Возврат остатков
С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Субсидии на иные цели, на осуществление капитальных вложений предоставляются бюджетным, автономным учреждениям единовременно при наличии потребности непостоянного характера. Благодаря такому финансовому обеспечению учреждения имеют возможность увеличить полезный потенциал активов, расширить материально-техническую базу.
Согласно пункту 40 СГС «Доходы» доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты) или доходы от безвозмездно полученных иных активов, предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений.
В случае возникновения доходов в рамках операций (событий), состоящих из отдельно выделяемых по экономическому содержанию операций (событий), доходы по таким отдельно выделяемым операциям (событиям) для целей бухгалтерского учета классифицируются (относятся к отдельной учетной группе доходов) исходя из их экономического содержания и критериев признания доходов.
Будущие экономические выгоды или полезный потенциал, заложенные в передаваемых активах, должны быть использованы получателем активов по целевому назначению, включая достижение установленных результатов, при невыполнении которых передаваемые активы должны быть возвращены полностью или частично передающей стороне.
При осуществлении необходимых расходов наиболее частые вопросы у финансовых работников появляются по возврату остатков субсидий, предоставленных на иные цели, на осуществление капитальных вложений. Разберем их.
Субсидии на иные цели
Из бюджетов бюджетной системы могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Эта норма закреплена статьей 78.1 Бюджетного кодекса.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством России, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта России, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема, условия предоставления субсидий на иные цели, должны, в частности, содержать:
- общие положения о предоставлении субсидии;
- условие и порядок предоставления субсидии;
- требования к отчетности;
- порядок осуществления контроля за соблюдением целей предоставления субсидий.
Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утверждены постановлением Правительства России от 22 февраля 2020 г. № 203. Указанное постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Положения об объеме и о периодичности перечисления субсидий на иные цели, а также порядок взаимодействия государственных учреждений и их обособленных (структурных) подразделений при предоставлении субсидий на иные цели утверждаются руководителем (иным лицом, уполномоченным действовать от имени государственного учреждения) государственного учреждения в информационной системе «Электронный бюджет». Такое требование закреплено постановлением Правительства России от 9 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».
Экономическая сущность субсидий на иные цели подразумевает разовый (непостоянный) характер их предоставления бюджетным, автономным учреждениям. Например, на приобретение сложного технического оборудования, повышение квалификации работников учреждения, разработку программного продукта и другие. У учреждений бюджетной сферы, получивших субсидии на иные цели, при осуществлении хозяйственной деятельности могут образовываться неиспользованные остатки.
Порядок взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям и федеральным автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, и общие требования к нему, утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н (далее — Требования № 82н).
Согласно пункту 2 Требований № 82н взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году.
Если до 20 мая текущего финансового года или первого рабочего дня, следующего за указанной датой, учреждением в территориальный орган Федерального казначейства не представлены Сведения об операциях с целевыми субсидиями, с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств, территориальный орган Федерального казначейства не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года или первого рабочего дня, следующего за указанной датой, осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, в доход федерального бюджета.
Бухгалтерский учет
Расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление бюджетным учреждениям субсидий на иные цели отражаются по элементу вида расходов 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели», 620 «Субсидии автономным учреждениям» (Порядок № 85н).
Доходы от поступления субсидии на иные цели бюджетным, автономным учреждениям следует учитывать по КВФО 5 «Субсидии на иные цели» с отражением на подстатье 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» и 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ (Порядок № 209н).
Принятое к учету недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениями собственником этого имущества или приобретенное бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, отражается с применением счета 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» (п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н).
Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к особо ценному движимому имуществу (далее — ОЦДИ) установлен постановлением Правительства России от 26 июля 2010 г. № 538.
Справочно.
Величина стоимостных оценок совокупности особо ценного движимого имущества, которым бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, отраженных на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем», и состав движимого имущества, включенного в перечень особо ценного движимого имущества, могут различаться (письмо Минфина России от 13 января 2020 г. № 02-07-10/668).
Перечень типовых бухгалтерских записей отражения операций по предоставлению (получению) субсидий бюджетным и автономным учреждениям приведен в письме Минфина России от 4 февраля 2020 г. № 02-06-07/6939.
ПРИМЕР 1
Органом, осуществляющим полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения (администратор доходов), предоставлена субсидия на иные цели для приобретения технологического оборудования печати на сумму 2 000 000 рублей.
Вложения (затраты) учреждения на приобретение данного оборудования с учетом проведенных торгов составили 1 980 000 рублей.
Остаток в сумме 20 000 рублей подлежит возврату в соответствующий бюджет.
Бухгалтер учреждения-учредителя сделает следующие записи:
Дебет 1 501 13 241
«Лимиты бюджетных обязательств текущего года на безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям»
Кредит 1 502 11 241
«Принятые обязательства текущего года на безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям»
— приняты обязательства по предоставлению субсидии на оборудование в сумме 2 000 000 руб.;
Дебет 1 502 11 241
«Принятые обязательства текущего года на безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям»
Кредит 1 502 12 241
«Приняты денежные обязательства текущего года на безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям»
— приняты денежные обязательства на сумму 2 000 000 руб.;
Дебет 1 206 41 562
«Увеличение прочей дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»
Кредит 1 304 05 241
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям»
— перечислена субсидия на иные цели в сумме 2 000 000 руб.;
Дебет 1 401 20 241
«Безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям»
Кредит 1 302 41 732
«Увеличение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»
— отражены расходы на приобретение оборудования учреждением на сумму 1 980 000 руб.;
Дебет 1 302 41 832
«Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»
Кредит 1 206 41 662
«Уменьшение прочей дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»
— зачет авансовых платежей на сумму 1 980 000 руб.;
Дебет 1 204 33 530
«Увеличение стоимости участия в государственных (муниципальных) учреждениях»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от выбытия активов»
— отражены показатели в сумме приобретенного имущества 1 980 000 руб.;
Дебет 1 205 53 562
«Увеличение прочей дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений»
Кредит 1 206 41 662
«Уменьшение прочей дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»
— отражена задолженность по возврату в бюджет в сумме 20 000 руб.;
Дебет 1 210 02 153
«Поступления текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений»
Кредит 1 205 53 662
«Уменьшение прочей дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений»
— поступили остатки предоставленной субсидии на иные цели в сумме 20 000 руб.
Бухгалтер учреждения с учетом критериев отнесения полученного оборудования от поставщика к ОЦДИ сделает следующие записи:
Дебет 5 205 52 561
«Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
Кредит 5 401 40 152
«Доходы будущих периодов в части поступлений текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
— начислен доход от субсидии на иные цели в сумме 2 000 000 руб.;
Дебет 5 401 40 152
«Доходы будущих периодов в части поступлений текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
Кредит 5 401 10 152
«Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
— начислен доход текущего года от целевой субсидии в сумме 2 000 000 руб.;
Дебет 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 205 52 661
«Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
— поступила целевая субсидия на приобретение оборудования в сумме 2 000 000 руб.;
Дебет 5 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
Кредит 5 302 31 73Х
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— поступило оборудование от контрагента на сумму 1 980 000 руб.;
Дебет 5 302 31 83Х
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— расчеты с поставщиком за поставленное оборудование в сумме 1 980 000 руб.;
Дебет 5 304 06 83Х
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 5 106 21 410
«Уменьшение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
Дебет 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
Кредит 4 304 06 73Х
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— перевод вложений с КВФО 5 на КВФО 4 на сумму 1 980 000 руб.;
Дебет 4 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 21 310
«Уменьшение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
— принято оборудование к учету в составе ОЦДИ на сумму 1 980 000 руб.;
Дебет 4 401 10 172
«Доходы от выбытия активов»
Кредит 4 210 06 661
«Уменьшение расчетов с учредителем»
— расчеты с учредителем на сумму оборудования в составе ОЦДИ (1 980 000 руб.);
Дебет 5 401 40 152
«Доходы будущих периодов в части поступлений текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
Кредит 5 303 05 731
«Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»
— начислена задолженность по возврату остатка субсидии на иные цели в доход бюджета в сумме 20 000 руб.;
Дебет 5 205 52 561
«Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
— возврат остатка субсидии учредителю в сумме 20 000 руб.
Субсидии на осуществление капитальных вложений
Согласно статье 78.2 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы России бюджетным и автономным учреждениям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений.
Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности России за счет средств федерального бюджета утверждены постановлением Правительства России от 9 января 2014 г. № 13 «Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (далее — Постановление № 13).
Согласно пункту 17 Постановления № 13 предоставление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между федеральными органами государственной власти (государственными органами) как получателями средств федерального бюджета, предоставляющими субсидию организациям, и организацией на срок, не превышающий срок действия утвержденных получателю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидию, лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. Соглашение о предоставлении субсидии может быть заключено в отношении нескольких объектов (п. 18 Постановления № 13).
Бухгалтерский учет
Согласно нормам Порядков № 85н, 209н расходы на предоставление субсидий федеральному государственному бюджетному (автономному) учреждению на осуществление капитальных вложений отражаются по элементу вида расходов 464 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности бюджетным учреждениям», 465 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности автономным учреждениям» и статье 530 «Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов» КОСГУ.
Доходы бюджетного, автономного учреждений, полученные в виде субсидии на осуществление капвложений, отражаются по статье 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера» аналитической группы подвида доходов бюджетов и относятся на подстатью 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ (Порядок № 85н, Порядок № 209н).
ПРИМЕР 2
Результатами финансового контроля подтверждено нарушение порядка использования бюджетным учреждением субсидии на осуществление капитальных вложений. Неиспользованные остатки субсидии на капитальные вложения подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 6 401 10 162
«Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
Кредит 6 303 05 731
«Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»
— начислена задолженность по возврату в бюджет;
Дебет 6 303 05 831
«Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»
Кредит 6 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— возврат субсидии.
Неэффективное использование
Бюджетные, автономные учреждения в силу своего статуса не являются участниками бюджетного процесса. Вместе с тем к операциям, совершаемым в хозяйственной деятельности, контрольные органы могут применить термин «неэффективное использование бюджетных средств». Какие критерии применяются и правомерно ли такое возможное обвинение в адрес учреждений бюджетной сферы, получивших субсидии на иные цели, на осуществление капитальных вложений?
Термин «неэффективное использование денежных средств» в настоящее время законодательно не закреплен. Однако отдельные нормативные правовые акты ссылаются на эффективность затрат бюджетных, автономных учреждений. Так, принципы контрактной системы в сфере закупок, определенные статьей 6 Закона № 44‑ФЗ, закрепляют принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Также практика результатов проверок Счетной палаты России отмечает израсходование средств на покупку морально устаревшего оборудования, имущества, которое длительное время не используется (не вводится в эксплуатацию при строительстве), дорогостоящего имущества (при отсутствии необходимости в нем) или на закупку имущества при наличии запаса аналогичного (Представления Счетной палаты России от 8 декабря 2017 г. № ПР 09-304/09-03 (п. 2.4), от 17 октября 2016 г. № ПР 02-257/02/2-05 (п. 4.4), от 31 мая 2016 г. № ПР 02-142/07-03 (п. 1)).
Аналогичный экономический смысл «неэффективного использования» бюджетных средств приведен в понятии «нецелевое использование бюджетных средств».
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы России и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (ст. 306.4 БК РФ).
Целевые субсидии должны быть использованы исключительно на те цели, на которые они предназначались.
По результатам проведенного анализа контрольных мероприятий можно обобщить следующие аспекты определения неэффективного использования бюджетных средств:
- использование всего объема предоставленных средств на осуществление капитальных вложений при фактическом использовании меньшего объема работ;
- приобретение нефинансовых активов по завышенным ценам, а также приобретение морально устаревшего оборудования;
- осуществление затрат, которых можно избежать.
Обоснованные взвешенные решения по расходованию денежных средств субсидий на иные цели, на осуществление капитальных вложений при каждой конкретной ситуации должны обеспечить выполнение поставленных задач перед учреждением, получение лучшего результата с привлечением меньшего объема денежных средств без ущерба качеству.
Справочно.
Полезный потенциал — это пригодность актива к использованию для осуществления государственных и муниципальных функций, полномочий, услуг, работ, управленческих нужд, а также для погашения им обязательств или обмена на другой актив (СГС «Доходы»).