Порядок планирования финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год

С 2021 года порядок планирования финансово­хозяйственной деятельности был разделен. Для федеральных учреждений действует приказ Минфина России от 17 августа 2020 г. № 168н (далее — Приказ № 168н), а для всех остальных учреждений субъектов России и муниципальных учреждений — приказ Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н (далее — Приказ № 186н). В 2022 году такой порядок сохранится. Однако при планировании операций с расходами с 2022 года необходимо учитывать последние изменения в бюджетной классификации.

А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России

В первую очередь следует определить, на кого распространяются Приказы № 168н и 186н. Проиллюстрируем это таблицей.

Таблица

Пункт 1 Приказа № 168н — для федеральных учреждений

Пункт 1 Приказа № 186н — для учреждений субъектов России и муниципальных
учреждений

— федеральные учреждения — при составлении проекта плана ФХД, внесении изменений в план ФХД;

— обособленные подразделения без прав юридического лица (филиал) — при принятии учреждением, их создавшим, решения об утверждении плана ФХД для обособленных подразделений

— учреждения — при составлении проекта плана ФХД, утверждении плана ФХД и внесении изменений в план ФХД;

— федеральные бюджетные или автономные учреждения, осуществляющие в случаях, предусмотренных законодательством, функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных учреждений — при установлении порядка составления и утверждения плана ФХД;

— обособленные (структурные) подразделения учреждения без прав юридического лица (филиал) — при принятии учреждением, их создавшим, решения об утверждении плана ФХД обособленному подразделению;

— органы, выполняющие функции и полномочия учредителя — при установлении порядка составления и утверждения плана ФХД

Обратите внимание, что Приказ № 168н по общему правилу не распространяется на учредителя федерального учреждения. Дело в том, что согласно пункту 2 Приказа № 168н планы ФХД федеральных учреждений составляются и ведутся в системе «Электронный бюджет». Для того чтобы система нормально функционировала, нужны унифицированные требования к формату и порядку составления плана ФХД. Разумеется, это не отменяет возможности учредителя установить для подведомственных ему учреждений особые требования к порядку планирования, по которым отчитаться нужно будет непосредственно перед ним.

Что касается учреждений субъектов России и муниципальных учреждений, согласно пункту 4 Приказа № 186н орган-учредитель должен установить следующие положения для составления и утверждения плана ФХД для подведомственных учреждений:

  • сроки и порядок составления проекта плана ФХД;
  • сроки и порядок утверждения плана ФХД;
  • порядок внесения изменений в план ФХД;
  • полномочия органа-учредителя или учреждения по утверждению плана ФХД (внесению изменений).

Порядок утверждения плана ФХД

Порядок утверждения плана ФХД, одинаковый для федеральных и не федеральных учреждений:

  • план бюджетного учреждения утверждается уполномоченным лицом учреждения, если решением органа-учредителя не установлен иной порядок его утверждения;
  • план автономного учреждения утверждается руководителем автономного учреждения после рассмотрения проекта наблюдательным советом.

Такие положения утверждены пунктом 46 Приказа № 186н и пунктом 4 Приказа № 168н.

Таким образом, по общему правилу план ФХД учреждение утверждает для себя самостоятельно, если иного порядка не требует учредитель.

Сроки планирования для федеральных учреждений

Если сроки формирования проекта плана ФХД для учреждений субъектов России и муниципальных учреждений устанавливаются учредителем, Приказ № 168н для федеральных учреждений диктует достаточно жесткие правила.

Согласно пункту 10 Приказа № 168н федеральное учреждение составляет проект плана ФХД при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете. Таким образом, цикл и сроки планирования бюджетного и автономного учреждения по общему правилу совпадают с циклом бюджетного планирования. Конкретно же, согласно пункту 11 Приказа № 168н учреждение осуществляет формирование проекта плана ФХД в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня доведения до учреждения органом-учредителем информации о планируемых к предоставлению из федерального бюджета объемах субсидий и затем, в срок не позднее одного рабочего дня после дня его подписания, направляется органу-учредителю.

Учредитель осуществляет рассмотрение проекта плана ФХД на предмет соответствия, в том числе бюджетному законодательству, и при отсутствии замечаний согласовывает его не позднее десяти рабочих дней со дня получения. В случае наличия замечаний учредитель направляет учреждению информацию об отклонении такого проекта с указанием причин (замечаний).

Учреждение не позднее десяти рабочих дней после дня получения информации об отклонении проекта плана ФХД вносит изменения в соответствии с полученными замечаниями и направляет уточненный проект учредителю. Такой откорректированный проект плана ФХД учредитель рассматривает не позднее пяти рабочих дней после дня получения. В случае наличия очередных замечаний цикл повторяется.

План ФХД проходит такие же процедуры формирования, согласования (при наличии требования учредителя) и изменения, как и проект плана ФХД, рассмотренные выше, в аналогичные рассмотренным выше сроки. В итоговом варианте план ФХД подлежит рассмотрению, согласованию и принятию не позднее десяти рабочих дней после заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий на очередной финансовый год и плановый период.

Схема составления плана ФХД

Форма плана ФХД немного отличается для федеральных учреждений и для иных учреждений. Она приведена в приложении 1 к Приказу № 168н.

Что касается схемы плана ФХД для учреждений субъектов России и муниципальных учреждений, то она будет выглядеть, как и для федеральных учреждений, только с добавлением дополнительного столбца «Аналитический код» в разделе 1 «Поступления и выплаты». Форма плана ФХД приведена в приложении 1 к Приказу № 186н. В нем указывается код КОСГУ в соответствии с Порядком № 209н, если такая детализация установлена требованием учредителя. Остальные отличия связаны с нумерацией и детализацией строк плана ФХД.

Общая схема планирования требует детализации плана ФХД:

  • по доходам (поступлениям) — по кодам подвида доходов;
  • по расходам (выплатам) — по кодам видов расходов;
  • по строкам прочих поступлений и прочих выплат — по видам источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • по налогам, базой для которых являются доходы (прибыль) учреждений (строка 3000 плана ФХД) — указывается код подвида доходов 180 «Прочие доходы» (в соответствии с п. 12.1.7 Порядка № 85н).

Порядок планирования остатков на начало и конец года (строки 0001 и 0002 плана ФХД) предполагает:

  • указание планируемых сумм остатков средств на начало и на конец планируемого года — в случае наличия требования планирования остатков, предъявляемых учредителем;
  • указание фактических остатков средств — при внесении изменений в утвержденный план ФХД.

План ФХД составляется кассовым методом. Также общий порядок составления плана ФХД требует формирования расчетных обоснований:

  • по доходам (поступлениям) — на основании расчетов соответствующих доходов с учетом возникшей на начало года задолженности перед учреждением по доходам и полученных на начало года предварительных платежей (авансов);
  • по расходам (выплатам) — на основании расчетов соответствующих расходов с учетом произведенных на начало года предварительных платежей (авансов), сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов (пеней, штрафов), а также принятых и не исполненных на начало года обязательств.

Внимание!

Стандартная схема составления плана ФХД не предполагает его детализацию по кодам финансового обеспечения. Такая детализация может быть предусмотрена в расчетных обоснованиях к плановым показателям (п. 31 Приказа № 186н и п. 33 Приказа № 168н). Кроме этого, дополнительные требования к форме и порядку составления плана ФХД могут быть установлены учредителем — для учреждений субъектов России и муниципальных учреждений (п. 4 Приказа № 186н).

Такие требования установлены пунктом 26 Приказа № 168н и пунктом 17 Приказа № 186н. Кроме этого, федеральные учреждения делают расчетные обоснования также для:

  • прочих поступлений, не относящихся к доходам, в том числе поступлений от реализации ценных бумаг, поступлений средств от погашения предоставленных ранее ссуд и кредитов, поступлений в виде займов, ссуд;
  • прочих выплат, в том числе планируемых к предоставлению ссуд и кредитов, а также возврата ранее полученных займов и ссуд.

Для федеральных учреждений формы расчетных обоснований установлены приложением 2 к Приказу № 168н. Что касается учреждений субъектов России и муниципальных учреждений, расчетные обоснования для них:

  • могут быть установлены приказом учредителя;
  • при отсутствии требований учредителя — могут быть разработаны учреждением самостоятельно и утверждены внутренним приказом[1].

Порядок внесения изменений в план ФХД

Ведение плана ФХД осуществляется учреждением путем внесения изменений в его показатели. Общие случаи для внесения изменений в план ФХД для федеральных и иных учреждений установлены пунктом 20 Приказа № 168н и пунктом 12 Приказа № 186н:

  • использование остатков средств на начало года, в том числе неиспользованных остатков субсидий;
  • изменение объемов планируемых поступлений субсидий, объема услуг (работ), предоставляемых за плату, безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц;
  • изменение объемов и направлений выплат;
  • поступление средств дебиторской задолженности прошлых лет, не включенных в показатели плана ФХД при его составлении;
  • проведение реорганизации учреждения.

Обратите внимание: по общему правилу составления плана ФХД направления выплат детализируются до кодов видов расходов. Поэтому изменения КВР являются основанием для внесения изменений в план ФХД, но изменения КОСГУ будут считаться таким основанием, только если детализация до КОСГУ предусмотрена учредителем.

Что касается федеральных учреждений, дополнительным основанием для изменения плана ФХД будет внесение изменений в план (план-график) закупок, предусматривающих увеличение или уменьшение ранее запланированных выплат. При этом элементом расчетных обо­снований по закупкам для федеральных учреждений являются сами объекты закупок, поскольку система «Электронный бюджет» при формировании плана ФХД не допустит несоответствия плановых показателей и расчетных обоснований к ним.

Внесение изменений в план ФХД осуществляется путем внесения изменений в расчетные обоснования (п. 14 Приказа № 186н и п. 21 Приказа № 168н). Оба приказа допускают по решению учредителя внесение изменений в плановые показатели без формирования соответствующих расчетных обоснований в следующих случаях:

  • при поступлении в текущем году сумм возврата по ранее произведенным выплатам, в том числе дебиторской задолженности прошлых лет;
  • при поступлении сумм в возмещение ущерба, недостач, выявленных в текущем году, а также в виде пеней, штрафов, неустоек по договорам, контрактам;
  • в случае поступления сумм по решению суда или на основании исполнительных документов;
  • при необходимости отражения возврата в бюджет субсидий, полученных в прошлых отчетных периодах;
  • при оплате неисполненных обязательств прошлых лет;
  • при оплате сумм возмещения ущерба;
  • при осуществлении выплат по решению суда на основании исполнительных документов;
  • при уплате штрафов, в том числе административных.

Если федеральное учреждение вносит изменения в показатели плана ФХД без формирования соответствующих обоснований (расчетов), формируются сведения о движении денежных средств, рекомендуемый образец которых приведен в приложении 3 к Приказу № 168н.

Если порядок внесения изменений может установить учредитель, предельный срок для формирования (внесения изменений) плана ФХД установлен следующим образом:

  • внесение изменений в показатели плана ФХД на текущий год федеральным учреждением осуществляется не позднее одного рабочего дня до окончания текущего года (п. 24 Приказа № 168н);
  • план ФХД учреждений субъектов России и муниципальных учреждений утверждается в порядке и сроки, установленные органом-учредителем до начала очередного финансового года (п. 46 Приказа № 186н).

Особенности планирования расходов на 2022 год

При формировании плана ФХД на 2022 год следует учитывать изменения в Порядок № 85н, внесенные приказом Минфина России от 11 июня 2021 г. № 78н.

С 2022 года по КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» учитываются также:

  • оплата потребленных энергетических ресурсов, включая теплоснабжение в части не только отопления, но и горячего водоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические ресурсы;
  • услуг транспортировки указанных энергетических ресурсов по сетям, а также иных снабженческо-сбытовых услуг, включенных в договор поставки.

Обратите внимание: оплату кредиторской задолженности за 2021 год в 2022 году по соответствующим договорам также следует планировать по КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов».

По КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» следует с 2022 года отражать расходы на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям (проезд к месту проведения мероприятия и обратно, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях), осуществляемые через командируемых подот­четных лиц. Напомним, что в 2021 году данные расходы относятся на КВР 113 «Иные выплаты учреждений привлекаемым лицам».

Такие же указания приведены в письме Минфина России от 22 сентября 2021 г. № 02-05-11/77361[2].



[1] Более подробно порядок формирования расчетных обоснований, а также примерные формы таких обоснований для учреждений субъектов России и муниципальных учреждений были рассмотрены в статье «Порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год», опубликованной в журнале «Бюджетный учет» № 9/2019. С. 28–37.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама