Минобрнауки России:  роль бухгалтера возрастает

Деятельность Министерства образования и науки Российской Федерации и его подведомственных учреждений играет огромную роль в развитии нашей страны. О некоторых моментах мы поговорили с заместителем главного бухгалтера, членом экспертного совета журнала «Бюджетный учет», кандидатом экономических наук Татьяной Петровной КОЧНОВОЙ.

— Татьяна Петровна, расскажите, пожалуйста, об особенностях работы Министерства образования и науки в 2014 году и курируемых Вами вопросов.

— Освоение бюджетных средств в 2014 году подведомственными Минобрнауки России учреждениями реализуется на основании приказа от 22 апреля 2013 г. № 297 «Об осуществлении федеральными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, полномочий Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению публичных обязательств». В соответствии с этим документом федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, переданы полномочия по осуществлению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме:

на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

на выплату стипендии молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики.

Учреждения, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, получают субсидии из федерального бюджета в рамках реализации положений Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1405 утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, федеральных государственных организациях профессионального образования, федеральных государственных образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

В рамках субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется реализация образовательных программ среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Согласно утвержденному Плану финансово-хозяйственной деятельности учреждений проводились расходы на оплату труда работникам на приобретение материальных запасов, на оплату коммунальных услуг, на оплату расходов по содержанию имущества, на приобретение учебного оборудования, на пополнение библиотечного фонда, на уплату налогов, на организацию культурно-массовой и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения в ВПО и СПО, на организацию производственной практики; на финансовое обеспечение выполнения мероприятий по программе развития деятельности студенческих объединений и другие.

— Как проходит сдача отчетности в этом году? Были ли трудности, и на какие моменты следует обратить внимание?

— Порядок составления и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений изложен в приказах Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, от 25 марта 2011 г. № 33н, а в 2014 году учитываются требования совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 6 февраля 2014 г. № 02-07-07/4932/42-7.4-05/2.1-95.

В основном учреждения составляют качественные отчеты, показатели которых соответствуют требованиям Минфина России и Федерального казначейства.

Хотелось бы отметить следующее: в 2014 году Министерством образования и науки Российской Федерации переданы подведомственным учреждениям полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица нашего министерства. В 2013 году учреждения осуществляли бюджетные инвестиции в порядке, установленном для получателей бюджетных средств. В связи с этим в 2014 году учреждениям при отражении операций по осуществлению капитальных вложений в объекты необходимо руководствоваться письмом Минфина России и Федерального казначейства от 31 декабря 2013 г. № 02-02-005/58618/42-7.4-05/5.1-897.

— Татьяна Петровна, какие возникают трудности в работе, как Вы их решаете?

— Для департамента, отвечающего за формирование сводной бухгалтерской отчетности, неизменным остается только одно — сбор, проверка, свод бухгалтерской отчетности подведомственных бюджетных организаций. Составление и своевременное представление достоверной информации о результатах финансовой деятельности министерства как главного распорядителя средств федерального бюджета в Минфин России, Счетную палату.

Для решения данной задачи Департаментом бухгалтерского учета Министерства образования Российской Федерации осуществляется использование и развитие комплексной автоматизированной системы (КАС) обеспечения деятельности подразделения. Одним из важнейших элементов данного комплекса является подсистема «Сбор и сведение отчетности».

С появлением сервиса «On-line своды» у учреждений подведомственной сети отпала необходимость лично приезжать в Москву для сдачи отчетности четыре раза в год, а нам позволило повысить эффективность труда сотрудников отдела. Поскольку сервис обеспечил работу удаленных пользователей с отчетными формами в асинхронном режиме, учреждения из разных часовых поясов смогли осуществлять ввод и обработку данных без участия куратора от министерства. Посредством данной программы у кураторов отдела появилась возможность своевременно осуществлять проверку отчетов и в режиме онлайн доводить до бухгалтеров информацию о том, вследствие каких ошибок и замечаний отчет не может быть принят. Это, несомненно, повысило скорость анализа и исправления отчета подведомственными учреждениями.

— Разрабатывались ли какие-либо положения, регламенты и т. д. для облегчения, налаживания работы (в общем и целом есть ли какие-либо новационные разработки)?

— В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформирование бухгалтерского учета и отчетности, обусловленное изменением экономических отношений. Стержнем реформирования являются международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС). В соответствии с положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений МСФО ОС для применения на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства от 25 февраля 2011 г. № 107) в министерстве создана рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности в рамках повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Первоочередной задачей при переходе на МСФО ОС является обеспечение требований к отчетности учреждений. Для этого прежде всего необходимо сформировать единые требования к учетной политике. Желательно, чтобы этот документ был единым для подведомственных учреждений, которые представляют его по МСФО ОС. Это позволит обеспечить сопоставимость отчетности и снизить трудозатраты учреждений на разработку учетных политик. Помимо регламентации положений учетной политики, возможно, будет полезным сформировать рекомендации по способу перехода от российского учета к МСФО ОС.

— Татьяна Петровна, какова, на Ваш взгляд, роль бухгалтера в современных экономических условиях?

— Успешная работа любой организации в условиях рыночных отношений немыслима без полной, объективной и достоверной экономической информации, которая содержится в регистрах бухгалтерского учета учреждения. Это означает, что в современных условиях роль бухгалтера возрастает и соответственно увеличивается объем его работы. В учреждениях именно бухгалтеры являются тем звеном, через которое государство осуществляет свою экономическую политику.


Реклама