Профессиональное обучение — стратегия выхода из кризисных ситуаций

Кризисы в жизни любого человека и общества в целом — явления систематические, периодические, прогнозируемые и предсказуемые. Только адаптируешься в какой-нибудь ситуации — жди новых перемен. Это не плохо и не хорошо, это особенности существования разумных существ, по крайней мере на данной планете.

О. Б. Михайлова, бизнес-тренер, доцент кафедры
 социальной и дифференциальной психологии РУДН


   Вся наша жизнь — это постоянный диалог между адаптацией и дезадаптацией. Казалось бы, только адаптировался, а тут резко и цинично изменилась окружающая действительность. И опять ищи себя любимого в мутных водах среды обитания, спасай утопающего собственными руками, приспосабливай к новой «температуре воды и скорости ее течения». Постоянный процесс адаптации и есть развитие личности. Если среда будет оставаться стабильной, не будет и развития.
   Сегодня мы все проходим через очередной тоннель адаптации на рынке труда. В кризисные периоды экономического развития общества выживают сильнейшие.

Наша сила — компетентность
Почему нам так необходимо заниматься собственным образованием, то есть создавать и постоянно поддерживать образ компетентного человека? Потому что именно компетентность является так называемой единицей измерения «силы специалиста». Компетентность можно рассматривать как способность, умение обнаружить методы и способы, наиболее эффективные для решения конкретной проблемы. Таким образом, компетентность ближе всего по значению не к знаниям и навыкам, а именно к умениям. Вот почему управленческий тезис: «Нам не важно, что ты окончил, важно, что ты умеешь» — вне времени.
   Признаками компетентности являются:

  • мобильность знаний — постоянное обновление знаний, овладение новой информацией для успешного применения в конкретных условиях;
  • эффективность метода — компетентный специалист выбирает наиболее эффективные способы решения практических проблемных ситуаций;
  • критичность мышления — способность аргументированно доказать (кратко, вежливо и основательно), что решение проблемы, предлагаемое специалистом, правильное.
   Компетентность можно образно определить как необходимое условие «конвертируемости» специалиста.

Профессиональная конвертируемость
Если исходить из экономического определения конвертируемости (от лат. convertere — обменять), то это свойство валют обмениваться между собой. Следовательно, способность обновлять, интегрировать и обменивать, то есть продавать свои умения, вполне можно назвать конвертируемостью специалиста. Чтобы поддерживать профессиональную конвертируемость, необходимо постоянно развивать и поддерживать высокий уровень профессиональной компетентности.
   Вот почему на рынке труда становятся успешными профессионалы, у которых потребность в непрерывном развитии и образовании является стратегией поддержания их конвертируемости.
таблица

Рассмотрим основные стратегии преодоления кризиса успешными и неуспешными специалистами (табл. 1).  
Итак, чтобы стать успешным специалистом и прожить в профессии долго и счастливо, необходимо постоянно обновлять знания, то есть инвестировать в себя.

Функции интеллекта
На развитие взрослого специалиста следует смотреть с точки зрения происходящих социальных изменений. Американский психолог К. У. Шайи высказывает мысль, что изменения во времени приобретают именно функции интеллекта, а не сама его природа.
   Он выделяет три периода изменения функций интеллекта:
  • ранняя взрослость (20–40 лет) — стадия достижений. Интеллект используется, чтобы решить с его помощью реальные проблемы, которые могут определить дальнейшую жизнь человека (выбор работы или супруга);
  • средняя взрослость (40–60 лет) — (стадия исполнения социальных обязанностей). Человек принимает решения, от которых зависят другие люди, поэтому он обязан учитывать их интересы;
  • поздняя взрослость (60 лет и более) — стадия реинтегрирования. Использование знаний меняется. Опыт, мудрость, ценности, установки предлагаются другим поколениям в качестве примера, образца действий, основы для дальнейших форм совершенствования.
   Интеллектуальное развитие в период взрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры. Скорее оно состоит в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизни человека, то есть в поддержании и повышении своей конвертируемости.
   Выдающийся бизнесмен Генри Форд писал: «Каждый, кто перестает учиться, становится стариком, вне зависимости от того, сколько ему лет — двадцать или восемьдесят. Каждый, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь на свете — оставаться молодым». Следовательно, обучение — это не только поддержание профессиональной компетентности, но необходимое условие для сохранения интеллектуальной, эмоциональной и, наверняка, физической молодости.
На заметку
Обучение — сложный социально-психологический процесс, осуществляемый человеком. При его протекании происходят таинственные изменения в развитии личности. Ни для кого не секрет, что процесс образования человека продолжается всю жизнь. Хотя целенаправленное и организованное обучение в большинстве случаев значительная часть специалистов заканчивает в период взросления в возрасте 22–25 лет.
Если учесть, что большинство студентов-первокурсников составляют вчерашние школьники, поступившие в институт без сложившейся профессиональной направленности, то об осознанном выборе специальности говорить преждевременно. Это происходит в 30–35 лет, когда человек становится достаточно зрелым, чтобы понять свое истинное призвание, где он будет нужен обществу в определенных условиях сложившейся экономической ситуации.
   Познавательная сфера взрослого человека описывается в терминах «социального интеллекта», «мудрости», «личного познания» и «компетентности».
   В различные периоды развития мы по-разному относимся к обучению. Можно выделить несколько ключевых фраз, характерных для отношения к обучению по мере нашего взросления:
  • детство, отрочество, юность — период приобретения — «Я все знаю»;
  • ранняя взрослость — период достижения — «Мы многое можем», «Я кое-что уже умею»;
  • средняя взрослость — период исполнения социальных обязанностей — «Мне нужно многое узнать»;
  • поздняя взрослость — реинтегрирование — «Я все знаю, но зачем?».

В ранней взрослости мы развиваем диалектическое мышление, смысловые системы, обязательность и ответственность, то есть гибко используем интеллект.
   В среднем возрасте одним из важнейших факторов, влияющим на познание, является богатство жизненного опыта. Представители средней взрослости способны принимать решения с такой легкостью и уверенностью в своих силах, которые ранее им были недоступны. Вот почему 40-60-летних называют «поколение руководителей» и вот почему большинство людей, ответственных за принятие решений в правительстве, промышленных корпорациях и обществе, в целом принадлежат к этой возрастной категории.
   На разных этапах жизнедеятельности перед людьми встают различные задачи. Способность осознания и сохранения своей сущности в изменяющемся мире предстает как одна из главных задач жизни, которую невозможно решить вне контекста непрерывного образования как стратегии поддержания конвертируемости и выхода из кризисных ситуаций.
   Поэтому речь идет о двоякой цели современного образования:
— помочь ориентироваться в мире, обществе, непосредственном окружении;
— внести вклад в социальную реабилитацию, предлагая человеку пути выхода из кризиса, помогая справиться с трудными жизненными ситуациями и вернуться к активной деятельности после пережитых потрясений.
   Всю жизнь мы приспосабливаемся к динамично изменяющейся окружающей действительности. Обучение — одна из ведущих стратегий адаптации к динамике изменений человека и общества, и мы продолжаем обучаться, чтобы поддержать и поднять свои активы профессионалов, без которых современный рынок труда просто не сможет существовать. А рынок, по словам известного социолога С. Блэка, — это фильтр, который отсеивает ленивых, беспечных, жадных и глупых. Они просто разоряются.