Вопрос - Ответ

Вопросы по бюджетной классификации

Вопрос: По какому коду вида расходов и статье (подстатье) КОСГУ отражаются расходы на получение государственного номера на автомобиль?

Ответ:

Получение государственного регистрационного знака на автомобиль осуществляется при регистрации транспортного средства в органах ГИБДД с уплатой государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 10.9.1 Порядка № 209н, пунктом 48.8.5.2 Порядка № 85н расходы на уплату госпошлины за регистрацию автомобиля относятся на код вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» в увязке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ.

Вопрос: Какой код ОКОФ соответствует медицинским весам для взвешивания спортсменов перед соревнованиями?

Ответ:

В «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст, позиция «Медицинские весы» не поименована. В рассматриваемом случае для медицинских весов для взвешивания спортсменов перед соревнованиями рекомендуется использовать код ОКОФ 330.28.29.31.119 «Весы прочие».

Вопрос: На какую статью (подстатью) КОСГУ относятся расходы учреждения на оплату дополнительного гарантийного обслуживания тренажера?

Ответ:

Дополнительное гарантийное обслуживание предусматривает оказание услуг (выполнение работ) сверх гарантийных обязательств (например, дополнительная диагностика, профилактика) или в течение срока, превышающего гарантийный срок, то есть по своей сути осуществляет поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объекта (срок полезного использования, мощность, качество применения) на изначально предусмотренном уровне.

Таким образом, расходы учреждения на оплату дополнительного гарантийного обслуживания тренажера правомерно относить на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

В пункте 10.2.5 Порядка № 209н определено, что по указанной подстатье КОСГУ отражаются расходы на оплату договоров о выполнении работ, оказании услуг, связанных с содержанием (работ и услуг, осуществляемых с целью поддержания и (или) восстановления функциональных пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне России, субъекта России, казне муниципального образования.

Вопрос: Согласно положениям пункта 1 статьи 22 Закона от 4 мая 1999 г. № 96‑ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон № 96‑ФЗ) учреждения, ведущие деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, документировать и хранить полученные в результате инвентаризации сведения.

Какая статья (подстатья) КОСГУ применяется при отражении расходов, осуществленных на оплату услуг по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух?

Ответ:

Сведения, полученные в результате инвентаризации источников выбросов и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов России при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (п. 5 ст. 22 Закона № 96‑ФЗ).

Из положений Закона № 96‑ФЗ следует, что инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится не в рамках содержания имущества, а в целях получения данных, необходимых для расчетов загрязнения окружающей среды. Поэтому указанное мероприятие по своему экономическому содержанию не подпадает под применение подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Пунктом 10.2.6 Порядка № 209н установлено, что расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221–225 КОСГУ, отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Перечень расходов, отнесенных Порядком № 209н на указанную подстатью, не содержит оплату услуг по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако он открытый, соответственно указанные расходы могут быть отражены по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Вопрос: По какой статье (подстатье) КОСГУ бюджетному учреждению здравоохранения отразить расходы на оплату метрологической поверки рентгеновских или гамма-дозиметров?

Ответ:

Пунктом 10.2.5 Порядка № 209н государственная поверка, паспортизация, клеймение средств измерений, в том числе измерительных медицинских аппаратов, отнесены к расходам на оплату работ (услуг), осуществляемых в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния.

Следовательно, бюджетному учреждению здравоохранения расходы на оплату метрологической поверки рентгеновских или гамма-дозиметров нужно отразить по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Вопрос: На какую статью (подстатью) КОСГУ относить расходы на приобретение пломбы-наклейки для опечатывания помещения и на каком счете их учитывать?

Ответ:

Согласно ГОСТ 31282-2004 «Устройства пломбировочные. Классификация», введенному в действие приказом Росстандарта от 16 июня 2005 г. № 158-ст, к пломбировочным устройствам отнесены персонально идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта (транспортного средства, контейнера, цистерны, помещения, тары, оборудования и др.) от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения.

Пломба-наклейка является индикаторным устройством, которое в основном позволяет установить факт несанкционированного доступа к объекту защиты путем идентификации его целостности, при этом практически не обладает защитными свойствами от внешних механических воздействий.

Объект разового использования относится к материальным запасам. В соответствии с пунктом 11.4 Порядка № 209н отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.

Таким образом, операции по расходам на приобретение пломбы-наклейки в целях опечатывания помещения следует отражать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.

Для отражения объектов указанной категории предусмотрен счет 0 105 Х6 000 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции № 157н).

Вопрос: Бюджетное учреждение заключило договор на оказание информационных услуг путем предоставления доступа к мастер-классу, который проводится в форме видеотрансляции материала исполнителя на компьютере заказчика. На какую статью (подстатью) КОСГУ относятся расходы учреждения на оплату доступа к мастер-классу?

Ответ:

В пункте 3 Порядка № 209н указано, что КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых сектором государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Порядок № 209н не содержит упоминания о расходах, осуществленных на оплату информационных услуг путем предоставления доступа к мастер-классу.

Пунктом 10.2 Порядка № 209н установлено, что расходы на оплату услуг отражаются по одной из подстатей статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ. При этом информационные услуги по предоставлению доступа к мастер-классу ни в одной из подстатей указанной статьи прямо не поименованы. В то же время согласно пункту 10.2.6 Порядка № 209н на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы, в числе которых:

услуги и работы по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах, соревнованиях и тому подобное (в том числе взносы за участие в указанных мероприятиях);

услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов.

Таким образом, расходы на оплату договора по оказанию информационных услуг путем предоставления доступа к мастер-классу, который проводится в форме видеотрансляции материала исполнителя на компьютере заказчика, могут быть отражены по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

По каким виду расходов и статье КОСГУ следует производить расходы по подписке на электронные издания?

В соответствии с Порядком № 209н расходы по подписке на электронные издания следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Что касается вида расходов, то в соответствии с положениями Порядка № 85н, если подписку производит федеральное казенное учреждение, расходы могут быть отражены по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в рамках утвержденных мероприятий.

Также по данному элементу вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта России, местного бюджета на реализацию мероприятий, информационно-коммуникационных технологий при принятии решения финансовым органом субъекта России (муниципального образования) о применении вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

Отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Во всех остальных случаях по согласованию с финансовым органом применяют вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету

Вопрос: Бюджетное учреждение приобрело крепления для багажника на крышу кузова легкового автомобиля. Надо ли после установки увеличивать стоимость транспортного средства, включив их в состав объекта? Если нет, то на каком счете надо учитывать указанные крепления?

Ответ:

Положениями пункта 19 СГС «Основные средства», пункта 27 Инструкции № 157н установлено: затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.

Крепления для багажника, установленные на крышу легкового автомобиля, не изменяют технических характеристик транспортного средства, следовательно, стоимость автомобиля не увеличивается.

Положениями пункта 10 СГС «Основные средства» установлено, что объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Крепления для багажника не соответствуют указанным критериям, так как свою функцию могут выполнять только после установки на транспортное средство. Таким образом, в учете бюджетного учреждения они отражаются в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Вопрос: Просим разъяснить порядок проведения инвентаризации расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в целях подтверждения остатков, ранее числящихся по состоянию на 1 января 2020 года, при централизации учета.

Ответ:

В соответствии с пунктом 7 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством полномочий и (или) функций, руководствуясь законодательством, данным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

Если полномочие по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности передано другому государственному (муниципальному) органу и (или) учреждению (централизованной бухгалтерии) (далее — централизованная бухгалтерия), совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета, составляет единую учетную политику при централизации учета. Она формируется централизованной бухгалтерией с учетом положений СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно подпункту «в» пункта 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждается порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 80 СГС «Концептуальные основы» инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленными субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции № 191н в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики.

Таким образом, проведение инвентаризации активов, в том числе расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, является обязательным как для муниципальных учреждений, так и для администраторов доходов федерального бюджета.

Согласно пункту 53 приложения 1 к постановлению Правительства России от 15 февраля 2020 г. № 153н «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» полномочия Росприроднадзора и территориальных органов, а также связанные с ними обязательные платежи в бюджеты бюджетной системы России и их перечисление, ведение бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы переданы Федеральному казначейству.

Вопрос: Бюджетное учреждение приобретает лодочные и железобетонные гаражи, которые не имеют фундамента и могут перемещаться с места на место. Подскажите, пожалуйста, на каком счете по учету основных средств их учитывать?

Ответ:

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрации прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Следовательно, если указанные в вопросе гаражи можно перемещать с места на место, то они относятся к движимому имуществу. Их следует учитывать на счетах 0 101 22 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) — особо ценное движимое имущество учреждения», 0 101 32 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) — иное движимое имущество учреждения».

Вопрос: При контрольной проверке в бюджетном учреждении здравоохранения выявлена недостача продуктов питания. Какими бухгалтерскими записями отразить данную операцию? Возможно ли возмещение виновным лицом недостачи натуральными продуктами?

Ответ:

На основании пункта 220 Инструкции № 157н сумма ущерба, причиненного недостачами, хищениями, определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба и отражается по дебету счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу». Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.

Исходя из положений Инструкций № 157н и 174н в учете учреждения при определении недостачи продуктов питания делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

Кредит 0 105 32 442

«Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»

— списание недостачи продуктов питания;

Дебет 0 209 74 567

«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам»

Кредит 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

— начислена задолженность в связи с недостачей продуктов питания.

Статьями 246–248 Трудового кодекса предусмотрена возможность возмещения ущерба работником в натуральной форме.

Так, в соответствии со статьей 248 Трудового кодекса с согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество. Записи в учете учреждения будут следующими:

Дебет 0 105 32 342

«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

— внесены продукты питания в счет погашения недостачи.

При получении продуктов питания погашенную задолженность виновника необходимо списать:

Дебет 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

Кредит 0 209 74 667

«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам».

Сотрудник учреждения при увольнении написал заявление на удержание из заработной платы (расчета) за выданную ранее спецодежду. Какими бухгалтерскими записями отразить данную операцию?

Основанием для удержания из заработной платы за выданную ранее спецодежду является личное заявление работника. Данные операции оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 0 401 20 211, 0 109 Х0 211

«Расходы по заработной плате», «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части заработной платы»

Кредит 0 302 11 737

«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

— начислена заработная плата;

Дебет 0 302 11 837

«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 0 304 03 737

«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

— произведено начисление удержания из заработной платы;

Дебет 0 209 74 567

«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам»

Кредит 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

— начисление задолженности по несданной спецодежде;

Дебет 0 304 03 837

«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

Кредит 0 209 74 667

«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам»

— удержание из заработной платы суммы несданной спецодежды;

Кредит 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

— списание с забалансового учета ранее выданной спецодежды.

Вопрос: Учреждение приобрело запасную часть к служебному автомобилю и оприходовало ее в учете. Впоследствии выяснилось, что данная запчасть по техническим характеристикам не подходит к автомобилю. По условиям договора с поставщиком учреждение вправе сдать запчасть в течение месяца, что и было сделано. Какими документами и бухгалтерскими записями отразить в учете учреждения возврат продавцу приобретенной запасной части к автомобилю?

Ответ:

Возврат продавцу приобретенной запасной части в учете учреждения отражается записями:

Дебет 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

Кредит 0 105 36 446

«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

— списание с балансового учета запасной части с одновременным отнесением на увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении»;

Кредит забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении»

— возврат запасной части поставщику;

Дебет 0 209 34 56Х

«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»

Кредит 0 401 10 134

«Доходы от компенсации затрат»

— начисление компенсации затрат по возвращенной запасной части;

Дебет 0 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 0 209 34 66Х

«Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат»

— поступление средств на счет за возвращенную запасную часть.

В соответствии со статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, например, Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).

Вопрос: Как бюджетному учреждению учитывать возврат дебиторской задолженности по налогу на прибыль?

Ответ:

Порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности бюджетным учреждением регулируется Инструкциями № 157н, 174н с учетом положений Порядков № 85н и 209н.

Согласно пункту 3 Инструкции № 174н при ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями хозяйственные операции отражаются на счетах Плана счетов бюджетного учреждения, содержащих в 24–26 разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду классификации операций сектора государственного управления, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 365 Инструкции № 157н перечисление бюджетным (автономным) учреждением налога на прибыль отражается с применением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств». При этом согласно пункту 366 Инструкции № 157н аналитический учет по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств» ведется по соответствующим классификационным кодам видов поступлений, обеспечивающим раскрытие информации в бухгалтерской отчетности средств бюджета.

В соответствии с пунктом 62.4.1 Порядка № 85н на статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» относятся поступления государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам.

Исходя из положений пункта 13.1 Порядка № 209н на статью 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» КОСГУ относятся поступления государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам.

В соответствии с пунктом 12.1.7 Порядка № 85н на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению (уплате) налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, по уплате налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах НДС, и по начислению (уплате) налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет.

Согласно пункту 9 Порядка № 209н операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению (уплате) налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь положениями Порядков № 85н и 209н, операцию по поступлению возврата дебиторской задолженности прошлых лет по налогу на прибыль бюджетным учреждениям следует отражать по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств» по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ.

Вопрос: Просим разъяснить учет денежных обязательств по контракту.

Ответ:

В соответствии с пунктом 5 статьи 219 Бюджетного кодекса, если бюджетное обязательство возникло на основании государственного (муниципального) контракта, дополнительно осуществляется контроль за соответствием сведений о государственном (муниципальном) контракте в ре­естре контрактов, предусмотренном законодательством России о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве, возникшем на основании государственного (муниципального) контракта, условиям государственного (муниципального) контракта.

Согласно Инструкции № 157н бюджетный учет бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств отражается на соответствующих счетах счета 0 502 00 000 «Обязательства».

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Учитывая изложенное, денежные обязательства, принимаемые на условиях контракта к исполнению в следующем году, подлежат отражению на счете 0 502 22 000 «Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)».

Вопросы по трудовому праву

Вопрос: Обязан ли работодатель предоставить отпуск без сохранения денежного содержания гражданскому служащему, достигшему пенсионного возраста?

Ответ:

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу России, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта России (далее — гражданский служащий), регулируются положениями Закона от 27 июля 2004 г. № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79‑ФЗ).

Пунктом 15 статьи 46 Закона № 79‑ФЗ установлено, что гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам. Также гражданскому служащему предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 128 Трудового кодекса установлено, что работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы некоторым категориям работников, в том числе работающим пенсионерам по старости (по возрасту) до 14 календарных дней в году.

Вывод: работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения денежного содержания гражданскому служащему, достигшему пенсионного возраста.

Вопрос: Государственный гражданский служащий возвращается из командировки к месту прохождения государственной гражданской службы в пятницу вечером, в субботу и воскресенье — выходные дни (по графику учреждения), а с понедельника он в отпуске. Когда госслужащий должен представить авансовый отчет о суммах, израсходованных в командировке?

Ответ:

По возвращении из служебной командировки гражданский служащий обязан в течение трех служебных дней представить в государственный орган авансовый отчет об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах по установленной форме и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в служебную командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и иных связанных со служебной командировкой расходах, произведенных с разрешения представителя нанимателя или уполномоченного им лица. Об этом сказано в подпункте «а» пункта 35 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента России от 18 июля 2005 г. № 813).

Однако понятие «служебный день» в законодательстве не прописано. В пункте 1 статьи 45 Закона от 27 июля 2004 г. № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79‑ФЗ) раскрывается понятие «служебное время» — время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных Законом № 79‑ФЗ и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (подп. 4 п. 1 ст. 52 Закона № 79‑ФЗ).

Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени вне пределов установленной Законом № 79‑ФЗ нормальной продолжительности служебного времени (п. 6 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ).

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты России, законы и иные нормативные правовые акты субъектов России, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79‑ФЗ (ст. 73 Закона № 79‑ФЗ).

Согласно статье 11 Трудового кодекса на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов России о государственной и муниципальной службе.

Подотчетное лицо обязано в срок, установленный руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии — руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем (подп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).

Таким образом, по нашему мнению, госслужащий вправе представить авансовый отчет о суммах, израсходованных в командировке, и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом денежному авансу на командировочные расходы после окончания отпуска (в течение трех служебных дней со дня выхода на службу).

Вопрос: Работник бюджетного образовательного учреждения города Саратова был направлен в командировку в город Дмитров. Он добирался до места назначения через Москву и воспользовался метрополитеном, чтобы доехать от Павелецкого до Савеловского вокзала. Обязан ли работодатель возместить подобные расходы на проезд?

Ответ:

В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать сотруднику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами правительства России (ст. 168 ТК РФ).

Согласно пункту 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства России от 13 октября 2008 г. № 749, расходы по проезду командированного включают траты на проезд транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей. Возмещение иных транспортных расходов этим положением не предусмотрено.

Вопрос: Учреждение расположено в районе Крайнего Севера. Имеет ли сотрудник в возрасте до 30 лет, родившийся в данной местности и впервые заключающий трудовой договор, право на получение северной надбавки в полном размере? Или он должен зарабатывать эти надбавки через каждые полгода?

Ответ:

Согласно разъяснениям, представленным в письме Минздравсоцразвития России от 20 января 2005 г. № 97-Пр, в соответствии с прежней редакцией статьи 11 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон № 4520-1), лицам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. То есть данная надбавка носит не компенсационный, а стимулирующий характер.

С 1 января 2005 года Законом от 22 августа 2004 г. № 122‑ФЗ (далее — Закон № 122‑ФЗ) в статью 11 Закона № 4520-1 внесены изменения, исключившие из статьи 11 указанные положения.

Исключение указанного положения следует рассматривать во взаимосвязи с преамбулой Закона № 122‑ФЗ, указывающей на необходимость реализации принципа поддержки доверия граждан к закону и действиям государства путем стабильности сохранения правового регулирования, а также нормой, устанавливающей приоритет положений преамбулы над иными положениями данного закона.

Исходя из этого, при применении статьи 11 Закона № 4520-1 (в редакции Закона № 122‑ФЗ) следует учитывать, что молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 года, то есть исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах.

Надбавки начисляются в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60-процентной надбавки — последние 20 процентов за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — в размере 10 процентов за каждые шесть месяцев работы.

Вопрос: Работник, постоянным местом работы которого является город Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (расположен в районе Крайнего Севера), в течение года неоднократно выезжал в командировки в город Красноярск. Общая продолжительность командировок за год составила 149 календарных дней. Подлежит ли это время включению в стаж, дающий право на процентную надбавку?

Ответ:

В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. При этом процентная надбавка к зарплате выплачивается за стаж работы в соответствующих районах и местностях (ст. 317 ТК РФ).

Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливает Правительство России в соответствии с Законом № 4520-1 (ст. 314 ТК РФ).

Согласно пункту 2 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2, процентная надбавка к заработной плате устанавливается работникам всех предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, которые расположены в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Этот документ не предусматривает периодов времени, которые исключаются из соответствующего трудового стажа.

Время работы по трудовому договору в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, засчитывается в трудовой стаж, необходимый для установления процентной надбавки к заработной плате.

Служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Следовательно, период нахождения работника в командировке считается временем выполнения трудовой функции по трудовому договору.

Вопросы по госзакупкам

Вопрос: Каким должен быть срок банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта?

Ответ:

Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона № 44‑ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 96 Закона № 44‑ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона № 44‑ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Вопрос: В государственные контракты необходимо внести изменения в существенные условия. Каким образом это сделать?

Ответ:

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44‑ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (п. 1 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 24 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством России, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, преду­смотренных статьей 95 Закона № 44‑ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 111 Закона № 44‑ФЗ Правительство России вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 Закона № 44‑ФЗ, а также в целях создания для России дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.

При необходимости внесения изменений в существенные условия контракта такие изменения могут быть осуществлены в случаях, предусмотренных статьей 95 Закона № 44‑ФЗ, а при отсутствии таких случаев — на основании решения Правительства России, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 111 Закона № 44‑ФЗ.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама