Экспертиза проектно-сметной документации как инструмент контроля расходов в строительстве

Рассмотрим порядок и необходимость прохождения экспертизы сметной документации в составе проектов на строительство, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет различных видов бюджета или за счет инвесторов, а также возможный экономический эффект, который дает обращение к профессиональным экспертам.

Управление процессами составляет единое целое во всей логической цепочке строительного производства: с возникновения концепции и разработки проекта и до момента подписания акта о вводе в эксплуатацию. Данный процесс весьма многогранен, содержит множество различных аспектов, одним из которых является определение затрат на строительство. В строительной сфере, говоря о ценовых показателях объектов, применяют понятия «смета на строительство» или «сметная стоимость объекта».

Что такое и для чего необходима экспертиза проектно-сметной документации?

Проектно-сметная документация представляет собой комплект документов в графической и текстовой формах, включающий расчеты необходимых затрат. Комплект сметной документации, разрабатываемый на стадии «П», включает в себя сводный сметный расчет, объектную смету и локальный сметный расчет. На стадии «Р» разрабатываются объектная и локальная сметы.

Исследование проектно-сметной документации можно разделить на два блока: экспертиза проектной документации и экспертиза сметы на строительство.

При выполнении работ возможна ситуация, когда первоначальных инвестиций на реализацию проекта недостаточно. Это может указывать на то, что смета была составлена некорректно. В других случаях суммы могут быть намеренно преувеличены исполнителем и использованы неверные расценки в расчете на то, что заказчик не обладает специальными знаниями, не в состоянии провести анализ проектно-сметной документации и выявить недостоверные показатели. Завышенными могут оказаться затраты на транспорт, оплату труда, лимитированные и другие затраты. Все это приводит к финансовым потерям со стороны заказчика. Подобные ситуации нередко заканчиваются длительными судебными разбирательствами.

Поэтому проведение экспертизы проектной документации в строительстве — важный этап, который всегда предшествует началу строительных работ, а также работ по сохранению объектов культурного наследия. Экспертизе подлежит документация по сохранению объектов культурного наследия, на объекты капитального строительства и результаты инженерных изысканий (ст. 49 ГрК РФ). Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проект, сметную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу.

Негосударственная экспертиза

Предметом негосударственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов.

С 1 апреля 2012 года Градостроительный кодекс установил юридическое и правовое равенство между экспертными заключениями государственной и негосударственной экспертизы проектной документации — за исключением тех объектов, для которых обязательна только государственная экспертиза. Застройщик или заказчик вправе выбрать для прохождения экспертизы проектно-сметной документации независимый экспертный центр или доверить оценку государственному экспертному органу.

Как показывает практика, во время прохождения экспертизы проектно-сметной документации существенно повышается качество самого проекта, корректируются технико-экономические показатели, устраняются недостатки и просчеты проектировщиков, за счет чего снижается себестоимость строительного процесса. Ошибки, допущенные при проектировании, могут обернуться невозможностью сдачи объекта в эксплуатацию, неточности и просчеты — неправильным выбором схемы финансирования и крупным перерасходом.

В корректности сметной документации заинтересованы прежде всего заказчик работ либо инвестор, желающие избежать необоснованных и непредвиденных трат, реализовать экономически эффективный проект. Экспертиза может быть интересной и исполнителю, который желает получить полную и гарантированную оплату выполненных работ. Грамотное проведение экспертизы сметной документации позволяет всем участникам строительства застраховать себя от угроз финансового и технического характера, которые могут возникнуть при реализации проекта.

Проведение экспертизы сметной документации на производственные и проектные работы по сохранению объектов культурного наследия и строительству, капитальному и текущему ремонту и реконструкции объектов капитального строительства заключается в проверке на соответствие физических объемов проекту, сметным нормативам, правильности применения повышающих коэффициентов и индексов пересчета базовых цен в текущие цены.

Заключение эксперта

По итогам проведения экспертизы выдается заключение, оформленное в установленном порядке. Оно может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение заказчик получает, если проектная и сметная документация соответствует нормативным и законодательным актам, а выявленные недочеты оперативно и полностью устранены (в срок, не превышающий периода проведения экспертизы). Если замечаний много и внести изменения в проект до завершения экспертных работ не представляется возможным, заказчику выдают отрицательное заключение.

Длительность процедуры

Законодательством установлен стандартный срок прохождения экспертизы проектно-сметной документации — не более 42 дней. Государственные органы придерживаются именно такой схемы.

При проведении негосударственной экспертизы в экспертном центре в соответствии с внутренним регламентом, в среднем через 7–10 дней после получения документов, эксперт выставит замечания. Если неточности и ошибки оперативно устранены, уже через 15 дней заказчик может получить готовое заключение. Также срок может быть сокращен при острой необходимости быстрого проведения проверки. Изменения возможны и в обратную сторону: при экспертизе сметы на объект повышенной сложности или при большом объеме работ продолжительность проверки может быть увеличена. Все особые условия прописываются в договоре и обговариваются с заказчиком перед подписанием.

Как выбрать экспертную организацию?

16.jpg


Важная особенность независимых экспертных центров — возможность повышать качество экспертизы проектов, привлекая к работе аттестованных экспертов высокого профессионального уровня, специалистов-практиков с большим опытом работы. Подробнее о том, как налажена работа в экспертных центрах, рассказала исполняющая обязанности директора ФГУП «Росгосэкспертиза» Надежда Александровна Преподобная.

— Наш центр имеет статус федерального государственного унитарного предприятия и находится в ведении Минкультуры России. В настоящее время услугами независимых экспертных центров предпочитают пользоваться все больше заказчиков, которые ценят собственное время и хотят услышать прежде всего не итоговое мнение эксперта, а рекомендации по улучшению проектной и сметной документации, обоснованные замечания специалистов, являющихся профессионалами в своем деле. Эксперты ФГУП «Росгосэкспертиза» имеют большой опыт в отрасли, в том числе в такой специфической области, как работы по сохранению объектов культурного наследия любого уровня значения. Все процедуры проходят в соответствии с установленным регламентом, предполагающим проведение срочной экспертизы в течение пяти рабочих дней. В процессе проведения экспертизы наши эксперты указывают заказчику, как корректно и быстро исправить выявленные в документации недочеты, тем самым предоставляя возможность в наиболее короткие сроки получить положительное заключение экспертизы.

— Надежда, с какими основными проблемами Вы сталкиваетесь в своей деятельности в последнее время?

— В последние несколько лет в нашей стране идет острая дискуссия о качестве работ специалистов при составлении, а также проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на работы, связанные с проведением археологических исследований. Учитывая, что более 80 процентов современных археологических исследований проводится во время возведения объектов капитального строительства, вопрос сохранения объектов культурного наследия, попадающих в зону застройки, является наиболее актуальным. Перед началом нового строительства или реконструкции на стадии инженерных изысканий необходимо обследовать участок стройплощадки, который предполагается осваивать, на предмет нахождения объектов культурного наследия и предпринять все необходимые меры по их сохранению. При этом возникает вопрос об определении стоимости таких исследований.

— Какие действия предпринимаются сейчас для решения этого вопроса?

— Минкультуры России совместно с Минстроем России и Институтом археологии РАН выступили с инициативой консолидации усилий по сохранению археологического наследия путем разработки новой методики определения нормативных затрат на проведение работ по выявлению, изучению и сохранению объектов археологического наследия взамен устаревших нормативов тридцатилетней давности. Разработка новой методики позволит минимизировать и временные, и экономические затраты, которые вынужден нести застройщик, когда строительные задачи сталкиваются с необходимостью охраны объектов культурного наследия и проведения археологических работ, повысит достоверность определения сметной стоимости капитального строительства, в том числе затрат на археологические изыскания. Разработку новой методики в соответствии с государственным контрактом поручено провести ФГУП «Росгосэкспертиза».

— Значит, Вам доверен масштабный проект, который существенно облегчит и усовершенствует работу в данной области? Когда можно ожидать финальную версию документа?

— Да, Минкультуры России перед нами поставлена важная и ответственная задача. Начиная с середины октября текущего года специалистами ФГУП «Росгосэкспертиза» ведется активная работа на площадках действующих археологических экспедиций от Крыма до Сибири. Производится хронометраж выполнения археологических работ на месте, замеряются и фиксируются условия работы, учитывается использование новых технологий, оборудования и инвентаря для включения в новый сборник цен. Совместно с научными сотрудниками Института археологии РАН производится анализ архивных данных за последнее десятилетие. Работа по формированию новой методики будет завершена до конца 2021 года.

— Надежда, получается, что Ваше предприятие аккумулирует в себе не только экспертные полномочия?

— Да, разработка научно-проектной документации в области сохранения объектов культурного наследия является важной составляющей нашей деятельности. Кроме того, Минкультуры России предполагается развитие образовательного кластера на базе ФГУП «Росгосэкспертиза» с перспективой образования Института реставрации как единого аккредитованного центра по разработке научной и методологической документации с образовательными и экспертными функциями, что позволит сохранить сформировавшиеся процессы по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама