Важная финансовая задача

Новейшая история полуострова Крым вызывает всеобщий интерес. У бухгалтеров это в первую очередь изменение финансовой политики и особенности ведения бюджетного процесса. Об основных новациях нам расскажет Иван Иванович ФУРС, заместитель министра финансов Республики Крым.

— Иван Иванович, специально для бухгалтеров бюджетной сферы Республики Крым и города Севастополя во втором полугодии 2014 года мы выпускали приложение к журналу «Бюджетный учет» «Крым. Новый бухгалтерский (бюджетный) учет». Помогло ли данное издание максимально быстро освоить правила учета и отчетности в соответствии с российским законодательством, преодолеть трудности переходного периода по интеграции в российскую экономику?

— Да, безусловно. В это непростое время приложение к вашему журналу помогло найти ответы на многие актуальные вопросы, возникавшие у бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений. Отмечу, что этим приложением мы пользуемся до сих пор. Огромный спектр рассматриваемых вопросов, начиная с федеральных нормативных правовых актов и заканчивая конкретными хозяйственными ситуациями, помогает сориентироваться в потоке информации и принимать правильные решения в различных ситуациях.

— Как происходит повышение финансовой грамотности специалистов бухгалтерских служб?

— Рост уровня знаний бухгалтеров проходит путем самообразования, обучения на курсах повышения квалификации, а также участия в семинарах, вебинарах и видеоконференциях. Данные мероприятия позволяют повысить уровень профессиональной подготовки специалистов финансовой сферы.

Например, на 2016 год в бюджете Республики Крым в рамках Государственной программы «Модернизация бюджетного учета и отчетности Республики Крым на 2015–2018 годы» были заложены средства на повышение уровня подготовки специалистов финансовых органов, бухгалтерских служб исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований, государственных (муниципальных) казенных, бюджетных и автономных учреждений путем проведения консультаций и семинаров.

Также в рамках государственной программы предусмотрены мероприятия по автоматизации процессов бюджетного учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений. Одно из направлений — методологическая поддержка по вопросам бюджетного учета и отчетности производителей програм­много обеспечения, используемого в Республике Крым для ведения автоматизированного бюджетного учета.

— На каком уровне находится автоматизация учета?

— Минфин Республики Крым уделяет особое внимание автоматизации процессов бухгалтерского учета и отчетности в финансовых органах муниципальных образований и государственных (муниципальных) казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Вышеупомянутая программа «Модернизация бюджетного учета и отчетности Республики Крым на 2015–2018 годы» действует начиная с 2015 года. Одним из ее направлений является централизованная закупка лицензионных программных продуктов по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

На сегодняшний день программное обеспечение для автоматизации бухгалтерского учета установлено во всех органах исполнительной власти Республики Крым и в государственных и муниципальных учреждениях. Представление отчетности осуществляется ими в едином программном продукте с использованием web-технологий в сети интернет.

Внедряются передовые технологии автоматизированного ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности с целью создания целостной системы бюджетного и бухгалтерского учета Республики Крым. Она должна отвечать Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р.

Мы понимаем, что достоверная бухгалтерская (бюджетная) отчетность, качественно составленная в соответствии со стандартами и требованиями законодательства Российской Федерации, повышает инвестиционную привлекательность нашей республики.

— Иван Иванович, как происходит сдача отчетности? Ведь начиная с 2016 года в правила ее составления внесено много изменений.

— Действительно, в 2016 году Минфином России были внесены изменения в порядок формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности в связи с новой структурой кода бюджетной классификации. Также изменился состав квартальной отчетности. В целом субъекты отчетности знали о предстоящих изменениях и своевременно обновили свои программные продукты по ведению бухгалтерского учета.

За первый квартал 2016 года республиканские министерства и комитеты, а также все финансовые органы муниципальных образований представили в Министерство финансов Республики Крым бухгалтерскую (бюджетную) отчетность в полном объеме и в установленные сроки, с учетом вступивших в силу изменений.

— Создан ли в Минфине Республики Крым методологический совет по бухгалтерскому учету?

— К сожалению, на данный момент такого совета нет.

В структуре Минфина Республики Крым есть отдел методологии бюджетного процесса, специалисты которого совместно со специалистами структурных подразделений этого министерства оказывают методическую помощь и консультационную поддержку республиканским министерствам и комитетам, финансовым органам муниципальных образований в ходе обучающих семинаров, в телефонном режиме и отвечая на письменные запросы учреждений. Кроме того, ведется работа по подготовке региональных нормативных правовых актов и методических материалов, связанных не только с организацией ведения бухгалтерского учета, но и с организацией бюджетного процесса в целом.

— Получаете ли методологическую помощь из Москвы, от специалистов Минфина и Казначейства России?

— Особенно хотелось бы отметить помощь, оказанную в период формирования системы органов местного самоуправления в Республике Крым по итогам проведенных выборов в представительные органы муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Крым.

Так, учитывая особенности законодательства Республики Крым об основах местного самоуправления, глава муниципального образования сельского поселения республики исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования и одновременно возглавляет местную администрацию. Минфином России предоставлены разъяснения о применении бюджетной классификации в части отражения расходов на содержание глав сельских поселений.

Также необходимо отметить значимость консультаций Минфина России по вопросам, связанным с обеспечением социальных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом и Законом от 14 октября 2014 г. № 299?ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в связи с завершением ликвидационных процедур органов местного самоуправления, действовавших на момент проведения выборов (14 сентября 2014 г.), и районных государственных администраций в Республике Крым.

— Происходит ли в вашем регионе централизация бухгалтерий?

— В настоящее время в Республике Крым функционируют централизованные бухгалтерии и центры по обслуживанию учреждений образования и культуры в количестве 51 единицы, в том числе в муниципальных образованиях — 49, на республиканском уровне — 2.

— Какого типа учреждения преобладают: бюджетные, казенные, автономные?

— Среди общего количества государственных и муниципальных учреждений Республики Крым значительную долю, а именно 1411 учреждений, или порядка 59 процентов, занимают бюджетные.

В целом число государственных (муниципальных) учреждений и подведомственных участников бюджетного процесса по консолидированному бюджету Республики Крым по итогам 2015 года составило 2402 учреждения, в том числе по собственному бюджету Республики Крым — 482 учреждения.

В разрезе типов учреждения республики представлены следующим образом:

  • казенные учреждения — 929 учреждений, или 38 процентов от общего количества учреждений;
  • бюджетные учреждения — соответственно 1411 учреждений, или 59 процентов;
  • автономные учреждения — 62 учреждения, или 3 процента.

— Иван Иванович, расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе.

— Я хотел бы отметить, что у нас есть традиции, которые сложились довольно давно. Самая главная из них — празднование дня утверждения бюджета. После принятия Закона о бюджете на очередной финансовый год мы всем коллективом торжественно встречаем министра и жмем друг другу руки за проделанный большой совместный труд. Ведь подготовить самый важный финансовый документ республики — это дело не одного месяца.

Мы никогда не работали спокойно, поскольку большая часть людей воспринимает Минфин как сейф, набитый деньгами. Однако мы видим наличные только в качестве зарплаты. Все остальное — это цифры на бумаге. Но люди хотят получить больше на какие-то цели, мероприятия, поэтому часто мы слышим просьбы с рефреном «дайте еще». Но в последние два года многое нужно было перестроить, в том числе и отношение к финансовым запросам и скорости их обработки. Однако несмотря ни на что требовалось обеспечить своевременные выплаты. Поэтому если бы у нас не было каких-то своих приятных традиций, сложившихся годами, наверное, мы были бы просто статистами, а так коллектив — это живой организм. Многие уже понимают друг друга без слов, все слаженно и четко. И этому организму для развития все время нужно свежее дыхание. У нас есть сотрудники, которые начали свой трудовой путь еще в финансовом управлении Советского Союза, и сейчас, со своим бесценным опытом, отработав, как говорится, от счет до компьютеров, они незаменимы. Есть и молодые сотрудники — это юноши и девушки, пришедшие с институтской скамьи. Они привносят в коллектив динамику и постоянный стимул двигаться вперед.

Со вступлением в состав Российской Федерации у нас появилась и другая традиция. Очень приятно, что в нашей стране есть День финансиста. Это всегда радостно, когда чувствуешь, что твоя профессия — нужная и важная. Поэтому теперь мы каждое 8 сентября собираемся дружным коллективом в большом зале, чтобы сказать теплые слова благодарности сотрудникам за их кропотливый труд, а их семьям — за терпение, ведь нередко работа занимает наши головы допоздна.

Кстати, зданию, в котором работает Минфин Крыма, в этом году исполнилось 120 лет. Это также накладывает свой отпечаток на нашу работу: высокие потолки, лестницы, залы, деревянные панели, сохранившиеся с давних времен... Поэтому каждый раз, приходя на работу или собираясь в большом зале заседаний, чувствуешь всю важность возложенной на нас задачи.