Налоги казенных учреждений

Рассмотрим вопросы обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций отдельных видов доходов федеральных казенных учреждений.

Налог на добавленную стоимость

Оказание казенным учреждением услуг по обеспечению военнослужащих помещениями служебного жилого фонда

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, установлен соответственно пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Налогового кодекса.

Так, на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. В связи с этим услуги, оказываемые казенным учреждением, в том числе по обеспечению военнослужащих помещениями служебного жилого фонда, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Реализация военнослужащим спецодежды и предметов вещевого имущества

Что касается реализации казенными учреждениями товаров, то такие операции в вышеуказанный перечень не включены. Поэтому при реализации казенным учреждением товаров налог на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары.

Таким образом, если военно­служащий не возвращает спецодежду и предметы вещевого имущества, право собственности на них переходит к военнослужащему. Поэтому такую передачу права собственности на спецодежду и предметы вещевого имущества следует рассматривать как операцию по реализации товаров, которая облагается НДС.

Налог на прибыль

Сдача имущества в аренду

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Положениями статьи 249 Налогового кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового кодекса (ст. 250 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Законом от 24 ноября 2014 г. № 366?ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса внесены изменения, согласно которым с 1 января 2015 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).

Таким образом, с 1 января 2015 года доходы казенных учреждений, полученные от оказания услуг (выполнения работ) за плату, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, доходы, полученные казенным учреждением от сдачи имущества в аренду, в том числе средства, поступающие от арендаторов в возмещение платы за коммунальные услуги, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Излишки имущества из-за ошибок в учете. Задолженность по депонированию зарплаты и денежного довольствия в связи с истечением срока исковой давности

Что касается стоимости материальных запасов, прочего имущества в виде излишков, образовавшихся из-за ошибок в учете, а также задолженности по депонированию заработанной платы и денежного довольствия, подлежащей списанию в связи с истечением срока исковой давности, то необходимо учитывать, что на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому отнесены доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений. При этом учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, ведется раздельно.

Таким образом, операции, производимые казенным учреждением за счет лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), а также ошибки, связанные с порядком учета имущества, приобретенного (созданного) за счет бюджетных ассигнований, не влияют на порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К указанным целевым поступлениям согласно подпункту 16 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

Необходимо учитывать, что право безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом должно быть получено некоммерческими организациями на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следовательно, если казенные учреждения, подведомственные одному органу государственной власти, осуществляют между собой передачу имущества в безвозмездное пользование на основании решения органа государственной власти на ведение уставной деятельности, доход в виде права безвозмездного пользования указанным имуществом, полученный одним казенным учреждением от другого, не учитывается при определении налоговой базы на основании подпункта 16 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса.

Если иные виды доходов не могут быть квалифицированы в качестве средств целевого финансирования и целевых поступлений, а также иных видов доходов, поименованных в статье 251 Налогового кодекса, то они облагаются налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

В рамках бюджетной деятельности казенному учреждению оказаны услуги дератизации помещений. Организация — поставщик услуги ликвидирована, о чем сделана запись в Едином государственном реестре юридических лиц. У казенного учреждения числится кредиторская задолженность, срок исковой давности по которой не истек. Процедура по обоснованию совершения указанной хозяйственной операции учреждением соблюдена.
Как отразить в учете учреждения списание кредиторской задолженности?

Операции в учете по списанию кредиторской задолженности, срок давности которой не истек, будут следующими:

Дебет 1 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 1 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— возникновение задолженности перед поставщиком за услуги дератизации;

Дебет 1 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 401 10 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
— списание суммы кредиторской задолженности, срок исковой давности которой не истек, с одновременным отражением на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами»;

Списание задолженности, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном для бюджетных (автономных) учреждений актом учреждения в рамках формирования учетной политики. Указанное решение является основанием для постановки на забалансовый учет списанной задолженности (п. 371, 372 Инструкции № 157н).

Отметим: кредиторская задолженность учреждения сформирована за счет лимитов бюджетных обязательств, являющихся целевыми поступлениями, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.

Реклама