Некоторые вопросы  бюджетного учета  по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

С вступлением в силу Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) в бюджетной сфере произошли значительные изменения. Законом № 83-ФЗ определено, что все государственные или муниципальные учреждения будут существовать как казенные, бюджетные или автономные. Об изменениях в обслуживании бюджетных учреждений с применением ППО АСФК 

С учетом положений Закона № 83-ФЗ в конце 2010 года Минфином России были приняты новые нормативные документы, предназначенные для формирования полной и достоверной информации о кассовом исполнении федерального бюджета, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кассовом обслуживании бюджетных, автономных и иных учреждений.

Законодательная база

С 1 января 2011 года вступили в действие новые приказы и инструкции Минфина России, Федерального казначейства по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, которыми руководствуются органы, организующие исполнение бюджета, и органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: 1) приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»; 2) приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;3) приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»; 4) приказ Министерства финансов России от 23 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

5) приказ Федерального казначейства от 29 октября 2010 г. № 16н «О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений»; 6) приказ Федерального казначейства от 29 октября 2010 г. № 15н «О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств автономных учреждений».



В ногу со временем

Одновременно в деятельности Управления Федерального казначейства по Белгородской области произошли существенные изменения. С 31 декабря 2010 года в рамках проекта модернизации системы Федерального казначейства в Управлении Федерального казначейства по Белгородской области осуществлен промышленный запуск прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО АСФК). С 1 июля 2011 года в соответствии с приказом Федерального казначейства от 6 апреля 2011 г. № 107 «О реорганизации Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации» Управление Федерального казначейства по Белгородской области реорганизовано в форме присоединения к нему подведомственных отделений. Начиная с января 2011 года в условиях функционирования ППО АСФК осуществлена централизация бюджетного учета по операциям бюджетов бюджетной системы. Все операции со средствами федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и кассовое обслуживание бюджетных учреждений, автономных и иных учреждений отражаются в единой базе на уровне Управления. Ведение бюджетного учета, формирование регистров бюджетного учета, форм бюджетной отчетности и формирование отчетных данных для представления в систему ключевых показателей эффективности (КПЭ) осуществляется отделом бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления. Для совершения операций со средствами бюджетов бюджетной системы, бюджета Союзного государства, бюджетных, автономных и иных учреждений по состоянию на 1 октября 2011 года Управлению открыто 876 бюджетных счетов в подразделениях расчетной сети Банка России и в отделениях Сбербанка России по Белгородской области:

  •  40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»;
  •  40105 «Средства федерального бюджета»;
  •  40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации»;
  •  40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»;
  •  40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение» — 48 счетов; 
  •  40603 «Счета организаций, находящихся в собственности бюджета субъекта Российской Федерации. Некоммерческие организации»;
  •  40204 «Средства местных бюджетов»— 307 счетов; 
  •  40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации»— 200 счетов;
  •  40816 «Средства бюджета Союзного государства»;
  •  40501 «Средства организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации»— 2 счета;
  •  40116 «Средства для выплаты наличных денег организациям» — 313 счетов.

Для отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления 2011 год стал напряженным. Сотрудникам отдела приходилось в новых условиях оперативно решать возникающие проблемы по отражению операций, формированию регистров бюджетного учета, формированию, составлению и представлению оперативной и регламентированной отчетности в Федеральное казначейство, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства и финансовые органы. Необходимо было решать и организационные вопросы.В рамках внутриведомственной реорганизации отделом бюджетного учета проведены мероприятия по организации работы по обеспечению наличными денежными средствами клиентов, лицевые счета которых открыты в Управлении и в его территориальных отделах по районам и городам области.В связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с Законом № 83-ФЗ состоялся открытый аукцион в электронной форме на продажу права заключения контракта на оказание услуг Управлению Федерального казначейства по Белгородской области по открытию и ведению счетов на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег организациям» для обеспечения наличными деньгами бюджетных учреждений нового типа. В начале года отделом были разработаны локальные акты, а также внесены изменения в действующие документы по порядку ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности в Управлении, в график документооборота, порядок открытия и закрытия операционного дня в ППО АСФК. В связи с реорганизацией сотрудники территориальных отделов наделены отдельными полномочиями, для реализации которых были изданы следующие приказы:1) приказ от 27 июня 2011 г. № 121-пр «Об организации работы по обеспечению наличными средствами организаций, лицевые счета которых обслуживаются в территориальных отделах Управления Федерального казначейства по Белгородской области»;

2) приказ от 30 июня 2011 г. № 129-пр «О наделении сотрудников отдельными полномочиями по обеспечению наличными средствами организаций, лицевые счета которых обслуживаются в территориальных отделах Управления Федерального казначейства по Белгородской области»;3) приказ от 30 июня 2011 г. № 130-пр «О закреплении печатей за территориальными отделами Управления Федерального казначейства по Белгородской области».

 

Кассовое обслуживание 

На кассовом обслуживании в Управлении по Белгородской области находится 307 бюджетов муниципальных образований: три бюджета городского округа, 19 бюджетов муниципальных районов и 285 бюджетов сельских и городских поселений. Централизация бюджетного учета по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов муниципальных образований на уровне Управления имеет свои особенности:

  • за счет количества обслуживаемых бюджетов вырос объем учетной информации, в десятки раз увеличилось количество формируемых регистров бюджетного учета;
  • сокращение учетных функций в территориальных отделах вызвало равнозначное увеличение объема работ по учету со средствами бюджетов в Управлении.

Сложность заключается в том, что сверка и выверка данных бюджетного учета проводится вручную: специалистам по бюджетному учету и отчетности приходится ежедневно работать с огромным количеством регистров, анализировать отражение операций.Для сбора, анализа и систематизации учетных данных по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы, кассовому обслуживанию бюджетных, автономных и иных учреждений отделом ежедневно формируется 1006 регистров бюджетного учета. Основными и наиболее востребованными являются такие регистры, как Главная книга и Журнал по прочим операциям, формируемые отдельно:

  •  по исполнению федерального бюджета; 
  •  кассовому обслуживанию федерального бюджета; 
  •  кассовому обслуживанию исполнения бюджета Белгородской области;
  •  кассовому обслуживанию исполнения бюджетов муниципальных образований Белгородской области в разрезе каждого бюджета;
  •  кассовому обслуживанию бюджетных, автономных и иных учреждений;
  •  кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства.

Ведение учета операций со средствами бюджетов, бюджетных, автономных и иных учреждений в единой базе исключает необходимость формирования бюджетной отчетности на уровне территориальных отделов.С учетом произошедших изменений количество форм отчетности, формируемой непосредственно отделом бюджетного учета, не изменилось, но стали другими порядок их составления и методы проверки. Ранее отчетность формировалась путем свода данных отчетов 21 отделения и отчетов Управления. Порядок составления отчетности включал длинную цепочку операций, проводимых сотрудниками отдела бюджетного учета: прием отчетов отделений, проведение их внутреннего и междокументного контроля (часто визуальный), составление отчетов Управления и проверка правильности отражения данных и, наконец, формирование сводной отчетности и проверка правильности отражения данных. Благодаря реализации в ППО АСФК междокументного и внутреннего контроля затраты времени на эти операции значительно снизились.

ППО АСФК в действии

В условиях работы в ППО АСФК отделом бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления формируется и составляется с разной периодичностью 956 форм бюджетной отчетности. Из них шесть форм являются формами оперативной отчетности и представляются в Федеральное казначейство с установленной периодичностью: пять форм ежедневно и одна еженедельно. Также 25 форм отчетности составляются ежемесячно и одна форма — ежеквартально.Управление Федерального казначейства по Белгородской области ежемесячно представляет в финансовые органы, уполномоченные на формирование бюджетной отчетности соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации на территории области, 924 отчета. В состав отчетности, представляемой по кассовому обслуживанию исполнения бюджета Белгородской области и 307 бюджетов муниципальных образований входят:

  1. Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150);
  2. Отчет по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151);
  3. Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152).

С января 2011 года специалистами отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов ежедневно, еженедельно и ежемесячно формируются отчетные данные для представления в систему ключевых показателей эффективности (КПЭ) исполнения бюджетов бюджетной системы России. Система КПЭ представляет собой свод данных в разрезе различных показателей по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы:

  •  исполнение доходной части бюджета;
  •  источники финансирования дефицита бюджета;
  •  кассовое обслуживание местных бюджетов;
  •  межбюджетное регулирование;
  •  исполнение расходной части бюджета;
  •  сведения о государственных контрактах;
  •  общие показатели эффективности;
  •  остатки на счетах.

Отчетные данные КПЭ используются для осуществления ежедневного мониторинга исполнения бюджетов, позволяют проводить оперативный анализ причин отклонений по каждому публично-правовому образованию, а также обеспечивают возможность получения информации внешними пользователями не только по операциям на счетах Управления на территории субъекта Российской Федерации, но по всей стране. Формирование отчетности КПЭ в одной базе имеет свои преимущества: специалистами структурных подразделений Управления оперативно производятся сверка и контроль, а при необходимости — сверка и корректировка показателей. 

Ряд проблем

Применение ППО АСФК выявило ряд недостатков, затрудняющих работу специалистов. На сегодняшний день закрытие операционного дня системы — это одномоментная блокировка операций по всем актуализированным в системе счетам. Отсутствует возможность закрытия операционного дня по балансовому счету или в разрезе бюджетов и видов деятельности. Недостаточно проработан учет внебанковских операций. Возникают ситуации, когда документ по внутренним перемещениям (Справка (ф. 0504833)) не имеет бухгалтерских проводок или по отмененным первичным документам (Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809), внутренняя заявка на кассовый расход) находится в статусе «Черновик». Это вызывает дополнительные затраты времени на проверку корректности и верности отражения учетных операций в регистрах и бюджетной отчетности. К сожалению, в программном обеспечении не реализована возможность отследить внебанковские операции по балансовым счетам, а только по виду деятельности и коду бюджета. При централизации бюджетного учета по операциям с наличными денежными средствами специалисты отдела бюджетного учета сталкиваются с проблемами при сверке и выверке данных регистров бюджетного учета. Основными причинами возникающих проблем были отсутствие технологических регламентов по работе в ППО АСФК, недоработки программного продукта и отсутствие электронного обмена территориальных отделов Управления с отделениями Сбербанка России на территории области по счетам 40116 «Средства для выплаты наличных денег организациям».На уровне Управления Федерального казначейства по Белгородской области отсутствуют банковские выписки по счетам 40116 «Средства для выплаты наличных денег организациям»,  открытым в отделениях ОАО «Сбербанк России» ля обслуживания клиентов, лицевые счета которых открыты в территориальных отделах Управления по районам и городам, и отражающие движение наличных средств и первичные документы, подтверждающие совершение операций на этих счетах за операционный день. Отсутствие электронного обмена документов с банками вызывает необходимость ручной обработки выписок банка специалистами территориальных отделов. Этот фактор может снизить достоверность данных бюджетного учета и отчетности. 

О преимуществах ППО АСФК

Несмотря на все еще возникающие проблемы, достоинства ППО АСФК очевидны и неоспоримы.Прежде всего это работа в единой базе, позволяющей формировать регистры бюджетного учета и отчетность на основании первичных документов, которые регистрируются всеми структурными подразделениями Управления Федерального казначейства по Белгородской области. Появилась возможность оперативно обнаруживать ошибки, определять и устранять причины их возникновения, проводить анализ сформированной отчетности.Централизация бюджетного учета внесла значительные изменения в работу отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления. В части учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации порядок работы в целом не изменился. В связи с централизацией бюджетного учета в отделениях не стало функций по учету, что привело к сокращению функций и в Управлении Федерального казначейства по Белгородской области: Управлением не используются счета для отражения операций по внутренним расчетам с отделениями (1 212 00 000 «Внутренние расчеты по выбытиям» (по бюджетным средствам), 2 308 00 000 «Внутренние расчеты по поступлениям» (по средствам от иной приносящей доход деятельности), 3 308 00 000 «Внутренние расчеты по поступлениям» (по средствам во временном распоряжении), следовательно, не формируются и регистры бюджетного учета по внутренним расчетам — «Ведомость учета внутренних расчетов» (ф. 0503061) с территориальными отделами, которые ранее формировались ежедневно и ежемесячно.Изменения коснулись счетов по результату кассового исполнения бюджета. Сейчас в Главной книге Управления по исполнению федерального бюджета на счетах 1 402 00 000 «Результат по кассовым операциям бюджета» (по бюджетным средствам), 2 402 00 000 «Результат по кассовым операциям бюджета» (по средствам от иной приносящей доход деятельности), 3 402 00 000 «Результат по кассовым операциям бюджета» (по средствам во временном распоряжении) мы видим отражение операций по лицевым счетам всех получателей средств бюджета на территории области.Появилась возможность оперативно осуществлять контроль за правильностью оформления совершаемых операций бухгалтерскими записями в соответствии с нормами действующих нормативных правовых актов.Снизились трудозатраты на обработку информации и формирование регистров бюджетного учета, отчетности. Одним из положительных моментов является реальное сокращение сроков формирования отчетности, что повышает эффективность работы отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления.Реализован принцип многоуровневого утверждения: визирование и утверждение документов осуществляется с применением электронно-цифровой подписи уполномоченных лиц. В результате в ППО АСФК хранятся юридически значимые документы. Значительно экономится время на подписание бухгалтерских документов и регистров бюджетного учета, которых в день может быть более тысячи. Все первичные документы, заверенные ЭЦП предусмотренных должностных лиц, хранятся в базе данных ППО АСФК в электронном виде и доступны для последующего контроля и обработки отделом бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления.Стало возможным определить состояние и маршрут документа в любой момент времени. Повысилась скорость обработки операций.Возрос уровень надежности хранения и обеспечения углубленной аналитической обработки данных за счет централизации хранения данных в единой базе АСФК на уровне Управления Федерального казначейства по Белгородской области. 

 


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама