Определение объема и условий предоставления субсидий на иные цели

Субсидии могут предоставлять на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также — с капитальными вложениями в объекты недвижимого имущества. Рассмотрим опыт коллег по данной теме.

А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно­аналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса государственным бюджетным и автономным учреждениям могут быть предоставлены субсидии на иные цели (далее — субсидии). Соответствующий порядок предоставления такого рода субсидий (в первую очередь — определение объема и условий предоставления субсидий) должен устанавливать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. В нашем случае это Министерство здравоохранения Пензенской области (далее — Министерство).

Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств областного бюджета. Субсидии на иные цели предоставляются в целях осуществления расходов, примерами которых могут быть следующие:

  • реализация мероприятий регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;
  • реализация мероприятий регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»;
  • реализация мероприятий регионального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Пензенская область)», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»;
  • реализация мероприятий регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;
  • реализация мероприятий регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;
  • реализация мероприятий регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»;
  • реализация мероприятий регионального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»;
  • реализация мероприятий региональной программы Пензенской области «Модернизация первичного звена здравоохранения Пензенской области на 2021–2025 годы»;
  • реализация мероприятий государственной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области», участниками которой являются наши подведомственные учреждения;
  • реализация мероприятий иных государственных программ Пензенской области, участниками которых являются наши подведомственные учреждения;
  • погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам;
  • погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в предыдущих финансовых годах;
  • исполнение обязательств, принятых и не исполненных в предыдущем финансовом году за счет средств субсидий на иные цели;
  • осуществление расходов по содержанию и (или) поддержанию надлежащего технического состояния имущества учреждений, временно не используемого при оказании государственных услуг (выполнении работ);
  • ликвидация или реорганизация учреждения;
  • предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации или ликвидация последствий и осуществление восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации.

Условия и порядок предоставления целевых субсидий

Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением, которое в дальнейшем может изменяться и дополняться (в том числе расторгаться) по согласованию с Министерством. Заключается такое соглашение на основании типовой формы, утвержденной Минфином Пензенской области на трехлетний период бюджетного цикла.

Для получения субсидии государственное бюджетное (автономное) учреждение (далее — учреждение) на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, должно соответствовать следующим требованиям:

  • отсутствие у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  • отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет Пензенской области субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, за исключением случаев предоставления субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и осуществление восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства России, правительства Пензенской области;
  • отсутствие процедуры ликвидации, проводимой в отношении учреждения.

Для получения субсидии учреждение представляет в Министерство финансово-экономическое обоснование, содержащее калькуляцию статей планируемых расходов и включающее в себя следующие документы:

  • пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления соответствующих бюджетных средств, включая расчет-обоснование суммы субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные, иные подтверждающие документы (при необходимости);
  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, предварительную смету расходов (цель предоставления субсидии — проведение ремонта);
  • программу мероприятий (цель предоставления субсидии — проведение мероприятий);
  • информацию о планируемом к приобретению имуществе (цель предоставления субсидии — приобретение имущества);
  • информацию о количестве физических лиц (среднегодовом количестве), являющихся получателями выплат, и видах таких выплат (цель предоставления субсидии — осуществление указанных выплат).

Министерство в течение 15 рабочих дней со дня поступления вышеуказанных документов проверяет правильность оформления и комплектность поступивших документов и принимает решение о заключении с учреждением соглашения либо направляет мотивированный отказ в предоставлении субсидии.

Основаниями для отказа в предоставлении субсидии могут быть следующие:

  • непредставление (представление не в полном объеме) необходимых документов;
  • несоответствие представленных учреждением документов установленным требованиям;
  • недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных учреждением;
  • несоответствие учреждения установленным требованиям;
  • запрашиваемый учреждением объем субсидии больше объема лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству в бюджете Пензенской области на запрашиваемые цели.

После устранения всех причин, послуживших основанием для отказа в предоставлении субсидии, подведомственное учреждение имеет право повторно обратиться за ее получением.

Размер субсидии определяется на основании представленных учреждениями расчетов-обоснований суммы субсидии, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом о бюджете Пензенской области на соответствующий финансовый год и плановый период на запрашиваемые цели.

Расчет-обоснование суммы субсидии должен содержать калькуляцию статей планируемых расходов, подтверждаемую одним или несколькими обоснованиями:

  • расчетами нормативных затрат;
  • имеющимися в распоряжении сметами, коммерческими предложениями поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • расчетами (обоснованиями) на определенный период плановой финансовой потребности, необходимой для реализации мероприятия (достижения цели, выполнения задачи);
  • нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок определения или размер обязательств, подлежащих исполнению учреждениями за счет субсидии.

В случае принятия положительного решения о предоставлении субсидии Министерство заключает с учреждением соглашение, включающее следующие основные позиции:

1. Цели предоставления субсидии с указанием наименования национального проекта (программы), в том числе федерального проекта, входящего в состав соответствующего национального проекта (программы), или регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующего проекта (программы);

2. Значения результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая значения показателей в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации);

3. Размер субсидии.

4. Сроки перечисления субсидии.

5. Сроки представления отчетности.

6. Порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий предоставления субсидий, определенных соглашением.

7. Основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в случае уменьшения Министерству как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

8. Основания для досрочного прекращения соглашения по решению Министерства в одностороннем порядке, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией учреждения, нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных соглашением.

9. Запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

Результаты предоставления субсидии, показатели результата предоставления субсидии, значения показателя результата предоставления субсидии указываются в соглашении и могут быть следующими (см. таблицу 1).

5.jpg

6.jpg

Отчетность об использовании субсидий

Учреждения представляют в Министерство следующую отчетность:

1. Отчет о достижении результатов предоставления субсидий на иные цели (см. рисунок 1).

2. Отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (см. рисунок 2)[1].

7.jpg

Вышеуказанные отчеты представляются ежеквартально нарастающим итогом в следующие сроки:

  • по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года — не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным;
  • по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, — не позднее 15 января года, следующего за отчетным.

Контроль и ответственность

Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидии подлежат перечислению в бюджет Пензенской области, если Министерством не принято решение об использовании остатков субсидии учреждениями при наличии потребности в направлении их на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии (согласно принятому порядку).

Проверку соблюдения условий и целей предоставления учреждениям субсидии осуществляют Министерство и уполномоченные органы государственного финансового контроля. В случае выявления фактов несоблюдения учреждением целей и условий, установленных при предоставлении субсидии, обнаруженных по результатам проверок, средства субсидии подлежат возврату в бюджет Пензенской области в полном объеме в течение 15 рабочих дней с даты получения требования о возврате средств субсидии. Если в установленный срок учреждение не возвратило данные средства в бюджет Пензенской области, они подлежат взысканию в порядке, установленном законодательством.

В случае недостижения результата предоставления субсидии она подлежит возврату в бюджет Пензенской области в сроки, согласованные с Минфином Пензенской области (обычно это первые 10 рабочих дней января).

Расчет объема средств субсидии, подлежащих возврату в бюджет Пензенской области в случае недостижения результата предоставления субсидии, осуществляется по следующей формуле:

4.jpg

где:

Vвозврата — объем средств субсидии, подлежащих возврату;

Vсубсидии — размер субсидии, предоставленной учреждению в отчетном году;

Т — фактическое значение показателя результата предоставления субсидии;

S — плановое значение показателя результата предоставления субсидии, установленное соглашением.

Если в течение указанного срока учреждение не возвратило средства субсидии в бюджет Пензенской области, они подлежат взысканию в порядке, установленном законодательством.



[1] В ближайших планах — доработка (модернизация) обоих отчетов.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама