Ведение  кассовых операций  по новым правилам

С 1 января 2012 года вступило в действие Положение Центрального банка РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее — Порядок № 373-П). О новом порядке пойдет речь в данной статье.

М. Р. ГУБАЙДУЛЛИНА, консультант

 

К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим вопросы ведения кассовых операций в государственных учреждениях, относятся:

  • Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;
  • Закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
  • постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»;
  • приказ Минфина России от 1 де-кабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
  • приказ Минфина России от 31 декабря 2010 г. № 199н «Правила обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства»;
  • Порядок № 373-П.

 

 

 

Порядок ведения кассовых операций был утвержден Центральным банком еще в 1993 году и с тех пор значительно не менялся. Но жизнь не стоит на месте, и новые экономические реалии вносят свои изменения. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка от 22 сентября 1993 г. № 40 (далее — Порядок № 40), не регламентировал ведение кассовых операций в обособленных подразделениях, не отразил порядка определения лимита остатка кассы, не определил взаимоотношения между старшим кассиром и кассирами, не детализировал порядок организации работы по ведению кассовых операций. Кроме того, согласно ему существовали строгие ограничения по срокам хранения в кассах наличных денежных средств и жесткие требования по оборудованию помещений касс. Указанные обстоятельства в условиях ограниченного бюджетного финансирования приводили к дополнительным сложностям в учреждениях и конфликтам с контролирующими органами, отражающими в актах проверок многочисленные нарушения порядка ведения кассовых операций.

C 1 января 2012 года в соответст-вии с указаниями Центрального Банка Российской Федерации от 13 декабря 2011 г. № 2750-У (далее — Указания № 2750-У) Порядок № 40 признан утратившим силу. Порядок № 373-П вступает в силу с 1 января 2012 года. 

Порядок № 373-П имеет своей целью осуществление нормативного и методического обеспечения деятельности по ведению кассовых операций на территории Российской Федерации. Документ вызвал острые дискуссии со стороны коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, но и главным бухгалтерам государственных учреждений есть что из него почерпнуть. 

Нормы нового нормативного акта распространяются на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее — юридические лица), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели).

Получателям бюджетных средств при ведении операций по приему наличных денег, включающих их пересчет и выдачу, следует руководствоваться Порядком № 373-П, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

 

Лимит остатка кассы

Главным нововведением Порядка № 373-П является методика расчета максимально допустимой суммы наличных денег, которая может храниться в месте проведения кассовых операций после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня. 

До настоящего времени единая методика расчета лимита остатка кассы отсутствовала, для его установления каждое учреждение производило самостоятельный расчет на основании данных о фактической выручке за последние три месяца, о среднедневной и среднечасовой выручке, о фактически выплаченных за последние три месяца (кроме расходов на заработную плату и выплаты социального характера) средствах, о среднедневном расходе учреждения, а также о сроках сдачи выручки и часах работы предприятия. 

Некоторые учреждения, не зная, как произвести расчет, лимита не устанавливали, ошибочно полагая, что в этом случае сдавать денежную наличность в отделение казначейства не обязательно. Это приводило к недоразумениям во время проведения контрольных мероприятий, так как в таком случае лимит остатка кассы признавался равным нулю, а несданная денежная наличность — сверхлимитной.

Учитывая высокую мобильность такого вида активов, как наличные денежные средства, а также значимость их сохранности для финансового состояния государственного учреждения, необходимо знать порядок ведения кассовых операций в целом и методику определения лимита остатка кассы в частности. 

До настоящего времени при установлении государственным учреждениям размера лимита остатка кассы органы Федерального казначейства, руководствуясь пунктом 2.5 Положения Центрального банка от 5 января 1998 г. № 14-П, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 19 декабря 1997 г. № 47 (с 1 января 2012 года утратило силу в соответствии с п. 1 Указаний № 2750-У), исходили из того, что если срок сдачи выручки у государственного учреждения определен ежедневный, то есть вся полученная выручка ежедневно сдается в отделение казначейства, то лимит устанавливается в размере среднедневного расхода.

Существовала также возможность утверждения лимита остатка кассы в сумме, превышающей ежедневный расход наличных денег, для учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета, чья деятельность связана со специальными режимами работы, в случае представления соответствующими федеральными органами исполнительной власти обоснованного заключения по данному вопросу (письмо Минфина России от 6 сентября 2007 г. № 10-8-5/3757).

Лимит остатка кассы утверждался на основании данных формы 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу», содержащей информацию о выручке, расходах, сроках сдачи выручки и часах работы предприятия. На основании этих данных учреждением принималось решение о сумме лимита, но формулы расчета утверждено не было. 

С 1 января 2012 года для определения лимита остатка наличных денег в зависимости от того, имели место поступления наличных денежных средств за расчетный период или нет, учреждения обязаны рассчитывать лимит остатка кассы по следующим формулам (рис. 1).

V — объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях;где L — лимит остатка наличных денег в рублях;

R — объем выдачи наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях;

Р — расчетный период, за который учитывается объем поступлений/выдачи наличных денег в рабочих днях; 

Nc — период времени между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях.

Nn — период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. 

При этом особое внимание следует обратить на определение периодов. 

Так, при определении расчетного периода могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений/выдачи наличных денег, а также динамика объемов поступлений/выдачи наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет. Расчетный период не должен превышать 92 рабочих дней.

Период времени между днями сдачи в банк (казначейский орган)/получения по чеку в банке (казначейском органе) наличных денег не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк (отделение казначейства), — 14 рабочих дней. 

Так, при сдаче наличных денег в банк (отделение казначейства) один раз в три дня Nc равен трем рабочим дням. При расчете могут учитываться также местонахождение, организационная структура, специфика деятельности учреждения и другие факторы (например, сезонность работы, режим рабочего времени). В случае действия непреодолимой силы такой период определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Таким образом, Порядок № 373-П не только регламентирует порядок определения самого лимита, но и дает право учреждениям учитывать при расчете периодичность сдачи денежных средств в банк (отделения казначейства). Об установленном лимите остатка наличных денег учреждение обязано издать распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем или иным уполномоченным лицом.

Сверхлимитный остаток

Еще одним нововведением Порядка № 373-П является изменение нормативных сроков хранения в кассах учреждений наличных денежных средств сверх установленных лимитов. Так, ранее действовавший порядок запрещал хранение наличных денег сверх лимита свыше трех рабочих дней, а для учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — сверх пяти дней (за исключением средств на оплату труда, выплату пособий по социальному страхованию и стипендий). 

Кроме того, Порядок № 40 запрещал накапливать наличные деньги сверх установленного лимита для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. 

Порядок № 373-П разрешает накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее — другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается (п. 1.4 Порядка № 373-П).

Таким образом, накопление денег сверх лимита допускается не только в дни выплаты зарплаты, как раньше, но и в выходные (праздничные) дни, если в этот день учреждение осуществляет кассовые операции. Кроме того, выплата заработной платы теперь может осуществляться в течение пяти рабочих дней, а не трех, как было ранее.

Кассовые операции в обособленных подразделениях

До введения в действие Порядка № 373-П порядок ведения кассовых операций учреждениями, которые имели территориально удаленные обособленные подразделения (филиалы), однозначно определен не был. У бухгалтеров возникало множество вопросов, связанных с требованием сдавать кассовые документы и деньги ежедневно в конце рабочего дня, а также с обеспечением в этом случае безопасной доставки наличных денежных средств.

Порядок № 373-П содержит ряд норм, касающихся порядка ведения кассовых операций в обособленных подразделениях (филиалах, представительствах). Так, в соответствии с пунктом 1.3 Порядка № 373-П юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет лимит остатка наличных денег с учетом наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях. 

Исключением являются лишь те обособленные подразделения (филиалы, представительства) юридического лица, для совершения операций которого открыт отдельный счет. В этом случае обособленное подразделение самостоятельно устанавливает лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном для юридического лица.

Таким образом, лимит остатка наличных денег для обособленных подразделений определяется: 

 

  • юридическим лицом — если подразделение не имеет отдельного лицевого (расчетного) счета и не выделено на отдельный баланс;
  • самостоятельно обособленным подразделением — если для него открыт отдельный счет и подразделение выделено на отдельный баланс.

 

Кроме обязанности сдавать денежные средства от уполномоченного представителя обособленного подразделения головному учреждению по приходному кассовому ордеру (п. 3.5 Порядка № 373-П) уполномоченный представитель обособленного подразделения в соответствии с пунктом 1.5 наделен также полномочиями по внесению наличных денежных средств в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, уставом которой ей предоставлено право осуществления перевозки наличных денег, инкассации наличных денег, а также кассовых операций в части приема и обработки наличных денег для зачисления, перечисления или перевода их на счет юридического лица.

В Порядке № 373-П разъяснен также вопрос о ведении кассовой книги при наличии обособленного подразделения. Несмотря на наличие жесткого требования в ранее действовавшем Порядке № 40 по ведению только одной кассовой книги, многие территориально удаленные обособленные подразделения оформляли отдельные кассовые книги, зафиксировав такой порядок в учетной политике. 

Порядок № 373-П содержит однозначное требование о ведении отдельных листов кассовой книги по каждому обособленному подразделению, а не отдельной кассовой книги (п. 2.5 и 5.6 Порядка № 373-П). 

При этом не позднее следующего рабочего дня обособленное подразделение должно передавать лист кассовой книги 0310004 за определенный рабочий день юридическому лицу. В случае ведения кассовой книги на бумажном носителе обособленное подразделение передает отрывной второй экземпляр листа кассовой книги головному учреждению. В случае же ведения кассовой книги с применением технических средств обособленное подразделение передает лист кассовой книги юридическому лицу в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации, а передача документа на бумажном носителе осуществляется согласно правилам документооборота, утвержденным юридическим лицом.

Порядок приема от обособленного подразделения и выдачи ему наличных денежных средств в соответствии с пунктами 3.5 и 4.5 Порядка № 373-П также должен быть определен юридическим лицом.

 

Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег

Порядок № 40 содержал достаточно жесткие требования по обеспечению условий хранения наличных денежных средств в кассе, а именно:

 

  • помещение кассы должно быть изолированным;
  • двери в кассу во время совершения операций должны быть заперты с внутренней стороны;
  • доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается;
  • все наличные деньги и ценные бумаги должны храниться в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях — в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются кассиром; 
  • ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты;
  • кассу следует располагать на промежуточных этажах (если здание многоэтажное);
  • касса должна закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;
  • необходимо оборудовать специальное окошко для выдачи денег;
  • обязательно наличие сейфа или металлического шкафа для хранения денег, в обязательном порядке прочно прикрепленного к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;
  • наличие огнетушителей;
  • при больших поступлениях наличных денежных средств — наличие специального оборудования для проверки подлинности денежных купюр;
  • иные.

 

Соблюдение указанных требований являлось предметом пристального внимания со стороны контролирующих органов всех уровней и доставляло массу неприятностей государственным учреждениям.

Порядок № 373-П таких требований не содержит и возлагает обязанность по определению мероприятий, направленных на обеспечение сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, определению порядка и сроков проведения проверок фактического наличия наличных денег, на юридическое лицо. 

 

Использование технических средств

Порядок № 373-П содержит подробное описание порядка ведения кассовых операций с использованием технических средств, который ранее регламентирован не был. Так, пунктом 2.5 Порядка № 373-П предусмотрена возможность оформления кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств как на бумажном носителе, так и с применением технических средств, предназначенных для обработки информации. При этом кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе.

В случае применения технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в документах данных на электронном носителе информации и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных.

При оформлении книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 с применением технических средств каждая операция по передаче наличных денег в течение рабочего дня между старшим кассиром и кассирами по усмотрению руководителя может осуществляться с распечатыванием или без распечатывания на бумажном носителе листа книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005. При распечатывании на бумажном носителе листа книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 на нем проставляются подписи старшего кассира и кассиров, а в случае когда лист книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 на бумажном носителе не распечатывается, подписи старшего кассира и кассиров проставляются с использованием электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в порядке, установленном руководителем.

Лист кассовой книги 0310004, оформляемой с применением технических средств, распечатывается на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах. Нумерация листов кассовой книги, оформляемой с применением технических средств, осуществляется автоматически в хронологической последовательности с начала календарного года.

 

Прием и выдача наличных денег

В Порядке № 373-П подробно разъяснены особенности взаимодействия между несколькими кассирами одного юридического лица, а также порядок приема и выдачи наличных денег. 

При наличии нескольких кассиров в учреждении один из них выполняет функции старшего кассира. При этом операции по передаче наличных денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня отражаются старшим кассиром в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств в момент передачи денег. Форма книги учета утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 и изменений не претерпела.

Кассиры снабжаются печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции. 

Эта печать (штамп) ставится на корешок приходного ордера. Кроме того, Порядком № 373-П предусмотрена обязанность кассира иметь образцы подписей должностных лиц, уполномоченных подписывать кассовые до-кументы, для сверки их с подписями, указанными в ордерах.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка № 373-П при получении приходного и (или) расходного кассового ордера кассир проверяет наличие подписи и ее соответствие имеющемуся образцу, соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, а также наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном или расходном кассовом ордере. 

При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир проверяет также соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере, данным предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность. При выдаче наличных денег по доверенности кассир проверяет соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере, инициалам доверителя, указанным в доверенности, а также соответствие указанных в доверенности и расходном кассовом ордере фамилии, имени, отчества (при наличии) доверенного лица и данных документа, удостоверяющего его личность, данным предъявленного доверенным лицом документа. В расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег, кассир делает надпись «по доверенности». Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).

В случае выдачи наличных денег по доверенности, оформленной на несколько выплат, необходимо сделать ее копии, которые заверяются в установленном руководителем порядке. Заверенная копия доверенности прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости). Оригинал доверенности (при наличии) хранится у кассира и при последней выдаче наличных денег прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).

При выдаче денежных средств по расходному кассовому ордеру необходимо подготовить сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передать расходный кассовый ордер получателю наличных денег, который указывает получаемую сумму (рублей — прописью, копеек — цифрами) и подписывает расходный кассовый ордер.

Кассир должен проверить принимаемые и выдаваемые наличные деньги полистным, поштучным пересчетом. При этом пересчет должен проводиться таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира. 

При выдаче денежных средств получатель должен пересчитать их под наблюдением кассира полистно, поштучно. Претензии по сумме наличных денег не принимаются, если получатель наличных денег не пересчитал их под наблюдением кассира. После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир подписывает его.

После приема наличных денег кассир должен сверить сумму, указанную в приходном кассовом ордере, с суммой фактически принятых наличных денег. При соответствии сумм кассир подписывает приходный кассовый ордер, квитанцию к приходному кассовому ордеру и проставляет на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции. В подтверждение приема наличных денег вносителю выдается квитанция к приходному кассовому ордеру.

При несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере, кассир предлагает довнести недостающую сумму или возвращает излишне вносимую сумму наличных денег. В противном случае кассир должен вернуть вносимую сумму наличных денег вносителю. Приходный кассовый ордер при этом перечеркивается и передается главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии — руководителю для оформления приходного кассового ордера на фактически вносимую сумму наличных денег.

Разъяснен и порядок выдачи наличных денежных средств под отчет. Так, в соответствии с пунктом 4.4 Порядка № 373-П для выдачи наличных денег под отчет расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Кроме того, подробно описан порядок выдачи денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендий и других выплат. Останавливаться на нем подробно не будем, так как в большинстве государственных учреждений перечисление таких средств осуществляется на банковские карты. 

 

Оформляем документы

С вступлением в силу Порядка № 373- П на руководителя государственного учреждения возлагается обязанность по закреплению некоторых норм по ведению кассовых операций в локальных нормативных актах учреждения. 

Первый и самый главный документ, который необходимо утвердить, — распорядительный акт об установленном лимите остатка наличных денег (п. 1.2 Порядка № 373-П). После расчета, произведенного по указанным на рис. 1 формулам, размер лимита остатка кассы закрепляется в приказе, акте, решении руководителя. 

Еще один документ, который необходимо оформить, связан с деятельностью кассира. Так, в соответствии с пунктом 1.6 Порядка № 373-П кассовые операции должны вестись кассовым работником с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей. Это значит, что в трудовом договоре с кассиром или в его должностной инструкции должны быть прописаны соответствующие Порядку № 373-П права и обязан-ности. 

Законодательно утвержденной формы должностной инструкции кассира на настоящий момент нет. По нашему мнению, в такой инструкции целесообразно указать положения, утвержденные главами 2 «Организация работы по ведению кассовых операций», 3 «Порядок приема наличных денег» и 4 «Порядок выдачи наличных денег» Порядка № 373-П.

Отсутствие в Порядке № 373-П жестких требований по оборудованию помещений кассы не снимает ответственности с руководителя государственного учреждения по обеспечению сохранности наличных денежных средств при ведении кассовых операций. Так, в соответствии с пунктом 1.11 Порядка № 373-П такие мероприятия определяются юридическим лицом самостоятельно. Несмотря на то что нормативный документ не содержит требования о документальном оформлении такого решения, представляется логичным все же закрепить разработанные в учреждении мероприятия в локальном нормативном акте. 

Кроме вышеописанных документов во исполнение Порядка № 373-П государственному учреждению необходимо закрепить в локальных нормативных актах:

 

  •  порядок выдачи наличных денег юридическим лицом уполномоченному представителю обособленного подразделения. Такой порядок должен быть определен юридическим лицом (п. 4.5 Порядка № 373-П);
  •  порядок и сроки проведения проверок фактического наличия денежных средств в кассе учреждения (п. 1.11 Порядка № 373-П);
  •  правила документооборота между обособленным подразделением и головным учреждением (п. 5.6 Порядка № 373-П).

 

Таким образом, Порядок № 373-П не только систематизировал накопленный опыт ведения кассовых операций, но и внес новые понятия и определения в деятельность государственных учреждений в этой части.

Однако есть еще множество позиций в практике работы государственных учреждений, по которым требуется законодательное регулирование. Так, в Порядке № 373-П отсутствует четко установленная периодичность и сроки проведения ревизии кассы, а также методы ее проведения. Отсутствие законодательного регулирования в этой части может привести к тому, что проверка фактического наличия денежных средств будет проводиться по разным правилам и разными методами в зависимости от субъекта проверки — самим учреждением или контролирующими органами.

Кроме того, Порядком № 373-П не определены формы доверенности на выдачу наличных денежных средств и акта проверки фактического наличия денежных средств в кассе, а также не закреплены основания проведения таких проверок. 

Подводя итог, следует отметить, что с принятием Порядка № 373-П сделаны первые шаги к модернизации самого консервативного участка работы любого государственного учреждения. Документом Центрального банка определены основные принципы осуществления деятельности по ведению кассовых операций, регламентирована организация работы по их ведению, разработана методика определения лимита остатка наличных денег, на юридические лица всех форм собственности возложена дополнительная обязанность по закреплению особо значимых норм в локальных нормативных актах, детализированы процедуры приема и выдачи наличных денег. Учреждения при этом получили, с одной стороны, четкие методические рекомендации по ведению кассовых операций, а с другой — больше самостоятельности в принятии управленческих решений.