Эмоциональный интеллект
Ученых всегда волновал вопрос о том, почему некоторые люди, обладающие весьма посредственными способностями и знаниями, в течение жизни достигают тех социальных высот, которых, казалось бы, должен достичь человек с высоким уровнем умственного интеллекта. Почему одним удается реализовать свой потенциал и сделать мечту реальностью, а другие опускают руки, так и не познав радости успеха?
А. Е. Островская,
психолог
В последние годы ответом на эти вопросы стало понятие «эмоциональный интеллект». Как показывает практика, именно его высокий коэффициент наиболее выгоден в покорении вершин карьеры и построении личных отношений.
Основные отличия
Исследователь эмоционального интеллекта Дэвид Карузо отмечал, что «эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов». И если сравнивать интеллект умственный (IQ) и интеллект эмоциональный (EQ), то IQ — это способность оперировать логическими схемами, информацией, знаниями и т. д., чего для успешной жизнедеятельности недостаточно, а EQ принуждает управлять своим эмоциональным состоянием и состоянием других людей.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом обладает рядом важных способностей, которые помогают справляться с различными жизненными ситуациями. Он отлично понимает свои эмоции, знает роль чувств и эмоций в общении с людьми. То есть умеет выражать свои эмоции таким образом, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими. Также он стремится познавать и обогащать свой внутренний мир, все более понимать устройство своей души, развивать внутреннюю гармонию и позитивность. Умение регулировать свои эмоции, управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели позволяет быть успешным в профессиональных стремлениях.
Харизматичность, самоуважение и уважение других людей, способность вести за собой, влиять на эмоции и суждения, а также проявление высокого эмоционального интеллекта позволяют человеку быть востребованным, формировать и оправдывать возложенное доверие, реализовывать лидерские качества.
Признаками же низкого эмоционального интеллекта являются конфликтность, раздражительность, нерешительность, стремление держать все под контролем, подвластность сильному чувству гнева. Такие люди очень часто стремятся подавить окружающих, подчеркнуть собственную значимость за счет унижения других, особенно если они руководители.
Факторы развития
В одной из статей, написанных ученым, психологом И. Андреевой, рассмотрены предпосылки развития эмоционального интеллекта. По ее мнению, тут вступают в силу факторы окружающей среды, взросления и наследственности.
В исследованиях ученых выяснилось, что у людей с доминирующим правополушарным типом мышления (лучше развито образное мышление, творческое, художественное и пр.), эмоциональный интеллект выше, чем у «левополушарных» (более развиты логичность, рациональность, математическое оперирование и пр.).
Родительская гиперопека над ребенком, условия постоянной чрезмерной заботы либо, напротив, враждебное, равнодушное отношение блокируют развитие эмоционального самовыражения и способность устанавливать отношения с людьми.
Благополучные отношения между супругами, уровень образования родителей, семейный доход — чем выше эти показатели, тем более высоким является уровень эмоционального интеллекта у детей.
Также положительное влияние на эмоциональный интеллект оказывает религиозность. При религиозном воспитании развивается чувство любви к людям, исповедь предполагает самоанализ, «прочувствование» событий, происходящих в жизни.
Важным психологи считают то, насколько в ребенке взрослые развивают качества, присущие девочке или мальчику. Например, девочка должна быть нежной, мальчики не плачут. Оказывается, высокому эмоциональному интеллекту способствует развитие «андрогинности», когда стратегия воспитания не пресекает проявление нежных чувств у мальчиков и принимают такие качества у девочек, как самоконтроль, выдержка. С андрогинным воспитанием во взрослой жизни легче адаптироваться в разных условиях и в зависимости от ситуации быть и нежным, и добрым, и выдержанным, и сильным.
Тест: насколько у вас развит эмоциональный интеллект
В таблице 1. Внимательно прочитайте вопросы и дайте первый приходящий в голову ответ.
В таблице 2. Здесь представлены цифры, соответствующие ответам, с помощью которых нужно подсчитать общий результат (коэффициент EQ) и результаты по трем шакалам: внутренний, социальный, экзистенциальный EQ.
Таблица 1
| |||||
№ п/п | Вопрос | Верно | Скорее верно | Скорее неверно | Неверно |
1 | Я часто хандрю и пребываю в мрачном настроении без видимой причины |
|
|
|
|
2 | Я умею «отпускать вожжи» и не пытаюсь всегда и все контролировать в моей жизни |
|
|
|
|
3 | В кино я благодарный зритель: меня легко рассмешить и заставить плакать и мне это нравится |
|
|
|
|
4 | В повседневной жизни эмоции часто мне мешают |
|
|
|
|
5 | Когда я в сильном гневе, я могу что-нибудь разбить и даже ударить человека |
|
|
|
|
6 | Я чувствую, когда мне говорят неправду |
|
|
|
|
7 | Я слежу за тем, чтобы получать удовольствие от маленьких радостей жизни |
|
|
|
|
8 | Я могу заболеть от собственных эмоций |
|
|
|
|
9 | У меня есть стойкие симпатии и антипатии, и я с трудом меняю свое мнение о людях |
|
|
|
|
10 | Если что-то вывело меня из себя, мне удается довольно быстро успокоиться |
|
|
|
|
11 | Когда мне нужно выступать перед аудиторией, я почти не ощущаю физических проявлений волнения |
|
|
|
|
12 | Я страдаю «синдромом скороварки»: если что-то меня раздражает, я долго сдерживаюсь, а потом взрываюсь |
|
|
|
|
13 | Мне часто случается дуться, обижаться на кого-нибудь |
|
|
|
|
14 | Если у меня возникает проблема в отношениях с кем-то, я легко могу поговорить с ним об этом |
|
|
|
|
15 | В детстве я часто капризничал(а) |
|
|
|
|
16 | Я умею нравиться и добиваться популярности |
|
|
|
|
17 | Я обладаю хорошей интуицией, хорошо чувствую людей |
|
|
|
|
18 | Мне легко внушить чувство вины |
|
|
|
|
19 | Люди охотно изливают мне душу |
|
|
|
|
20 | Мне часто случается действовать в ущерб своим интересам под влиянием эмоций |
|
|
|
|
21 | Когда у меня плохое настроение, я посылаю всех куда подальше |
|
|
|
|
22 | Мне очень трудно принимать критику, даже обоснованную и конструктивную |
|
|
|
|
23 | Я хороший дипломат |
|
|
|
|
24 | Чтобы хорошо себя чувствовать, мне нужно выражать себя в искусстве (в живописи, музыке и т. д.) |
|
|
|
|
25 | Когда я слишком взволнован хорошей новостью, я могу потерять сон |
|
|
|
|
26 | Я слишком много работаю, жертвуя своим отдыхом и развлечениями |
|
|
|
|
27 | Я довольно часто медитирую или молюсь |
|
|
|
|
28 | Мне всегда было трудно сказать «я тебя люблю» |
|
|
|
|
29 | Я нуждаюсь в регулярном общении с природой |
|
|
|
|
30 | В детстве родители недостаточно прислушивались к моим эмоциям |
|
|
|
|
31 | Я могу долго держать зло на тех, кто причинил мне боль |
|
|
|
|
32 | Я с трепетом отношусь к качеству своей жизни |
|
|
|
|
33 | Я мирюсь с тем, что не могу все узнать, все понять или все объяснить в своей жизни и в жизни других людей |
|
|
|
|
34 | Когда мне грустно, я стараюсь поднять себе настроение и не позволить впасть в уныние |
|
|
|
|
35 | Когда я что-то предлагаю коллегам (или выступаю на собрании), ко мне часто прислушиваются |
|
|
|
|
36 | Я испытываю неловкость, когда вижу наигранные эмоции, вроде тех, что присутствуют по сценарию в некоторых телепередачах |
|
|
|
|
37 | Я предпочитаю читать романы, а не очерки и эссе |
|
|
|
|
38 | Когда я мысленно возвращаюсь к своим самым светлым воспоминаниям, я вновь испытываю сильные эмоции |
|
|
|
|
39 | Мне часто требуется время, чтобы осознать, что я нервничаю |
|
|
|
|
40 | Я в состоянии выслушать и понять точку зрения собеседника, даже если ее не разделяю |
|
|
|
|
41 | Иногда я плохо понимаю свои эмоциональные реакции |
|
|
|
|
42 | Я в значительной степени доверяю своей интуиции при принятии решений |
|
|
|
|
| Сумма баллов (коэффициент EQ) |
|
|
|
|
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Верно | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 |
Скорее верно | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Скорее неверно | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Неверно | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 |
№ вопроса | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Верно | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Скорее верно | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Скорее неверно | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
Неверно | 1 | 4 | 4 | 1 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 |
№ вопроса | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Верно | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Скорее верно | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Скорее неверно | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
Неверно | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 |
№ вопроса | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Верно | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 4 |
Скорее верно | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Скорее неверно | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Неверно | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 |
№ вопроса | 41 | 42 | ||||||||
Верно | 1 | 4 | ||||||||
Скорее верно | 2 | 3 | ||||||||
Скорее неверно | 3 | 2 | ||||||||
Неверно | 4 | 1 | ||||||||
Таблица 2. Подсчет результатов теста
|
Расшифровка результатов теста
Отношение к себе (внутренний ЕQ)
Сложите Ваши баллы за ответы на вопросы 1, 4, 5, 8, 10, 11, 12, 18, 20, 25, 31, 34, 39, 41.
Сумма от 14 до 56 баллов. Вам следует понять, что наши эмоции являются выражением наиболее глубинной части нашего существа и не стоит их подавлять. Если мы ими пренебрегаем или гоним их, они все равно вырвутся наружу, но уже в искаженном виде. В этом случае мы будем действовать под влиянием эмоций, вместо того чтобы осознанно их использовать. Вам следует учиться их распознавать и управлять ими, чтобы отрицательные эмоции не подчинили Вас себе.
36–56 баллов. Ваши эмоции редко перехлестывают через край. Вы умеете сделать их своими незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Вы хорошо себя знаете и способны распознать негативные чувства (гнев, грусть, беспокойство, зависть), когда они только возникают, установить их причины и принять соответствующие меры. Вы, безусловно, не идете на поводу у своих эмоций; они оживляют и вдохновляют Вас, что гораздо удобнее и полезнее.
14–35 баллов. Ваши эмоции приносят Вам одни неудобства. Часто Вы либо подавляете их, либо срываетесь. Вы плохо понимаете собственные чувства и не прислушиваетесь к ним либо обращаете на них внимание, когда они уже вышли из-под контроля. Вы позволяете себе подолгу жить под воздействием отрицательных переживаний, которые иногда заставляют Вас действовать себе во вред (дуться, ссориться, замыкаться в себе). Постарайтесь уделять больше внимания своим эмоциям и делать это вовремя. Воспринимайте их как сигнал тревоги: они указывают Вам, что нужно что-то делать.
Отношение к другим (социальный ЕQ)
Сложите Ваши баллы за ответы на вопросы 6, 9,13,14, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 23, 28, 35, 40.
Сумма от 14 до 56 баллов. Наши эмоции сильно влияют на наши взаимоотношения с людьми, это касается и нашего умения понимать их (слушать и сочувствовать), и нашей способности к взаимодействию и коммуникации. Некоторые исследователи полагают, что основная функция эмоций состоит именно в том, чтобы выступать в качестве быстрого и надежного невербального канала связи. Большинство наших эмоций действительно возникает из наших социальных связей: чтобы убедиться в этом, вспомните, что в последнее время вызывало у Вас гнев, радость, грусть, стыд и т. д.
35–56 баллов. Вы способны продуктивно использовать ваши эмоции в отношениях с другими людьми. Прежде всего благодаря умению слушать, основанному на интуиции (Вы чувствуете, что стоит за словами и намерениями) и эмпатии (Вы чувствуете и понимаете эмоциональное состояние собеседника). В силу Вашего мастерства в области построения отношений Вы умеете выражать то, что хотите сказать, не задевая ничьих чувств, и в то же время Ваши высказывания всегда учитывают индивидуальность собеседника, что делает их убедительными. Как в случае эмоционально позитивного (нежность, комплименты...), так и в случае эмоционально негативного общения (критика, разногласия...) Вы умеете отстаивать свою позицию и доносить ее до собеседников. В то же время Вы заранее учитываете возможность того, что с Вами не согласятся, и это не может вывести Вас из эмоционального равновесия.
14–35 баллов. В Ваших отношениях с другими Вас бросает из крайности в крайность: Вы либо слишком агрессивны, либо чрезмерно податливы и покорны. Отсюда чередование силовых приемов, раздражающих Ваших собеседников, и уступок, вызывающих внутреннюю напряженность у Вас самих. Ваши эмоции часто мешают Вам слушать других и выражать себя. Из-за этого Вы можете производить очень противоречивое впечатление человека непредсказуемого, подверженного чужому влиянию, нецелеустремленного, холодного, отстраненного. Вместо того чтобы подавлять свои эмоции, лучше сделайте их частью Ваших посланий, адресованных другим. Включайте в свои высказывания как положительные, так и отрицательные эмоции: чаще говорите «мне приятно», «я рад(а)», «это меня смущает, беспокоит». Всегда лучше выбрать объяснения и диалог, чем злиться и в который раз перебирать в уме обиды.
НА ЗАМЕТКУ
Упражнения для изменения объекта концентрации внимания и физиологического состояния
Шум в голове, навязчивые страхи, гнев, разочарование, обида, стресс — состояния, способные разбалансировать внутренний мир. Чтобы отвлечься от натиска негативных эмоций, необходимо привести в равновесие работу полушарий мозга, правой и левой сторон тела. Следующие упражнения можно применять в условиях принятия важного решения, стрессового режима работы, конфликтной ситуации и пр. Действия, описанные в упражнениях, помогут «остудить» рассудок буквально за 7–10 минут.
Координация поочередных движений. Возьмитесь правой рукой за нос и одновременно левой — за правое ухо. Потом поменяйте руки: левой возьмитесь за нос, а правой — за левое ухо. При этом рука, держащая ухо, всегда должна лежать поверх другой руки. Повторяйте эту последовательность движений с возрастающей скоростью. Это мини-упражнение поможет в ситуации, если что-то не получается, сидение с нервно сжатыми челюстями не приносит результатов, отвлечься сложно, а нужно привести себя в чувство.
Балансирующее дыхание. Работа с дыханием — это всегда работа с эмоциями. В йоге считается, что эта техника помогает привести в равновесие энергию в теле, почувствовать ясность сознания.
Пострайтесь отключиться от окружающей ситуации. Закройте глаза и сделайте три полных вдоха и выдоха, при этом фиксируя грудную клетку, чтобы были лишь движения животом. Затем нужно сосредоточиться на процессе глубокого дыхания. Наблюдайте путь вдыхаемого воздуха в своем теле: через нос, горло и легкие в грудную клетку и брюшную полость, а оттуда медленно обратно. Вы можете представить, что дышите спиной, снимая усталость, или воздух проходит к местам болезненности или скованности тела, с выдохом освобождая их, и т. д.
Отношение к жизни (экзистенциальный ЕQ)
Сложите Ваши баллы за ответы на вопросы 2, 3, 7, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 33, 36, 37, 38, 42.
Сумма от 14 до 56 баллов. Вам важно понять, что место, которое мы отводим эмоциям в повседневной жизни, несомненно, влияет на наш способ существования в этом мире. Какие цели мы преследуем? Какие приоритеты мы для себя определили? Каким образом мы заботимся о себе? Какое место в жизни мы отводим интуиции, творчеству, непосредственности? В этом смысле эмоциональный интеллект важен как для принятия решений, так и для того, что касается качества нашей жизни. Вам нужно обогащать внутренний, духовный мир.
36–56 баллов. Вы ясно понимаете важность положительного самоощущения и личностного развития как жизненных приоритетов. А раз так, то Вы знаете, что, жертвуя собой, надрываясь на работе или проявляя излишнюю инициативу, не стоит заходить слишком далеко. Вы прилагаете усилия к тому, чтобы развивать свои творческие способности, открытость, и умеете «отпустить вожжи», расслабиться. Благодаря этому Ваша предрасположенность к удовлетворенностью жизнью оказывается высокой.
14–35 баллов. Не отдавая себе отчета, Вы склонны жертвовать собственным самоощущением в пользу всего остального — семьи, работы, обязательств. Речь идет о настоящем самоотречении, связанном с неумением воспринимать и уважать те свои потребности, которые определенно не являются ни материальными, ни рациональными. Это приводит к некоторой уязвимости перед стрессом, вызывает срывы, экзистенциальные терзания и приступы усталости. Что если Вам немного больше уделять внимания себе? Вам стоит учитывать Ваши эмоциональные потребности при принятии решений: не подвергайте себя лишним стрессам, не отдаляйтесь от Ваших устремлений и надежд. Меньше знаний и больше сознания, меньше контроля и больше непосредственности, меньше планирования и больше импровизации. Вложите чуть больше сил и энергии в качество жизни, и Вы увидите, что в долгосрочной перспективе это ничуть не повредит Вашим успехам. И даже наоборот.
Общий уровень эмоционального интеллекта
121–168 баллов. У Вас высокий уровень эмоционального интеллекта. Это преимущество позволяет Вам приспосабливаться к любой ситуации. Вы по-настоящему понимаете себя на телесном и интуитивном уровне, а это нечто гораздо большее, чем «знание себя», основанное на самонаблюдении и рефлексии. Ваше «Я» — Ваш партнер. Вы хорошо владеете собой и большую часть времени находитесь в ровном и позитивном расположении духа. Ваши отношения с другими людьми содержательны, Вы используете свои эмоции и интуицию для того, чтобы понять их и окружающий Вас мир.
81–120 баллов. Ваш уровень эмоционального интеллекта таков, как и у большинства окружающих Вас людей. Вы находитесь посередине, и это совсем неплохо! Вы хорошо понимаете других и успешно управляете своими эмоциями, но можете делать это еще лучше. Работайте над проявлениями своих эмоций, обращайте внимание на их физические симптомы и на свое настроение, ищите их причину. Ухаживайте за собой (тело — это орудие эмоционального интеллекта), развивайте свои творческие способности и духовное начало; вслушивайтесь в других и старайтесь их понять (их эмоции позволяют нам многое узнать о себе).
42–80 баллов. У Вас невысокий уровень эмоционального интеллекта. Это не значит, что у Вас отсутствуют эмоции, просто Вы пользуетесь ими очень ограниченно. Вы оставляете в стороне существенную часть себя, непознанную и порой доставляющую неудобства, которую Вы плохо понимаете, и которая порой раздражает Вас. В результате возникает напряженность в Ваших отношениях с собой и, следовательно, в Ваших отношениях с другими. Это говорит скорее о недооценке эмоциональной сферы, чем об отсутствии соответствующих способностей. Вам даны эмоции, остается лишь научиться понимать их и использовать. Начните постепенно вносить небольшие перемены в Вашу повседневную жизнь. Вы увидите: она вполне может стать лучше благодаря эмоциям!
Способы управления эмоциями
«Любой может рассердиться — это легко. Но быть рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время, для определенной цели и соответствующим способом — вот в чем сложность», — говорил древнегреческий философ Аристотель.
Существует несколько способов изменения эмоций, ниже приведены некоторые примеры:
- осознать, что эмоции (гнев, раздражение, ревность и пр.) являются источником сильной энергии и что когда Вы оказываетесь в ситуации растущей эмоции, нужно хорошенько прочувствовать движение энергии в теле и направить ее в деятельное русло (предлагает доктор психологических наук О. И. Жданов). Например, высказывания, описывающие преобразование разрушительной энергии в продуктивность. «Всякий раз, когда я чувствую, что во мне нарастает гнев, я тотчас направляю эту энергию на приведение квартиры в порядок…» Полезность такого навыка очевидна;
- изменить объект внимания и физиологические процессы в организме. Очевидно, в этом всегда помогает изменение темпа дыхания, целенаправленный сброс напряжения с мышц тела, представление того, к чему приведет та реакция, которая «просится» проявиться;
- управлять внутренним диалогом. Не стоит развивать негативную эмоцию в себе, накручивать напряжение. А вот положительную эмоцию можно развивать как раз посредством внутреннего диалога. Можно вспомнить веселый фрагмент из фильма или собственной жизни и постараться хорошо прочувствовать, улыбнуться себе или прокрутить вдохновляющую фразу типа: just do it («просто сделай это»).
НА ЗАМЕТКУ
Известно, что качество питания оказывает определяющее влияние не только на физическое здоровье организма, но и на эмоциональный фон. Питание и эмоциональное состояние связаны, это особенно очевидно, когда в стрессовые или, напротив, скучные периоды люди «заедают» нехватку позитивной энергии. Либо, наоборот, во время загруженности, эмоциональной насыщенности, влюбленности, аппетит становится весьма слабым.
Следить за здоровым питанием означает обращать внимание на то, какие питательные вещества и витамины получает организм. Это особенно важно в осенне-зимний период, когда длительность светового дня значительно сокращается и приходит сезонная хандра. В этом случае преодолеть угнетенное эмоциональное состояние поможет знание свойств элементов, поступающих с пищей.
Калий способствует правильному функционированию нервной системы. Он содержится в бананах, апельсинах, абрикосах, зерновых культурах, орехах, овощах, птице, молоке и сыре.
Витамины группы В поддерживают сопротивляемость состояниям страха, помогают предотвращать колебания настроения и раздражительность; они содержатся в рыбе, авокадо и картофеле.
Витамин В1 (тиамин) смягчает депрессии; его содержат: пшеничный хлеб из муки грубого помола, соя, фасоль, горох, шпинат.
Магний заботится об общей защите организма от напряжения; он содержится в кунжуте, отрубях и орехах.
Помимо того следует упомянуть о том, что специалисты в области питания рекомендуют пищу принимать небольшими порциями, примерно каждые два часа в течение дня. Также важно поддерживать баланс жидкости и не забывать, что вода не просто обеспечивает обмен веществ, но и помогает протекать органическим, психическим процессам правильно, вымывать из тела и сознания негатив.
В целом эмоциональный интеллект возможно развивать на протяжении всей жизни. Но это достижимо лишь тогда, когда Вы поймете, что эмоции — колоссальная сила, владение которой приводит к выгоде и процветанию во всех сферах жизни.