Вопрос — Ответ

Вопрос: Может ли ОАО подарить недвижимое имущество казенному учреждению здравоохранения?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 572
Гражданского кодекса по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей либо договор содержит обещание дарения в будущем (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 575 Гражданского кодекса установлен запрет лишь на дарения, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в отношениях между коммерческими организациями.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 50 Гражданского кодекса коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие не имеют извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Запрета на дарение между коммерческой и некоммерческой организациями гражданское законодательство не устанавливает.

Таким образом, ОАО может подарить недвижимое имущество казенному учреждению здравоохранения в соответствии с договором дарения между коммерческой и некоммерческой организациями.

Вопрос: Автономное учреждение по согласованию с учредителем выдало сотруднику учреждения беспроцентный заем. Является ли выданный заем расходом? По какому коду КОСГУ отразить указанные расходы?

Ответ:

На основании пункта 13 Порядка № 209н группа 500 «Поступление финансовых активов» детализируется и подлежит отражению по статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания.

В силу пункта 13.4.2 Порядка № 209н на подстатью 542 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям государственным (муниципальным) автономным учреждениям» КОСГУ относятся операции по предоставлению государственными (муниципальными) автономными учреждениями в установленном законодательством порядке заимствований иным государственным (муниципальным) автономным учреждениям.

В соответствии с пунктом 209 Инструкции № 157н, пунктами 102, 103 Инструкции № 183н группировка расчетов автономных учреждений по займам (ссудам) осуществляется по кодам группы и кодам вида синтетического счета 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» на счетах бухгалтерского учета, в том числе на счете 0 207 10 000 «Расчеты по предоставленным кредитам, займам (ссудам)», предназначенном для формирования информации в денежном выражении о состоянии расчетов по кредитам, займам (ссудам), предоставленным автономным учреждением согласно законодательству, и операций, изменяющих указанные расчеты.

Расходы на указанные цели должны быть утверждены в плане ФХД и отражены на счете 0 207 14 000 «Расчеты по предоставленным займам, ссудам». Выдачу займа следует относить к статье 540 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям» КОСГУ.

Таким образом, в анализируемой ситуации выдача сотруднику учреждения беспроцентного займа является расходом и подлежит отражению у учреждения по подстатье 542 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям государственным (муниципальным) автономным учреждениям» КОСГУ.

В какой момент у автономного учреждения возникает право оперативного управления переданным ему либо вновь приобретенным имуществом?

В соответствии с пунктом 1 статьи 299
Гражданского кодекса право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Однако в отношении объектов недвижимости в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и другими законами.

На основании пункта 5 статьи 1 Закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Таким образом, право оперативного управления на закрепляемое учредителем за автономным учреждением недвижимое имущество возникает у учреждения с момента государственной регистрации, а на движимое имущество — с момента передачи ему этого имущества (в том числе и при безвозмездной передаче, и в случае приобретения).

Вопрос: Орган государственной власти субъекта России осуществил продажу имущества, составляющего казну субъекта России, физическому лицу, не обладающему статусом ИП. Подлежит ли указанная операция налогообложению НДС?

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 161
Налогового кодекса при реализации (передаче) на территории России государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну России, казну республики в составе России, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В письме ФНС России от 20 октября 2020 г. № СД-4-3/17227@ указывается, что при реализации имущества казны физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, НДС уплачивается в бюджет государственным органом, осуществляющим реализацию данного имущества.

Обратите внимание, что аналогичные выводы также получили выражение и в судебной практике арбитражных судов. Например, определения Верховного суда России от 16 января 2019 г. № 5-КГ18-274, от 6 марта 2019 г. № 5-КГ18-272, от 6 марта 2019 г. № 5-КГ18-307, от 29 мая 2019 г. № 5-КА19-7, от 13 июня 2019 г. № 5-КА19-6, от 19 июня 2019 г. № 5-КА19-10.

Таким образом, из анализа норм главы 21 Налогового кодекса, разъяснений официальных органов и позиции Верховного суда России следует вывод, что при реализации государственным органом имущества, составляющего казну, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возникает объект налогообложения НДС. При этом обязанность по уплате НДС в такой ситуации лежит на государственном органе, который осуществил реализацию имущества.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, каков порядок налогообложения земельных участков, составляющих муниципальную казну, в части земельного налога?

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 215
Гражданского кодекса муниципальное имущество, включая земельные участки, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны плательщиками налога.

Если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков плательщик налога отсутствует.

Сведения о правообладателях — муниципальных образованиях в отношении объектов недвижимого имущества, не предоставленных (переданных) иным лицам на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, в налоговые органы не представляются, за исключением случаев, связанных с предшествующей государственной регистрацией прекращения права частной собственности на земельный участок (земельную долю) или последующей государственной регистрацией возникновения права частной собственности на объект недвижимости (п. 1 приложения № 3 к приказу ФНС России от 10 апреля 2017 г. № ММВ-7-21/302@).

Согласно пункту 10 статьи 396 Налогового кодекса подача заявления о предоставлении налоговой льготы, рассмотрение такого заявления, направление уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса по результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении либо сообщение об отказе. В этих уведомлениях должны быть указаны объекты налогообложения.

Заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу может представляться только в отношении земельных участков, являющихся объектами налогообложения.

Вопрос: Просим разъяснить порядок учета жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу, приобретенных муниципальным образованием, и земельных участков, на которых они расположены.

Ответ:

В первую очередь необходимо учитывать положения Гражданского кодекса, предусматривающего, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Положениями Инструкций № 157н, 162н определено, что вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования) объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются на счете 0 106 50 000 «Вложения в нефинансовые активы государственной (муниципальной) казны» по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета.

Для учета объектов имущества (включая объекты недвижимости), составляющих государственную и муниципальную казну, в соответствии с Инструкциями № 157н и 162н предназначен счет 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Расходы по выплатам выкупной стоимости следует относить на счет 0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны».

При регистрации в отношении объектов недвижимости права собственности муниципального образования и до момента регистрации права оперативного управления и закрепления за правообладателем объекты недвижимости подлежат учету на счете бухгалтерского учета 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

Отметим, что земельные участки, на которых расположены выкупаемые под снос строения, поступающие в государственную (муниципальную) казну, следует учитывать на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» по их кадастровой стоимости (п. 142 Инструкции № 157н).

Вопрос: По какому виду расходов и подстатье КОСГУ отражать расходы на внесение оператору электронной площадки платы за участие в электронных процедурах?

Ответ:

Исходя из требований Порядков № 85н и 209н, в 2021 году расходы на внесение платы оператору электронной площадки за участие в электронных процедурах в соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Закона № 44-ФЗ следует отражать по виду расходов 853 «Уплата иных платежей», увязанному в целях бюджетного (бухгалтерского) учета с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ.

Вопрос: По какой статье КОСГУ и виду расходов следует отражать расходы на пополнение транспортных карт в целях проезда работников учреждения на транспорте для выполнения служебных обязанностей?

Ответ:

Согласно требованиям Порядков № 85н и 209н расходы на пополнение транспортных карт в целях проезда сотрудников учреждения на общественном транспорте для выполнения служебных обязанностей (в условиях отсутствия необходимости оформления им служебной командировки), осуществляемые через подотчетное лицо, следует классифицировать как приобретение транспортных услуг и отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанному в целях бухгалтерского учета с подстатьей 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

Реклама