Особенности закупок медицинских изделий

Осуществляя закупку того или иного предмета по Закону № 44­ФЗ, заказчик практически всегда сталкивается с рядом особенностей. Медицинские изделия в данном случае не исключение.

А. Н. ЕВСТАШЕНКОВ, руководитель экспертного центра Института госзакупок

Учет положений ГОСТа при составлении технического задания

Многие заказчики задаются вопросом: надо ли учитывать требования ГОСТов при описании объекта закупки? Особенно принимая во внимание тот факт, что ГОСТы по отдельным медицинским изделиями прямо предусматривают требования, которые должны содержаться в техническом задании заказчика?

По нашему мнению, ГОСТы носят рекомендательный характер, а это значит, что заказчики вправе, но не обязаны, использовать их. Данное утверждение основано на положениях Закона от 29 июня 2015 г. № 162‑ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Закон № 162‑ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 26 данного закона «документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации».

Справочно.

ГОСТы относятся к национальным стандартам, которые, в свою очередь, отнесены к документам национальной системы стандартизации (ст. 2 Закона № 162‑ФЗ).

Законодательством не установлена обязанность заказчиков покупать продукцию, соответствующую какому-либо ГОСТу. При установлении требований к закупаемой продукции заказчик обязан руководствоваться документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 33 Закона № 44‑ФЗ, но данный закон не устанавливает обязанности переносить такие требования в техническое задание, если заказчик не видит в этом необходимости. При наличии ГОСТа заказчик вправе устанавливать свои требования, но при этом должен составить соответствующее обоснование (решение Карельского УФАС России от 19 февраля 2020 г. по делу № 010/06/105-81/2020).

Если закупаемое заказчиком медицинское изделие включено в каталог товаров, работ, услуг, то согласно положениям постановления Правительства России от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога» (далее — Постановление № 145) он обязан при описании объекта закупки использовать информацию из каталога. Требования к медицинским изделиям, не содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг (в том числе в случае, если такие требования установлены ГОСТом), рассматриваются Постановлением № 145 как дополнительные требования и могут быть установлены заказчиком только при наличии обоснования. Это работает при условии, что закупаемое медицинское изделие не отнесено к радиоэлектронной продукции и заказчик не применяет положения постановления Правительства России от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Может ли заказчик обосновывать установление дополнительных требований, не содержащихся в каталоге товаров работ, услуг, но содержащихся в ГОСТе, обычной ссылкой на такой ГОСТ? Практика по данному вопросу неоднозначна, но в большинстве случаев органы контроля склоняются к допустимости составления обоснования указанным образом (решение Орловского УФАС России от 21 мая 2021 г. № 057/06/64-385/2021).

Обоснование Н(М)ЦК, в том числе учет НДС

Подготовив техническое задание на закупку медицинских изделий, заказчик сталкивается с вопросом обоснования Н(М)ЦК. Отметим, что с 31 августа 2020 года порядок расчета Н(М)ЦК на закупку медицинских изделий регулируется приказом Минздрава России от 15 мая 2020 г. № 450н «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий» (далее — Приказ № 450н). Документ предусматривает, что для обоснования Н(М)ЦК заказчику необходимо рассчитать средневзвешенное значение (либо значение, которое не превышает средневзвешенного) на основании собранных им цен без учета НДС. Для этого следует воспользоваться одним или совокупностью следующих методов: методом анализа рынка и (или) иным методом.

Последний метод заключается в использовании информации, содержащейся в реестре контрактов, об исполнении участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения неустоек к такому участнику. При этом установлено, что заказчик учитывает не менее трех цен по контрактам, заключенным и исполненным в течение трех лет. Это значит, что оба момента — заключение и исполнение — должны попадать в границы трехлетнего периода. Кроме того, эти контракты должны быть осуществлены на территории субъекта России, в котором расположен заказчик, и (или) на территории сопредельных субъектов России (в пределах одного федерального округа).

Сама конструкция формулировки иного метода не очень удачна, поскольку содержит в себе указание на некого «участника закупки», имеющего определенный опыт надлежащего исполнения контрактов за установленный период времени, что закономерно вызывает определенные вопросы, главный из которых — о каком участнике идет речь, ведь обоснование цены осуществляется до начала закупки? Для минимизации рисков можно рекомендовать заказчикам использовать сведения о ценах из реестра контрактов, не обращая внимания на «участника закупки», указанного в методе. Главное, чтобы контракты, которые будут взяты для расчета Н(М)ЦК, были исполнены без применения неустоек к поставщику, а также содержали условия поставки, сопоставимые с условиями, указанными в проекте контракта заказчика (по объему, порядку оплаты и пр.). На последний фактор следует обратить особое внимание, так как использование контрактов с несопоставимыми условиями является одним из наиболее часто встречающихся нарушений.

Итоговое значение Н(М)ЦК по Приказу № 450н должно быть рассчитано заказчиком с учетом НДС (если НДС применим к закупаемому медицинскому изделию). Не учитывать НДС заказчик не вправе, даже если учет НДС приведет к увеличению цены и к возможной переплате для участника, выигравшего торги, если данный участник применяет УСН. Минздрав России в письме от 28 апреля 2021 г. № 25-3/797 отмечает, что «при установлении начальной (максимальной) цены контракта заказчику необходимо учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации».

Для большинства медицинских изделий ставка НДС равна 10 процентам, но есть отдельные исключения. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса операции по реализации медицинских изделий (за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ) подлежат налогообложению НДС по ставке 10 процентов. Однако указанные положения применяются не ко всем медицинским изделиям, а только к тем, которые вошли в перечни, утвержденные постановлением Правительства России от 15 сентября 2008 г. № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов». Примечаниями к указанным перечням установлено, что коды ОКПД 2 (коды ТН ВЭД ЕАЭС — для медицинских изделий, ввозимых на территорию России), указанные в перечнях, должны найти свое отражение в регистрационных удостоверениях соответствующих медицинских изделий. В противном случае основания для применения льготной 10-процентной ставки НДС отсутствуют.

Обратите внимание, что в приложениях указано: для применения пониженной ставки нужно руководствоваться не только кодами, но и наименованиями медицинских изделий, указанных в перечнях. При соблюдении указанных условий одновременно допустимо применение ставки НДС в размере 10 процентов (письмо Минфина России от 30 марта 2021 г. № 03-07-07/22910). В остальных случаях заказчик использует базовую ставку — 20 процентов. Исключение составляют лишь закупки медицинских изделий, реализация которых не облагается НДС. Перечень таких медицинских изделий указан в постановлении Правительства России от 30 сентября 2015 г. № 1042 «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость».

Лоты

С 1 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства России от 19 апреля 2021 г. № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 620). Документом установлены предельные значения Н(М)ЦК, при превышении которых нельзя включать в один контракт (один лот) медицинские изделия различных видов. В частности, для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 миллионов рублей, размер Н(М)ЦК составляет 600 тысяч рублей.

Определение видов медицинских изделий для целей реализации заказчиком норм Постановления № 620 осуществляется в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 6 июня 2012 г. № 4н (далее — Приказ № 4н). Согласно приказу вид медицинского изделия обозначается шестизначным кодом, а виды медицинских изделий имеют коды, отличающиеся друг от друга не менее чем на 10. Например, «анализатор данных акушерский, перинатальный» имеет код 166100, а «анализатор данных акушерский, пренатальный» — 166110. Таким образом, это два различных вида медицинских изделий, объединение которых в один лот недопустимо, если начальная (максимальная) цена закупки (лота) превышает размер, установленный Постановлением № 620.

В соответствии с Приказом № 4н классификация медицинских изделий формируется в электронном виде и размещается на официальном сайте Росздравнадзора[1]. Заказчики, применяющие положения Закона № 44‑ФЗ, для определения вида медицинского изделия также могут воспользоваться данными каталога товаров, работ, услуг, в который сделана выгрузка данных из классификатора. Информацию о коде вида медицинского изделия (если информация о соответствующем медицинском изделии включена в каталог товаров, работ, услуг) можно найти в разделе «Справочная информация» вкладки «Общая информация» конкретной позиции медицинского изделия в каталоге.

В каких случаях Постановление № 620 не применяется? Можно выделить три таких случая:

  • закупки медицинских изделий, извещения о проведении которых были размещены заказчиком в ЕИС до 1 июля 2021 года;
  • закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла;
  • закупки медицинских изделий, объединенных в один лот с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.

Обратите внимание на два последних исключения. Согласно Закону № 44‑ФЗ контрактами жизненного цикла являются только контракты, заключенные согласно пункту 16 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ, в том числе в случаях, предусмотренных постановлением Правительства России от 28 ноября 2013 г. № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла». Контракты на строительство объектов под ключ, которые также могут предусматривать поставку медицинского оборудования, контрактами жизненного цикла не являются. Следовательно, если такие контракты предусматривают поставку различных видов медицинских изделий, то последние должны быть приобретены заказчиком отдельным лотом, а не в рамках общего контракта на выполнение проектных и строительных работ.

Например, заказчик может закупать различные расходные материалы для использования ранее купленного медицинского изделия. При этом расходные материалы сами по себе могут являться медицинскими изделиями (иметь регистрационное удостоверение) различных видов. В указанном случае Постановление № 620 формально не дает заказчику возможности закупить такие расходные материалы в одном лоте (даже в том случае, когда они выпускаются одним производителем), если сумма закупки соответствующего расходного материала (по году) превышает размер, установленный Постановлением № 620.



[1] Указанный классификатор доступен по ссылке: roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама