Вопрос - Ответ

Вопрос: Возникает ли доход в натуральной форме, подлежащий обложению НДФЛ, у родителей, с которых на основании нормативного акта муниципального органа власти не взимается плата за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях?

Ответ:

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса (п. 1 ст. 210 НК РФ).

За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (п. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Так как лицо, обязанное осуществлять содержание ребенка (п. 1 ст. 80 СК РФ), получает услуги по присмотру и уходу за ребенком в дошкольном учреждении безвозмездно, можно прийти к выводу, что у него возникает доход в натуральной форме.

Положениями подпункта 2 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса определено, что к доходам налогоплательщика, полученным в натуральной форме, относятся полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.

Минфин России в письме от 31 октября 2019 г. № 03-04-05/83821 пришел к выводу, что полное или частичное освобождение от родительской платы отдельных категорий родителей (законных представителей), произведенное на основании нормативного акта муниципального органа власти, не является индивидуальной льготой и, соответственно, не может рассматриваться в качестве подлежащего налогообложению дохода, полученного в натуральной форме.

Отметим, что начиная с налогового периода 2019 года не подлежат налогообложению НДФЛ доходы в натуральной форме, полученные отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами (п. 79 ст. 217 НК РФ, п. 5 ст. 2 Закона от 17 июня 2019 г. № 147‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Вопрос: Является ли пожарная лестница в целях учета самостоятельным объектом основных средств, или расходы на ее приобретение (монтаж) следует отражать в составе здания?

Ответ:

Исходя из положений «ГОСТ Р 53254-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 18 февраля 2009 г. № 25-ст, подпункта 3 пункта 1 статьи 39 Закона от 22 июля 2008 г. № 123‑ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 10 СГС «Основные средства», наружную пожарную лестницу можно считать предметом комплекса конструктивно сочлененных предметов, предназначенного для выполнения определенных функций (предназначена для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре) только в составе комплекса (здания), а не самостоятельно.

Таким образом, расходы по приобретению и устройству (монтажу) пожарной лестницы считаются капитальными вложениями и в соответствии с положениями пункта 130 Инструкции № 157н подлежат отражению на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» (письмо Минфина России от 8 мая 2020 г. № 02-08-10/38522).

Вопрос: К какой группе нефинансовых активов — основные средства или материальные запасы следует относить инфракрасный бесконтактный термометр?

Ответ:

Положениями пункта 34 Инструкции № 157 закреплено, что решение о включении нефинансового актива в ту или иную группу принимает постоянно действующая комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. При этом следует учитывать критерии, согласно которым определяется группа учета.

К основным средствам относятся объекты нефинансовых активов, обладающие признаками, установленными пунктами 38, 39 Инструкции № 157н, 7, 8 СГС «Основные средства»:

  • срок полезного использования объекта более 12 месяцев;
  • неоднократное или постоянное использование на праве оперативного управления в деятельности учреждения;
  • способность выполнять определенные самостоятельные функции.

В пункте 99 Инструкции № 157н приведен перечень материальных ценностей, которые подлежат признанию в учете в группе «Материальные запасы» независимо от их стоимости и срока службы. Инфракрасные бесконтактные термометры в нем не поименованы.

Принимая во внимание, что указанный объект выполняет самостоятельную функцию (измерение температуры) и, как правило, срок его полезного использования превышает 12 месяцев, есть основания бесконтактный инфракрасный термометр принять к учету в группе основных средств.

Ранее Минфин России в письме от 6 апреля 2020 г. № 02-08-10/27111 разъяснил, какие статьи (подстатьи) применять при отражении расходов, осуществленных в рамках мероприятий по профилактике и противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе закупки бесконтактных измерителей температуры. Ведомство указало, что расходы на приобретение рассматриваемого объекта, срок полезного использования которого составляет более 12 месяцев, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Вопрос: По какой статье (подстатье) КОСГУ надо отражать расходы на оплату химического анализа воды акватории в рамках заключенного договора водопользования?

Ответ:

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Качества окружающей среды определяется нормативами:

  • установленными для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций;
  • установленными для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
  • установленными для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
  • иными.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также — для территорий и акваторий — на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды. Для их установления используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования (ст. 20 Закона от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с пунктом 10.2.5 Порядка № 209н расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического (функционального) состояния (проведение химического анализа воды акватории в рамках заключенного договора водопользования), относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (письмо Минфина России от 26 декабря 2019 г. № 02-08-05/102483).

Вопрос: Просим разъяснить порядок перечисления в бюджетную систему и порядок бюджетного учета доходов от штрафов, налагаемых мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних, и возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Ответ:

Согласно положениям пункта 4 статьи 46 Бюджетного кодекса суммы штрафов, установленных КоАП России, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подлежат зачислению (если иное не установлено п. 3, 5 ст. 46 БК РФ):

1) в бюджет субъекта по нормативу 50 процентов;

2) в бюджет муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением (по месту нахождения органа или должностного лица, принявших решение о наложении административного штрафа) по нормативу 50 процентов.

Согласно порядку присвоения кодов классификации доходов бюджетов, установленному пунктом 8.5 Порядка № 85н, код классификации доходов бюджетов содержит код главного администратора данных поступлений, являющегося органом государственной власти субъекта России.

В соответствии с Правилами указания информации в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н, в реквизите «105» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее — ОКТМО). При этом указывается код территории, на который мобилизуются денежные средства от уплаты иных платежей.

При перечислении в бюджетную систему указанных штрафов в распоряжении о переводе денежных средств указывается код ОКТМО, соответствующий территории административно-территориального образования, на которой расположен мировой судья, вынесший постановление по делу об административном правонарушении.

Распределение поступлений между бюджетами осуществляется по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации и коду ОКТМО субъекта (муниципального образования) (п. 22 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н).

Реквизит ОКТМО применяется при осуществлении перевода денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему для соответствующего распределения поступлений, в том числе между бюджетами субъекта и местным бюджетом, по нормативам, установленным бюджетным законодательством.

Единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах местного самоуправления, казенных учреждениях, финансовых органах соответствующих бюджетов бюджетной системы России установлен Инструкцией № 162н.

Согласно положениям Инструкции № 162н начисление доходов администратором доходов, в том числе доходов, распределяемых и зачисляемых в иной бюджет бюджетной системы, отражается бухгалтерской записью:

Дебет 1 205 45 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от прочих сумм принудительного изъятия»

Кредит 1 401 10 145, 1 401 40 145

«Прочие доходы текущего финансового года от сумм принудительного изъятия», «Прочие доходы будущих периодов от сумм принудительного изъятия».

Учитывая, что указанные доходы распределяются между бюджетом субъекта и местными бюджетами в равных долях, администратор доходов отражает в бюджетном учете распределенные и зачисленные в иной бюджет бюджетной системы доходы бухгалтерской записью:

Дебет 0 401 10 XXX

«Доходы текущего финансового года»

Кредит 0 210 02 XXX

«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет».

Одновременно поступление распределенной части указанных доходов по факту зачисления на счет соответствующего бюджета отражается финансовым органом соответствующего местного бюджета как администратором доходов бухгалтерской записью в соответствующей доле:

Дебет 0 210 02 XXX

«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»

Кредит 0 401 10 XXX

«Доходы текущего финансового года».

В случае зачисления в бюджет части распределяемых доходов по иным элементам бюджета (отличным от бюджета зачисления) отражение показателей по начислению (поступлению) таких распределенных доходов осуществляется в бюджетной отчетности об исполнении соответствующего местного бюджета на основании данных регистров бюджетного учета, формируемых финансовым органом бюджета зачисления части распределяемых доходов как администратором доходов бюджета.

Обратите внимание, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса решение о возврате плательщику излишне уплаченных (взысканных) субъекту платежей принимает администратор доходов бюджета субъекта, осуществляющий полномочия по администрированию доходов бюджета согласно правовому акту главного администратора доходов бюджета.

В соответствии со статьями 40, 166.1, 218 Бюджетного кодекса возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм осуществляется исходя из нормативов распределения поступлений, установленных Бюджетным кодексом, законами (решениями) о бюджете и иными законами субъектов и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.

Вопрос: Учреждение выдает денежные средства подотчетному лицу путем зачисления их на банковскую карту учреждения, выданную работнику, в размере 20 000 рублей. Часть материальных запасов работник приобрел по безналичному расчету с использованием карты (12 700 руб.), другие товары оплатил наличными деньгами (6 800 руб.), сняв в банкомате часть подотчетной суммы (7 300 руб.). После завершения покупок сотрудник внес остаток подотчетных средств (500 руб.) на карту, также через банковский терминал. Как в учете учреждения отразить движение подотчетных средств?

Ответ:

Операции по получению (внесению) наличных денежных средств с использованием карт осуществляются учреждением в соответствии с договором банковского счета и требованиями Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного Банком России 24 декабря 2004 г. № 266-П, без взимания платы (п. 36 Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), утвержденных приказом Казначейства России от 30 июня 2014 г. № 10н).

Для осуществления расходов, связанных с деятельностью учреждения, денежные средства выдаются подотчетному лицу по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления работника, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается (п. 213 Инструкции № 157н).

В учете учреждения операции отражаются бухгалтерскими запи­сями[1]:

Дебет 0 210 03 56Х

«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кредит 0 201 11 610, 0 304 05 34Х

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»

— зачислены средства на карту на основании заявки учреждения на перечисление денежных средств (20 000 руб.);

Дебет 0 208 34 567

«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

Кредит 0 210 03 66Х

«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

— оплачены товары по безналичному расчету (12 700 руб.);

Дебет 0 208 34 567

«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

Кредит 0 210 03 66Х

«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

— получены подотчетным лицом наличные денежные средства с банковской карты через банкомат (7 300 руб.);

Дебет 0 201 23 510

«Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

Кредит 0 208 34 667

«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

— внесена на карту неиспользованная подотчетная сумма (500 руб.);

Дебет 0 201 11 510, 0 304 05 34Х

«Поступления денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»

Кредит 0 201 23 610

«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

— зачислены на счет учреждения суммы, внесенные на карту (500 руб.);

Дебет 0 105 36 34Х

«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 208 34 667

«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

— приняты к учету материальные запасы, приобретенные подотчетным лицом (19 500 руб.).

Вопрос: Просим разъяснить, возможна ли замена товара (работы, услуги), предусмотренного контрактом, на товар (работы, услуги) с улучшенными качеством, техническими и функциональными характеристиками (потребительскими свойствами)?

Ответ:

При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с п. 6 ст. 14 Закона № 44‑ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте (п. 7 ст. 95 Закона № 44‑ФЗ). В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр заключенных контрактов.

Следовательно, предусмотренная пунктом 7 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ возможность замены товара установлена только при исполнении контракта.

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, особенности исполнения контрактов на подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий и работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта капитального строительства.

Ответ:

В соответствии с пунктом 55 статьи 112 Закона № 44‑ФЗ до 1 января 2024 года Правительство России, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов России, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, преду­смотренные пунктами 56–63 указанной статьи.

Следовательно, положения пунктов 56–63 статьи 112 Закона № 44‑ФЗ распространяются только на контракты, заключенные в соответствии с утвержденными перечнями объектов капитального строительства.

В случае, предусмотренном пунктом 55 статьи 112 Закона № 44‑ФЗ, предметом контракта могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства (п. 56 ст. 112 Закона № 44‑ФЗ). При этом пунктом 57 статьи 112 Закона № 44‑ФЗ определено, что если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в пункте 56 статьи 112 Закона № 44‑ФЗ контракта также может являться поставка данного оборудования.

В соответствии с пунктом 61 статьи 112 Закона № 44‑ФЗ контракт, указанный в пункте 56 данной статьи, должен содержать раздельно:

1) стоимость работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;

2) стоимость работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;

3) стоимость поставки преду­смотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства, в случае если поставка данного оборудования предусмотрена контрактом.

Применение особенностей, определенных пунктами 56–63 статьи 112 Закона № 44‑ФЗ, возможно в отношении контрактов, предметом которых являются одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в соответствующий перечень объектов капитального строительства, в том числе поставка оборудования, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта.

Вопрос: Просим разъяснить вопрос применения положений Закона № 44‑ФЗ в части указания НДС в цене контракта, если его исполнитель применяет УСН.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44‑ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 24 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством России, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона № 44‑ФЗ (п. 2 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Согласно положениям Закона № 44‑ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применяемой победителем системы налогообложения.

Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть уплачена победителю закупок в размере, установленном контрактом.

Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки действующими нормами Закона № 44‑ФЗ не предусмотрена.

Отметим, что пунктами 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого согласно статьям 161 и 174.1 Налогового кодекса. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС эти суммы налога подлежат уплате в бюджет в полном объеме.

Пунктом 5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда России от 30 мая 2014 г. № 33 разъяснено, что возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет НДС не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов. На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Налогового кодекса не предусмотрена.



[1] Записи приведены без указания движения денежных средств на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств».



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама