Особенности формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности за полугодие 2021 года

В одном из предыдущих номеров журнала[1] мы уже рассматривали особенности составления бухгалтерской отчетности за I квартал 2021 года в отношении некоторых форм отчетности. Наступил срок сдавать отчетность за первое полугодие.

А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационноаналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

Отличие в перечне форм отчетности между кварталом и полугодием заключается в том, что теперь в состав полугодовой отчетности добавляются четыре формы, которые не подлежали представлению за I квартал: Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (далее — Отчет (ф. 0503723)), Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738) (далее — Отчет (ф. 0503738)), Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503766) (далее — Отчет (ф. 0503766)) и Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее — Отчет (ф. 0503769)).

Рассмотрим некоторые интересные аспекты формирования вышеуказанных форм отчетности. Но сначала — о некоторых изменениях в формировании отчетности в целом.

Изменения в Инструкции № 33н

На сайте https://minfin.gov.ru опубликован приказ от 11 июня 2021 г. № 81н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н» (далее — Приказ № 81н)[2]. Изменения, вносимые данным приказом, в целом можно разделить на три категории:

  • изменения в порядке составления годовой отчетности;
  • изменения в порядке составления квартальной отчетности;
  • технические правки (корректировки касаются в основном исправления ошибок прошлых лет).

В рамках данной статьи кратко коснемся только некоторых изменений в части порядка составления квартальной отчетности.

1. В Отчете (ф. 0503723) на 1 июля 2021 года поступление доходов по подстатье КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов» должно быть отражено по строке 0500 «По доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат», то есть по аналитике группировочной статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат», отдельно по подстатье КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов» отражаться не будет. При этом Приказом № 81н определено, что в дальнейшем (не ранее чем в отчете по состоянию на 1 октября 2021 года) данные поступления денежных средств будут отражаться по строке 0507 «От возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов» (по подстатье КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов»). Учитывая тот факт, что Инструкцией № 33н составление и представление Отчета (ф. 0503723) по состоянию на 1 октября текущего года не предусмотрено, составление и представление такого отчета со строкой 0507 будет осуществлено впервые по состоянию на 1 января 2022 года.

2. Приказ № 81н также внес изменения в порядок отражения показателей долгосрочной задолженности в Отчете (ф. 0503769). Теперь определено, что данные в графах 3 «Сумма задолженности на начало года, долгосрочная», 10 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, долгосрочная», 13 «Сумма задолженности на конец аналогичного периода прошлого финансового года, долгосрочная», где отражаются показатели долгосрочной задолженности в квартальной отчетности, не формируются и не заполняются, то есть они будут присутствовать только в годовой отчетности. Это изменение коснется всех нас уже в полугодовой отчетности.

3. В Приказе № 81н также указано (в части показателей кредиторской задолженности в Отчете (ф. 0503769), что кроме показателей по счету 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» отражаются показатели по счетам 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы» в случае их применения в соответствии с положениями учетной политики и требований по раскрытию в бухгалтерской отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности.

Отметим, что есть отдельные виды доходов будущих периодов, которые очень сложно отнести как на текущий год (счет 0 401 41 000), так и на очередные годы (счет 0 401 49 000), в частности, по недостачам имущества, по доходам от штрафных и прочих санкций, то есть там, где не всегда есть четкое понимание, когда в обозримом будущем следует ожидать доход. По нашему мнению, в таких случаях учет следует вести по счету 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов», но следует отразить это в учетной политике (единой учетной политике при централизации учета).

4. Ну и, наконец, еще новые и необходимые дополнения в порядок заполнения раздела 2 «Сведения о просроченной задолженности» Отчета (ф. 0503769) в отношении показателей расшифровки просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей. Теперь (как и ранее в Отчете (ф. 0503775)) Минфин России установил конкретные коды кодировки причин образования задолженности (которые могут быть дополнены учредителем и финансовым органом), в отношении кредиторской задолженности — с 01 по 05, дебиторской задолженности — 03, 81, 82, с 84 по 86, а также 89 (более подробно см. в Приказе № 81н). Еще очень важный момент прописан в отношении раздела 2 «Сведения о просроченной задолженности» Отчета (ф. 0503769): «В случае, если показатель просроченной задолженности сформировался по разным документам-основаниям, содержащим разные даты исполнения задолженности (обязательства), то в графе 4 Приложения (ф. 0503769) отражается более поздняя дата исполнения по правовому основанию в формате (ММ.ГГГГ)».

Теперь перейдем к некоторым вопросам по заполнению отдельных форм отчетов.

Отчет (ф. 0503738)

При формировании данного отчета:

  • не стоит забывать о сверке кредиторской задолженности в графе 11 «Не исполнено принятых денежных обязательств» по разделу 1 и раздела 3 Отчета (ф. 0503738) с данными графы 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего» в Отчете (ф. 0503769) Кт;
  • в графе 7 «Принятые обязательства с применением конкурентных способов» раздела 1 Отчета (ф. 0503738) не нужно отражать показатели по государственным контрактам, заключенным в предыдущем финансовом году на поставки работ (услуг, товаров) текущего года (их следует отражать только в графе 6 «Принятые обязательства, всего»);
  • по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений», 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий», 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств», 340 «Стипендии», 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда», 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов», 853 «Уплата иных платежей» (перечень может быть расширен) отражение данных по графе 7 «Принятые обязательства с применением конкурентных способов» недопустимо;
  • по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий», 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств», 340 «Стипендии», 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда», 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов», 853 «Уплата иных платежей» (перечень может быть расширен) данные в графе 6 «Принятые обязательства, всего» раздела 1 Отчета (ф. 0503738) не могут отличаться от данных в графе 8 «Денежные обязательства» раздела 1 этого же отчета;
  • по всем КВР (кроме 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в части дебиторской задолженности ФСС России по двум видам выплат, не входящим в «прямые выплаты») показатели в графе 11 «Не исполнено принятых денежных обязательств» Отчета (ф. 0503738) не могут быть больше показателей в графе 10 «Не исполнено принятых обязательств» этого же отчета;
  • показатели по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» (в части подстатьи КОСГУ 211 «Заработная плата») в графе 4 «Утверждено плановых назначений» раздела 1 Отчета (ф. 0503738) должны быть равны показателям в графе 6 «Принятые обязательства, всего» раздела 1 Отчета (ф. 0503738);
  • показатели по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» в отчетах по государственному заданию (КВФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»), субсидиям на цели осуществления капитальных вложений (КВФО 6 «Субсидии на цели осуществления капитальных вложений») и ОМС (КВФО 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию») недопустимы;
  • показатели по КВР 406 «Приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» и 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» в отчетах по государственному заданию (КВФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»), субсидиям на иные цели (КВФО 5 «Субсидии на иные цели») и ОМС (КВФО 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию») недопустимы;
  • данные Отчета (ф. 0503738) в разделе 3 (строка 860 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, по отложенным обязательствам») в отношении отложенных обязательств должны быть равны данным по счетам 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» в графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего» Отчета (ф. 0503769).

Отчет (ф. 0503766)

При формировании данного отчета:

  • в разделе 1 «Доходы учреждения» доходы учреждения не отражаем в разрезе аналитической группы подвида доходов;
  • в разделе 2 «Расходы учреждения» в отчете за полугодие при исполнении ниже заданного (45 процентов) расшифровываем в разрезе КВР причины неисполнения по каждой целевой субсидии;
  • кассовые расходы по всем КВР выверяем с Отчетом об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737)).

Отчет (ф. 0503769)

При составлении сведений:

  • в разделе 2 «Сведения о просроченной задолженности» Отчета (ф. 0503769) расшифровываем просроченную задолженность в разрезе обязательств суммой более одного миллиона рублей, если учредителем или финорганом не установлено иное;
  • выверяем показатели по счетам 610 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» по КВФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания», 5 «Субсидии на иные цели» и 6 «Субсидии на цели осуществления капитальных вложений» в части возврата субсидий, подлежащих возврату в бюджет, в том числе с учредителем (по вопросам, связанным с отражением в бухгалтерской отчетности возврата субсидий в бюджет по итогам проверок контрольно-счетных органов смотрите совместное письмо Минфина России и Казначейства России от 17 декабря 2020 г. № 02-04-04/110850 / 07-04-05/02-26291 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2020 год»);
  • по счетам 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов», 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы» выверяем измененные начальные остатки на соответствие конечным остаткам 2020 года по счету 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;
  • выверяем неденежные расчеты в графе 8 по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (то есть зачет аванса);
  • выверяем на допустимость увязки КВР, АГПД и аналитического счета учета;
  • показатели долгосрочной задолженности в графах 3 «Сумма задолженности на начало года, долгосрочная», 10 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, долгосрочная», 13 «Сумма задолженности на конец аналогичного периода прошлого финансового года, долгосрочная» не заполняем;
  • выверяем начисление и списание (на корректность плюс обороты) по счетам 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»;
  • очень внимательно выверяем данные с учредителем в отношении фактического исполнения показателей по целевым субсидиям и государственному заданию согласно представленным отчетам, корректируя одновременно данные по доходам текущего года и доходам будущих периодов.

Обратите внимание: в отчетности за полугодие нужно впервые формировать обороты по отдельным счетам дебиторской и кредиторской задолженностей в разрезе КИСЭ (то есть в разрезе типов организаций). Это предусмотрено пунктом 69 Инструкции № 33н с учетом изменений, вносимых Приказом № 81н, то есть в группе граф 5–8 «Изменение задолженности» отражаются показатели расчетов по номерам счетов, содержащим в 24–26 разрядах соответствующую подстатью КОСГУ: Отчета (ф. 0503769) обороты расчетов по соответствующим подстатьям КОСГУ статей КОСГУ 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» и 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности» с отражением в графе 1 «Номер (код) счета бюджетного учета» раздела 1 Отчета (ф. 0503769) номера счета аналитического учета счетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 000 00 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 209 000 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС», 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами с указанием» в 24–25 разрядах номера счета нулей, в 26 разряде номера счета третий разряд соответствующей подстатьи КОСГУ 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности»; обороты расчетов по соответствующим подстатьям КОСГУ статей КОСГУ 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» и 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» с отражением в графе 1 «Номер (код) счета бюджетного учета» раздела 1 Отчета (ф. 0503769) номера счета аналитического учета счетов 0 302 000 00 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 303 000 00 «Расчеты по платежам в бюджеты», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» с указанием в 24–25 разрядах номера счета нулей, в 26 разряде номера счета третий разряд соответствующей подстатьи КОСГУ 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности».

Внимание!

Для качественного формирования Отчета (ф. 0503769) по-новому необходимо выверить в разрезе типов организаций все входящие остатки 2021 года, в том числе на соответствие данным предыдущей годовой отчетности, а также все обороты 2021 года, иначе статистика государственных финансов в этой части будет недостоверной.

Отчет (ф. 0503723)

В этом отчете:

  • не теряем подстатью КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» (данные по ней отражаются не в разделе текущих операций, а в инвестиционных операциях)«;
  • уплата НДС и налога на прибыль отражается по подстатье КОСГУ 189 «Иные доходы»;

Внимание!

Восстановление кассовых расходов прошлых лет, в том числе возврат в текущем году остатков подотчетных сумм, дебиторской задолженности (в части КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений») от ФСС России и т. п. осуществляются с применением подстатьи КОСГУ 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов».

  • доходы от получения средств нормированного страхового запаса отражаем по подстатьям КОСГУ 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» и 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;
  • показатели строк 4210 «Возврат дебиторской задолженности прошлых лет», 4220 «Возврат остатков субсидий прошлых лет», 4310 «Возврат средств, перечисленных в виде денежных обеспечений» и 4320 «Перечисление денежных обеспечений» выверяем на соответствие данных с Отчетом (ф. 0503737) (строки 591 «Поступление денежных средств прочие» и 592 «Выбытие денежных средств», раздел 4 по строкам 910 «Возвращено остатков субсидий прошлых лет, всего» и 950 «Возвращено расходов прошлых лет, всего»);
  • показатели строк 5010 «Изменение остатков средств за счет увеличения денежных средств» и 5020 «Изменение остатков средств за счет уменьшения денежных средств» (за вычетом операций по строкам 4410 «Поступление денежных средств во временное распоряжение» и 4420 «Выбытие денежных средств во временном распоряжении») выверяем со строками 710 «Внешние источники: увеличение остатков средств, всего» и 720 «Внешние источники: уменьшение остатков средств, всего» (по графе 9 «Исполнено плановых назначений (итого)») в Отчете (ф. 0503737) (без учета некассовых операций);
  • в разделе 4 выверяем на соответствие сопоставительной таблице, размещенной на сайте https://minfin.gov.ru, показатели в графе 3 (КОСГУ) и графе 4 (КВР).


[2] На момент сдачи номера приказ находится на регистрации в Минюсте России (как и аналогичный приказ от 11 июня 2021 г. № 82н по изменениям в Инструкцию № 191н).



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама