Реорганизация в бюджетном учреждении

В процессе деятельности учреждения в его отношении могут проводиться различные преобразования. В их числе реорганизация, реструктуризация. Рассмотрим подробнее их особенности для бюджетного учреждения.

Н. П. НЕСТЕРЕНКО, консультант

По решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, учреждение может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Результат каждого из видов реорганизации следующий:

  • при слиянии — права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению;
  • при присоединении — права и обязанности присоединенного учреждения переходят другому учреждению;
  • при разделении — права и обязанности разделенного учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом;
  • при выделении из состава юридического лица одного или нескольких учреждений — к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения согласно передаточному акту.

В результате реорганизации путем преобразования изменяется организационно-правовая форма юридического лица. Положениями пункта 7 статьи 123.22 Гражданского кодекса, пункта 2 статьи 17 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (далее — Закон № 7-ФЗ) установлено, что реорганизация государственного (муниципального) учреждения в форме преобразования возможна только в случае, установленном законом.

Принять решение

Первым этапом каких-либо действий в отношении реорганизации учреждения является решение, принятое в порядке, установленном:

  • в отношении федеральных бюджетных учреждений — постановлением Правительства России от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» (далее — Порядок № 539);
  • в отношении бюджетных учреждений субъекта — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта России;
  • в отношении муниципальных бюджетных учреждений — местной администрацией муниципального образования (ст. 16 Закона № 7-ФЗ).

Основные позиции в принятых решениях указаны в пункте 2 письма Минфина России от 16 июня 2003 г. № 03-01-01/08-176, в котором был подробно рассмотрен порядок проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражение указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений. В решении о реорганизации отражаются:

  • основание для принятия решения о реорганизации или ликвидации органа или учреждения;
  • дата, на которую проводится реорганизация или ликвидация органа или учреждения;
  • срок проведения реорганизационных или ликвидационных мероприятий;
  • создание ликвидационной комиссии с назначением председателя ликвидационной комиссии при ликвидации органа или учреждения;
  • создание органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию, с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации органа или учреждения;
  • источник финансирования расходов, связанных с проведением ликвидации или реорганизации;
  • перечень органов или учреждений, которым передаются функции, права и обязанности, активы (финансовые и нефинансовые) и обязательства (далее — активы и обязательства) реорганизуемого или ликвидируемого органа или учреждения.

Внимание!

Изменение типа учреждения к реорганизации не относится. В этом случае соответствующие изменения вносятся в учредительные документы государственного или муниципального учреждения (п. 1 ст. 17.1 Закона № 7-ФЗ, п. 14 Порядка № 539).

При необходимости в решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества.

При реорганизации федерального учреждения в форме слияния или присоединения в решении должна быть отражена следующая информация:

  • наименование федеральных учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
  • форма реорганизации;
  • наименование федерального учреждения (учреждений) после завершения процесса реорганизации;
  • наименование федерального органа (органов) исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемого федерального учреждения (учреждений);
  • информация об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения (учреждений);
  • информация об изменении (сохранении) штатной численности (для казенных учреждений);
  • перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их проведения (п. 10 Порядка № 539).

Первым шагом после принятия решения о реорганизации учреждение должно заявить о предстоящих изменениях в регистрирующий орган. Порядок уведомления закреплен в статье 13.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

Учреждение осуществляет следующие действия.

Уведомление регистрирующего органа

Учреждение подает в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003, утвержденной приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/617@, в котором сообщает в письменном виде о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.

Уведомление кредиторов

В течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, уведомляет в письменной форме о начале реорганизации известных ему кредиторов.

Сообщение в СМИ

Дважды (один раз в месяц) размещает уведомление о реорганизации в средствах массовой информации, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц.

Регистрирующий орган после получения уведомления в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что учреждение находится в процессе реорганизации.

Отчетность при реорганизации

Состав бухгалтерской отчетности, формируемой учреждением в случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) и представляемой на дату проведения реорганизации, закреплен в пункте 77 Инструкции № 33н. В отчетность входят:

  • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
  • Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) (далее — Пояснительная записка (ф. 0503760)) в составе Сведений (Приложений), иной раскрываемой информации, предусмотренных к составлению (раскрытию) в годовой бухгалтерской отчетности, в том числе Отчет (ф. 0503738-НП).

В текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760) учреждением раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности за отчетный период (п. 82 Инструкции № 33н).

Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств (п. 81 Инструкции № 33н).

Основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены СГС «Концептуальные основы». В частности, при инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»). Результаты инвентаризации реорганизуемого субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации (п. 82 СГС «Концептуальные основы»).

Порядок проведения инвентаризации имущества определяется учетной политикой учреждения (подп. «в» п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Минфин России в письмах от 4 августа 2019 г. № 02-07-10/55207, от 1 августа 2019 г. № 02-07-10/58207 указал, что при проведении инвентаризации учреждение вправе не применять Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Вместе с тем отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству, могут быть включены в документы учетной политики учреждения.

К числу приемо-передаточных процедур, проводимых учреждением в процессе реорганизации, относится передача показателей, отражаемых на лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства.

В случае закрытия лицевого счета в связи с реорганизацией клиента передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании Акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого неучастнику бюджетного процесса, бюджетному (автономному) учреждению (ф. 0531961) (далее — Акт (ф. 0531961)) (п. 113 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. № 21н).

В свою очередь орган Федерального казначейства обеспечивает:

  • перечисление остатков денежных средств, отраженных на лицевых счетах учреждений, прекращающих свою деятельность, на соответствующие лицевые счета учреждения-правопреемника;
  • списание в полном объеме показателей, отраженных на лицевых счетах учреждения, прекращающего свою деятельность, учреждению-правопреемнику на основании Акта (ф. 0531961) и закрытие лицевых счетов учреждения, прекращающего свою деятельность.

Суммарный объем показателей, передаваемых учреждению-правопреемнику, не должен превышать общий объем показателей, отраженный на лицевых счетах реорганизуемого учреждения (совместное письмо Минфина России, Казначейства России от 28 апреля 2017 г. № 09-07-08/26557 / 07-04-05/05-392).

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.

Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Операции по принятию к учету (передаче) финансовых, нефинансовых активов, расчетов по обязательствам и финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения отражаются с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

В соответствии с пунктами 146, 147 Инструкции № 174н операции в учете правопреемника отражаются записями:

Дебет 0 101 XX 310, 0 102 XX 320, 0 103 XX 330, 0 105 XX 34X, 0 106 XX XXX, 0 107 XX XXX, 0 109 X0 XXX, 0 111 4X 35X

«Увеличение стоимости основных средств», «Увеличение стоимости нематериальных активов», «Увеличение стоимости непроизведенных активов», «Увеличение материальных запасов», «Увеличение вложений», «Нефинансовые активы в пути», «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», «Увеличение стоимости прав пользования»

Кредит 0 304 06 73Х

«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

— приняты к учету нефинансовые активы;

Дебет 0 304 06 83Х

«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»

Кредит 0 104 XX 4Х1

«Уменьшение за счет амортизации» стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения

— приняты к учету суммы начисленной амортизации;

Дебет 0 201 35 510, 0 204 XX XXX, 0 205 XX 56X, 0 206 XX 56X, 0 207 X4 54X, 0 208 XX 56X, 0 209 XX 56X, 0 210 XX 561, 0 215 XX XXX

«Поступления денежных документов в кассу учреждения», «Финансовые вложения», «Расчеты по доходам», «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам», «Увеличение задолженности дебиторов по кредитам, займам (ссудам)», «Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц», «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу и иным доходам», «Увеличение дебиторской задолженности по прочим расчетам с дебиторами», «Вложения в финансовые активы»

Кредит 0 304 06 73Х

«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

— приняты к учету финансовые активы (за исключением безналичных денежных средств);

Дебет 0 304 06 83Х

«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»

Кредит 0 301 X4 XXX, 0 302 XX 73X, 0 303 XX 731, 0 304 XX 73X

«Увеличение задолженности по долговым обязательствам», «Увеличение кредиторской задолженности по принятым обязательствам», «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджет», «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расчетам с кредиторами»

— приняты к учету расчеты по обязательствам;

Дебет 0 304 06 83Х

«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»

Кредит 0 401 10 XXX, 0 401 40 XXX, 0 401 60 XXX

«Доходы текущего финансового года», «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов»

— приняты к учету финансовые результаты (кроме расходов);

Дебет 0 401 20 XXX, 0 401 50 XXX

«Расходы текущего финансового года», «Расходы будущих периодов»

Кредит 0 304 06 73Х

«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

— приняты к учету финансовые результаты (в части расходов).

Трудовые отношения

Реорганизация учреждения не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Трудовой договор может быть прекращен, если работник откажется продолжать работу (ст. 75 ТК РФ). В этом случае увольнение проходит в соответствии с пунктом 6 статьи 77 Трудового кодекса.

Обратите внимание, что при применении указанной статьи в заявлении работника об увольнении должна быть указана причина прекращения трудового договора — «отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией организации», желаемая дата увольнения и подпись работника.

Трудовым кодексом не установлен срок, который увольняемый сотрудник обязан отработать, следовательно, его последним рабочим днем может быть дата, указанная в его заявлении.

При увольнении в связи с нежеланием работника продолжать трудиться после реорганизации ему выплачиваются все положенные выплаты:

  • заработная плата, в том числе включенные в нее компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ);
  • денежная компенсация за неиспользованный отпуск (если он остался) (ст. 127 ТК РФ).

Выплата всех причитающихся работнику сумм производится в день увольнения работника. Если в день увольнения он не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным лицом требования о расчете (ст. 140 ТК РФ).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (ст. 84.1 ТК РФ).

Как правило, реорганизация влечет за собой изменения в штатном расписании. Это могут быть создание или упразднение отделов (подразделений), изменение количества сотрудников в них и иные ротации кадров. Чаще всего изменения предусматривают сокращения численности или штата работников учреждения. В этом случае увольнение происходит в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса.

Увольнение в этом случае допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Фраза «численности или штата» подразумевает два вида сокращения:

  • численности. Уменьшение количества работников по одной должности. Например, вместо трех бухгалтеров остается два;
  • штата. В этом случае ликвидируются структурные подразделения, должности.

При формулировке основания увольнения в приказе и трудовой книжке следует указать конкретную причину увольнения.

Работодатели, принимая решение о сокращении должностей или даже целых структурных подразделений, не обязаны в какой бы то ни было форме обосновывать целесообразность такого сокращения. Обязательное условие — сокращение должно быть реальным, то есть должность работника (занимаемая им ставка по должности) фактически исключается из штатного расписания (не предусматривается в новом штатном расписании). Заметим, что увольнение работников допускается как в процессе, так и после окончания реорганизации.

Увольнение по сокращению численности или штата работников учреждения проводится в общем порядке, установленном Трудовым кодексом. Сокращенным работникам помимо выплат, установленных положениями статей 127, 129 Трудового кодекса, работодатель обязан выплатить выходное пособие в размере среднего заработка работника за первый месяц после увольнения.

Если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата работников, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (ст. 178 ТК РФ). В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, — за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (ст. 318 ТК РФ).

Реклама