Внутренний контроль и аудит применения СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской отчетности»

Для регулярного контроля и аудита использования средств бюджетов всех уровней и финансовых средств учреждений важны корректные, своевременные и полноценные данные о деятельности субъектов учета, получающих бюджетное финансирование в разных формах. В статье представим обзор СГС «Бюджетная информация», который применяется с 1 января 2020 года и должен использоваться в работе всеми организациями госсектора.

Н. М. ГУСЕВА, государственный советник 2 класса, кандидат экономических наук, практик-эксперт

Стандарт регламентирует подготовку и представление отдельных отчетных форм учреждениями, финансовыми органами, Федеральным казначейством. Как и все стандарты, СГС «Бюджетная информация» применяется одновременно с СГС «Концептуальные основы».

На сегодняшний день так сложилось, что в части комментариев этот стандарт — один из наименее обсуждаемых. Однако, как было уже отмечено, он является одним из главных для контроля и аудита бюджетных средств.

Наряду с самим стандартом в практической деятельности рекомендуем использовать Методические рекомендации по применению СГС «Бюджетная информация», изложенные в письме Минфина России от 6 августа 2019 г. № 02-06-07/59183.

Рассмотрим основные положения стандарта применительно к практической деятельности.

Основные понятия

Бюджетная информация — это бюджетные назначения исполнения бюджета и плановые назначения деятельности учреждения.

Бюджетные назначения включают:

  • плановые (прогнозные) показатели по доходам бюджета;
  • показатели бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств;
  • показатели поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета;
  • бюджетные ассигнования по выплатам источников финансирования дефицита бюджета.

К плановым назначениям относят показатели плана ФХД и иные плановые показатели.

Показатели формируются на основании счетов санкционирования расходов хозяйствующего субъекта.

Указания по заполнению форм актуальны для отчетности за любой период 2020 года (месяц, квартал, полугодие, год). При формировании отчета за 2019 год требования этого стандарта не учитывались.

Раскрытие бюджетной информации

Рассмотрим основные положения по раскрытию бюджетной информации в бухгалтерской отчетности.

Бюджетная информация в соответствии со стандартом представлена в таблице 1.

10.jpg

Состав отчетных форм, в которых раскрывается бюджетная информация, зависит от того, кто представляет отчетность (таблица 2).

11.jpg

Рассмотрим более подробно формы отчетности и проконтролируем правильность их заполнения.

СГС «Бюджетная информация» не вводит дополнительные формы, а устанавливает единые требования к составлению уже существующих.

Изменения касаются следующих отчетов:

  • для ГРБС — Отчеты (ф. 0503127, 0503128, 0503160);
  • для финорганов — Отчеты (ф. 0503117, 0503128, 0503160);
  • для финорганов, формирующих отчеты об исполнении консолидированных бюджетов, — Отчеты (ф. 0503317, 0503128, 0503360);
  • для территориальных органов Федерального казначейства — Отчет (ф. 0503129);
  • для бюджетных и автономных организаций — Отчеты (ф. 0503737, 0503738, 0503760).

Эти формы отчетности заполняются на основании Инструкций № 191н, 33н и иных федеральных стандартов.

Внимание!

В Балансах (ф. 0503130, 0503730), Отчетах о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121, 0503721) и Отчетах о движении денежных средств (ф. 0503123, 0503723) бюджетная информация не раскрывается (п. 17 СГС «Бюджетная информация», п. 2 Методических рекомендаций к СГС «Бюджетная информация»).

Отчет (ф. 0503127)

Отчет для ГРБС должен показывать исполнение бюджетных назначений РБС, ПБС, главными администраторами и администраторами доходов и источников финансирования дефицита бюджета. С этой целью заполняются три раздела: доходы бюджета; расходы бюджета; источники финансирования дефицита бюджета. Все сведения представляются в разрезе КБК.

Консолидированные отчеты заполняются ГРБС, главными администраторами на основании поступивших к ним Отчетов (ф. 0503127) от подведомственных ПБС и администраторов доходов и ИФДБ. При этом одноименные показатели суммируются, а взаимосвязанные — консолидируются.

В квартальных и годовых Отчетах (ф. 0503127) показываются зачисления и перечисления по счетам в казначействе, Центробанке, кредитных организациях, отражаются средства в пути и некассовые операции. В ежемесячной отчетности (кроме представляемой на начало квартала или года) следует показывать только поступления на счета в кредитных организациях (в т. ч. находящиеся в пути) и некассовые операции.

Отчет (ф. 0503117)

Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117) готовится финансовым органом публично-правового образования с использованием сведений из:

  • консолидированных Отчетов (ф. 0503127), представленных всеми ГРБС;
  • Справки о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);
  • консолидированного Отчета о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124).

Отчет (ф. 0503117) утвержден в Инструкции № 191н, здесь же в пунктах 133—138 содержатся методические указания по его заполнению. Сведения формируются в разрезе КБК на основании: закона о бюджете — в отношении доходов и ИФДБ; сводной бюджетной росписи — в отношении расходов.

Отчет (ф. 0503317)

Этот отчет должен содержать информацию об исполнении консолидированного бюджета субъекта и государственного внебюджетного фонда. Порядок его заполнения определен в пунктах 180—212 Инструкции № 191н. Документ составляется в разрезе КБК и бюджетов: субъекта; городских округов; внутригородских муниципалитетов; внутригородских районов; муниципальных районов; городских поселений; сельских поселений; территориального внебюджетного фонда. Отчет формируется посредством суммирования одноименных показателей и исключения взаимосвязанных на основании Справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

Отчет (ф. 0503128)

В нем отражаются сведения об исполнении бюджетных назначений по расходам и ИФДБ. В отчете по каждому КБК раскрывается объем принимаемых, принятых и отложенных бюджетных обязательств, а также денежных обязательств. Годовые ассигнования и ЛБО, в течение отчетного периода подвергавшиеся корректировке, должны быть показаны с учетом ранее внесенных и утвержденных изменений.

Консолидированный отчет (ф. 0503128)

Составляется ГРБС и главными администраторами ИФДБ, а в дальнейшем — финансовыми органами публично-правовых образований путем сложения одноименных показателей из отчетов и консолидированных отчетов подведомственных организаций.

Отчет (ф. 0503129)

Формируется органом казначейства. Если учет бюджетных обязательств ПБС и администраторов ИФДБ ведет территориальный орган Федерального казначейства, он обязан ежемесячно заполнять этот отчет. В нем раскрываются объемы и КБК обязательств текущего года и последующих периодов.

Выделяются обязательства: принимаемые; принятые (отдельно указываются суммы по договорам, заключенным с использованием конкурентных методов отбора исполнителей); денежные (отдельно показываются предусмотренные условиями сделки авансовые платежи).

Ежемесячный отчет направляется каждому ПБС или администратору, а консолидированный по территориальному органу казначейства — в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства. Это управление составляет консолидированный Отчет (ф. 0503129) по каждому ГРБС или главному администратору и направляет им для включения в отчетность.

Отчет (ф. 0503737)

Составляется бюджетным или автономным учреждением отдельно по каждому виду финансового обеспечения:

  • приносящая доход деятельность;
  • субсидии на выполнение госзаданий;
  • субсидии на иные цели;
  • субсидии для осуществления капвложений;
  • средства ОМС.

Методические рекомендации по заполнению этого отчета содержатся в пунктах 34—45 Инструкции № 33н. Пунктами 58—60 СГС «Бюджетная информация» предусмотрен порядок консолидации Отчета (ф. 0503737) путем суммирования одноименных показателей и исключения взаимосвязанных:

  • головное учреждение консолидирует отчеты обособленных подразделений;
  • учредитель консолидирует отчеты подведомственных организаций;
  • финорган составляет консолидированный отчет по всем учредителям публично-правового образования.

Отчет (ф. 0503738) содержит сведения об обязательствах, возникающих в процессе деятельности бюджетных и автономных учреждений, в разрезе:

  • текущего года по расходам;
  • текущего года по источникам финансирования дефицита;
  • следующих за текущим годов.

По каждому виду финансового обеспечения заполняется отдельная форма, где показываются принимаемые, принятые, денежные и отложенные обязательства. В принятых — отдельно показываются суммы договоров, заключенных с применением конкурентных методов. Порядок консолидации отчетов аналогичен установленному для Отчета (ф. 0503737).

Пояснительные записки

Особое внимание следует уделить анализу раскрытия бюджетной информации в пояснительной записке

Пояснительная записка (ф. 0503160)

В этом документе представляются следующие унифицированные формы, относящиеся к бюджетной информации:

  • Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете (таблица 3);
  • Сведения (ф. 0503162);
  • Сведения (ф. 0503163);
  • Сведения (ф. 0503164);
  • Сведения (ф. 0503166).

12.jpg

В подпункте «а» пункта 71 СГС «Бюджетная информация» содержатся требования о том, что в Сведениях (ф. 0503162) раскрывается информация о деятельности субъекта учета по реализации госпрограмм, федеральных и ведомственных целевых программ. КБК, указанные в Сведениях (ф. 0503162), должны быть аналогичны указанным в Отчете (ф. 0503127). Сведения (ф. 0503164) содержат информацию по доходам, расходам и ИФДБ (плановые, сметные и фактические). В них указываются процент исполнения по каждому КБК, отклонение в рублях и объяснение причин получившейся разницы.

В форме показываются фактически произведенные расходы по КБК, по которым выплаты не планировались.

Пояснительная записка (ф. 0503360)

Составляется финансовым органом, формирующим консолидированный Отчет (ф. 0503317). Финансовые органы бюджетов, включенных в отчет, заполняют Сведения (ф. 0503164), на основании которых формируются консолидированные Сведения (ф. 0503364). Указания по заполнению содержатся в пункте 218 Инструкции № 191н и пункте 69.2 СГС «Бюджетная информация».

Пояснительная записка (ф. 0503760)

Заполняется бюджетными и автономными учреждениями. Должна содержать следующую бюджетную информацию:

  • Сведения (ф. 0503762);
  • Сведения (ф. 0503766);
  • Сведения (ф. 0503767).

При наличии отклонений фактических показателей от плановых или неисполненных назначений в текстовой части Пояснительной записки должны быть приведены исчерпывающие пояснения.

Для бюджетной и бухгалтерской отчетности необходимо использовать контрольные соотношения.

Порядок предоставления бюджетной информации

Отчеты, которые раскрывают бюджетную информацию, представляются в обычном порядке — в соответствии с Инструкциями № 33н и 191н.

Вышестоящий орган вправе установить:

  • дополнительную периодичность представления отчетных форм с бюджетной информацией;
  • дополнительные формы отчетов с бюджетной информацией;
  • особый порядок раскрытия и представления бюджетной информации (п. 2, 7, 10, 11 СГС «Бюджетная информация», раздел 2 Методических рекомендаций к СГС «Бюджетная информация»).

Отчеты, содержащие бюджетную информацию, используются для контроля:

  • движения денежных средств в бюджетах всех уровней;
  • реализации планов ФХД;
  • соблюдения бюджетного законодательства.

Также необходимо обратить внимание на то, что с 3 января 2020 года у Федерального казначейства появились новые полномочия в контрольной деятельности.

Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства от 28 ноября 2013 г. № 1092 (в редакции постановления Правительства России от 27 декабря 2019 г. № 1906).

Важные изменения, внесенные в полномочия казначеев, повлияли на алгоритм проведения контрольных мероприятий. Теперь ревизоры смогут дополнительно находить ошибки, сверяя данные различных информационных баз.

В качестве примера в таблице 3 приведены финансовые документы для проверки принимаемых, бюджетных и денежных обязательств.

Подведем итоги

В рассматриваемом стандарте указано, в каких формах отчетности раскрывают бюджетную информацию.

Стандарт:

  • конкретизирует, в каких формах отражать бюджетную информацию не нужно;
  • устанавливает периодичность сдачи отчетности с бюджетной информацией;
  • определяет право вышестоящей организации (учредителя, ГРБС) ввести дополнительную периодичность, формы и особый порядок раскрытия бюджетной информации.

Подробно разъяснено, какую информацию раскрывать в формах отчетности исходя из норм СГС «Бюджетная информация» и какие данные нужно сверять. Например, при составлении Отчета (ф. 0503737) надо сопоставлять его показатели с данными плана ФХД.

Сведения должны быть достоверными и исчерпывающими, при необходимости следует показывать величину отклонений реальных данных от запланированных или прогнозируемых и объяснять причину их возникновения.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама