Итоги приема отчетности

Неумолимо приближаются сроки сдачи годовой отчетности за 2015 год. В целях повышения качества годовой отчетности финансовых органов субъектов Российской Федерации остановимся на основных проблемах и типичных ошибках, выявленных при приеме годовой отчетности за 2014 год.


Вмарте 2015 года Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства (далее — МОУ ФК) совместно с Управлением бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства был осуществлен прием отчетности за 2014 год от финансовых органов субъектов Российской Федерации (далее — финансовые органы).

При приеме годовой отчетности за 2014 год МОУ ФК было принято от финансовых органов более 5000 отчетных форм. В связи с их неоднократной заменой общее количество поступивших и обработанных отчетов составило почти 10 000 форм.

Каждая отчетная форма, представленная финансовыми органами в составе годовой отчетности за 2014 год, сдавалась в МОУ ФК в среднем два раза.


Как видно из приведенных диаграмм, наибольший коэффициент замены отчетности имеют формы бюджетной отчетности 0503110 «Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года», 0503324 «Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом», 0503125 «Справка по консолидируемым расчетам»; бухгалтерской отчетности — 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения», 0503730 «Баланс государственного (муниципального) учреждения», 0503773 «Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения».

Типичные ошибки

В результате анализа ошибок, допущенных финансовыми органами в формах годовой отчетности за 2014 год, выявлено, что к наиболее типичным можно отнести следующие:

Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф. 0503324):

в разделе 1 «Движение целевых средств» при перекодировке неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет указывались несуществующие коды бюджетной классификации (код целевой статьи расходов бюджетов, код классификации доходов бюджетов);

в разделе 2 «Расходование целевых средств» указывались коды видов расходов бюджетов, которые не соответствовали кодам КОСГУ, установленным приложением 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;

в разделе 3 «Анализ причин образования остатков целевых средств» не отражалась информация об остатках целевых средств, сумма которых превышает 5 процентов от суммы целевых средств, предоставленных в отчетном периоде, либо ошибочно отражалась информация об остатках целевых средств, сумма которых не превышает 5 процентов от суммы целевых средств (письмо Федерального казначейства от 11 декабря 2012 г. № 42-7.4-05/2.1-704).

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110):

указывались несуществующие коды бюджетной классификации и (или) агрегированные коды бюджетной классификации (виды доходов бюджета, разделы/подразделы классификации расходов бюджета; группы, подгруппы, статьи источников финансирования дефицита бюджета);

не отражались показатели счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (письмо Федерального казначейства от 21 декабря 2012 г. № 42-7.4-05/2.1-730).

Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320):

данные в части отражения остатков средств бюджета на балансовых счетах 40201, 40204 и 40404 не соответствовали показателям бюджетной отчетности территориальных органов Федерального казначейства (расшифровка остатков средств на счетах 40201, 40204 и 40404 к Консолидированному отчету о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0521452));

данные по строке 173 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации (020121000)» не соответствовали фактическим остаткам средств бюджета на счетах в кредитных организациях (избирательные комиссии, получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации, находящиеся за пределами территории субъекта Российской Федерации).



Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317):

в разделе 2 «Расходы бюджета» указывались коды видов расходов бюджетов, которые не соответствовали кодам КОСГУ согласно приложению 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;

в разделе 2 «Расходы бюджета» и разделе 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» фактическое исполнение превышало бюджетные назначения;

не была обеспечена полнота консолидационных процедур в части взаимосвязанных расчетов по межбюджетным трансфертам (например, в случае перечисления межбюджетных трансфертов либо возврата остатков межбюджетных трансфертов по ошибочным кодам КОСГУ).

Сведения об изменении остатков валюты баланса консолидированного бюджета (0503373) / Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773):

неверно заполнялся раздел 2 (графы 3 и 4 «Реквизиты контрагента» и 5 «Причина расхождения») (совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 15 декабря 2011 г. № 02-06-07/5617 и № 42-7.4-05/2.0-790);

не было обеспечено соответствие отчетных данных при изменении типа учреждения либо при передаче учреждения другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (сумма ф. 0503373/0503773 (р. 2, гр. 2) финансового органа, сдающего отчет, должна быть равна сумме ф. 0503173/0503373/0503773 (р. 2, гр. 2) контрагента).

Основные проблемы

Проанализировав результаты приема годовой отчетности финансовых органов за 2014 год, хочу обратить внимание на следующие основные проблемы.

1. Многочисленные расхождения взаимосвязанных показателей Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее — Справка) между показателями главных распорядителей средств федерального бюджета и финансовых органов в части подтверждения расходов, произведенных консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов.

2. Многочисленные расхождения между главными распорядителями средств федерального бюджета и финансовыми органами в части отражения переданного и полученного имущества при проведении выверки данных Справок.

Несмотря на работу, проводимую МОУ ФК совместно с главными распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами и государственными внебюджетными фондами начиная с 2013 года по предварительной сверке операций по переданному и полученному имуществу в соответствии с указаниями Минфина России, количество отклонений на момент приема основного комплекта форм годовой отчетности продолжает оставаться большим. Так, в первый день приема основного комплекта отчетных форм было выявлено 33 отклонения у 18 финансовых органов.

Таким образом, сверка по переданному и полученному имуществу должна быть завершена до сдачи основного комплекта отчетных форм.

3. Зачисление межбюджетных трансфертов на коды невыясненных поступлений в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.

По итогам сдачи годовой отчетности за 2014 год 11 финансовых органов не провели консолидационных процедур при формировании отчетных форм по причине зачисления межбюджетных трансфертов внутри консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на код доходов бюджетной классификации Российской Федерации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет».

С целью оперативного уточнения межбюджетных трансфертов, зачисленных на коды невыясненных поступлений, и исключения в итоге наличия невыясненных поступлений по межбюджетным трансфертам в годовой отчетности финансовых органов необходимо организовать совместную системную работу УФК по субъектам Российской Федерации, финансовых органов и администраторов доходов бюджета по мониторингу зачисления межбюджетных трансфертов на коды невыясненных поступлений и их уточнению на соответствующие коды бюджетной классификации Российской Федерации.

4. Некорректное применение кодов бюджетной классификации при исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Например: зачисление доходов, которые не являются межбюджетными трансфертами, на код КОСГУ 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; осуществление расходов, которые не являются межбюджетными трансфертами, по коду КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»; проведение операций по межбюджетным трансфертам по кодам КОСГУ, отличным от 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Такого рода ошибок практически невозможно избежать в течение финансового года, поэтому финансовым органам совместно с УФК по субъектам Российской Федерации необходимо организовать работу по оперативному уточнению операций, отраженных по ошибочным кодам бюджетной классификации.

5. Расхождения данных отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета и финансовых органов в части отражения операций при передаче бюджетного (автономного) учреждения в собственность другого публично-правового образования.

Учитывая итоги работы по приему годовой отчетности за 2014 год, Управлением бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства совместно с МОУ ФК разработан График мероприятий по обеспечению методической, технической и технологической готовности ППО «Автоматизированная система Федерального казначейства» к приему годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2015 год, формированию и представлению в Минфин России отчетности об исполнении федерального бюджета, отчетности об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2015 год, месячной и квартальной отчетности в 2016 году, который утвержден руководителем Федерального казначейства Р. Е. Артюхиным 7 сентября 2015 года.

Надеюсь, что совместное и свое­временное решение обозначенных проблем будет способствовать представлению в МОУ ФК более качественной бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2015 год.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама