Об основных направлениях налоговой политики на 2014—2016 годы

В трехлетней перспективе 2014–2016 годов приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее, — создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.

Существенных преобразований в структуре налоговой системы, а также введения новых налогов в среднесрочном периоде не предполагается. В 2014–2016 годах планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по таким направлениям, как:

  • поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;
  • совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;
  • упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;
  • создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;
  • совершенствование налогообложения торговой деятельности;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала

Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц

В долгосрочном периоде будет сохранена ставка налога на доходы физических лиц для большинства видов доходов в размере 13 процентов. Введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не ожидается.

Предлагается систематизировать ряд предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов), таких как:

— компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока (других равноценных пищевых продуктов) или соответствующих выплат в денежной форме, а также с бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;

— гранты Президента РФ, выделяемые для проведения научных исследований, и гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства. В настоящее время в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ, а также суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов.

Перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 602.

Перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, утвержден постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2001 г. № 89.

Ожидается, что после внесения соответствующих изменений перечень грантов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, расширится;

— материальная помощь, выплачиваемая органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

В настоящее время на основании пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Минфин России в письме от 29 апреля 2013 г. № 03-04-05/14992 обращает внимание на то, что пособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособие, назначаемое по уходу за больным ребенком, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Минфин России подчеркнул, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц (письмо от 27 марта 2013 г. № 03-04-05/6-294 со ссылкой на постановление ВАС РФ от 8 июня 2010 г. № 1798/10);

— материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда студентам.

На основании пункта 11 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.

ФНС России в письме от 4 марта 2005 г. № 04-1-03/848 указал, что стипендии, выплачиваемые студентам образовательными учреждениями в повышенных размерах, также не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 11 статьи 217 Налогового кодекса.

После внесения соответствующих изменений перечень выплат, осуществляемых студентам из стипендиального фонда, очевидно, расширится;

— оплата стоимости проезда физических лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска (отдыха) на территории Российской Федерации и обратно и провоза их багажа.

В настоящее время исходя из статьи 325 Трудового кодекса лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

После внесения соответствующих изменений, очевидно, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, будет предоставлен больший объем компенсации по оплате стоимости проезда к месту проведения отпуска (отдыха) и обратно и провоза их багажа;

— денежные средства, выплачиваемые органами службы занятости физическим лицам в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность.

В настоящее время направление органами службы занятости физических лиц на работу или обучение в другую местность определяется положениями Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

К 2014 году предполагается более детальная проработка вопросов в данной области, в частности, проработка вопроса об освобождении от налогообложения средств, выплачиваемых физическим лицам при направлении их органами службы занятости в другую местность на работу или обучение;

— исключить ограничение на сумму доходов, освобождаемых от налогообложения, в отношении доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Пунктом 33 статьи 217 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения помощи (в денежной и натуральной формах), а также подарков, которые получены указанными категориями граждан, в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период.

Таким образом, предполагается увеличить сумму, не облагаемую налогом на доходы физических лиц, ныне составляющую 10 000 рублей за налоговый период.

УФНС России по г. Москве в письме от 12 сентября 2011 г. № 20-14/088174 указывало, что в случае, если благотворительная помощь за календарный год была оказана в размерах, превышающих суммы необлагаемой помощи (пункты 8 и 33 статьи 217 НК РФ), в соответствии со статьями 228 и 229 Налогового кодекса налогоплательщику необходимо представить в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в ИФНС по месту жительства налоговую декларацию по НДФЛ и уплатить исчисленную самостоятельно сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом в Основных направлениях налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов указывается на необходимость систематизации перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, а также устранения имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ

В отношении имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья в сумме до 2 млн рублей) предполагается уйти от принципа предоставления налогового вычета по НДФЛ только лишь по одному объекту имущества. Планируется предоставить физическим лицам права на обращение в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно вплоть до полного использования предельной суммы налогового вычета.

Помимо этого во исполнение постановления Конституционного суда от 1 марта 2012 г. № 6-П (далее — Постановление № 6-П) указывается на необходимость установления порядка получения имущественного налогового вычета родителями (в том числе усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями), осуществляющими новое строительство или приобретение за свой счет имущества в собственность несовершеннолетних детей.

УФНС России по г. Москве в письме от 18 июня 2012 г. № 20-14/52818@, принимая во внимание Постановление № 6-П, указывает, что в случае, если ребенок был несовершеннолетним на момент приобретения и оформления квартиры в собственность, налогоплательщик (мать ребенка) вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом с соблюдением норм, предусмотренных пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса.

Выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц

Предлагается создание стимулов для долгосрочных инвестиций на финансовых рынках путем создания равных или сопоставимых налоговых условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц. Данные меры можно реализовать путем введения в некоторых случаях новых льгот, а в иных случаях — ужесточая применяемые в настоящее время ограничения.

Для этих целей предлагаются следующие подходы:

  • введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных выше ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет. Однако планируется не предоставлять подобного вычета при получении доходов от прямых инвестиций. Для этого необходимо ограничить предельную сумму доходов, освобождаемых от налогообложения при продаже акций, величиной финансового результата, получаемого от реализации количества акций в размере не более 3 млн рублей за каждый год владения ценными бумагами. На основе метода учета запасов ФИФО предлагается установить правила расчета необлагаемой суммы исходя из срока владения ценными бумагами. Данная мера позволит связать срок владения ценными бумагами и размер освобождаемого от налогообложения дохода;

  • освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам. Предлагается ввести новый лимит на размер освобождаемых процентов по вкладам: по вкладам в рублях в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процентных пункта, а по вкладам в иностранной валюте — до 6 процентов годовых.

 

В настоящее время на основании пункта 27 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:

  • проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, в течение периода, за который начислены указанные проценты;

  • установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте.

 

Минфин России в письме от 5 апреля 2013 г. № 03-04-06/1121 в отношении выплаты недополученных клиентом процентов отмечает, что такие выплаты являются возмещением упущенной выгоды, поскольку имеют целью возмещение не полученных физическим лицом доходов, которые в случае их возникновения подлежали бы налогообложению. То есть, по мнению официального органа, суммы выплаченных клиентам банка недополученных процентов подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке, установленном статьей 214.2 Налогового кодекса, с учетом положений пункта 27 статьи 217 Налогового кодекса.

К 2018–2020 годам предлагается установление абсолютного значения предельной суммы освобождаемых процентов для физического лица, а также процентных доходов по обращающимся облигациям с обязательным централизованным хранением.

Возможно введение обязательного информирования банками налоговых органов о суммах начисленных процентов по банковским вкладам (по аналогии с предоставлением работодателями справок по форме 2-НДФЛ);

  • освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в имуществе. Однако такое освобождение должно предоставляться только в том случае, если в собственности физического лица на дату продажи объекта имущества помимо продаваемого объекта не находилось более трех таких объектов;

  • включение в законодательство о ценных бумагах понятия «индивидуальный инвестиционный счет», а также требований к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанных с ведением индивидуальных инвестиционных счетов. Физические лица могут получить возможность выбора: воспользоваться либо инвестиционным налоговым вычетом в сумме денежных средств, внесенных на такой индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 тыс. рублей за налоговый период, либо в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, при условии истечения не менее пяти лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.

 

Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

В отношении страховых взносов планируется продление до 2016 года применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года — в отношении большинства плательщиков — 30 процентов и неперсонифицированного тарифа — 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

Предполагается, что индивидуальные предприниматели будут уплачивать взносы за себя по дифференцированному тарифу в зависимости от величины их годового дохода.

В целях поддержки отдельных секторов экономики планируется предоставлять иные меры государственной поддержки, не связанные с системой обязательного социального обеспечения.

Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом

Отмечается, что прямая зависимость параметров налогообложения от правил бухгалтерского учета создаст предпосылки для возникновения налоговых последствий, в том числе уменьшения налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков, через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах. Помимо этого ставится под сомнение правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и других).

В связи с этим указывается на нецелесообразность подготовки налоговой отчетности на основании исключительно документов бухгалтерского учета.

Предлагается упростить налоговый учет путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета и ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

На Минфин России возложены обязанности по подготовке проекта федерального закона, предусматривающего, в частности:

Предлагается упростить налоговый учет путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций.

 

  • уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
  • возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
  • принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
  • признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
  • изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц. ?

 


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама