Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений

Порядок составления и представления квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в 2016 году претерпел изменения. О них расскажет Светлана Викторовна СИВЕЦ, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

В Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н), приказом Минфина России от 17 декабря 2015 г. № 199н (далее — Приказ № 199н) внесены изменения. Разберемся с наиболее значимыми из них.

Среди изменений организационно-регламентных процедур составления и представления отчетности необходимо отметить следующие.

Ответственность за формирование отчетности учреждения и раскрытие в ней достоверных показателей результатов деятельности учреждения за отчетный период лежит не только на бухгалтерской службе учреждения (главном бухгалтере) и руководителе учреждения, но и на всех лицах, чьи должностные функции направлены на достижение соответствующих показателей (целевых показателей объемов услуг, программных целевых показателей).

Согласно положениям Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность считается сформированной с момента ее подписания на бумажном носителе руководителем субъекта учета (в нашем случае — руководителем учреждения).

При этом под бухгалтерской отчетностью учреждений понимается комплект отчетных форм (отчетов, сведений, пояснительной записки, содержащей как текстовую часть, так и табличную (формулярную)). Таким образом, весь комплект (как и его составные части) подлежит обязательному оформлению на бумажном носителе (в настоящее время это является следствием требований по архивному хранению отчетов учреждениями) и подписанию лицом, имеющим в силу законодательства право действовать от имени учреждения, — руководителем.

Вместе с тем отдельные формы бухгалтерской отчетности зачастую содержат нефинансовые показатели (натуральные показатели целей субсидий, программ развития учреждения), а также плановые (прогнозные) и аналитические показатели как в натуральных величинах (например, показатели объемов выполнения государственного задания), так и в денежной оценке. Такие формы согласно последним изменениям в пункт 5 Инструкции № 33н помимо руководителя, главного бухгалтера, руководителя финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) также может подписывать лицо, ответственное за формирование аналитической информации. Состав лиц, ответственных за формирование тех или иных показателей отчетных форм, определяется руководителем учреждения в рамках формирования учетной политики.

Объем отчетных форм и требования к их составлению установлены не только Инструкцией № 33н, но и отдельными актами финансового органа бюджета публичного правового образования, создавшего учреждение (Минфином России — для федеральных учреждений, финансовыми органами субъектов РФ, муниципальными образованиями — для иных государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений).

Начиная с квартальной отчетности 2016 года федеральные бюджетные и автономные учреждения согласно приказу Минфина России от 12 мая 2016 г. № 60н "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, и Инструкции о порядке их составления и представления«[1] представляют в составе отчетности обязательные дополнительные отчеты:

  • Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790);

  • Расшифровку дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793).

Учреждение представляет сформированную им бухгалтерскую отчетность, включая дополнительно установленные финансовым органом и (или) учредителем формы, либо учредителю, либо по решению финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, в этот финансовый орган (п. 6 Инструкции № 33н).

При этом автономное учреждение согласно пункту 7 Инструкции № 33н представляет учредителю, иному внешнему пользователю отчетности дополнительно к годовой бухгалтерской отчетности информацию о ее рассмотрении наблюдательным советом.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации бухгалтерская (финансовая) отчетность должна содержать достоверные данные о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимые пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

В целях выполнения указанных положений данные, отраженные в бухгалтерской отчетности (особенно годовой за 2016 год), должны быть подтверждены результатами внутреннего контроля, проводимого в учреждении (в ведомстве — учредителем в отношении подведомственных учредителю организаций), а также результатами инвентаризации активов и обязательств.

Отметим, что изменениями, внесенными в пункт 9 Инструкции № 33н, уточнено, что порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования своей учетной политики.

Состав отчетности

Состав квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в целях формирования учредителями (главными администраторами средств бюджетов), финансовыми органами сводной отчетности бюджетных и автономных учреждений в 2016 году следующий:

  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737));

  • Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (далее — Отчет (ф. 0503723)). Данный отчет формируется и представляется начиная с отчетности на 1 июля 2016 года, если иное не установлено учредителем, финансовым органом;

  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);

  • Пояснительная записка (ф. 0503760), включающая:

  • текстовую часть;

  • Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) (далее — Сведения (ф. 0503779));

  • Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее — Сведения (ф. 0503769)) (показатели граф 5–8 Сведений (ф. 0503769) формируются начиная с отчетности на 1 июля 2016 года, если иное не установлено учредителем, финансовым органом);

  • дополнительные отчетные формы для федеральных учреждений:

  • Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790);

  • Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793).

Внимание!

Положениями Инструкции № 33н предусмотрено, что формирование и представление отчетных форм, в том числе таблиц (Сведений), формирующих Пояснительную записку (ф. 0503760), которые содержат нулевые значения, обязательно, за исключением случая, когда причины (наличие нулевых значений ввиду отсутствия показателей деятельности по соответствующему направлению (операций с соответствующими активами, обязательствами)) отсутствия форм указаны в текстовой части Пояснительной записки к отчетности.

Особо отметим существующие требования по отражению нулевых значений отдельных показателей по строкам и в графах отчетных форм.

В случае, когда нулевое значение показателя получено в результате его расчета (сложения, вычитания, умножения, деления) с помощью иных показателей, отражаемых в отчетных формах, следует отражать числовой показатель расчетного значения «0» (ноль).

В случае, когда показатель отсутствует (не формировался в течение отчетного периода), такой показатель отражается прочерком «-».

Отражение прочерком числовых нулевых значений правилами формирования отчетности не установлено.

Вместе с тем зачастую при формировании отчетных форм с применением автоматизированных систем бухгалтерского учета (свода отчетности) программные решения допускают при формировании бумажного экземпляра отчетности отражение нулевых числовых значений прочерком. В данном случае указанную особенность следует разъяснять в текстовой части Пояснительной записки, особенно в части тех показателей, которые принимают участие в анализе результата деятельности учреждения и формировании учредителем (финансовым органом) финансовых решений.

Нюансы заполнения отчетности

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово­хозяйственной деятельности (ф. 0503737)

Необходимо отметить, что унифицированная форма Отчета (ф. 0503737) не содержит заполненную графу 1 «Наименование показателя» по разделам отчета: 1 «Доходы учреждения», 2 «Расходы учреждения», 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения». Минфин России письмом от 17 марта 2016 г. № 02-07-07/15237 (далее — письмо № 02-07-07/15237) направил для использования как учреждениям, так и учредителям (финансовым органам) шаблон формы Отчета (ф. 0503737) с заполненной графой 1 «Наименование показателя» (форма шаблона размещена для общего пользования (в структуре открытых данных) на портале Минфина России в разделе «Методический кабинет» http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/metodkab/).

Формирование показателей Отчета (ф. 0503737) по строкам отчета осуществляется с указанием: кода аналитической группы подвида доходов бюджетов (раздел 1), кода вида расхода (раздел 2), кода аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (раздел 3) в соответствии с прилагаемым примером структуры показателей. При этом строки, по которым в отчете отсутствуют показатели, не формируются. Таким образом, Отчет (ф. 0503737), как правило, содержит не полный набор строк, указанный в шаблоне Отчета (ф. 0503737), а лишь отдельные строки, по которым имеются числовые значения (в том числе и нулевые).

Далее следует остановиться на особенностях отражения в Отчете (ф. 0503737) операций по возврату доходов и расходов, поступивших (перечисленных) ранее — в прошлых отчетных периодах.

Прежде всего обособление указанных потоков средств (относящихся к прошлым отчетным периодам) связано с необходимостью отражения в Отчете (ф. 0503737) результатов исполнения утвержденных показателей Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, который не предусматривает на момент утверждения, за исключением выплат ранее привлеченных средств (заимствований, обеспечений), выплат (возврата) ранее полученных доходов, поступление ранее произведенных авансовых выплат.

Таким образом, учреждения отражают в Отчете (ф. 0503737) операции движения денежных средств, связанные с завершением операций прошлых лет, следующим образом:

1. В части перечислений в отчетном периоде возвратов доходов, поступивших в прошлые финансовые годы:

  • по приносящей доход деятельности учреждения (деятельности по средствам ОМС) — в разделе 1 «Доходы учреждения» со знаком «минус». Если в результате произведения указанных операций получаются отрицательные показатели, то соответствующие пояснения отражаются в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760);

  • в части возвратов в отчетном периоде остатков субсидий, в том числе субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, которые поступили в прошлые финансовые годы[2], — в разделе 1 «Доходы учреждения» со знаком «минус», а также в разделе 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» по соответствующим строкам, формирующим строку 910 «Возвращено остатков субсидий прошлых лет, всего» по кодам аналитики КОСГУ:

  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» (строка 911) в части операций по возврату остатков неиспользованной субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в связи с невыполнением (недостижением) учреждением показателей государственного (муниципального) задания объемов выполнения услуг (работ);

  • 180 «Прочие доходы» (строка 912) в части операций по возврату остатков неиспользованных субсидий на иные цели, в том числе на цели осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (целевые субсидии).

Раскрытие информации о возвратах остатков субсидий прошлых лет по целям (кодам целей) осуществляется в случае, если такое требование выдвинуто учредителем, финансовым органом.

2. В части поступлений в отчетном периоде возвратов расходов, произведенных учреждением в рамках исполнения Плана финансово-хозяйственной деятельности в прошлые финансовые годы (независимо от источника финансового обеспечения указанных расходов):

  • в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» по строке 591 «Поступление денежных средств прочие» (КОСГУ 510);

  • в разделе 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» по строке 950 «Возвращено расходов прошлых лет, всего».

Показатели строки 950 по кодам аналитики в 2016 году, если иное не установлено требованиями учредителя, финансового органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования, не детализируются.

Внимание!

В разделе 2 «Расходы учреждения» операции по указанным поступлениям средств от возвратов расходов прошлых лет не отражаются.

Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)

Порядок формирования Отчета (ф. 0503738) относительно 2015 года в целом не изменился. Основное новшество порядка формирования указанного отчета связано с изменением требований по отражению расходов учреждений не по КОСГУ, а по видам расходов.

Отметим, что при отражении обязательств учреждения процедуры завершения контрактации, по которым исполнение производится (планируется) в 2016 году, следует руководствоваться разъяснениями Минфина России, содержащимися в письме от 30 декабря 2015 г. № 02-07-07/77754 «Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2015 год».

Пояснительная записка (ф. 0503760)

Представление Сведений (ф. 0503779), которые входят в состав Пояснительной записки (ф. 0503760), осуществляется с указанием номеров банковских счетов в графе 1 раздела 1 «Счета в кредитных организациях». Показатель по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» отражается в разделе 1 Сведений (ф. 0503779).

По счетам, отражаемым в разделе 2 «Счета в финансовом органе», а также по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», отраженному в разделе 1, графа 1 не заполняется.

Сведения (ф. 0503769) составляются и представляются раздельно по видам деятельности (кодам видов финансового обеспечения 2, 4, 5, 6, 7) и видам задолженности (дебиторская, кредиторская) с указанием нулей в 1–17 разрядах номера счета бухгалтерского учета.

Начиная с отчетности на 1 июля 2016 года учреждения отражают расширенные показатели изменений дебиторской и кредиторской задолженности (графы 5–8) раздела 1 Сведений (ф. 0503769).

При формировании указанных показателей учреждениям необходимо руководствоваться разъяснениями Минфина России (с примерами заполнения), содержащимися в письме № 02-07-07/15237, относительно формирования показателей в Сведениях (ф. 0503169) (порядок формирования Сведений (ф. 0503769) аналогичен и отличается лишь тем, что формируется по видам финансового обеспечения)[3]. Раздел 2 Сведений (ф. 0503769) заполняется в разрезе кодов счетов бухгалтерского учета, даты возникновения (ММ.ГГГГ) и исполнения по правовому основанию (ММ.ГГГГ). Информация в разрезе дебиторов/кредиторов не представляется, показатели граф 5–8 в отчетности в 2016 году не заполняются.

В текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) следует указать факторы, оказавшие влияние на размер остатков денежных средств на счетах учреждений, а также дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на отчетную дату.

Новая форма отчетности

В состав квартальной отчетности включена новая форма «Отчет о движении денежных средств учреждения» (ф. 0503723). Рассмотрим подробно нюансы заполнения данного отчета. Он содержит данные о движении денежных средств на счетах учреждений в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях Банка России, в кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, а также в кассе учреждения, в том числе средств во временном распоряжении.

Отчет (ф. 0503723) формируется в порядке, установленном Инструкцией № 33н. При этом графы 5, 6 раздела 4 не заполняются. Представление Отчета (ф. 0503723) в МОУ ФК осуществляется без включения показателей по строкам 165, 182, 234, 247, 263, 302, 303, 304, 345, 352, 361, 362, 363.

Отчет (ф. 0503723) составляется в разрезе кодов КОСГУ на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытых к счетам:

  • 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»;

  • 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» (для автономных учреждений);

  • 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»;

  • 0 201 26 000 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации»;

  • 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации»;

  • 0 201 34 000 «Касса»;

  • 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

Отметим, что ранее учреждения отражали информацию о поступлениях и выбытиях денежных средств только в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). По сравнению с Отчетом (ф. 0503737) новый Отчет (ф. 0503723) содержит подробную аналитическую информацию по совокупности источников финансового обеспечения (в том числе и по средствам во временном распоряжении). При этом в нем не указывают некассовые операции и не делят движение средств по источникам финансирования — по общему платежному балансу.

Отчет (ф. 0503723) содержит следующие разделы:

  • раздел 1 «Поступления»;

  • раздел 2 «Выбытия»;

  • раздел 3 «Изменение остатков средств»;

  • раздел 4 «Аналитическая информация по выбытиям».

Раздел 1 «Поступления»

В этом разделе на отчетную дату отражается поступление денежных средств с учетом возвратов по трем типам операций: текущим, инвестиционным и финансовым.

К текущим операциям по поступлениям относятся поступления доходов, поступления от инвестиционных операций — это реализация нефинансовых активов, поступления от финансовых операций (реализация акций, ценных бумаг и иных форм участия в капитале, возврат выданных ссуд и заимствований, привлечение заимствований).

Доходы разделяются исходя из их экономического содержания (по соответствующим кодам КОСГУ). Это могут быть доходы в виде компенсации затрат учреждения (строка 052, КОСГУ 130), которые относятся к компенсации затрат текущего года. Например, компенсация затрат по приобретению работодателем трудовой книжки для вновь принимаемых работников учреждениями, компенсация арендаторами затрат учреждения-арендодателя по содержанию общих мест пользования (коммунальных услуг) и т. п.

Субсидии на иные цели и субсидии на осуществление капитальных вложений по-прежнему учитываются по КОСГУ 180 «Прочие доходы» и отражаются в строке 121 раздела 1 Отчета (ф. 0503723).

При этом в данном разделе не учитываются:

  • поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет);

  • перечисления остатков неиспользованных субсидий, полученных учреждением в прошлые периоды (финансовые годы).

Указанные операции подлежат отражению в разделе 3 «Изменение остатков средств» (соответствующие строки, формирующие показатель по строке 420 «Изменение остатков средств по операциям с денежными средствами, не относящимся к поступлениям и выбытиям, в том числе по возврату дебиторской задолженности прошлых лет»):

  • в части поступлений возвратов расходов прошлых лет — строка 421 (КОСГУ 510);

  • в части перечислений возвратов остатков субсидий прошлых лет — строка 422 (КОСГУ 610).

В части возвратов остатков неиспользованных субсидий прошлых лет необходимо детализировать КОСГУ для целей учета в соответствии с полномочиями учреждений. В рамках формирования учетной политики на 2016 год нужно предусмотреть отражение на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (по КФО 5, КФО 6) детализированного КОСГУ — например, 189 (возвраты субсидий прошлых лет).

Внимание!

Согласно приказу Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» доходы учреждения от субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания должны учитываться по КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)». Соответственно субсидии на государственное (муниципальное) задание отражаются в разделе 1 Отчета (ф. 0503723) по КОСГУ 130 в строке 051.

В целях обособления поступлений от возвратов дебиторской задолженности по расходам необходимо указанные поступления отражать на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (по всем КФО) с указанием соответствующих аналитики вида выбытий (в частности, КВР, при наличии — начиная с операций по возврату расходов 2016 года, производимых в 2017 году) и КОСГУ расходов, выплат.

Данное положение, закрепленное в учетной политике учреждения, позволит обеспечить выделение потоков, которые отражаются обособленно не только в Отчете (ф. 0503723), но и в Отчете (ф. 0503737).

Кроме того, в разделе «Поступления» отражаются потоки от операций с финансовыми активами:

  • строка 160 — поступления денежных средств (с учетом их возвратов) от реализации финансовых активов (статья КОСГУ 600 «Выбытие финансовых активов»);

  • строка 161 — поступления денежных средств (с учетом их возвратов) от реализации ценных бумаг, кроме акций (показатель по коду КОСГУ 620 «Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»);

  • строка 162 — поступления денежных средств (с учетом их возвратов) от реализации акций и иных форм участия в капитале (показатель по коду КОСГУ 630 «Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»);

  • строка 163 — поступления денежных средств (с учетом их возвратов) в виде возврата ссуд и кредитов (показатель по коду КОСГУ 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам»);

  • строка 164 — поступления денежных средств (с учетом их возвратов) от реализации иных финансовых активов (показатель по коду КОСГУ 650 «Уменьшение стоимости иных финансовых активов»).

Отметим, что операции с финансовыми активами не являются для учреждений обычной (текущей) хозяйственной деятельностью. Как правило, они встречаются у автономных учреждений. Для бюджетных учреждений большая часть операций с финансовыми активами запрещена законодательством Российской Федерации.

Раздел 2 «Выбытия»

Выбытия денежных средств, так же как и поступления, отражаются по текущим, инвестиционным и финансовым операциям с учетом возвратов.

Текущие операции — это оплата услуг, выплата заработной платы, выплаты социального обеспечения, обслуживание долговых обязательств, безвозмездные перечисления, выплаты по операциям с активами, прочие расходы, включая налоги (за исключением операций по налогу на прибыль и НДС, исчисленным учреждением как налогоплательщиком) и сборы.

Внимание!

Учреждения не заполняют строку 261 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям».

Перечисления денежных средств между головным учреждением и его обособленным подразделением (филиалом) или между обособленными подразделениями одного учреждения (перечисления внутри одного юридического лица), например, перечисления части предоставленной учреждению субсидии своему обособленному подразделению, которому открыты отдельные лицевые счета, в разделах «Поступления», «Выбытия» не отражаются. Эти операции отражаются в разделе 3 «Изменение остатков средств» по строкам 452, 502 — в части перечислений (уменьшения средств) (расчетов 0 304 04 610 «Внутриведомственные расчеты по изменению (уменьшению) остатков денежных средств») со знаком «плюс» и по строкам 451, 501 — в части поступлений средств (увеличений средств) (расчетов 0 304 04 510 «Внутриведомственные расчеты по изменению (увеличению) остатков денежных средств») со знаком «минус».

К выбытиям по инвестиционной деятельности относятся расходы на приобретение нефинансовых активов.

Третий тип операций, выбытия по финансовым операциям, — приобретение акций и иных форм участия в капитале, иных ценных бумаг, предоставление заимствований, а также погашение государственного (муниципального) долга.

Также в этом разделе могут отражаться иные выбытия по финансовым операциям. Отметим, что все расходы на приобретение ценных бумаг и увеличение иного участия в капитале, вложения в иные финансовые активы, операции по предоставлению кредитов и займов, операции по погашению кредитов и займов отражаются со знаком «плюс».

Раздел 3 «Изменение остатков средств»

В этом разделе отражаются увеличение и уменьшение остатков денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов, а также результат пересчета денежных средств в иностранной валюте в валюту Российской Федерации, производимого для целей бухгалтерского учета (курсовая разница).

При этом ряд показателей, которые имеют КОСГУ 510, отражаются со знаком «минус»:

  • строка 421 — сумма поступлений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет);

  • строка 431 — сумма поступлений от возврата денежных обеспечений, ранее перечисленных в соответствии с действующим законодательством;

  • строка 441 — сумма денежных средств, поступивших во временное распоряжение;

  • строка 451 — поступление денежных средств от обособленных структурных подразделений;

  • строка 461 — поступление денежных средств на депозитные счета;

  • строка 463 — поступление денежных средств при управлении остатками;

  • строка 501 — итоговое изменение остатков средств за счет увеличения денежных средств.

Остальные показатели (КОСГУ 610) отражаются со знаком «плюс»:

  • строка 422 — сумма выбытий от возврата остатков субсидий прошлых лет;

  • строка 432 — сумма перечисленных денежных обеспечений;

  • строка 442 — сумма выбытий (возвратов) денежных средств во временном распоряжении;

  • строка 452 — перечисление денежных средств в обособленные структурные подразделения;

  • строка 462 — выбытие денежных средств с депозитных счетов;

  • строка 464 — выбытие денежных средств при управлении остатками;

  • строка 502 — итоговое изменение остатков средств за счет уменьшения денежных средств.

Обратите внимание, что показатель строки 501 аналогичен показателю, отраженному по строке 710 графы 9 Отчета (ф. 0503737), с учетом поступлений денежных средств во временном распоряжении (без учета некассовых операций), а строки 502 — показателю по строкам 720 графы 9 Отчета (ф. 0503737) с учетом показателя выбытия денежных средств во временном распоряжении (без учета некассовых операций).

Также в этом разделе отражается курсовая разница (КОСГУ 171): положительная — со знаком «плюс», отрицательная — со знаком «минус».

Раздел 4 «Аналитическая информация по выбытиям»

Здесь представляется информация в части выбытий по текущим и инвестиционным операциям, детализированная по КОСГУ, кодам вида расходов, аналитическому коду выбытий в структуре, утвержденная финансовым органом соответствующего публично-правового образования, с указанием суммы каждой операции.

Внимание!

В 2016 году все показатели Отчета (ф. 0503723) заполняются только по графе 4 «За отчетный период». При формировании отчета за 2017 год показатели в графе 5 раздела 1 «Поступления», раздела 2 «Выбытия» и раздела 3 «Изменение остатков средств» будут отражаться в сравнении с соответствующими показателями движения денежных средств за аналогичный период прошлого года.

Пример заполнения Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)

Пример

В I квартале 2016 года ГБУЗ получило субсидию от учредителя на выполнение государственного задания в сумме 15 000 000 руб., поступления от приносящей доход деятельности — 2 500 0000 руб., произвело возврат полученных авансов по оказываемым платным услугам 112 000 руб., а также получило средства от сдачи в аренду имущества 220 000 руб. В кассу учреждения от подотчетного лица поступили средства от возврата ранее полученного (в прошлом году) аванса на хозяйственные расходы 7 000 руб. На лицевой счет учреждения для учета операций от приносящей доход деятельности поступили возвраты от ранее перечисленных учреждением денежных обеспечений по исполнению государственного контракта 87 000 руб.

Учреждением была выплачена заработная плата работникам в сумме 8 000 000 руб., начисления на нее — в сумме 2 416 000 руб., оплачены счета за услуги связи в сумме 20 000 руб., за коммунальные услуги — на сумму 180 000 руб. и произведена закупка основных средств на сумму 200 000 руб. В течение квартала на счет учреждения поступили возвраты авансов по оплате договоров поставки основных средств на сумму 80 000 руб. (в части авансов, произведенных в феврале 2016 года — 30 000 руб., авансов прошлых лет — 50 000 руб.). С лицевого счета учреждения для учета операций от приносящей доход деятельности учреждением перечислены суммы денежных обеспечений на участие в аукционе 25 000 руб. и по исполнению государственного контракта 300 000 руб. При этом с лицевого счета по учету операций по субсидиям на выполнение государственного задания головным учреждением были перечислены средства обособленному филиалу в сумме 300 000 руб.

Операции по поступлению и выбытию, не включенные в раздел 1 «Поступления» и раздел 2 «Выбытия» Отчета (ф. 0503723):

  • в кассу учреждения от подотчетного лица поступили средства от возврата ранее полученного аванса на хозяйственные расходы 7 000 руб.;

  • на лицевой счет учреждения — возвраты авансов по оплате договоров поставки основных средств прошлых лет 50 000 руб.;

  • на лицевой счет учреждения для учета операций от приносящей доход деятельности поступили возвраты от ранее перечисленных учреждением денежных обеспечений по исполнению государственного контракта — 87 000 руб.;

  • с лицевого счета учреждения для учета операций от приносящей доход деятельности учреждением перечислены суммы денежных обеспечений на участие в аукционе — 25 000 руб. и по исполнению государственного контракта — 300 000 руб.;

  • с лицевого счета по учету операций по субсидиям на иные цели головным учреждением были перечислены средства обособленному филиалу в сумме 300 000 руб.

Обороты по увеличению и уменьшению денежных средств (строки 501 и 502) формируются исходя из всех операций с денежными средствами, приведенных в примере.

Применив данные примера, рассмотрим заполнение Отчета (ф. 0503723) (таблица).

Пояснения по заполнению Отчета (ф. 0503723).

Поступления (особенности)

По строке 050 отражается разница между поступлениями доходов и их возвратов, за исключением возвратов неиспользованных остатков субсидий прошлых лет (2 500 000 руб. — 112 000 руб. +
+ 15 000 000 руб. = 17 388 000 руб.).

Поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет 7 000 руб., а также поступления от возвратов ранее перечисленных учреждением денежных обеспечений по исполнению государственного контракта 87 000 руб. в раздел «Поступления» не включаются.

Выбытия (особенности)

По строке 321 отражается разница между перечислениями и поступлениями от возвратов авансов отчетного периода по приобретению основных средств (200 000 руб. — 30 000 руб. =
= 170 000 руб.).

Поступления на счет учреждения возвратов авансов по оплате договоров поставки основных средств прошлых лет 50 000 руб., а также перечисления сумм денежных обеспечений на участие в аукционах и по исполнению государственного контракта 325 000 руб. (25 000 руб. +
+ 300 000 руб.), а также перечисления средств обособленному филиалу в части субсидии на выполнение государственного задания в сумме 300 000 руб. в разделе «Выбытия» не отражаются.

Изменение остатков (особенности)

По строке 501 отражается сумма поступлений денежных средств за I квартал 2016 года:

  • на счетах учреждения субсидии от учредителя на выполнение государственного задания в сумме 15 000 000 руб.; от приносящей доход деятельности — 2 500 000 руб.; от сдачи в аренду имущества — 220 000 руб.; от возвратов авансов по оплате договоров по приобретению основных средств на сумму 80 000 руб. (в части авансов, произведенных в феврале 2016 года, — 30 000 руб., авансов прошлых лет — 50 000 руб.), от возвратов ранее перечисленных учреждением денежных обеспечений по исполнению государственного контракта — 87 000 руб.;

  • в кассу учреждения от подотчетного лица поступили средства от возврата ранее полученного в прошлом году аванса на хозяйственные расходы — 7 000 руб. (15 000 000 руб. + 2 500 000 руб. + + 220 000 руб. + 87 000 руб. +
    + 30 000 руб. + 50 000 руб. +
    + 7 000 = 17 894 000 руб.)
    .

По строке 502 отражается сумма перечислений (выплат) денежных средств за I квартал 2016 года:

  • со счетов учреждения произведен возврат полученных авансов по оказываемым платным услугам 112 000 руб., выплачена заработная плата работникам в сумме 8 000 000 руб., начисления на нее — в сумме 2 416 000 руб., оплачены счета за услуги связи в сумме 20 000 руб., за коммунальные услуги — на сумму 180 000 руб. и произведена закупка основных средств на сумму 200 000 руб., перечислены суммы денежных обеспечений на участие в аукционе — 25 000 руб. и по исполнению государственного (муниципального) контракта — 300 000 руб., перечислены средства субсидии на выполнение государственного задания головным учреждением обо­собленному филиалу в сумме 300 000 руб.;

  • по кассе учреждения операций не производилось (112 000 руб. + + 8 000 000 руб. + 2 416 000 руб. + + 20 000 руб. + 180 000 руб. +
    + 200 000 руб. + 25 000 руб. + + 300 000 руб. + 300 000 руб. =
    =
    11 553 000 руб.).

Контроль

По Отчету (ф. 0503723) разница показателей по строке 010 и строке 210 должна быть равна показателю строки 400 с обратным знаком.

Проверка: стр. 010 минус стр. 210 (17 608 000 руб. — 
— 10 786 000 руб. =
6 822 000 руб.) равна минус стр. 400
(-(-6 822 000) руб.) =
= 6 822 000 руб.). Операции по примеру в Отчете (ф. 0503723) отражены корректно.

Таблица. Пример заполнения Отчета (ф. 0503723). 




[1] На момент сдачи номера находился на регистрации в Минюсте России

[2] О порядке учета бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и остатков неиспользованных субсидий, подлежащих возврату в бюджет, см. письмо Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 02-0­6-­07/19436 и обзор применения указанного письма (вопросы и ответы) на сайте журнала «Бюджетный учет» в разделе «Референтная группа Департамента бюджетной методологии Минфина России».

[3] Письмо, а также обзор его применения (примеры формирования, вопросы и ответы) см. на сайте журнала «Бюджетный учет» в разделе «Референтная группа Департамента бюджетной методологии Минфина России».


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама