Вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету, классификации и отчетности

Вопрос: Из бюджета субъекта поступают в бюджет муниципального образования города целевые межбюджетные трансферты в форме консолидированной субсидии, часть средств консолидированной субсидии департамент земельных отношений и градостроительства администрации города как администратор доходов бюджета муниципального образования города направляет на выплату возмещения собственникам жилых помещений. Просим разъяснить порядок применения КОСГУ при получении местным бюджетом консолидированной субсидии из бюджета субъекта России и выплате возмещения за жилье в рамках переселения граждан из аварийных многоквартирных домов.

Ответ:

Правила применения КОСГУ установлены Порядком № 209н.

Согласно пункту 7 Порядка № 209н к поступлениям текущего характера относятся поступления субвенций, консолидированных субсидий бюджетам бюджетной системы России, грантов в форме субсидий юридическим лицам, субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление как расходов некапитального характера, так и расходов на приобретение основных средств (оборудования, средств видеовизуализации, библиотечных фондов, иных объектов движимого имущества).

Согласно пункту 9.5.1 Порядка № 209н доходы бюджетов бюджетной системы России в результате предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы России текущего характера, а также возврат предоставленных межбюджетных трансфертов, в том числе неиспользованных, относятся на подстатью 151 «Поступления текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» КОСГУ.

Учитывая изложенное, доходы бюджета муниципального образования города в результате предоставления целевых межбюджетных трансфертов в форме консолидированной субсидии от бюджета субъекта отражаются по подстатье 151 «Поступления текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» КОСГУ.

В соответствии с пунктом 10.9.8 Порядка № 209н расходы на осуществление иных выплат физическим лицам несоциального характера, связанные с возмещением ущерба вследствие изъятия (ограничения прав пользования) земель, в том числе компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих физическим лицам, а также возмещение собственникам земельных участков (физическим лицам), землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель и иные аналогичные расходы отражаются по подстатье 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам» КОСГУ.

В соответствии с Методическими рекомендациями к порядку применения классификации операций сектора государственного управления (письмо Минфина России от 29 июня 2018 г. № 02-05-10/45153) к иным выплатам капитального характера физическим лицам, которые отражают по подстатье 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам» КОСГУ, относятся расходы на выкуп у собственников жилых помещений (физических лиц) в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Следовательно, расходы на выплату возмещения за жилые помещения для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов отражаются по подстатье 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам» КОСГУ.

Вопрос: Просим разъяснить порядок отражения в учете капитальных вложений.

Ответ:

Порядок отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете информации об объектах бухгалтерского учета (в том числе о произведенных капитальных вложениях (инвестициях)) определен СГС «Концептуальные основы», иными федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, положения которых применяются одновременно с Инструкциями № 157н и 162н.

В соответствии с пунктом 128 Инструкции № 157н аналитический учет по счету 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» ведется в многографной карточке в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту нефинансовых активов.

Согласно пункту 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию.

В соответствии с положениями пункта 21 Инструкции № 157н в 1–17 разрядах номера счета отражается аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий.

В разрядах 1–17 номера счета рабочего плана счетов бюджетного учета отражается:

  • учреждениями — с 4 по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, — с 1 по 17 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция, по исполнению бюджета.

Формирование номера счета рабочего плана счетов (в 1–17 разрядах номера счета — соответствующих кодов бюджетной классификации (их составных частей), в 24–26 разрядах — КОСГУ) осуществляется с учетом положений, предусмотренных соответствующей инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета — Инструкцией № 162н.

Положениями Инструкции № 162н не предусмотрена возможность отражения нулей в структуре номера счета по счету 106 00 «Вложения в нефинансовые активы».

Таким образом, реализация требований пункта 128 Инструкции № 157н к аналитическому учету по видам (кодам) затрат осуществлена посредством использования бюджетной классификации при формировании структуры номера счета.

При этом основная аналитическая группировка определяется в структуре объектов нефинансовых активов, по которым формируется объем капитальных вложений.

Вопрос: Какой порядок применения бюджетной классификации в отношении расходов на оценку недвижимости, поставку медоборудования и приобретение недвижимости для размещения фельдшерско-акушерских пунктов?

Ответ:

Применение в 2020 году видов расходов классификации расходов бюджетов осуществляется в соответствии с Порядком № 85н, классификации операций сектора государственного управления — в соответствии с Порядком № 209н.

В соответствии с положениями Порядков № 85н и 209н расходы (операции):

по оплате договоров на оказание услуг по проведению оценки рыночной стоимости объектов недвижимости и экспертизе отчетов об оценке, а также договоров на поставку медицинского оборудования следует отразить по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанному для целей бюджетного (бухгалтерского) учета с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» (в части расходов на оплату услуг) и статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» (в части поставляемого медицинского оборудования);

по приобретению объектов недвижимости для размещения фельдшерско-акушерских пунктов — по виду расходов 412 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность», увязанному для целей бюджетного (бухгалтерского) учета со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Вопрос: По какому виду расходов и статье КОСГУ осуществлять расходы, связанные с возведением модульного детского сада?

Ответ:

Единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти (государственных органах), органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, органах управления территориальными государственными внебюджетными фондами, казенных учреждениях реализуется в соответствии с положениями Инструкции № 157н, а также положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора, в частности, СГС «Основные средства» и СГС «Концептуальные основы».

Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации, их структура и принципы назначения установлены Порядком № 85н. Порядок применения КОСГУ установлен Порядком № 209н.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с положениями Порядка № 85н, если модульные конструкции детских садов являются сборно-разборными конструкциями, которые могут быть демонтированы (перемещены) без нанесения несоразмерного вреда имуществу и, следовательно, не являются объектами недвижимого имущества, расходы на приобретение и установку таких модульных конструкций подлежат отражению по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» классификации расходов бюджетов.

Если модульные конструкции являются объектами недвижимого имущества, расходы бюджетного учреждения на создание объекта недвижимого имущества подлежат отражению по виду расходов 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» классификации расходов бюджетов.

В соответствии с Порядком № 209н расходы по приобретению составных частей модульных конструкций детских садов подлежат отражению по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ.

Расходы по оплате работ (услуг), формирующие (увеличивающие) стоимость основного средства, такие как работы (услуги) по технологическому присоединению (технические условия на водоснабжение, водоотведение, электроснабжение), выполнению геологических изысканий в месте размещения модульного детского сада для разработки фундамента и т. п., подлежат отражению по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.

Расходы по оплате работ (услуг), не формирующие стоимость основного средства, такие как выполнение и согласование топографической съемки территории детского сада или школы, на территории которых размещается модульный детский сад, и т. п., подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Расходы по кронированию, вывозу и утилизации веток и древесины подлежат отражению по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Расходы по установке наружного освещения (если приобретение и установка (монтаж) уличного освещения (фонарей) осуществляются по договору вместе с поставкой оборудования), приобретению и установке малых архитектурных форм и т. п. подлежат отражению по подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Вопрос: Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения расходы на гарантийное обслуживание приобретаемых ОС?

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 209н КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых сектором государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Гарантийное обслуживание — это безвозмездное устранение изготовителем или продавцом неисправностей путем диагностики, настройки и ремонта его составных частей или устройства в целом в течение гарантийного срока либо замена на аналогичные отремонтированные при соблюдении пользователем условий гарантии и при условии, что дефект возник по вине производителя данного устройства.

Согласно пункту 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание).

В связи с изложенным, по нашему мнению, услуга по гарантийному обслуживанию для приобретаемого объекта основного средства предоставляется покупателю изготовителем или продавцом по факту приобретения оборудования, и, следовательно, расходы, осуществляемые при приобретении, подлежат отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения в составе фактических вложений по приобретению объектов основных средств.

Вопрос: Каков порядок перечисления казенным учреждением денежных средств на депозитный счет арбитражного суда для выплаты вознаграждения экспертам?

Ответ:

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе денежные суммы, подлежащие выплате экспертам. При этом эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений (п. 2 ст. 107 АПК РФ).

Пунктом 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса определено, что денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом на основании определения суда.

Указанные расходы согласно Порядку № 209н относятся на подстатью 297 «Иные выплаты текущего характера организациям».

В соответствии с положениями Инструкций № 157н и 162н в бюджетном учете операции по перечислению казенным учреждением денежных средств на депозитный счет арбитражного суда для выплаты вознаграждения экспертам отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 401 20 297

«Иные выплаты текущего характера организациям»

Кредит 1 302 97 731

«Увеличение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера по расчетам с участниками бюджетного процесса»

— начисление расходов по судебным издержкам в сумме причитающегося вознаграждения экспертам на основании определения суда;

Дебет 1 302 97 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера по расчетам с участниками бюджетного процесса»

Кредит 1 304 05 297

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом в части иных выплат текущего характера организациям»

— перечисление денежных средств на депозитный счет арбитражного суда.

Вопрос: Возможно ли применение вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» при приобретении компакт-дисков (CD-R (RW), DVD-R (RW)) в рамках выполнения функций, возложенных на государственные органы и подведомственные им учреждения?

Ответ:

Применение в 2020 году видов расходов классификации расходов бюджетов осуществляется в соответствии с Порядком № 85н.

Согласно Порядку № 85н расходы на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемые в рамках мероприятий по информатизации (относящиеся к сфере информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ)), следует отражать по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

Подпунктом 48.2.4.2 Порядка № 85н предусмотрено, что отнесение расходов бюджетов к сфере ИКТ осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Нормативным правовым актом, регулирующим общие вопросы координации мероприятий по информатизации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами, является постановление Правительства России от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» (далее — Постановление № 365).

Справочно.

С 2021 года в отношении расходов на государственные информационные системы должен применяться вид расходов 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем».

В соответствии с пунктом 2 Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, утвержденного Постановлением № 365, под мероприятиями по информатизации понимаются мероприятия государственных органов, направленные на создание, развитие, эксплуатацию или использование информационных технологий, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, необходимых для реализации полномочий государственного органа и обеспечения его деятельности, а также вывод из эксплуатации информационных систем и используемых информационными системами программно-технических комплексов и средств, выполняющих общие технологические функции и обеспечивающих основу функционирования указанных информационных систем, в том числе обеспечивающих их информационно-технологическое взаимодействие. Соответствующие понятия, которыми также следует руководствоваться при решении вопроса отнесения расходов к КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» («информационные технологии», «информационная система» и «информационно-телекоммуникационная сеть»), определены в статье 2 Закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно заключению Минкомсвязи России (письмо от 10 августа 2020 г. № 1184-05-026-21897) расходы на закупку компакт-дисков (CD-R (RW), DVD-R (RW)), являющихся универсальными оптическими носителями информации, изначально предназначенными для записи и воспроизведения аудио- и видеоконтента, не относятся к мероприятиям по информатизации.

Следовательно, приобретение компакт-дисков (CD-R (RW), DVD-R (RW)) следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Агентство по закупкам, подведомственное Минздраву области, в рамках выполнения поручений губернатора заключило договор со страховой компанией на страхование медицинских сотрудников, работающих в медицинских организациях области с новой коронавирусной инфекцией. Страховая компания выдала агентству 15 страховых полисов на все 15 медицинских организаций области с перечнем застрахованных медицинских работников. Агентство по закупкам, являясь казенным учреждением, оприходовало страховые полисы следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 401 50 227

«Расходы будущих периодов на страхование»

Кредит 1 302 27 735

«Увеличение прочей кредиторской задолженности по страхованию по расчетам с иными финансовыми организациями».

Вопрос: Как агентству по закупкам передать данные страховые полисы другим учреждениям, которые также подведомственны Минздраву области и являются бюджетными, казенными и автономными?

Ответ:

Страховой полис страхования жизни (здоровья) обычно выдается на конкретную фамилию работника. Если в страховке указано, что получатель полиса — конкретное учреждение и работники по списку, то агентство будет плательщиком, а другое учреждение — получателем полиса, которое и будет указано в документе, иначе не получит страховую премию.

Предположим, что срок действия полиса с 1 июля 2020 года по 30 июня 2021 года. Стоимость — 50 000 рублей.

Агентство сделает следующие бухгалтерские записи[1].

Период с 1 июля по 31 декабря 2020 года

Дебет 1 401 20 227

«Расходы текущего финансового года на страхование»

Кредит 1 302 27 735

«Увеличение прочей кредиторской задолженности по страхованию по расчетам с иными финансовыми организациями»

— выплачено 25 000 руб. при получении полисов.

Период с 1 января по 30 июня 2021 года

Дебет 1 401 50 227

«Расходы будущих периодов на страхование»

Кредит 1 302 27 735

«Увеличение прочей кредиторской задолженности по страхованию по расчетам с иными финансовыми организациями»

— выплачено 25 000 руб. при получении полисов.

Инструкции № 157н, 162н, как и 174н, 183н, не предусматривают бухгалтерский (бюджетный) учет у получателя страховых полисов ни на балансовых, ни на забалансовых счетах, но и не запрещают вводить дополнительные счета.

Если целевая программа и контракт предусматривают передачу полисов в иные госучреждения, то можно оформить между агентством и учреждениями акт приема-передачи полисов в произвольной форме с указанием всех необходимых реквизитов и на основании этого акта оформить бухгалтерскую справку на сумму 25 000 рублей следующей бухгалтерской записью:

Дебет 1 401 20 227

«Расходы текущего финансового года на страхование»

Кредит 1 401 50 227

«Расходы будущих периодов на страхование».

Можно ввести дополнительный забалансовый счет. Обратите внимание, что счет 03 «Бланки строгой отчетности» использовать нельзя, поскольку для учреждений полис не является бланком строгой отчетности. Расходы между учреждениями в этом случае также провести нельзя, поскольку имущества по факту нет. Если в дальнейшем по полисам будут доходы, то они поступят в распоряжение учреждений для осуществления соответствующих выплат.

Вопрос: Когда в учреждении следует провести инвентаризацию — при выявлении факта кражи основного средства или перед списанием похищенного имущества?

Ответ:

В соответствии с положениями пункта 81 СГС «Концептуальные основы» при установлении фактов хищений или злоупотреблений обязательно должна быть проведена инвентаризация в порядке, установленном документами учетной политики (подп. «в» п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

По результатам инвентаризации оформляется Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), на основании которой составляются Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Указанные документы подтверждают факт хищения имущества и служат основанием для принятия решения о списании постоянно действующей комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов. Решение оформляется соответствующими документами: Актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), Актом о списании транспортного средства (ф. 0504105) (п. 34, 51 Инструкции № 157н).

Отметим, что решение о списании похищенного имущества также может принять инвентаризационная комиссия, о чем составляется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который служит основанием для выбытия основного средства с баланса (письмо Минфина России от 25 июля 2018 г. № 02-07-10/52275).

Таким образом, инвентаризация проводится при установлении фактов хищений или злоупотреблений, при списании объекта основных средств ее проводить не требуется.

На какой вид расходов и подстатью КОСГУ относятся затраты на возмещение расходов водителя бюджетного учреждения, связанные с оплатой стоянки служебного транспорта в период его пребывания в командировке?

Затраты командированного работника, связанные с хранением служебного автомобиля на платной стоянке, возможно принять к возмещению, если они включены в перечень иных расходов, произведенных командированным работником с разрешения и ведома работодателя, утвержденный коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Компенсация расходов водителя муниципального учреждения на оплату стоянки служебного транспорта в период его пребывания в командировке отражается по элементу вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» (п. 46.5, п. 48.1 Порядка № 85н) в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).



[1] Бухгалтерские записи по оплате и санкционированию не приведены.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама