Инвестиции в капвложения

Развитие учреждения невозможно без финансовых вложений в материально-техническую базу. Источником могут быть средства бюджета, собственные средства бюджетных (автономных) учреждений. Рассмотрим способы финансового обеспечения капитальных вложений.

А. Р. АРСЕНЬЕВА, консультант

Инвестиции согласно экономическому словарю это денежные средства, ценные бумаги, имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Транслируя такое понятие на бюджетные отношения, можно сделать определенный вывод: поскольку в бюджетных отношениях нет понятия «получение прибыли» — в них применимо понятие «достижение полезного эффекта».

Бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).

Согласно статье 78.2 Бюджетного кодекса бюджетным и автономным учреждениям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений.

Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление данных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России, бюджетов субъектов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности России, государственной собственности субъекта, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством России, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта России, местной администрацией муниципального образования.

При изучении данного материала финансовому работнику необходимо разобраться с законодательством и применяемой терминологией.

Применение терминологии

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяет Закон от 25 февраля 1999 г. № 39‑ФЗ (далее — Закон № 39‑ФЗ).

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Инвестиционные операции — операции, связанные в том числе с приобретением (созданием) и реализацией основных средств (СГС «Отчет о движении денежных средств»).

С целью получения полной и объективной информации об объемах и динамике инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов Росстатом разработана Официальная статистическая методология определения инвестиций в основной капитал на федеральном уровне (приказ Росстата от 25 ноября 2016 г. № 746) (далее — Методология определения инвестиций).

По цели инвестирования инвестиции подразделяются на коммерческие (извлечение прибыли) и некоммерческие (достижение иного полезного социального эффекта). К некоммерческим инвестициям относятся главным образом капитальные вложения в некоммерческие проекты, например, в строительство корпусов больниц, зданий для учреждений культуры, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней.

Согласно статье 9 Закона № 39‑ФЗ финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

Обратите внимание, что понятие «инвестиционная недвижимость» дано в пункте 7 СГС «Основные средства» — это объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящийся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенное для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

Согласно статье 79.1 Бюджетного кодекса капитальные вложения осуществляются в создание объектов капитального строительства и (или) приобретение недвижимого имущества.

Объекты капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса).

Какова цель бюджетных инвестиций? Инвестиционная деятельность в капвложения осуществляется с целью увеличения стоимости государственных активов, повышения эффективности работы учреждений бюджетной сферы, расширения важной инфраструктуры населенных пунктов (строительство детских, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, дорог и т. д.).

Эффективность

Как говорилось выше, инвестиционная деятельность предусматривает осуществление практических действий в целях достижения полезного эффекта. Как определить эффективность при отсутствии прибыли? На основе оценки необходимых трудовых ресурсов, потребности в технике, материалах разрабатываются технико-экономические обоснования инвестиций. Этапы разработки включают:

1. Формирование проектно-сметной документации.

2. Определение:

  • потребности в ресурсах;
  • сроков реализации проекта;
  • источников финансового обеспечения.

3. Анализ соответствия инвестиционного проекта требованиям по защите окружающей среды.

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта должно содержать:

  • общие характеристики;
  • описание технической и технологической составляющей;
  • описание производственной структуры;
  • определение требований к ресурсам (трудовым, техническим);
  • определение затрат;
  • расчет показателей эффективности проекта;
  • источники финансового обеспечения;
  • анализ соответствия проекта экологическим нормам.

Немного подробнее остановимся на разделе технико-экономического обоснования инвестиционного проекта — определение затрат. Он должен включать расчеты потребляемых ресурсов (топлива, коммунальных платежей и т. д.), заработную плату работников (с учетом начислений на оплату труда), занятых в проектном строительстве, сумму амортизации основных средств, затраты на ремонт оборудования, налоги.

Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета установлены постановлением Правительства России от 9 января 2014 г. № 13 (далее — Правила № 13).

В качестве условий предоставления субсидий предусматриваются:

  • наличие правовых актов субъекта России, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;
  • наличие в бюджете субъекта России бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта России, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения (п. 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства России от 30 сентября 2014 г. № 999).

Согласно пункту 9 Правил № 13 расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством на основании государственных контрактов, заключенных в целях выполнения проектных и (или) изыскательских работ, строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и (или) приобретения объектов.

Субсидии на осуществление капвложений

Предоставление субсидий на цели осуществления капитальных вложений производится на основании соглашения, заключенного между федеральными органами государственной власти (государственными органами) как получателями средств федерального бюджета, предоставляющими субсидию организациям, и учреждением на срок, не превышающий срока действия утвержденных получателю средств федерального бюджета, предоставляющего субсидию, лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

Справочно.

В случае предоставления субсидии в объекты федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего в соответствии с Бюджетным кодексом полномочия ГРБС, соглашение о предоставлении субсидии не заключается (п. 19 Правил № 13).

Соглашение о предоставлении субсидии может быть заключено в отношении нескольких объектов (п. 18 Правил № 13).

Кроме того, в соглашении необходимо указать обязательство федерального бюджетного (автономного) учреждения об осуществлении расходов без использования предоставляемой субсидии (если иное не закреплено в соглашении):

  • разработка проектной документации на объекты капитального строительства и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;
  • проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства;
  • аудит проектной документации;
  • проведение государственной экспертизы проектной документации.

Иные дополнительные условия могут включаться в соглашение о предоставлении субсидии согласно условиям целевого расходования средств субсидий.

Обратите внимание, что с 1 марта 2020 года установлено: если субсидия предоставляется в целях достижения результатов федерального проекта, указывается наименование соответствующего федерального проекта. При этом результаты предоставления субсидии должны соответствовать результатам федерального проекта (постановление Правительства России от 26 декабря 2019 г. № 1843).

Передача полномочий

В целях осуществления бюджетных инвестиций органами государственной власти (государственными органами) с учреждениями заключаются соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени России, субъектов России, муниципальных образований государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов.

Согласно статье 79 Бюджетного кодекса соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:

  • цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения;
  • стоимость объекта;
  • общий объем капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, в том числе объем бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу как получателю бюджетных средств.

Кроме того, в соглашении о передаче полномочий государственного заказчика следует закрепить следующие разделы:

  • права и обязанности учреждения, которому передаются полномочия государственного заказчика;
  • обязанность учреждения, получившего переданные полномочия, вести бюджетный учет, составлять и представлять бюджетную отчетность как получателя бюджетных средств.

Финансы

Источник финансового обеспечения влияет на выбор кода финансового обеспечения (КФО). Так, полученные субсидии на осуществление капитальных вложений учреждение будет учитывать по КФО «6» — субсидии на цели осуществления капитальных вложений, переданные полномочия — по КФО «1» — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы (бюджетная деятельность).

Операции с субсидиями, поступающими организациям, осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, и учитываются на отдельных лицевых счетах, открываемых организациям в органах Федерального казначейства:

  • получателя бюджетных средств — в случае заключения государственных контрактов государственным заказчиком;
  • для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств — в случае заключения от имени России государственных контрактов организациями от лица федеральных органов государственной власти (государственных органов).

В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП).

Субсидии на осуществление капвложений

Согласно пункту 93 Инструкции № 174н, пункту 96 Инструкции № 183н начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых в соответствии с соглашениями, отражается записью:

Дебет 6 205 62 56X

«Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

Кредит 6 401 40 162

«Доходы будущих периодов по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

При этом начисление доходов текущего финансового года по предоставленным бюджетному (автономному) учреждению субсидиям на капитальные вложения в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов) отражается записью:

Дебет 6 401 40 162

«Доходы будущих периодов по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

Кредит 6 401 10 162

«Доходы текущего финансового года по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

Вложения (инвестиции) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, отражаются на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».

Справочно.

При формировании первоначальной стоимости объекта следует руководствоваться СГС «Основные средства».

Расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы относятся на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ (Порядок № 209н, письмо Минфина России от 6 февраля 2020 г. № 02-06-05/7606). На эту же подстатью относят расходы на разработку проектной и сметной документации для строительства (реконструкции) объектов нефинансовых активов, являющиеся расходами капитального характера. Осуществление аналогичных по содержанию расходов, предназначенных не для целей капитальных вложений (не связанных с формированием (увеличением) стоимости нефинансовых активов), следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (письмо Минфина России от 2 апреля 2020 г. № 02-05-10/26243).

Субсидии, предоставленные на условиях возврата части средств в связи с невыполнением условий соглашений (неиспользованных средств субсидий), признаются согласно положениям СГС «Доходы» безвозмездными поступлениями, предоставляемыми с условиями предоставления актива (далее — субсидии с условиями), и подлежат отражению:

  • учреждениями — на дату возникновения права на их получение в соответствии с соглашением в качестве доходов будущих периодов;
  • учредителем — при перечислении средств субсидии с условиями учреждению, с формированием расчетов по предоставленным безвозмездным перечислениям (субсидиям текущего характера, субсидиям капитального характера).

Изменение в течение года показателей доходов будущих периодов от предоставления субсидий с условиями (увеличение, уменьшение) отражается в случае внесения изменений в соглашение (дополнительного соглашения) на сумму изменений объема предоставляемой субсидии.

Признание по методу начисления показателей финансового результата доходов (расходов) текущего финансового года по операциям от предоставления субсидий с условиями осуществляется на основании Отчета о выполнении условий предоставления субсидии, подтверждающего объем принятых и (или) исполненных обязательств (письмо Минфина России от 4 февраля 2020 г. № 02-06-07/6939 (далее — письмо № 02-06-07/6939)).

Перечень типовых бухгалтерских записей при отражении операций по предоставлению (получению) субсидий бюджетным и автономным учреждениям приведен в письме № 02-06-07/6939.

ПРИМЕР

Бюджетным учреждением получена субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (разработка проектно-сметной документации (ПСД) на реконструкцию объекта) на сумму заключенного соглашения (1 000 000 рублей). Подрядчику направлен аванс на осуществление работ в сумме 300 000 рублей. По завершении работ — окончательный расчет в сумме 700 000 рублей. Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 6 205 62 561

«Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»

Кредит 6 401 40 162

«Доходы будущих периодов от поступлений капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

— начислен доход от субсидии на осуществление капвложений в сумме 1 000 000 руб.;

Дебет 6 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 6 205 62 661

«Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»

— получена субсидия на осуществление капвложений в сумме 1 000 000 руб.;

Дебет 6 401 40 162

«Доходы будущих периодов от поступлений капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

Кредит 6 401 10 162

«Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

— учтены доходы текущего периода по предоставленной субсидии в сумме 1 000 000 руб.;

Дебет 6 206 28 56Х

«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений»

Кредит 6 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— перечислен аванс подрядчику согласно заключенному договору в сумме 300 000 руб.;

Дебет 6 106 11 310

«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество»

Кредит 6 302 28 73Х

«Увеличение кредиторской задолженности по услугам, работам для целей капитальных вложений»

— отражены капвложения в сумме 1 000 000 руб.;

Дебет 6 302 28 83Х

«Уменьшение кредиторской задолженности по услугам, работам для целей капитальных вложений»

Кредит 6 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— окончательный расчет с подрядчиком по факту завершения работ согласно акту выполненных работ на сумму 700 000 руб.;

Дебет 6 302 28 83Х

«Уменьшение кредиторской задолженности по услугам, работам для целей капитальных вложений»

Кредит 6 206 28 66Х

«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений»

— осуществлен зачет ранее перечисленного аванса в сумме 300 000 руб.;

Дебет 6 304 06 832

«Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»

Кредит 6 106 11 410

«Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество»;

Дебет 4 106 11 310

«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество»

Кредит 4 304 06 732

«Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»

— перевод вложений с КФО «6» на КФО «4» в сумме 1 000 000 руб.;

Справочно.

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружени (п. 27 Инструкции № 157н, п. 2 ст. 257 НК РФ).

Дебет 4 101 12 310

«Увеличение стоимости нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения»

Кредит 4 106 11 310

«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество»

— приняты к учету капвложения в сумме 1 000 000 руб.;

Дебет 4 401 10 172

«Доходы от выбытия активов»

Кредит 4 210 06 661

«Увеличение расчетов с учредителем по расчетам с участниками бюджетного процесса»

— отражены расчеты с учредителем в сумме 1 000 000 руб.

Информация о затратах на проведение разработки ПСД реконструкции отражается в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (п. 9 Инструкций № 174н и 183н).

Обратите внимание, что остаток по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» приводится к нулевому значению в сумме балансовой стоимости выбывающего имущества:

  • при выбытии недвижимого и особо ценного движимого имущества, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения;
  • при передаче объектов основных средств, нематериальных активов органу власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения (органу власти, осуществляющему полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления)).

Данные операции отражаются методом «Красное сторно» по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 0 210 06 661 «Уменьшение расчетов с учредителем» (п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н).

Передача полномочий

Операции по учету расходов за счет средств бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности подлежат отражению обособленно на основании Инструкции № 162н с применением КФО «1» — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность).

Составление и представление отчетности по хозяйственным операциям бюджетными (автономными) учреждениями следует осуществлять согласно Инструкции № 191н.

Согласно Инструкции № 157н учет операций по вложениям в объекты недвижимого имущества при их строительстве ведется учреждением с применением счета 0 106 01 000 «Вложения в основные средства».

Передача произведенных вложений в объекты нефинансовых активов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», 0 401 20 280 «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям», 0 401 20 250 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (п. 34 Инструкции № 162н).

Внутренний финансовый контроль и аудит

Внутренний финансовый контроль является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств, то есть внутренний финансовый контроль как контрольный механизм осуществляется всегда в ходе формирования любого юридически значимого документа и (или) совершения операций, действий, направленных на выполнение бюджетного полномочия.

Это означает, что главный администратор (администратор) бюджетных средств самостоятельно определяет порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требования к исполнению бюджетных полномочий.

Однако главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового контроля, или продолжить пользоваться ранее изданными ведомственными (внутренними) актами (письмо Минфина России от 3 декабря 2019 г. № 02-02-05/93929).

Вместе с тем необходимо определить порядок формирования аудиторских групп. Главным администраторам (администраторам) бюджетных средств необходимо организовать внутренний финансовый аудит (ВФА), например, путем создания отдельного структурного подразделения, назначить должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий ВФА в учреждении.

Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, которые проводят мониторинг качества финансового менеджмента, в своей работе могут применять Методические рекомендации по проведению мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденные приказом Минфина России от 14 ноября 2019 г. № 1031. Так, согласно данному документу качество управления расходами бюджета в части направления «Нарушение правил, условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий» характеризуется надежностью внутреннего финансового контроля объекта мониторинга в отношении расходов на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности. Ориентиром является недопущение нарушений.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама