, в том числе проектом изменений в Инструкцию № 33н, предлагается новая форма Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725), в которой будут отражаться соответствующие операции по счетам 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты».
Учредитель будет составлять консолидированный Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)) на основании Балансов (ф. 0503730), составленных и представленных подведомственными бюджетными (автономными) учреждениями, путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам отчетов и исключения взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям бухгалтерской отчетности на основании Справок по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725 по коду счета 0 304 34 000).
Финансовый орган, в свою очередь, будет формировать консолидированный Баланс (ф. 0503730) на основании консолидированных Балансов (ф. 0503730), представленных учредителями, путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам отчетов и исключения взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям бухгалтерской отчетности на основании Справок по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725 по коду счета 0 304 54 000).
Финансовый орган, уполномоченный на формирование отчета об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы России, уже будет составлять консолидированный Баланс (ф. 0503730) на основании консолидированных Балансов (ф. 0503730), составленных и представленных финансовыми органами, путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам отчетов и исключения взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям бухгалтерской отчетности на основании Справок по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725 по коду счетов 0 401 20 251, 0 401 10 189, 0 401 10 191, 0 401 10 195).
При применении указанных изменений обратите внимание на следующие обстоятельства.
В настоящее время бюджетными и автономными учреждениями формируется Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) (далее — Справка (ф. 0503725)) только при расчетах с филиалами, выделенными на отдельный баланс, или при реорганизации в течение года.
Минфин России в письме от 28 октября 2020 г. № 02-06-10/93846 предлагает не формировать Извещение (ф. 0504805), если хотя бы одна из сторон передачи (или обе стороны) является бюджетным (автономным) учреждением. В приведенных проектами изменениях и при необходимости включения операций по передаче имущества бюджетными и автономными учреждениями в Справку (ф. 0503725) Извещение (ф. 0504805) скорее всего потребуется.
[1] Информация на момент даты сдачи номера в печать.
[2] Опубликован на сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/document/npa_projects/?q_4=01%2F02%2F08-21%2F00118852&CREATE_DATE_from_4=&CREATE_DATE_to_4=&order_4=CREATE_DATE&dir_4=desc.
[3] В настоящее время приведенная корреспонденция носит условный характер. Рекомендуем дождаться публикации изменений в Инструкции № 157н, 162н, 174н и 183н.
[4] Опубликован на сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/document/npa_projects/?q_4=01%2F02%2F08-21%2F00119157&CREATE_DATE_from_4=&CREATE_DATE_to_4=&order_4=CREATE_DATE&dir_4=desc.
[5] Опубликован на сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/document/npa_projects/?q_4=01%2F02%2F08-21%2F00119609&CREATE_DATE_from_4=&CREATE_DATE_to_4=&order_4=CREATE_DATE&dir_4=desc.