Закон пустоты

Польский писатель и сатирик Станислав Лем как-то сказал: «Нет ничего более богатого по своим возможностям, чем пустота». В западной культуре выражение «внутренняя пустота» обозначает состояние, близкое к депрессии: отсутствие смысла жизни, ощущение нехватки чего-то, отсутствие желаний, собственной значимости. В культуре Востока к пустоте иное отношение.

Один из законов жизни носит название ­"закон пустоты«. Он гласит: «Все начинается с пустоты. Пустота всегда должна быть заполнена». Когда-то, более 2000 лет назад, Аристотель писал: «Природа не терпит пустоты»1.

Еще можно сказать так: жизнь не терпит пустоты. Ничто не возникает из ничего и не уходит в никуда — происходит постоянный процесс перерождения одного в другое: маленького — в большое, светлого — в темное, радости — в печаль и наоборот, в том числе проблемы — в решение. А может быть и наоборот. Но тем не менее процесс перерождения из одного в другое всегда проходит некую точку — стадию пустоты. Пустота — это некое пространство, которое тут же начинает заполняться тем, чем оно должно быть заполнено, чем вы хотите его заполнить.

Внутренняя пустота

Медитация2 в нашем сознании прочно связана с восточной культурой. Когда человек медитирует, он достигает полного освобождения от потока мыслей. Это можно определить как внутреннюю свободу, или пустоту. Но при этом при медитации никто не чувствует, что его существование бессмысленно, наоборот, появляется ощущение единения с Вселенной. В этом случае внутренняя пустота является целью, потому что только в состоянии внутренней пустоты можно ощутить все величие человеческой сути.

Когда человек медитирует, он достигает полной остановки потока мыслей. Когда нет мыслей, ничто не определяет человека, он освобождается от оков своего физического тела, разума и мировоззрения.

Все духовные практики, направленные на постижение внутренней пустоты, не имеют целью вогнать человека в депрессию. Напротив, познав свою пустоту, человек познает, что пустота и наполненность это одно и то же. Только в состоянии такой внутренней пустоты можно ощутить все величие человеческой сущности, божественных сил и мира, в котором мы живем. Достигнув состояния пустоты, человек обретает просветление.

Но это все в варианте, близком к идеальному. Обычно, чувствуя пустоту, мы стремимся ее заполнить, иногда даже не осознавая этого. Наши обыденные «антидепрессанты», дающие временное облегчение: еда, сериалы, вечеринки. Потом опять возвращаются неприятные ощущения. Чтобы получить желаемый эффект, надо выяснить истинную причину пустоты, иначе неприятные ощущения будут переживаться сильнее с каждым разом. Сконцентрируйтесь на внутренней пустоте, и, возможно, возникнут мысли. Даже если они сумбурные и не очень понятные, попробуйте их записать. Может быть, в дальнейшем вы сможете интерпретировать их для себя. Возможно, вы понимаете, по какой причине ощущаете пустоту. Страх, нелюбовь к себе, одиночество — самые распространенные причины этого ощущения.

Познай себя

Пустоту можно использовать как возможность больше узнать о себе. В своей книге «Психология самопознания, или Как найти формулу жизни» психолог Павел Артемьев размышляет о том, как обрести душевное равновесие, сделать свою жизнь осмысленной и интересной. Он считает, что, избегая пустоты, в действительности мы избегаем контакта с самими собой. У нас почти постоянно включен телевизор, нам требуется какой-то звуковой фон. Этим мы бессознательно пытаемся избавиться от ощущения пустоты. Пустота — это то, чего мы страшимся и не понимаем, а потому сторонимся ее, до предела загружая слух, глаза и собственный мозг.

Одним из путей ухода от себя является виртуальный мир, телесериалы. Развлекая себя сериалами, мы проживаем жизнь экранных героев. При этом мы испытываем чужие чувства и тем самым как бы обогащаем собственное существование. Но экранная жизнь не может быть нашей, как не могут быть нашими тот выбор и те решения, к которым пришел экранный герой. А каждому из нас есть над чем задуматься — например, как мы общаемся с близкими, о чем предпочитаем беседовать с коллегами, приятелями (как правило, о том, что увидели на том же телеэкране, вычитали из газет, услышали по радио). Таким образом неосознанно мы развиваем в себе репродуктивное мышление3.

Пересказывая другу увиденный фильм, мы, в свою очередь, слышим пересказ прочитанной им статьи. В сущности, репродуцируется все, что мы видим и слышим. Встретили на улице забавную парочку — получили повод для рассказа, пронаблюдали падение сосульки — расскажем знакомым и об этом.

Еще более забавен вариант так называемой лестничной беседы, когда разговаривающие по сути не слышат друг друга, и все их внимание направлено исключительно на поиск «ключевых ступенек» в рассказе собеседника. Как только произносится долгожданное ключевое слово, дремлющий мозг тут же пробуждается и ассоциативно выдает историю из собственной жизни, так или иначе связанную с появившейся из небытия темой. Однако оппонента менее всего волнует эта история, и он в свою очередь «засыпает», ожидая аналогичной подсказки от собеседника или карауля момент, когда можно будет продолжить прерванный рассказ.

Если речь идет о детях, ничего предосудительного в репродуктивном общении нет. Скажем, один малыш пересказывает другому увиденный мультфильм, а тот делится, как отдохнул со своими родителями на даче. Происходит постижение мира, и попутно развиваются такие качества, как умение слушать, анализировать.

Однако постепенно возникает необходимость в следующем, качественно новом шаге вперед, а вот этого шага зачастую и не происходит, потому что действительное осмысление какой-либо информации требует наличия той самой пустоты, которую мы начинаем искоренять с самых ранних лет.

Пустота — не холодный вакуум, не смерть и не что-то чужеродное, а необходимое условие для контакта с самим собой! Таким образом, именно в период внутренней опустошенности мы соприкасаемся с нашим истинным «я», обладающим изначальной мудростью и глубоким пониманием вещей. Но далеко не все могут вынести близость этого «я», а наоборот, бегут от него. Оттого с каждым годом увеличивается дистанция между нами и нашим «я», следовательно, и непонимание себя самого, раздражение от того, что не обретен жизненный смысл, не осознаны ближние и дальние цели. Со временем вместо преданного мудрого соратника в своем лице мы приобретаем равнодушного спутника. И в таком случае, когда мы оказываемся наедине с собой, к нам приходит тоска. То есть когда не о чем поговорить с самим собой, это значит, что говорить попросту не с кем.

Хорошо, если есть близкие и друзья, но и они в данном случае не помогут, поскольку не в состоянии заменить внутреннего собеседника. Незрелое «я» продолжает упорно не понимать вас, и вы остаетесь один на один со своими бедами. Отсюда хронические нелады с самим собой, раздражение и ворох жизненных неурядиц.

Тем не менее возможности для развития остаются всегда. Даже трехмесячный младенец, если с ним разговаривать, если ему улыбаться, начинает быстрее расти и развиваться. Стоит вам только выйти на контакт со своим «я», как вы начнете становиться самим собой. А стать самим собой поможет пустота, которую вы сможете заполнить своими переживаниями, идеями, мыслями.

Интересно

Один монах пришел к учителю, чтобы тот помог ему осознать смысл своего учения. Он долго добирался до места, где живет учитель. И пока он был в пути, у него скопилась масса вопросов и мыслей. Ему не терпелось узнать ответы.

— Расскажи, уважаемый учитель, о сути всего, — попросил он.

— Хорошо, — сказал учитель, — но давай сначала попьем чаю. Я вижу, что ты устал в дороге.

Принеся чашки и поставив их, он начал наливать чай гостю. Чашка постепенно наполнялась чаем и наконец наполнилась до краев, но учитель продолжал наливать чай. Вот уже чай потек через край...

— Стойте! Куда же вы льете? — закричал монах. — Чашка и так полна!

— Чашка полна, — подтвердил учитель, — как и ты полон своими вопросами и мыслями, подобно этому чаю. Как же я могу объяснить тебе суть учения, если в тебе, как и в этой чашке, не осталось места?

Мнимая пустота

Часто встречается мнимая пустота. В душе человека царят печаль, сомнения, обида. Он ощущает полную опустошенность. Нет сил моральных и, как следствие, физических. Но на самом-то деле в душе нет пустоты — все заполнено негативными чувствами. Будучи во власти негативных переживаний, человек, так же не осознавая этого, начинает заполнять эту созидающую на самом деле пустоту своими негативными же мыслями — ожиданиями.

В наших силах изменить ситуацию, пустив в переработку, в великий процесс преображения одного в другое, весь негатив, и когда мы избавимся от переполняющих душу печалей и обид, мы создадим пустоту. И уже этот очищенный сосуд сможем наполнить другим содержанием — вместить радость, уверенность, смех.

Кто-то может сказать, что нет ничего хуже состояния пустоты после тяжелой утраты, травмы, сильного переживания. Находясь в таком состоянии, человек не осознает, что некое очень острое чувство (горечи, боли, разочарования, мести, не важно какое), которое так беспокоило и мучило, ушло. Уже ушло. А нового пока нет. Нет заполненности. Возможно ли достичь ее самому? Можно.

Бывает, что полученную пустоту человеку нечем заполнить — вокруг он видит только темные пятна. Но даже не имея позитива у себя внутри, можно взять его извне и наполнить свою внутреннюю пустоту, или пространство, радостью жизни, цветами и красками, музыкой, запахами, вкусами, чувствами, ощущениями! Этого так много в нашей жизни, стоит только повнимательнее приглядеться.

Не всегда самому просто пройти этот путь: состояние пустоты как пространства переработки — трудное состояние. Наверное, поэтому есть люди, помогающие преодолеть этот непростой жизненный этап. Тем не менее все начинается с пустоты, хоть природа ее и не терпит. Конечно, это дело не одного дня и очень нелегкий труд. Но дорогу осилит идущий. •

В статье использованы материалы из книги П. Артемьева «Психология самопознания, или Как найти формулу жизни».

1 «Природа не терпит пустоты» — Natura abhorret vacuum (лат). Приобрело популярность благодаря французскому писателю-гуманисту Франсуа Рабле (1494–1553), который в своем романе «Гаргантюа» (1535) пишет (ч. 1, гл. 5) о средневековых физиках, которые были уверены, что «природа боится пустоты», и этим объясняли, например, подъем воды в насосах. Иногда в этом же смысле используется и латинское выражение Horror vacui (xoppop вакуи) — страх, боязнь пустоты.

Иносказательно: обычно применяется к социальной практике: если сознательно не поддерживать, не культивировать в человеке (обществе) доброе, хорошее начало, то ему неизбежно придет на смену дурное и злое. Отчасти может служить аналогом известной поговорки: «Свято место пусто не бывает» (шутл.-ирон.).

2 Медита?ция — от Meditatio (лат.), размышление, — род психических упражнений, употребляемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).

3 Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из определенных источников.