Учимся на чужих ошибках

Федеральное казначейство письмом от 13 июля 2018 г. № 07-04-05/21-14791 направило обзор недостатков и нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий во II полугодии 2017 года. Рассмотрим основные нарушения в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности, а также при осуществлении госзакупок[1].

А. А. КУЧЕРЕНКО консультант

Учет и отчетность

В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402‑ФЗ), пунктом 20 Инструкции № 157н, пунктом 7 Инструкции № 191н, пунктами 1.5, 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, отдельными ГРБС перед составлением годовой бюджетной отчетности не проведена инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами.

Отдельным получателем средств федерального бюджета как заказчиком не обеспечено проведение строительного контроля, в результате чего приняты и оплачены по Актам о приемке выполненных работ (форма КС‑2):

  • работы с завышением стоимости использованного при их выполнении материала;
  • фактически не выполненные работы;
  • материалы, не предусмотренные к использованию локальными сметными расчетами, исполнительной документацией (нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 9 Закона № 402‑ФЗ, пунктом 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства России от 21 июня 2010 г. № 468).

Несоблюдение норм, установленных абзацами шестым, седьмым статьи 162 Бюджетного кодекса, абзацем двенадцатым пункта 302 Инструкции № 157н, расходы по страхованию автотранспортных средств, фактически осуществленные получателем средств федерального бюджета в 2015–2017 годах, но относящиеся к следующим отчетным периодам, не учитывались на счете 401 50 «Расходы будущих периодов».

Отдельными получателями средств федерального бюджета не организован забалансовый учет обеспечения исполнения обязательств в виде банковских гарантий, что повлекло отступление от правил, установленных абзацем вторым пункта 351 Инструкции № 157н.

Не всеми получателями средств федерального бюджета соблюдаются нормы, установленные пунктом 1 статьи 9 Закона № 402‑ФЗ:

  • приняты к бухгалтерскому учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни;
  • не составлены первичные учетные документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Отдельные получатели средств федерального бюджета при совершении фактов хозяйственной жизни не соблюдают требования, установленные абзацем шестым статьи 162 Бюджетного кодекса, пунктом 3 статьи 9 Закона № 402‑ФЗ:

  • несвоевременно составлены первичные учетные документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • недостоверно отражена в первичных учетных документах информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге.

Отступление от норм, установленных пунктом 1 статьи 10 Закона № 402‑ФЗ, отдельными получателями средств федерального бюджета повлекло несвоевременную регистрацию и накопление данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета.

В нарушение требований, установленных абзацем шестым статьи 162 Бюджетного кодекса, пунктом 3 статьи 9, пунктом 1 статьи 13 Закона № 402‑ФЗ, пунктом 4 Инструкции № 157н, в регистрах бюджетного учета по счету 102 30 «Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения» учтены:

  • не закрепленные за Россией правом объекты интеллектуальной деятельности (в 2015–2016 гг. произведена государственная регистрация договора об отчуждении исключительного права на объекты);
  • объекты, переданные безвозмездно в порядке расчетов между учреждениями одного уровня бюджета (не составлены первичные учетные документы при совершении фактов хозяйственной жизни), что привело к искажению бюджетной отчетности.

Исполнение федерального бюджета по расходам

Отдельными получателями средств федерального бюджета осуществлено использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие целям их получения, что повлекло нарушение норм, установленных пунктом 1 статьи 18, абзацем четвертым статьи 162 Бюджетного кодекса, разделами III и V Указаний № 65н.

Получателем средств федерального бюджета не соблюдалась методология применения кода классификации расходов бюджета при планировании и расходовании бюджетных средств. Так, услуги по проведению погрузочно-разгрузочных работ при транспортировке диппочты отнесены на подстатью КОСГУ 222 «Транспортные услуги» вместо подстатьи КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», приобретение газа для коммунальных нужд отнесено на статью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» вместо подстатьи КОСГУ 223 «Коммунальные услуги». Это является отступлением от правил, установленных подразделом 3 раздела V Указаний № 65н.

Закупки товаров, работ, услуг

В нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 18 Закона № 44‑ФЗ, заказчиком при формировании плана закупок объект закупки обоснован:

  • исходя из цели, не соответствующей требованиям статьи 13 Закона № 44‑ФЗ;
  • без учета установленных требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Несоблюдение норм, установленных пунктом 3 статьи 18 Закона № 44‑ФЗ, при включении в план-график:

  • отсутствует обоснование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которых отсутствует обоснование, за исключением случаев, преду­смотренных частями 3, 4 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ.

Нарушается порядок, установленный пунктами 2, 6 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ: не выбран метод сопоставимых (рыночных) цен при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при возможности его использования.

Для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг с коммерческими и (или) финансовыми условиями поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, несопоставимыми с условиями планируемой закупки (несоблюдение норм, установленных пунктом 3 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ).

В нарушение требований, установленных пунктом 4 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ, при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), использован не обоснованный заказчиком коэффициент (индекс) для пересчета цен товаров, работ, услуг.

Отклонение от норм, установленных пунктом 5 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ, для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка): использована информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставки товаров, работ, услуг, идентичных и (или) однородных планируемым к закупкам.

Отступление от правил, установленных пунктом 8 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ, для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при наличии установленного тарифа: не выбран тарифный метод определения и обоснования указанной цены.

В нарушение требований, установленных пунктом 9 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ, заказчиком:

  • при осуществлении закупок на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства не выбран проектно-сметный метод определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;
  • для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства применен проектно-сметный метод в условиях отсутствия проектной документации;
  • при применении проектно-сметного метода начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определена не в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.

Необоснованно выбран затратный метод определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что повлекло нарушение пункта 10 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ.

Для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), использована информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в неисполненных контрактах, что повлекло нарушение норм, установленных подпунктом 1 пункта 18 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ.

16_1.png

В нарушение требований, установленных подпунктом 2 пункта 18 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ, для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), использована информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к определенному кругу лиц и не признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами.

Применяя иной метод определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при наличии возможности применения методов, указанных в пункте 1 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ, нарушаются нормы, установленные пунктами 1, 12 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ.

Заказчики не применяют меры ответственности по контракту: не направляют требования о взыскании неустойки (пени, штрафа) в случае несоблюдения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, чем нарушают требования, установленные пунктом 6 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ.

Отступая от положений, установленных пунктом 7 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ, заказчики не соблюдают порядок расчета пени (штрафа), подлежащих уплате в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Нарушая требования, установленные пунктом 3 статьи 94 Закона № 44‑ФЗ, заказчики не проводят экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом.

К проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, закупленных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчики не привлекают экспертов, экспертные организации, тем самым не соблюдая нормы пункта 4 статьи 94 (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3 данного пункта) Закона № 44‑ФЗ.

В нарушение требований, установленных пунктом 8 статьи 94 Закона № 44‑ФЗ, осуществлена приемка отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при выявлении несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, и выявленное несоответствие препятствовало приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и не было устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Некоторыми федеральными государственными органами не утверждаются требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемых этими федеральными государственными органами, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, что влечет нарушение пункта 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства России от 2 сентября 2015 г. № 927.

Отдельные федеральные государственные органы не утверждают нормативные затраты на обеспечение функций этих федеральных государственных органов, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений, не соблюдая тем самым положения, установленные пунктом 2 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства России от 20 октября 2014 г. № 1084 (далее — Правила № 1084).

В нарушение требований, установленных подпунктами "а"—"о" пункта 5 Правил № 1084, отдельными федеральными государственными органами не утверждены индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников), формируемые по категориям или группам должностей (исходя из специфики функций и полномочий федерального государственного органа, должностных обязанностей его работников), нормативы:

  • количества абонентских номеров пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети подвижной связи;
  • цены услуг подвижной связи с учетом нормативов, предусмотренных приложением 1 к Правилам № 1084;
  • количества SIM-карт, используемых в планшетных компьютерах;
  • цены и количества принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники;
  • количества и цены средств подвижной связи с учетом нормативов, предусмотренных приложением 1 к Правилам № 1084;
  • количества и цены планшетных компьютеров;
  • количества и цены носителей информации;
  • цены и объема потребления расходных материалов для различных типов принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники;
  • перечня периодических печатных изданий и справочной литературы;
  • количества и цены рабочих станций;
  • количества и цены транспортных средств с учетом нормативов, предусмотренных приложением 2 к Правилам № 1084;
  • количества и цены мебели;
  • количества и цены канцелярских принадлежностей;
  • количества и цены хозяйственных товаров и принадлежностей;
  • количества и цены материальных запасов для нужд гражданской обороны;
  • количества и цены иных товаров и услуг.

[1]В следующем номере рассмотрим нарушения по предоставлению субсидий.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама