Налог на имущество в переходный период

Об уточнении налоговых деклараций по налогу на имущество, которые были вызваны изменением методологии бюджетного учета, мы рассказывали в майском номере журнала (блок «Новые документы в бюджетном учете», стр.2). Как оказалось, на местах не все налоговые инспекторы согласны с тем, что бюджетные учреждения уменьшают свои платежи по налогу на имущество. Сложности межотчетного периода Согласно пункту 4 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее – Инструкция № 25н), ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, по которому уже представлена бухгалтерская отчетность, исправляется дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки. При этом оформляется Справка (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления. Порядок изменений остатков по счетам бюджетного учета в связи с переходом на обновленную методологию изложен в письме Минфина России от 23 июня 2006 г. № 02-14-10а/1641. Несмотря на то, что дата перехода на применение Инструкции № 25н определяется организационно-технической готовностью учреждений, действие обновленной методологии распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2006 года. Именно на эту дату переносятся исходящие остатки по счетам бюджетного учета, установленным Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н (далее – Инструкция № 70н) на входящие остатки по счетам бюджетного учета, установленным Инструкцией № 25н. Период реформации остатков по старым счетам бюджетного учета на 1 января 2006 года на остатки по новым счетам плана счетов бюджетного учета на 1 января 2006 года назван межотчетным периодом. Казалось бы, нет никаких сомнений в том, что мягкий инвентарь и посуда в 2006 году не могут увеличивать стоимость основных средств бюджетной сферы. Однако отдельных налоговых инспекторов смущает то, что при переводе остатков на обновленный план счетов бюджетного учета происходит не «перебивка» хозяйственных операций, а перевод сложившихся на дату перехода к Инструкции № 25н оборотов (п.3 письма Минфина России от 23 июня 2006 г. № 02-14-10а/1641 (далее – Письмо об Инструкции № 25н). То есть, по мнению инспекторов, стоимость мягкого инвентаря и посуды, учтенных в 2006 году как основные средства, увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на имущество. Основание – пункт 1 статьи 375 Налогового кодекса, в котором сказано, что объект налога на имущество – основные средства, учитываемые на балансе «в соответствии с установленным порядком ведения бухучета». По свидетельству наших подписчиков многие региональные финорганы фактически запретили «перебивку» операций, несмотря на то, что такая возможность была предусмотрена разработчиками программного обеспечения и настоятельно рекомендовали метод «перевода оборотов». Чтобы не возникало разногласий с налоговыми органами, приведение в соответствие с новой методологий учета «спорных» объектов нужно осуществлять в строгом соответствии с пунктом 2 Письма об Инструкции № 25н. В нем ясно сказано о необходимости корректировочных проводок, которые отражаются в межотчетный период, то есть на 1 января 2006 года. Учетные ошибки Правило сдавать уточненные декларации за тот период, в котором допущена ошибка, вытекают не только из необходимости правильно платить налоги и возмещать потери бюджета при просрочке платежей. Такой порядок дает возможность получить с бюджета проценты в случае излишнего взыскания налогов инспекторами и избежать штрафов и пеней по другим налогам при наличии переплаты в тот же бюджет. При обнаружении ошибок и искажений налоговой базы, допущенных в прошлом, их нужно исправить, пересчитав налоги за период совершения ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ). За этот же период нужно составить и сдать в инспекцию уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Подготовить уточненную декларацию несложно, если речь идет о регистрах налогового учета. Налог на имущество считается по другим регистрам – бухгалтерским (бюджетным). В расчет налоговой базы входит остаточная стоимость, сформированная в соответствии с «установленным порядком ведения бухучета, утвержденным в учетной политике организации» (п. 1 ст. 375 НК РФ). Остаточная стоимость представляет собой разницу между стоимостью первоначальной (восстановительной) и начисленной амортизацией. Значит, учетные ошибки, влияющие на сумму налога на имущество, могут быть допущены не только из-за квалификации актива (в учете отражен не материальный запас, а основное средство), но и из-за ошибок: в расчете и начислении сумм амортизации; в определении первоначальной стоимости. Наконец, объект основных средств попросту может быть не учтен на балансе. Рассмотрим эти ошибки подробнее. Уплата налога на имущество в 2006 г. В 2006 году главные распорядители бюджетных средств составили реестры подведомственных им учреждений для расчета налога на имущество. Расчет налога на имущество осуществляется поквартально (применительно к 2006 году за 3 квартала) исходя из среднегодовой стоимости имущества и налоговых ставок, установленных законодательным органом соответствующего субъекта Российской Федерации и представительным органом соответствующего муниципального образования. Минфин России на основании представленных реестров уточняет сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств с учетом ассигнований, необходимых учреждениям и организациям для уплаты налога на имущество за I квартал 2006 года. На основании полученной из ФНС РФ информации о фактически начисленных и уплаченных суммах налогов за I квартал 2006 года, подтвержденной представленными главными распорядителями бюджетных средств копиями платежных поручений, Минфин России уточнил сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств с учетом ассигнований, необходимых для уплаты налога на имущество главными распорядителями и бюджетополучателями. Обратите внимание! Из реестров для расчета налога на имущество было исключено имущество, приобретенное бюджетными учреждениями за счет приносящей доход деятельности, а также безвозмездно полученное имущество, используемое в приносящей доход деятельности, поскольку налог на данное имущество следует уплачивать за счет указанных средств. В иных случаях налог уплачивается за счет средств федерального бюджета. Амортизация Наш журнал неоднократно акцентировал внимание своих читателей на положениях Инструкции № 70н о том, что на мягкий инвентарь и посуду амортизация не начисляется. Тем не менее, разработчики программного обеспечения при переводе своих клиентов на Инструкцию № 25н неоднократно сталкивались с тем, что такая амортизация все-таки начислялась. Из-за того, что программисты далеки от понимания методологии бюджетного учета, ошибочно начисленная амортизация вырастает в настоящую проблему. Если я перекину основные средства в материалы, то зависнет ошибочная амортизация, а чтобы она пропала, нужна корректирующая проводка. Однако в этом случае никаких материалов не останется. Что делать? Понятно, что в конце-концов программисту, задающему подобные вопросы, объяснят, как исправлять бухгалтерские ошибки (см. начало настоящей статьи). Важно, чтобы бухгалтер, обнаружив такую ошибку, не забыл сдать уточненные декларации по налогу на имущество за 2005 год.Обратите внимание! Расчет годовой суммы амортизации производится исходя из балансовой стоимости (ранее было «первоначальной (восстановительной) стоимости»). Расчет сумм амортизации объектов нефинансовых активов с 1 января 2006 года нужно производить с учетом того, что Инструкцией № 25н понятие срока полезного использования таких активов дано более расширено: для объектов, полученных от учреждений, состоящих на бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, и от государственных и муниципальных учреждений – с учетом сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации; для объектов, полученных от иных юридических и физических лиц – исходя из рыночной стоимости объекта и сроков эксплуатации, установленных комиссией учреждения. Балансовая стоимость Понятие балансовой стоимости основных средств определено Инструкцией № 25н так: «балансовой стоимостью основных средств является их первоначальная стоимость с учетом указанных изменений». Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения (слово «безвозмездно» исключено), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. Обозначена ситуация по передаче объектов основных средств между учреждениями. А именно «безвозмездная передача объектов основных средств: между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета; разных уровней бюджетов; между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета; между государственными и муниципальными организациями осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект амортизации». Такое дополнение вносит ясность в вопросы по передаче имущества между бюджетными учреждениями и дает четкое представление о том, кто должен. Документальный учет Поступление и перемещения основных средств налоговые инспекторы с момента перехода учреждения на Инструкцию № 25н будут проверять по следующим документам: акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), кроме объектов основных средств стоимостью до 1000 рублей, библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости (ранее исключение составляли только здания и сооружения); акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (произведено дополнение); требование-накладная (ф. 0315006) – при выдаче объектов основных средств стоимостью свыше 1000 рублей, а также библиотечного фонда (исключены предметы мягкого инвентаря и посуды), независимо от стоимости с изменением материально-ответственного лица. Общую сумму амортизации, начисленную за отчетный период по основным средствам и нематериальным активам, проверяющие будут выверять по Журналу операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Т.М. ГРОНЬ, Редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Реклама