Пилотный проект. В порядке возмещения

Целью пилотного проекта «Прямые выплаты» является улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования.

Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

На внедрение в жизнь пилотного проекта ФСС России «Прямые выплаты» потребовалось несколько лет. Первые регионы, Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область, вступили в него 1 июля 2011 года, и с каждым полугодием число участников росло. Планируется, что с 2021 года на прямые выплаты социальных пособий перейдут все российские регионы.

Участники пилотного проекта руководствуются постановлением Правительства России от 21 апреля 2011 г. № 294 (далее — Постановление № 294), которым утверждены положения:

  • об особенностях назначения и выплаты в 2012–2020 годах застрахованным лицам:
    • страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее — Положение о страховых выплатах на случай ВНиМ);
    • пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее — Положение о страховых выплатах в связи с НС или ПЗ);
  • об особенностях:
    • возмещения расходов страхователя в 2012–2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее — Положение о возмещении расходов страхователя);
    • уплаты страховых взносов в 2012–2020 годах в Фонд социального страхования Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее — Положение об уплате страховых взносов).

Основные положения

Постепенно уходит в прошлое зачетный порядок, долгое время применяющийся в отношениях между ФСС России (далее — Фонд) и страхователем — работодатель выплачивает пособия в счет уплаты страховых взносов в Фонд. Пришедший ему на смену механизм прямых выплат разделяет денежные потоки. Работодатель уплачивает страховые взносы, исчисленные в соответствии с законодательством в полном объеме, без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (п. 2 Положения об уплате страховых взносов). В то же время пособия рассчитываются и выплачиваются непосредственно застрахованным лицам территориальными органами Фонда.

Прямые выплаты защищают интересы работников, так как пособия должны перечисляться в жестко установленные законодательством сроки, не будет зависимости от финансового положения страхователя. Одновременно и работодатель будет застрахован от вероятных ошибок, которые могли быть им допущены при исчислении пособий, и от риска задержать выплату.

К пособиям по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые территориальные органы ФСС России выплачивают непосредственно застрахованному лицу, относятся:

  • пособие по временной нетрудоспособности вследствие:
    • заболевания или травмы с четвертого дня временной нетрудоспособности (за первые три дня пособие назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств);
    • необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
    • карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;
    • осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
    • долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях;
    • пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
    • пособие по беременности и родам;
    • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
    • единовременное пособие при рождении ребенка;
    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
    • оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на весь период отпуска и проезда к месту лечения и обратно лицам, пострадавшим в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Выплата осуществляется путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица.

Процедура начинается с обращения работника к работодателю с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, с приложением необходимых документов. Страхователь, в свою очередь, должен не позднее пяти календарных дней со дня получения указанного пакета представить его в территориальный орган ФСС России для назначения и выплаты страхового обеспечения. Формы ре­естров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения определены приказом ФСС России от 24 ноября 2017 г. № 579 (далее — Приказ № 579).

Установлена обязанность работодателя в случае прекращения оснований для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в трехдневный срок уведомлять об этом территориальное отделение Фонда. Это может быть выход сотрудника на работу на условиях полного рабочего дня, расторжение трудового договора и иные случаи, предусмотренные законодательством.

Если ФСС России понесет излишние расходы в результате скрытых или представленных недостоверных сведений, то работодатель обязан будет возместить их в соответствии с законодательством (п. 16 Положения о страховых выплатах на случай ВНиМ, п. 15 Положения о страховых выплатах в связи с НС или ПЗ).

Неисполнение страхователем обязанностей, связанных с представлением в территориальные органы ФСС России документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления страхового обеспечения в случаях, предусмотренных законодательством, а также для назначения соответствующего вида пособия или исчисления его размера, подлежит административной ответственности. Пунктом 4 статьи 15.33 КоАП России предусмотрен административный штраф должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Проверка коронавирусом 2019­nCoV

Внедряя в жизнь проект прямых выплат, вряд ли кто-нибудь мог предположить, что новый механизм придется применить на всей территории России несколько раньше, чем планировалось. Способствовала этому новая коронавирусная инфекция.

В целях минимизации риска заражения и недопущения распространения 2019-nCoV был реализован механизм дистанционного назначения пособия по временной нетрудоспособности лицам, вернувшимся из-за рубежа и совместно проживающим с ними гражданам. Постановлением Правительства России от 18 марта 2020 г. № 294 утвердили временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина. Период их действия — с 20 марта 2020 года до 1 июля 2020 года.

Для защиты лиц старшего возраста постановлением Правительства России от 1 апреля 2020 г. № 402 были приняты временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше.

Временные правила предусматривают выдачу листка в электронной форме без посещения врача. Его оплата производится непосредственно застрахованному лицу из средств ФСС России. В памятках работодателю (страхователю), с которым в трудовых отношениях состоят лица в возрасте 65 лет и старше, размещенных на сайте http://fss.ru/, предписано, что сведения, необходимые для исчисления и выплаты пособия, оформляются в соответствии с приложением 2 к Приказу № 579 и в соответствии с Постановлением № 294 — документами, разработанными для механизма прямых выплат. ГУ — МРО ФСС РФ в письме от 16 апреля 2020 г. № 03-10/03-1953 также указывает, что работодатель должен представить в территориальный орган Фонда документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия, по правилам, действующим для проекта «Прямые выплаты».

Страховые выплаты. Иные случаи

Не все пособия застрахованные лица будут получать непосредственно из ФСС России. Постановлением № 294 установлено, что некоторые из них страхователь выплачивает застрахованному лицу, а потом получает возмещение своих расходов.

Положением о страховых выплатах на случай ВНиМ предусмотрены следующие выплаты, расходы на которые ФСС России обязан возместить работодателю:

  • оплата четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами;
  • социальное пособие на погребение;
  • возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе.

Четыре дополнительных выходных дня

Трудовым законодательством установлено право родителей (опекунов, попечителей) на предоставление им четырех дополнительных оплачиваемых в размере среднего заработка выходных дней в месяц, которые могут быть использованы либо одним из указанных лиц, либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ).

Порядок предоставления дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами установлен постановлением Правительства России от 13 октября 2014 г. № 1048 (далее — Порядок). Родитель (опекун, попечитель) должен представить по месту работы следующие документы либо их копии:

  • справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную бюро медико-социальной экспертизы (в соответствии со сроками установления инвалидности — один раз, один раз в год, один раз в два года, один раз в пять лет);
  • документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида (представляются один раз);
  • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (представляются один раз);
  • справку (оригинал) с работы второго родителя (опекуна, попечителя) о количестве использованных выходных дней в месяце либо о том, что заявление на выходные он не подавал (при каждом обращении с заявлением). Единственный родитель такую справку не представляет (п. 3, 4 Порядка).

Страхователь оплачивает дополнительные выходные из расчета среднего заработка. Если в расчетный период попали нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, установленные Указами Президента России от 25 марта 2020 г. № 206, от 2 апреля 2020 г. № 239 и от 28 апреля 2020 г. № 294, то время и суммы, фактически начисленные за этот период, при расчете не учитываются.

Минтруд России в письме от 18 мая 2020 г. № 14-1/В-585 указал, что в пункте 5 постановления Правительства России от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» поименованы случаи, когда из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы. В их числе — освобождение от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством.

Вопрос, надо ли начислять на сумму оплаты дополнительных выходных дней взносы на обязательное страхование (пенсионное, медицинское, по ВНиМ), а также на страхование от несчастных случаев до сих пор не решен однозначно. В пользу начисления страховых взносов говорят следующие основания:

  • выплата производится в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125‑ФЗ));
  • суммы оплаты дополнительных выходных дней не поименованы в перечне выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами (ст. 422 НК РФ и ст. 20.2 Закона № 125‑ФЗ);
  • финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС России (п. 17 ст. 37 Закона № 213‑ФЗ);
  • в приложении 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации» к разделу 1 Расчета по страховым взносам, утвержденного приказом ФНС России от 18 сентября 2019 г. № ММВ-7-11/470@, предусмотрена строка 080 «Страховые взносы, исчисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» (страхователи — участники пилотного проекта указанное приложение не заполняют и в состав представляемого ими в налоговые органы расчета не включают (письмо ФНС России от 3 июля 2017 г. № БС-4-11/12778@)).

Минфин России в письме от 30 марта 2017 г. № 03-15-05/18599 также подтвердил, что оплата четырех дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Начисленные взносы включаются в сумму, отражаемую по строке 020 приложения 2 к разделу 1 Расчета по страховым взносам.

В то же время в арбитражной практике встречается противоположное мнение. Оно основано на том, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, является не вознаграждением за труд, а средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан.

Так, Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 7 февраля 2019 г. по делу № А72-4625/2018 отметил, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами носит характер господдержки, поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданами. Данная гарантия не имеет отношения ни к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей, ни к материальной выгоде. В связи с этим доначисление взносов признано незаконным.

В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 апреля 2020 г. № Ф04-301/2020 по делу № А27-18157/2019 также указано, что выплаты за дополнительные выходные дни не являются вознаграждением в рамках трудового договора, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.

Учитывая продолжающиеся споры, учреждению при принятии решения следует помнить, что в случае неначисления страховых взносов с рассматриваемых выплат учреждение может подпасть под штрафы и пени, предусмотренные статьями 75, 122 Налогового кодекса, статьями 26.11, 26.29 Закона № 125‑ФЗ.

В отношении обложения НДФЛ оплаты дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами вопросов не возникает. В числе доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, указанные выплаты поименованы, и удерживать налог из них не требуется (п. 78 ст. 217 НК РФ).

Для получения возмещения страхователь должен представить в территориальное отделение ФСС России следующий пакет документов:

  • заявление о возмещении расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по форме, утвержденной приказом ФСС России от 24 ноября 2017 г. № 578 (далее — Приказ № 578);
  • заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

В течение десяти рабочих дней со дня получения документов территориальный орган принимает решение о возмещении расходов страхователю на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и начисленных на них страховых взносов. В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения ФСС России перечисляет средства на расчетный счет страхователя (п. 11 Положения о страховых выплатах на случай ВНиМ).

Справочно.

Финансовое обеспечение на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС России (п. 17 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ).

Пособие на погребение

В число расходов ФСС России входят пособия, связанные с погребением умерших. Положения Закона от 12 января 1996 г. № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон № 8‑ФЗ) в числе прочих устанавливают гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.

Учреждение должно выплатить социальное пособие на погребение, если являлось страхователем по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ по отношению к умершему работнику на день смерти либо по отношению к одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю умершего несовершеннолетнего на день его смерти (п. 2 ст. 10 Закона № 8‑ФЗ).

Пособие на погребение выплачивается страхователем на основании заявления члена семьи или иного лица, взявшего на себя обязанность погребения умершего, и справки о смерти, выдаваемой органами ЗАГСа.

Территориальный орган Фонда должен принять решение о возмещении в течение десяти рабочих дней со дня получения от страхователя следующих документов:

  • заявления о возмещении расходов на выплату социального пособия на погребение по форме, утвержденной Приказом № 578;
  • справки о смерти.

И не позднее двух рабочих дней со дня его принятия перечислить средства на расчетный счет страхователя (п. 10 Положения о страховых выплатах на случай ВНиМ).

Гарантированный перечень услуг по погребению

Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, оказанных специализированной службой по вопросам похоронного дела, осуществляется в порядке, закрепленном в пункте 12 Положения о страховых выплатах на случай ВНиМ:

  • специализированная служба по вопросам похоронного дела направляет работодателю (страхователю) умершего на день смерти либо по отношению к одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю умершего несовершеннолетнего на день его смерти заявление о возмещении стоимости услуг по погребению по форме, установленной Приказом № 578, с указанием банковского счета, на который перечисляется сумма возмещения. В пакет документов входит справка о смерти и соответствующий счет, в котором должны быть указаны предоставленные услуги по погребению;
  • в течение двух рабочих дней со дня получения указанных документов страхователь должен направить их в территориальный орган ФСС России по месту своей регистрации;
  • территориальный орган ФСС в течение пяти рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о возмещении стоимости услуг по погребению и в течение двух рабочих дней со дня принятия решения перечисляет средства на банковский счет специализированной службы по вопросам похоронного дела, указанный в заявлении о возмещении стоимости услуг по погребению.

Справочно.

После вынесения решений о назначении и выплате пособий, об отказе в назначении и выплате пособий, о возмещении вышеперечисленных расходов страхователю заявления и документы, направленные в территориальный орган ФСС России, возвращаются страхователю, который хранит их в порядке и сроки, установленные законодательством (п. 13 Положения о страховых выплатах на случай ВНиМ).

В рамках предупредительных мер

Положение о страховых выплатах в связи с НС или ПЗ, утвержденное Постановлением № 294, устанавливает порядок возмещения расходов страхователей, осуществленных на преду­предительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее — предупредительные меры).

Порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер определяются правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (далее — Правила № 580н).

В перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, включены:

  • проведение специальной оценки условий труда;
  • реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение по охране труда некоторых категорий работников;
  • приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  • обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников;
  • приобретение алкотестеров, алкометров, тахографов, аптечек для оказания первой помощи;
  • приобретение иных приборов и оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности работников;
  • санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (п. 3 Правил № 580н).

Объем средств, направляемых ФСС России на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, осуществленных в предшествующем календарном году. Объем финансирования может быть увеличен до 30 процентов, при условии, что эти дополнительные средства потрачены на приобретение путевок для лиц предпенсионного возраста (п. 2 Правил № 580н).

Как и в ранее рассмотренных случаях, страхователь оплачивает меры по сокращению травматизма за счет собственных средств и обращается в территориальное отделение по месту регистрации за возмещением за счет средств бюджета ФСС России с заявлением о возмещении произведенных расходов, оформленным по форме, установленной приказом Минздравсоцразвития России от 11 июля 2011 г. № 709н, и документами, подтверждающими произведенные расходы. Срок представления пакета — не позднее 15 декабря соответствующего года.

В течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления и подтверждающих документов территориальный орган ФСС России принимает решение о возмещении расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя.

Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению (п. 4, 5 Положения о возмещении расходов страхователя).

Учет расходов и возмещения

Минфин России в письме от 26 декабря 2019 г. № 02-05-10/102478 (далее — письмо № 02-05-10/102478) разъяснил, какие коды видов расходов, статьи (подстатьи) КОСГУ применяются при учете расходов и возмещения, полученного от территориального органа ФСС России. Правила отнесения рассматриваемых расходов на соответствующие коды видов расходов (КВР) и коды КОСГУ, а также отражения в учете поступлений от возмещения этих расходов территориальным органом ФСС регулируются нормами Порядков № 85н, 209н.

Возмещение страховых выплат

В целях ведения бюджетного учета расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, выплату пособия на погребение следует отражать по кодам видов расходов:

119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»;

129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»;

149 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов»,

увязанным с подстатьей 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

В учете учреждения операции отразят записями[1]:

Дебет 0 303 02 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по расчетам с участниками бюджетного процесса»

Кредит 0 302 13 737

«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда по расчетам с физическими лицами»

— начислены выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

При оплате четырех дополнительных оплачиваемых в размере среднего заработка выходных дней начисляются страховые вносы во внебюджетные фонды:

Дебет 0 303 02 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по расчетам с участниками бюджетного процесса»

Кредит 0 303 ХХ 731

«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

Дебет 0 302 13 837

«Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда по расчетам с физическими лицами»

Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 213[2]

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по начислениям на выплаты по оплате труда»

— перечислены денежные средства на банковскую карту работника.

После предоставления страхователем в территориальный орган ФСС России требуемых документов фонд возмещает расходы:

Дебет 0 201 11 510, 1 304 05 2132

«Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по начислениям на выплаты по оплате труда»

Кредит 0 303 02 731

«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по расчетам с участниками бюджетного процесса»

— поступление от ФСС России возмещения за произведенные страхователем расходы.

Возмещение расходов на предупредительные меры

Согласно положениям Порядков № 85н, 209н отражение расходов страхователя на приобретение за счет собственных средств товаров, работ и услуг подлежит отражению по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанному в целях ведения бюджетного учета со статьями (соответствующими подстатьями) КОСГУ:

220 «Оплата работ, услуг»,

267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» (в части расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников);

310 «Увеличение стоимости основных средств»;

340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Поступление возмещения указанных расходов в бюджеты бюджетной системы от территориального органа ФСС России следует отражать по соответствующим подстатьям и элементам доходов кода вида доходов бюджетов 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства», увязанного в целях бюджетного (бухгалтерского) учета с подстатьей 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (письмо № 02-05-10/102478).

В отношении подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ в письме № 02-05-10/102478 указано, что в Порядок № 209н подготовлены изменения, и для отражения данных доходов предусмотрена обособленная подстатья КОСГУ 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации», которая будет применяться после официального вступления в силу соответствующего приказа.

В учете учреждения расходование средств на проведение мероприятий, осуществленных в рамках мер по сокращению травматизма на работе, отражается соответствующими записями:

Дебет 0 109 60 226, 0 401 20 226

«Себестоимость готовой продукции, работ, услуг в части прочих работ, услуг», «Расходы текущего финансового года в части прочих работ, услуг»

Кредит 0 302 26 73Х

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

— отражены расходы (за оказанные услуги по спецоценке, обучению, проведению медицинских осмотров и прочие), осуществленные в рамках предупредительных мер;

Дебет 0 302 26 83Х

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 226

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом в части прочих работ, услуг»

— произведена оплата мероприятий, проведенных в рамках предупредительных мер.

Расходы на приобретение материальных запасов в рамках мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, относятся на подстатьи КОСГУ:

341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» (в части медицинских аптечек) (п. 11.4.1 Порядка № 209н);

345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» (в части спецодежды) (п. 11.4.5 Порядка № 209н) (письмо Минфина России от 1 ноября 2019 г. № 02-08-10/84779).

Соответственно операция по приобретению материальных запасов отражается записями:

Дебет 0 105 XX 34X

«Увеличение стоимости материальных запасов»

Кредит 0 302 34 73X

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

— отражено поступление материальных запасов в рамках предупредительных мер;

Дебет 0 302 34 83X

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 34Х

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»

— произведена оплата материальных запасов, приобретенных в рамках осуществления предупредительных мер.

Если нефинансовые активы, приобретаемые в рамках мероприятий по сокращению травматизма, решением комиссии по поступлению и выбытию активов отнесены к основным средствам, их приобретение отражается записями:

Дебет 0 106 X1 310

«Увеличение вложений в основные средства»

Кредит 0 302 31 73X

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

— отражено поступление объектов нефинансовых активов, отнесенных к основным средствам;

Дебет 0 101 XХ 310

«Увеличение стоимости основных средств»

Кредит 0 106 X1 310

«Увеличение вложений в основные средства»

— приняты к учету объекты, поступившие в рамках предупредительных мер.

Обращаясь в территориальный орган ФСС России, следует помнить, что объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, ограничен. Поэтому сумма возмещения, как правило, меньше осуществленных расходов.

Дебет 0 209 34 561

«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»

Кредит 0 401 10 134

«Доходы от компенсации затрат»

— отражена сумма возмещения в соответствии с решением территориального органа ФСС России;

Дебет 0 201 11 510, 1 210 02 134

«Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от компенсации затрат»

Кредит 0 209 34 661

«Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат»

— поступило возмещение из бюджета ФСС России за произведенные страхователем расходы.

После внесения изменений в Порядок № 209н вместо подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ будет применяться подстатья КОСГУ 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации».



[1] Бухгалтерские записи приведены без отражения на счетах санкционирования и забалансовых счетах.

[2] Указанная корреспонденция счетов в Инструкции № 162н отсутствует, поэтому казенному учреждению следует согласовать ее с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств (п. 2 Инструкции № 162н).



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама