Вопрос - Ответ

Вопрос: По какому коду доходов бюджета в 2019 году нужно было учитывать доход от сдачи в металлолом списанного автомобиля?

Ответ:

В соответствии с пунктом 12.2.4 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н, применявшегося к правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы России на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов), доход от сдачи в металлолом списанного автомобиля учитывался по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов. Начисленные доходы от реализации металлолома отражались в бюджетном учете по подстатье 172 «Доходы от выбытия активов» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет — по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ.

Вопрос: С ноября 2020 года бюджетное дошкольное образовательное учреждение начнет предоставлять платные образовательные услуги сверх государственного задания. До этого момента подобные услуги не оказывались. Договоры заключены на весь период обучения — 1 год и 7 месяцев.

Как начислять доходы, если в договоре указать сумму оплаты за весь период обучения? Как эти операции отразить в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее — Сведения (ф. 0503769))?

Ответ:

В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании (п. 2 ст. 53 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Так как срок оказания услуг по договору превышает один год, то при отражении доходов следует руководствоваться положениями СГС «Долгосрочные договоры».

Стандартом установлено, что по факту подписания долгосрочного договора (но не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором он заключен) учреждение отражает расчеты с дебиторами по доходам от реализации за весь срок действия долгосрочного договора в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов.

В пункте 11 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры», направленных письмом Минфина России от 28 октября 2019 г. № 02-06-07/84752 (далее — письмо № 02-06-07/84752), а также в пункте 93 Инструкции № 174н указано, что учреждение отражает расчеты и признает доходы будущих периодов в сумме договора записью:

Дебет 2 205 31 56X

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам по платным услугам (работам), компенсаций затрат»

Кредит 2 401 40 131

«Доходы будущих периодов по платным услугам (работам)»

— доходы будущих периодов равномерно (ежемесячно) признаются доходами текущего года.

Доходы по долгосрочному договору признаются в составе доходов текущего периода равномерно (ежемесячно) до истечения срока его действия с одновременным уменьшением сумм предстоящих доходов.

Признание доходов от оказания услуг (работ) по иным долгосрочным договорам доходами текущего финансового года осуществляется одним из следующих способов:

равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия иного долгосрочного договора;

в порядке, предусмотренном учетной политикой учреждения, если выполнение работ (оказание услуг) по иному долгосрочному договору осуществляется неравномерно.

В соответствии с письмом № 02-06-07/84752, пунктом 158 Инструкции № 174н признание доходов по платным услугам (работам) по иным долгосрочным договорам доходами текущего финансового года отражается записью:

Дебет 2 401 40 131

«Доходы будущих периодов по платным услугам (работам)»

Кредит 2 401 10 131

«Доходы текущего периода от оказания платных услуг (работ)».

В пункте 69 Инструкции № 33н указано, данные о задолженности, срок исполнения которой по правовому основанию возникновения превышает 12 месяцев от отчетной даты, отражаются по соответствующим счетам в графах 3, 10, 13 раздела 1 Сведений (ф. 0503769). Также задолженность по долгосрочным договорам указывается в общей сумме дебиторской (кредиторской) задолженности в графах 2 и 9 раздела 1 этой формы.

Вопрос: Как в бюджетном (бухгалтерском) учете отражаются капитальные вложения в сооружение детских и спортивных площадок?

Ответ:

В соответствии с пунктом 53 Инструкции № 157н группировка основных средств осуществляется по группам имущества, а также по видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст (далее — ОК 013-2014 (СНС 2008)).

Согласно положениям ОК 013-2014 (СНС 2008) сооружения спортивных и детских площадок учитываются как сооружения, включая фундаменты и все оборудование, являющееся их неотъемлемой частью.

В соответствии с положениями стандартов, Инструкции № 157н, Инструкций по учету отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете капитальных вложений в сумме произведенных расходов по созданию объектов основных средств — детских и спортивных площадок осуществляется на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».

Отражение расходов зависит от их экономического содержания (п. 3 Порядка № 209н). Расходы, формирующие стоимость объектов нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, которые впоследствии повлияют на стоимость объектов нефинансовых активов, следует относить на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка № 209н). При этом осуществление аналогичных по содержанию расходов, предназначенных не для целей формирования капитальных вложений и не связанных с формированием стоимости объектов нефинансовых активов, следует отражать по соответствующим подстатьям статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ.

Вопрос: Просим разъяснить порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете факта хозяйственной жизни, связанного с предъявлением (признанием) штрафной санкции (неустойки) в рамках концессионного соглашения.

Ответ:

Порядок ведения учреждениями бюджетного (бухгалтерского) учета определен положениями Инструкций № 157н, 162н, которые применяются одновременно с положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, в рассматриваемом случае это СГС «Концептуальные основы» и «Концессионные соглашения».

Согласно пункту 11 СГС «Концессионные соглашения», если по условиям концессионного соглашения концедент возмещает расходы на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, расходы концессионера по обслуживанию заемных средств и (или) компенсирует доходность инвестированного собственного капитала концессионера, указанные расходы признаются уполномоченным субъектом учета в составе расходов того периода, в котором они возникают, с обособлением на соответствующих счетах рабочего плана счетов уполномоченного субъекта учета (по дебету счета 0 401 20 245 «Расходы текущего финансового года по безвозмездным перечислениям иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство» и кредиту счета 0 302 45 734 «Увеличение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство»).

Пунктом 2 статьи 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что при регистрации объектов бухгалтерского учета (в частности, фактов хозяйственной жизни) в регистрах бухгалтерского учета не допускаются пропуски или изъятия.

Таким образом, признание в учете факта хозяйственной жизни, связанного с предъявлением (признанием) штрафной санкции (неустойки), подлежит отражению в бухгалтерском учете.

Вопрос: Какой код бюджетной классификации необходимо применять в отношении расходов на исполнение судебного решения?

Ответ:

В соответствии с пунктом 48.8.3.1 Порядка № 85н по элементу вида расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» подлежат отражению отдельные расходы на исполнение судебных актов России, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

К такому мнению пришел и Минфин России в письме от 30 апреля 2020 г. № 02-05-10/35476.

Однако необходимо учитывать, что в соответствии с последним абзацем пункта 48.8.3.1 Порядка № 85н расходы на исполнение судебных актов по искам к России, субъекту России, муниципальному образованию, государственному (муниципальному) учреждению о выплате пенсий, пособий, оплате труда работников учреждений, а также об оплате кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и тому подобное, подлежат отражению по соответствующим группам, подгруппам и элементам видов расходов.

Например, выплата по решению суда за нарушение условий контракта на содержание имущества (оплата кредиторской задолженности по контракту) подлежит отражению по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанному в целях бухгалтерского учета с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, что следует из пункта 10.2.5 Порядка № 209н, а также пункта 48.2.4.4 Порядка № 85н. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 20 июня 2019 г. № 02-05-10/45200.

Вопрос: В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) органом власти субъекта России принято решение о постоянном нахождении сотрудников учреждений социального обслуживания, непосредственно контактирующих с получателями социальных услуг, на территории данных учреждений. При этом для означенных работников на период изоляции организовано бесплатное питание.

Просим разъяснить порядок обложения НДС, налогом на прибыль, страховыми взносами и НДФЛ при предоставлении питания работникам социального обслуживания, постоянно находящимся на территории учреждений в связи с распространением коронавируса.

Ответ:

Налог на добавленную стоимость

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

В связи с этим при предоставлении сотрудникам учреждения, персонификация которых не осуществляется, бесплатного питания обложения НДС не возникает.

В случае предоставления бесплатного питания сотрудникам учреждения, персонификация которых осуществляется, в отношении указанного питания возникает объект обложения НДС. При этом суммы НДС, уплаченные учреждением при приобретении данных продуктов питания, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

Как следует из текста обращения, государственные учреждения на основании решения органа власти получают продукты питания для приготовления готовых блюд или уже готовое таблетированное питание для организации горячего питания сотрудников учреждения.

То есть в данном случае государственное учреждение не несет расходов, связанных с приобретением продуктов питания для приготовления готовых блюд или уже готового таблетированного питания. При этом получение таких продуктов питания не учитывается у государственного учреждения для целей налога на прибыль организаций на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

Страховые взносы

Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пункту 1 статьи 421 Налогового кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством России, законодательными актами субъектов России, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством), связанных, в частности, с оплатой питания.

Таким образом, если оплата питания работникам осуществляется работодателем в соответствии с законодательством, то стоимость такого питания не облагается страховыми взносами.

НДФЛ

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, содержится в статье 217 Налогового кодекса.

Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения стоимости питания, предоставляемого работникам организации, если обязанность по предоставлению такого питания не установлена, данная статья не содержит.

Минфином России внесен в Правительство России проект федерального закона № 1022670‑7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации)» (далее — законопроект), которым предусматривается, в частности, освобождение от обложения НДФЛ доходов в натуральной форме, возникающих при предоставлении работникам медицинских организаций, стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, и иным лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией во временное пользование жилых помещений и (или) питания, если такие лица обязаны, в том числе на основании актов таких организаций, выполнять возложенные на них обязанности в изолированном режиме в период введения ограничительных мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией. Законопроектом предлагается распространить указанное освобождение на доходы физических лиц, полученные начиная с налогового периода 2020 года.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама