Использование символики Российской Федерации

Государственный герб Российской Федерации — официальный символ страны наряду с Государственным флагом и Государственным гимном Российской Федерации. Но для бухгалтера это еще и объект учета.

С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Согласно пункту 1 статьи 70 Конституции России Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральными конституционными законами:

  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (далее — Закон № 1-ФКЗ);
  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (далее — Закон № 2-ФКЗ);
  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации».

Вопрос, рассматриваемый в этой статье, поделен на два раздела:

  • 1. Приобретение учреждениями государственного сектора Государственного флага Российской Федерации (далее — Государственный флаг);
  • 2. Использование учреждениями государственного сектора изображения геральдического щита (Государственного герба) (далее — Государственный герб).

Государственный флаг

Статьей 2 Закона № 1-ФКЗ определены здания федеральных органов исполнительной власти, резиденций полномочных представителей Президента России в федеральных округах, а также здания органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на которых Государственный флаг поднят постоянно.

Кроме того, Государственный флаг вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации (ст. 3 Закона № 1-ФКЗ).

В связи с этим возникает потребность в приобретении Государственного флага. Частота приобретения флага зависит от погодных условий различных климатических зон нашей страны.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Согласно пунктам 34, 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.

Согласно пункту 23 Инструкции № 157н Государственный флаг принимается к учету в составе основных средств по первоначальной стоимости.

В случае приобретения Государственного флага стоимостью до 3 000 рублей включительно амортизация не начисляется (п. 92 Инструкции № 157н).

При выдаче в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 рублей включительно их первоначальная стоимость списывается с балансового учета.

Переданные в эксплуатацию объекты основных средств, включая Государственный флаг, для осуществления контроля за их движением по указанной стоимости учитываются на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации» до момента их списания или выбытия по иным основаниям (п. 373 Инструкции № 157н).

Документальное оформление операции по выдаче в эксплуатацию Государственного флага осуществляется согласно нормам Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Методические указания № 52н), на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) (п. 373 Инструкции № 157н, п. 10 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 10 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н).

Выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения об их списании (уничтожении), производится на основании акта (акта приема-передачи, акта о списании) по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, затраты на приобретение Государственного флага отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Отметим, что приобретение Государственного флага казенным, бюджетным (автономным) учреждением возможно в рамках исполнения сметы доходов и расходов или плана финансово-хозяйственной деятельности соответственно.

Пример 1

Казенным учреждением (учреждением органа власти) приобретен Государственный флаг согласно заключенному договору с контр­агентом на УСНО стоимостью 2 700 рублей с учетом авансового платежа в размере 800 рублей. Комиссией по принятию и выбытию активов принято решение о принятии Государственного флага в состав основных средств.

Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 1 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 1 206 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств»
— начисление авансового платежа в сумме 800 рублей;

Дебет 1 206 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»
— перечисление аванса в сумме 800 рублей;

Дебет 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— отражение вложений при приобретении Государственного флага в сумме 2 700 рублей;

Дебет 1 101 38 310
«Увеличение стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 31 410
«Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
 принятие к учету Государственного флага в составе основных средств в сумме 2 700 рублей с одновременным увеличением забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации»;

Дебет 1 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»
— произведение окончательного расчета с контрагентом по факту поставки в сумме 1 900 рублей (2 700 — 800).

Государственный герб. Использование в печатях

Государственный герб как государственный символ Российской Федерации служит средством обозначения актов и документов, исходящих от ее государственных органов и должностных лиц, а также документов органов, организаций и учреждений, деятельность которых имеет общегосударственное значение.

Перечень бланков, на которых разрешается помещать Государственный герб Российской Федерации (далее — Государственный герб), установлен статьей 3 Закона № 2-ФКЗ.

Согласно статье 4 Закона № 2-ФКЗ Государственный герб помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Определение печати с воспроизведением Государственного герба дано в пункте 2.5 ГОСТ Р 51511-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования», утвержденного постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 г. № 573-ст.

Печать с воспроизведением Государственного герба — печать, имеющая в центре клише печати зеркальное отображение Государственного герба.

Согласно пункту 3.25 ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов«[1], утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст (далее — ГОСТ Р 6.30-2003), оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи.

Заключение договоров (государственных контрактов) бюджетным (казенным, автономным) учреждением на предмет договора «Изготовление печати с Государственным гербом» возможно исключительно при соблюдении норм Законов от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба осуществляют только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.

Таким образом, заказчик при формировании требований к участникам закупки обязан обеспечить выполнение требований постановления Правительства России от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» (письмо Минэкономразвития России от 4 июля 2016 г. № Д 28и-1673).

При этом сертифицированными изготовителями печатей предоставляются услуги по регистрации, изготовлению и ликвидации печатей, штампов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Внесение информации в Реестр печатей не является обязательным действием. Однако это позволяет обеспечить дополнительную защиту от подделок (физические степени защиты), восстановление (изготовление) по клише, а не по оттиску, физическое уничтожение (при необходимости, например, ликвидации учреждения) с занесением необходимой информации в реестр.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету печати учреждения с воспроизведением Государственного герба (далее — Печать) осуществляется соответствующим учреждением по своему статусу на основании Инструкций № 157н, 174н, 183н, Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н соответственно.

Отнесение Печати к основным средствам или в состав материальных запасов определяет комиссия учреждения по принятию и выбытию активов, созданная на постоянной основе.

В зависимости от принятого решения отражение операции по приобретению (изготовлению) Печати отразится в бухгалтерском (бюджетном) учете с использованием счета 0 101 38 000 «Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения» или 0 105 30 000 «Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 для упорядочения использования печатей руководителем учреждения утверждается инструкция по применению печатей, в составе которой возможны следующие разделы:

  • количество печатей, используемых в учреждении, и в каких случаях (например, счета-фактуры, накладные, штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности и др.), места и условия их хранения;
  • перечень должностных лиц, имеющих право закреплять свои подписи печатями учреждения, включая Гербовую печать;
  • порядок изготовления, уничтожения печатей (например, в случаях ликвидации, слияния, разделения учреждения);
  • формы регистров в составе документов делопроизводства.

Кроме того, в рамках сформированной учетной политики учреждения, в целях упорядочения работы с Печатями и воспроизведением Государственного герба на бланках приказов и писем учреждения, необходимо утвердить инструкцию о порядке изготовления, хранения, уничтожения печатей и штампов в учреждении, а также инструкцию о введении в действие бланков приказов и служебных писем с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

В целях обеспечения порядка использования бланков документов службам делопроизводства федеральных органов исполнительной власти рекомендуется ведение учета бланков. В этом случае в Инструкции по делопроизводству устанавливается:

  • подразделение (работник), отвечающий за ведение учета бланков;
  • форма журнала учета бланков (приказ Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти»).

Приложением 8 к Методическим рекомендациям по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 утвержден примерный перечень документов, на которые ставится оттиск гербовой печати (печати с изображением товарного знака или знака обслуживания).

Пример 2

Бюджетное учреждение в результате реорганизации в форме присоединения уничтожило свою гербовую печать на основании первичных учетных документов. Гербовая печать отражена на балансовом учете в составе основных средств по цене фактического приобретения 4 500 рублей. Начислена амортизация в размере 100 процентов.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства России от 14 октября 2010 г. № 834, решение о списании федерального имущества принимается учреждениями самостоятельно в отношении федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного федеральными бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 4 104 38 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 101 38 410
«Уменьшение стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»
 отражение начисленной амортизации при выбытии Гербовой печати в сумме 4 500 рублей с одновременным увеличением забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» на сумму 4 500 рублей до момента уничтожения печати.

Ответственность

Ответственность за надругательство над государственной символикой, а также нарушение правил ее использования возникает в силу норм Уголовного кодекса, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно статье 329 Уголовного кодекса надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации наказывается ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Согласно статье 17.10 КоАП РФ нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 5 000 до 7 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 рублей.

Согласно статье 19.11 КоАП нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей.

Документооборот

Использование документооборота (его формат) в учреждении государственного сектора определено требованиями настоящего законодательства и его сформированной учетной политикой.

Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденному приказом Росстандарта от 17 октября 2013 № 1185-ст, документ — это зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

В настоящее время использование первичных учетных документов возможно на бумажном носителе, электронном носителе, в формате электронного документа.

Согласно статье 2 Закона от 27 июля 2006 г. № 149‑ФЗ № «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством случаях ее материальный носитель.

Что касается органов власти, то оформление электронных документов должно быть в соответствии с общими правилами делопроизводства, с реквизитами, установленными для аналогичных документов на бумажном носителе, за исключением реквизита «Государственный герб Российской Федерации» (п. 38 постановления Правительства России от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»).

Налоговый учет

Налог на прибыль организаций

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, предоставленные бюджетным (автономным) учреждениям согласно заключенным соглашениям, и лимиты бюджетных обязательств, доведенные в установленном порядке до казенных учреждений, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Расходы учреждений, произведенные за счет указанных средств, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль (п. 49 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ).

НДС

Не облагается НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Сумма НДС, предъявленная поставщиком товаров, учитывается в их стоимости (подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Обратите внимание, что налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.



[1] Документ утрачивает силу с 1 июля 2018 года в связи с изданием приказа Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст.

Реклама