Некоторые вопросы казначейского сопровождения контрактов

В статье пойдет речь о мерах по обеспечению казначейского сопровождения контрактов в целях реализации Закона от 14 декабря 2015 г. № 359­ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее — Закон № 359­ФЗ).

Реализация пункта 2 статьи 5

Главный распорядитель

Главные распорядители средств федерального бюджета при заключении ими, а также подведомственными получателями средств федерального бюджета государственных контрактов, договоров (соглашений), заключаемых в рамках исполнения ими контрактов, договоров, соглашений, определенных частью 2 статьи 5 Закона № 359-ФЗ (далее — государственные контракты (соглашения, контракты, договоры)) и подлежащих казначейскому сопровождению, включают в них следующие условия:

а) о запрете перечисления средств, предоставленных юридическим лицам на основании государственных контрактов (соглашений, контрактов, договоров) (далее — средства, организации):

  • на счета, открытые в кредитной организации (за исключением случаев оплаты обязательств организации в иностранной валюте, оплаты труда с учетом начислений и социальных выплат, оплаты фактически выполненных организацией работ, оказанных услуг, поставленных товаров, источником финансового обеспечения которых являются средства, а также возмещения произведенных организацией расходов (части расходов), если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления средств, государственными контрактами, контрактами, договорами предусмотрено такое возмещение расходов (части расходов));
  • в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другой организации, если положениями нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления средств, не предусмотрена возможность их перечисления указанной организации;
  • в целях размещения средств на депозитах, а также в иных финансовых инструментах, если федеральными законами не установлено иное;

б) об осуществлении операций, связанных с исполнением обязательств по государственным контрактам (соглашениям, контрактам, договорам), на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса;

в) о представлении в территориальные органы Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства) документов, предусмотренных Порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденным приказом Минфина России от 25 декабря 2015 г. № 213н (далее — Порядок № 213н[1]);

г) об указании в контрактах (договорах), заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии.

Отметим, что кроме перечисленного выше государственный заказчик (главный распорядитель средств федерального бюджета) обязан включить в государственные контракты, договоры (соглашения) условия:

  • о согласовании государственным заказчиком (организацией — получателем средств по соглашению) перечня организаций — исполнителей контрактов (договоров);
  • об указании в контрактах (договорах) обязанности открытия организациям — исполнителям контрактов (договоров) лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса в органах Федерального казначейства.

А организация — исполнитель контрактов (договоров) обязана включить в контракт (договор), заключаемый ею как заказчиком, условия:

  • о предоставлении государственному заказчику (организации-исполнителю) сведений о привлекаемых им организациях-соисполнителях;
  • об обязанности открытия организации-соисполнителю лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса в органах Федерального казначейства.

Федеральное казначейство

Органы Федерального казначейства осуществляют санкционирование операций при казначейском сопровождении государственных контрактов (соглашений, контрактов, договоров) в соответствии с Порядком № 213н.

Государственные заказчики согласно положениям пунктов 13 и 14 Порядка № 213н по государственным контрактам представляют в орган Федерального казначейства по месту их обслуживания Сведения об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов (договоров (соглашений) о предоставлении целевой субсидии, контрактов, договоров, соглашений) (код формы по ОКУД 0501127) (далее — Схема кооперации исполнителей и соисполнителей).

Если источником финансового обеспечения контрактов (договоров, соглашений) являются целевые субсидии, Схему кооперации исполнителей и соисполнителей представляют в органы Федерального казначейства организации — получатели целевых субсидий.

Для санкционирования операций по расходам организаций, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, организацией в орган Федерального казначейства по месту ее обслуживания представляются Сведения о направлениях расходования целевых средств на соответствующий год (код формы по ОКУД 0501129) (далее — Сведения).

При направлении организацией в орган Федерального казначейства посредством системы прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» (далее — ППО «СУФД) в структурированном виде Сведений в ППО «СУФД» осуществляется жесткий контроль на соответствие последних трех цифр кодов направления расходования целевых средств кодам, указанным в Перечне направлений расходования целевых средств согласно приложению № 2 к Порядку № 213н.

Для осуществления организацией детализации направления расходования целевых средств в рамках соответствующих направлений их расходования необходимо в поле «Наименование» строки «Наименование расходования целевых средств» Сведений после наименования целевых операций указывать в скобках вид операций.

В кодовой зоне заголовочной части Сведений в поле «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии» указывается присвоенный идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии.

Идентификатор государственного контракта

Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии используется для идентификации как государственных контрактов, договоров (соглашений), так и контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках исполнения государственного контракта, договора (соглашения), и расчетов по таким контрактам, договорам, соглашениям.

Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии по государственному контракту (далее — идентификатор государственного контракта) формируется государственным заказчиком после формирования соответствующей реестровой записи реестра контрактов или реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, с соблюдением следующей структуры:

  • 1–19 разряды соответствуют 1–19 разрядам уникального номера реестровой записи реестра контрактов, заключенных заказчиками, или 9–27 разрядам уникального номера реестровой записи реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну;
  • 20 разряд — идентификатор реестра контрактов, заключенных заказчиками (указывается «0»), или реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (указывается «1»).

Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии по сопровождаемому договору (соглашению) (далее — идентификатор договора (соглашения)) формируется главным распорядителем средств федерального бюджета после формирования соответствующей ре­естровой записи в реестре соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации (далее — реестр соглашений (договоров)), с соблюдением следующей структуры:

  • 1–8 разряды — свободные знаки, обозначаются нулями;
  • 9–19 разряды — соответствуют 1–11 разрядам уникального номера реестровой записи реестра соглашений (договоров);
  • 20 разряд — идентификатор реестра соглашений (договоров) (указывается «2»).

Идентификатор государственного контракта указывается:

  • в контрактах (договорах), заключенных в рамках исполнения государственного контракта, через символ «/» перед номером контракта (договора);
  • в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, — через символ «/» перед номером документа;
  • в платежных документах, в распоряжениях о переводе денежных средств — в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации для указания уникального идентификатора платежа.

Идентификатор договора (соглашения) указывается:

  • в контрактах, договорах, соглашениях, заключенных в рамках исполнения договора (соглашения), через символ «/» перед номером контракта, договора, соглашения;
  • в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств (обязательств по оплате), через символ «/» перед номером документа;
  • в платежных документах, в распоряжениях о переводе денежных средств — в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации для указания уникального идентификатора платежа.

Присвоенный идентификатор государственного контракта, идентификатор договора (соглашения) сохраняется на весь период действия государственного контракта, договора (соглашения).

Реализация пункта 7 статьи 5

Положениями пункта 7 статьи 5 Закона № 359-ФЗ установлено, что в 2016 году при казначейском сопровождении договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) полномочия соответствующего получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидий указанным юридическим лицам осуществляются территориальными органами Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства) в порядке, установленном Правительством РФ.

Для реализации вышеуказанных положений главные распорядители средств федерального бюджета (далее — главные распорядители), которым утверждены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий юридическим лицам, в целях передачи полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению указанных субсидий (далее — полномочия) органам Федерального казначейства в течение трех недель со дня заключения договора (соглашения) о предоставлении субсидии юридическому лицу (далее — договор (соглашение)) принимают правовые акты, содержащие следующие обязательные положения:

  • наименование органа Федерального казначейства, которому передаются полномочия;
  • наименование субсидии юридическому лицу, полномочия по перечислению которой передаются органу Федерального казначейства;
  • наименование нормативного правового акта Правительства РФ, регулирующего порядок предоставления субсидии юридическим лицам.

Если нормативным правовым актом Правительства РФ, регулирующим порядок предоставления субсидии юридическим лицам (далее — нормативный правовой акт о предоставлении субсидии), не установлено требование о заключении соглашения, главные распорядители принимают правовые акты в течение трех недель со дня доведения им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетного обязательства, возникшего на основании нормативного правового акта о предоставлении субсидии.

Копия правового акта главного распорядителя в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его подписания направляется в орган Федерального казначейства, которому передаются полномочия, для открытия в установленном Федеральным казначейством порядке главному распорядителю лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (далее — лицевой счет по переданным полномочиям).

Отметим, что предоставление субсидий юридическим лицам осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, отраженных в установленном порядке на лицевом счете по переданным полномочиям.

Учитывая, что на основании положений пункта 7 статьи 5 Закона № 359-ФЗ операции с субсидиями, предоставляемыми юридическим лицам, осуществляются на счетах для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытых органам Федерального казначейства, осуществляющим переданные полномочия, в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, главные распорядители обязаны предусмотреть данные условия при заключении договоров (соглашений).

Перечисление субсидии юридическому лицу осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии.

Операции по списанию средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии юридическим лицам, осуществляются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления юридическим лицом в орган Федерального казначейства платежных документов, после проведения санкционирования операций в соответствии с Порядком № 213н.

Отражение операций на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса осуществляется в Порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса, утвержденном приказом Федерального казначейства от 29 октября 2014 г. № 16н.

Органы Федерального казначейства обеспечивают по месту открытия лицевых счетов по переданным полномочиям:

  • включение в реестр соглашений (договоров) информации и документов о соглашениях (договорах) или сведений о нормативном правовом акте о предоставлении субсидии в порядке, установленном Минфином России;
  • постановку на учет бюджетных обязательств, возникших из соглашения (договора) или нормативного правового акта о предоставлении субсидии в соответствии с положениями порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, на основании Сведений о бюджетном обязательстве (код формы по ОКУД 0506101).

В целях обеспечения исполнения вышеуказанных положений Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (далее — МОУ ФК) необходимо:

а) проинформировать соответствующих главных распорядителей, которым утверждены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий юридическим лицам, о необходимости направления в МОУ ФК посредством ППО «СУФД»:

  • копии правового акта о передаче полномочий в течение пяти рабочих дней со дня его подписания;
  • копии соглашения (договора) или нормативного правового акта о предоставлении субсидии;

б) направить копии указанных документов посредством ППО «СУФД» в соответствующий орган Федерального казначейства, которому передаются полномочия, в день получения копии документа от главного распорядителя.

В дополнение отмечается, что до внедрения в промышленную эксплуатацию Подсистемы управления расходами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» внесение записей в реестр соглашений и постановку на учет бюджетных обязательств по соглашениям (договорам) или нормативным правовым актам о предоставлении субсидии органы Федерального казначейства осуществляют с учетом особенностей технической реализации ППО «СУФД».



[1] На момент подписания номера в печать приказ находился на регистрации в Минюсте России.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама