Изменить условия контракта. Возможно?

Изменение объема оказываемой услуги при исполнении контракта — весьма проблематичная процедура. Чтобы не допустить ошибок, необходимо знать законодательную базу и мнение официальных органов.

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Периодически на практике возникает ситуация, когда государственному заказчику — казенному учреждению необходимо изменить предусмотренный контрактом объем оказываемой услуги при исполнении контракта в сторону его уменьшения. В такой ситуации является закономерным вопрос: насколько возможно сократить такой объем, чтобы не навредить интересам исполнителя государственного контракта?

Правовое регулирование

Сфера государственных и муниципальных закупок урегулирована нормами Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Обратите внимание на пункт 2 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ, согласно которому при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством России, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается. Исключением являются случаи, предусмотренные статьями 34 и 95 Закона № 44‑ФЗ. Например, если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

Если количество товара, объем работы или услуги, предусмотренные контрактом, уменьшаются, то стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на преду­смотренное в контракте количество такого товара (подп. 1 «б» п. 1 ст. 95 Закона № 44‑ФЗ).

При этом пунктом 2 статьи 42 Закона № 44‑ФЗ установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее:

  • наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона № 44‑ФЗ;
  • количество и место доставки товара, являющегося предметом контракта;
  • место выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта;
  • сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;
  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • источник финансирования.

Уменьшение учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств может привести к невозможности исполнения учреждением таких обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. В этом случае учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров (п. 6 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок допускает увеличение или уменьшение государственным заказчиком объема оказываемой услуги, предусмотренного государственным контрактом.

Официальная позиция

Рассматриваемый вопрос является весьма актуальным на сегодняшний день, поэтому по нему имеется ряд разъяснений официальных органов.

Так, в письме Минфина России от 24 октября 2017 г. № 24-03-08/69599 на основании анализа положений Закона № 44‑ФЗ разъясняется, что в случае необходимости уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема оказываемой услуги (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при его исполнении можно уменьшить объем оказываемой услуги по определенным позициям не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема оказываемой услуги.

Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 19 апреля 2017 г. № ОГ-Д28-4691: по соглашению сторон в случае необходимости возможно уменьшение предусмотренного контрактом количества товара, объема работ, услуг не более чем на десять процентов. В случае возникновения необходимости в дополнительных товарах, работах, услугах заказчик осуществляет такую закупку конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом № 44‑ФЗ. В случаях, определенных пунктом 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ, закупка производится у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Точка зрения Минэкономразвития России по рассматриваемому вопросу также отражена в письмах от 2 октября 2015 г. № ОГ-Д28-12811, от 16 июля 2015 г. № Д28и-2212. А в письме Минэкономразвития России от 3 июля 2015 г. № Д28и-1807 также указано, что в соответствии с пунктом 8 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ в этой ситуации по соглашению сторон допускается расторжение контракта.

Судебная практика

В судебной практике по вопросу изменения предусмотренного контрактом объема оказываемой услуги сложилось мнение, аналогичное рассмотренной выше позиции.

Например, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 7 марта 2017 г. № Ф06-18153/2017 по делу № А12-12708/2016 поясняется, что, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом, то допустимо по предложению заказчика увеличивать (уменьшать) предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов.

Вызывает интерес ситуация, по которой вынесено решение Смоленского областного суда от 2 августа 2016 г. по делу № 21-362/2016.

Должностное лицо — заместитель председателя комиссии по приемке выполненных работ по капитальному ремонту помещений признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 7.32 КоАП РФ — изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством. Ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.

Арбитры указали, что в случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом № 44‑ФЗ, а в случаях, определенных пунктом 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ, — у единственного поставщика. Вместе с тем требование о сохранении десятипроцентного баланса при увеличении или уменьшении объема работ по определенным позициям локального сметного расчета заказчиком не исполнено, при этом приняты дополнительные виды работ, не предусмотренные государственным контрактом, что является нарушением положений Закона № 44‑ФЗ.

Выводы

Таким образом, из совокупного и системного анализа вышеприведенных норм, а также с учетом позиции и разъяснений официальных органов и судов, следуют следующие выводы:

  • действующим законодательством предусмотрена возможность для заказчика увеличения (уменьшения) предусмотренного государственным контрактом объема оказываемой услуги при исполнении контракта. Возможность внесения изменений должна быть в обязательном порядке предусмотрена в документации о закупке. В ином случае заказчик не обладает правом корректировать объем оказываемой услуги, предусмотренный государственным контрактом, при исполнении контракта;
  • размер изменений ограничен:
  • при увеличении — пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта;
  • при уменьшении — исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама