За семью печатями...
История появления первых печатей скрыта в глубине веков. Все древние цивилизации, сведения о которых дошли до нашего времени, уже имели развитую систему знаков и печатей в разном виде. И в наши дни печать выполняет важную функцию, в том числе и в бухгалтерской жизни[1].
Возникновение древних цивилизаций, государств и культур в разных частях мира сопровождалось широким использованием печатей. В общем случае печатью называют приспособление (инструмент, матрицу, клише) для нанесения оттиска тиснением и сам оттиск. Этимология слова «печать» восходит к глаголу печь (отсюда: печать — «выжженный знак, тавро»).
Печати являются предметом изучения вспомогательной исторической дисциплины — сфрагистики или сигиллографии.
Сфрагистика исследует как инструмент для тиснения — матрицу (клише), так и оттиски печатей на различных документах и материалах, изучает внешние признаки печатей и оттисков, изображения (иконографию) и надписи на них, их принадлежность лицу или институту власти, атрибуции.
Первые оттиски и первые инструменты для тиснения (печати) стали необходимы и были созданы с появлением собственности. Человек ставил зарубки, рисовал на глине знаки, оставлял метки, в том числе раскрашенные глиной отпечатки собственной ладони и ступни, чтобы обозначить племенные владения, границы своего участка земли, жилье, скот и имущество. Так возникли родовые и племенные знаки (например, тамга, тавро).
Разноцветная глина служила и материалом для посуды, и писчим материалом, многоцветной краской для нанесения рисунков, значков и личных меток. Так возникли личные печати владельца или мастера. После обжига глиняные изделия твердели и сохраняли поставленную гончаром метку навсегда. Такие метки могли быть поставлены печатями из обожженной глины.
Пинтадеры — глиняные или керамические печати — известны многим народам мира со времен эпохи неолита до Средневековья.
Коренные народы Мексики и Эквадора использовали подобные печати для нанесения татуировки. Были найдены глиняные печати эпохи неолита, бронзы и раннего железа на Кавказе и в Причерноморье. Как и в те далекие времена, глиняные печати и в этих регионах, и во многих других до сих пор используются при выпечке печений с обрядовыми знаками.
Для всех древних цивилизаций и каждой исторической эпохи характерны те или иные виды печатей. При этом сменявшие друг друга цивилизации наследовали достижения предшествующих, адаптировали их и развивали. Страны-соседи и торговые партнеры Древнего мира нередко перенимали правила использования печатей.
Искусство глиптики (миниатюрная резьба по камню, создание гемм[2], в том числе печатей, из драгоценных и полудрагоценных камней) достигло своих вершин в Древней Греции и Древнем Риме именно в период наивысшего расцвета античной цивилизации.
В дополнение к печатям в разных сферах деятельности используются штампы. Разница между печатью и штампом состоит в назначении инструментов. Печать служит для подтверждения юридической силы, а также для заверения важных документов, а штамп — только для отображения повторяющейся информации, не обладающей юридической силой печати. Штампы могут иметь квадратную, овальную, треугольную и иную формы.
На Ближнем Востоке
Более 10 тыс. лет назад появляются первые оседлые поселения на Ближнем Востоке, в Месопотамии (Междуречье), возникают торговля, ремесла, а вместе с ними и первая собственность.
Месопотамия как название возникла в эллинистическое время, когда Александр Македонский создал сатрапию с таким названием в составе своей державы. Именно здесь, в долине двух великих рек — Тигра и Евфрата, были обнаружены археологами древние цивилизации, сменявшие друг друга на протяжении нескольких тысячелетий, здесь же были найдены и древнейшие печати, которым около пяти тысяч лет.
Одной из первых загадок древнего Шумера, удостоверенных печатью, были небольшие глиняные шары-конверты диаметром
Появление глиняных шаров датируют серединой IV века до н. э., то есть оно практически совпадает с тем временем, когда появляются первые памятники письменности.
Первоначально печати изготавливали из мягкого камня, на котором более твердым кремнием создавались простые геометрические изображения. Такие печати были плоскими и круглыми и со временем сменились на цилиндрические. Цилиндрическая форма печатей, по мнению ученых, могла происходить от несохранившихся костяных или деревянных образцов-прототипов. Цилиндрический тип печатей возник у шумеров в южной Месопотамии к четвертому тысячелетию до н. э. Это связано с изобретением клинописных знаков и клинописи, с использованием для письма глиняных фишек, шаров-конвертов, а позже — глиняных табличек. Цилиндр, в отличие от плоской печати, можно было прокатывать по мягкой глиняной поверхности, создавая непрерывную полосу изображений.
Неоднократно видоизменялись формы и размеры цилиндрических печатей: они становились больше или меньше, толще или тоньше, более плоскими или бочкообразными — в зависимости от моды, вида материалов.
Менялись и развивались сюжеты: появлялись воины, герои и боги, сменяя друг друга, изображались бои и пиры, возникали новые персонажи, исчезали и возвращались старые. Позже других появилось изображение не бога и не героя, а человека, в том числе молящегося.
На печати иногда гравировались различные тексты: молитвы, стихи, имена владельцев с указанием титулов, пола, социального и семейного положения, например «жена такого-то» или «раб (слуга) такого-то» и имя печати держателя (раба или слуги).
Задача изготовления печатей лежала на резчиках печатей. Ученичество у мастера по изготовлению печатей длилось четыре года. У них сформировались специальные приемы отображения окружающих предметов и людей. Для человеческой фигуры это полный поворот плеч, анфас, абрис ног и лица в профиль. Животные изображались в профиль, но с некоторыми деталями анфас, например глаз или рогов. Птица также изображалась в профиль, но при этом были видны оба ее крыла. С некоторого времени в цилиндрической печати стали просверливать сквозной канал, так что ее можно было носить на шее или на поясе.
Для изготовления цилиндрических печатей в разное время использовались разные типы камней, в зависимости от капризов моды и их доступности из местных и иноземных источников. Самые первые печати вырезались из мягкого песчаника, лазурита и горного хрусталя. Позднее стали использовать диорит, тальк и агат разных цветов. Потом появился серпентин, хлорит, нефрит и зеленый, как яблоко, амазонит, красно-белая пятнистая яшма, пурпурный аметист, известняк черной окраски, магнитный железняк и стеклоподобный обсидиан. Многие камни были привезены из Индии и других стран. Использовались и искусственные материалы — спеченный кварц, фаянс или стекло.
Печать в Месопотамии на протяжении многих столетий выполняла функции удостоверения личности, личной подписи, представительские функции, заверения договоров, маркирования товаров, знака собственности или принадлежности на предметах, а также функцию охранной пломбы к запечатанному предмету — то есть все те функции, которые и сегодня выполняют печать и ее разновидности.
Цилиндрическими печатями владели и пользовались люди самых разных профессий и разного социального положения: мужчины и (менее часто) женщины, правители и священники, солдаты и писцы, царские повара и слуги, плотники и другие, а также вездесущие купцы. Даже рабы, которые осуществляли сделки, имели печати. Один и тот же человек мог иметь несколько печатей. Если цилиндрические печати терялись или похищались, к этому относились очень серьезно. Прежний владелец составлял документ с указанием времени и датой потери в присутствии чиновника, удостоверяя этим факт, что все операции купли-продажи с данного момента с использованием утраченной печати являются недействительными. Передавались сообщения о потере всем заинтересованным лицам и делались объявления в городе.
С появлением и распространением новых писчих материалов (папируса, пергамента) и неклиновидных алфавитов изменяется и практика использования печатей.
К концу V века до н. э. цилиндрические печати полностью вытесняются печатями-перстнями и различными плоскими печатями, известными в античных государствах (Греции, Риме) и Египте.
Скарабеи и скарабеоиды
Скарабей — один из самых почитаемых символов Древнего Египта. В египетской мифологии было три божества, олицетворявших солнце: Ра олицетворял дневное солнце, Атум — вечернее солнце, Хепри, с головой-скарабеем, «возникший из самого себя», — утреннее солнце. Именно богу Хепри был посвящен скарабей — символ обновления и возрождения к жизни. Поэтому в саркофаг умершего помещали вырезанные из полудрагоценных камней миниатюрные фигурки скарабея, печати-скарабеи и украшения с изображением скарабея, держащего в лапах Солнце.
В Египте возник интереснейший феномен — особый, самостоятельный вид глиптики: миниатюрные скарабеи, чьи различные функции воплотились в едином художественном образе.
Появившись в долине Нила в конце III в. до н. э., они занимали важное место в культурной жизни Египта на протяжении нескольких тысячелетий. Рисунки священного скарабея встречаются в росписи гробниц и на папирусах. С его изображением изготавливались шкатулки, ювелирные украшения, статуэтки, печати-скарабеи, амулеты и талисманы. В храмовом комплексе Корнак рядом с Луксором сохранилась величественная колонна, которую венчает скульптура священного скарабея.
Печати-скарабеи обычно изготавливали из аметиста, яшмы, карнеола или искусственного материала, напоминающего фаянс. Очень ценились скарабеи, вырезанные из камня зеленого цвета — цвета возрождения в египетском мировоззрении.
Печати-скарабеи имели овальную форму и были двусторонними. На одной стороне вырезали изображение священного жука, а на другой — имя владельца и его титул, иногда фигурки людей и животных, орнамент или иероглифы. Резные скарабеи нередко выполняли роль амулетов и талисманов, но те, на которых указывалось имя владельца, также играли и роль печатей.
Уже во втором тысячелетии до н. э. существовали торговые связи между Египтом и другими ближневосточными странами. Египетские печати-скарабеи были известны по всему Древнему миру. Народы, жившие далеко от долины Нила, использовали египетских скарабеев как украшения, а также, в подражание Египту, изготовляли печати в виде жуков. Очень популярны скарабеи были в Финикии — древнем государстве, находившемся на восточном побережье Средиземного моря. Такие печати в немалом количестве были найдены в финикийских захоронениях до VII века до н. э.
Финикийцы создали мощную цивилизацию с развитыми ремеслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на
С появлением египетского папируса для письма в Финикии применявшиеся месопотамские цилиндры-печати практически вышли из употребления. На востоке государства с исчезновением цилиндров популярными и преобладающими типами печатей стали скарабей, скарабеоид (печать в форме скарабея без его изображения) и коноид (печать конусовидной формы).
На скарабеоидах местного происхождения появились надписи на финикийском языке. Печати содержали имя владельца с указанием его общественного положения и могли быть как мужскими, так и женскими: «Алия, служанка Хананэля», «сын царя Геальяху», «дворцовый слуга».
В качестве материала для печатей использовались твердые камни (особенно сердолик), стекло, фритта (стеклянная масса) и фаянс; с конца V по начало III века до н. э. были популярны скарабеи из зеленой яшмы. Когда греческое влияние утвердилось как на финикийском побережье, так и в Карфагене, появились на печатях иные боги, другие герои и новые сюжеты.
Перстни-печатки, инталии и камеи
Печать в древности прикладывали не только к письму, завещанию или официальному документу, ею опечатывали ларцы и кладовые с ценностями, амфоры с вином и маслом, а если верить древнегреческому комедиографу Аристофану, то в его время ревнивые мужья ставили печать даже на двери гинекея (женские покои в доме). Владелец эргастерия (мастерской) ставил печать на свои изделия и таким образом удостоверял их качество.
В начале XX века была открыта целая сокровищница критского искусства: кносский дворец-лабиринт, сорок веков пролежавший под землей, в котором была обнаружена мастерская резчика гемм с незаконченными и полностью завершенными работами, с оттисками на глине печатей разной степени завершенности.
Критские геммы, как показывают изображения на фресках и находки в погребениях, носили на запястье. Этим объясняются типы эгейских печатей — овальные призмы, чечевицеобразные миндалевидные геммы. В эгейской глиптике было заметно преобладание анималистических гемм.
В VI веке до н. э. в архаической Греции на печатях, как и в греческой вазописи, появляются подписи резчиков в виде имени или в виде формулы: «делал такой-то». Появляются и полушутливые надписи, например, на гемме VI века до н. э.: «я принадлежу Гермотиму», на другой: «я — печать Терсиса, остерегайся меня разбить!».
Восток, очарование которого ощутимо в греческом искусстве раннего периода, оказал свое влияние и на форму печатей архаической Греции. Стали популярны печати-скарабеи со священным жуком египтян, имеющие продольное отверстие и вращающуюся дужку. Очень скоро форма печати жука-скарабея теряет свой религиозный смысл, появляются псевдоскарабеи (с другим рисунком) и скарабеоиды, у которых выпуклая спинка оставлена вовсе без резьбы.
Два вида печатей — гемма на вращающемся кольце и металлический перстень — вплоть до конца IV века до н. э. развиваются параллельно. Те же резчики гемм-печатей создавали и металлические перстни с резным щитком. Геммы и перстни нередко посвящали богам и дарили храмам.
В инвентарях храмовых сокровищниц упоминаются, кроме гемм, и специальные посвятительные (вотивные) перстни, принесенные в дар божеству, достигавшие больших размеров и веса.
К середине V века до н. э. утверждается новый классический стиль: признаком обновления в глиптике была все большая светскость тематики. Культ гимнастики и физической культуры тела, свойственный греческим полисам, наложил свою печать на изобразительную практику. На печатях появляются обнаженные женские фигуры и фигуры атлетов, чему прежде препятствовали религиозные запреты.
В Элладе архаического и классического периодов религиозные запреты препятствовали появлению портретных изображений на печатях. Александр Македонский первым в Греции нарушает вековые запреты, и вместо изображения божества на лицевой стороне его монет появляются первые портреты царя. Тогда же появляются и портретные печати.
Один из разделов портретной глиптики эллинизма составляют геммы понтийского царя Митридата VI. Позже дактилиотека (собрание гемм) побежденного Митридата была, как особо ценный трофей (8 шкафов), передана римскими правителями в храм Юпитера Капитолийского. Дактилиотека — первоначально, у других римлян, коробка или шкатулка, в которую прятались кольца, когда их не носили. Впоследствии это название перешло к собраниям драгоценных каменьев и гемм. После крестовых походов часть коллекции осела в европейских странах, часть оказалась среди приобретенных сокровищ в коллекции Екатерины II.
После падения царства Птолемеев (30 г. до н. э.) закончилась эпоха эллинизма. Греция подчинилась Риму. Постепенно в истории глиптики оформился новый стиль. Теперь основной сюжетной линией стал триумф императора, а в технике предпочтение стали отдавать более строгим и графичным двуцветным композициям камей. Один французский исследователь назвал их «династическими манифестами из агата». Самая крупная античная гемма такого типа — так называемая «большая камея Франции». Ее высота — 30 см. Это настоящая многофигурная «картина из агата», вырезанная в придворной мастерской в последние годы правления императора Тиберия.
Античные геммы нередко используются для реконструкции погибших памятников станковой живописи Древнего мира. Станковая живопись греческих живописцев, исчезнувшая в пожарах и катаклизмах, была источником тем и композиций фресок, ваз, печатей и камей. Благодаря геммам нам известны две работы знаменитого живописца Апеллеса эпохи Александра Македонского: «Афродита-Анадиомена», выходящая из волн, погибшая в Риме в правление императора Нерона, и «Александр Громовержец», сгоревшая в пожаре эфесского храма Артемиды.
Древние цивилизации Инда
На протяжении большей части своей истории Индия являлась центром важных торговых маршрутов и славилась своими богатствами и высокой культурой. Культура Индии — одна из древнейших культур, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. Индусы придумали цифры, позднее перенятые арабами, которыми мы пользуемся до сих пор, называя их арабскими, ввели понятие нуля, разработали систему весов, применяемую в торговле, строили уже в древности двух-трехэтажные дома из кирпича.
По ареалу распространения цивилизация Инда (Хараппская цивилизация) может считаться одной из крупнейших на Древнем Востоке, превосходя Древний Египет и Месопотамию, вместе взятые. Географически Индия делится на южную Индию — Индостанский полуостров — и северную, занимающую бассейн рек Инда и Ганга и примыкающие к ним области.
В северной части Индии, в плодородных долинах больших рек в поселениях Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе), возникла древнейшая Индская цивилизация, которая относится к бронзовому веку (достигла расцвета в
Известно более 5000 печатей и других артефактов древней Индской цивилизации. Всего объем сохранившихся текстов составляет 18 680 знаков. Но имеющиеся в распоряжении ученых надписи очень короткие — содержат не более пяти-шести символов, поэтому все попытки прочесть эти короткие надписи на фрагментах древних индийских печатей пока не увенчались успехом.
Печати были изготовлены из стеатита, терракоты и фаянса, они и составляют самую обширную группу письменных памятников. Надписи на печатях нередко сопровождались изображениями животных: мифических существ, таких как единорог, или реальных, например буйволов. Интересно, что на индийских печатях не было изображений воинов, батальных сцен или побежденных врагов. Историки объясняют это тем, что высшую правящую касту представляли ученые и духовенство, а не воины, как это было в других государствах.
В Древней Индии была хорошо развита торговля и для обозначения конкретного товара были использованы специальные маркировочные печати (торговые пломбы с изображениями и знаками продаваемых животных и товаров).
Еще одна функция печатей — по всей видимости, идентификация собственника, например для обозначения касты правителя (тигр, слон). Также печати применялись в коммерческих сделках с различной недвижимостью.
С помощью печатей подписывались письма или визировались документы, представляющие юридическую ценность. Эти печати отличались от маркировочных, так как, по мнению ученых, обозначали либо тип недвижимости, либо фамилию собственника.
Печати использовали и в религиозных целях. Было найдено множество печатей, напоминающих по форме жертвенный котел, с изображением мифического существа — единорога, что позволяет интерпретировать изображение как религиозную жертву. К религиозным печатям можно отнести и печати с изображением человека, сидящего в позе йоги в окружении животных. Это очень напоминает индуистского бога Шиву, который, как известно, был йогом и другом животных, но который появится в индийской культуре только через несколько сотен лет. Эти печати получили у ученых название печатей Шивы.
Многочисленные печати из Мохенджо-Даро с искусной резьбой указывают, с одной стороны, на сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии времен Шумера и Аккада, с которыми, по-видимому, индийская цивилизация была связана торговыми отношениями.
С другой стороны, на индийских печатях уже наметились многие иконографические черты, развитые в дальнейшем в искусстве Индии. Так, на одной из печатей изображено трехликое божество, голова которого увенчана круто загнутыми кверху рогами. Вокруг него изображены олень, носорог, буйвол, слон и другие животные, считавшиеся священными.
Культура Мохенджо-Даро и Хараппы исчезла в середине II тыс. до н. э., по мнению историков, в результате вторжения в долину Инда племен ариев, стоявших на более низкой ступени развития и смешавшихся с коренным населением страны.
В первые века н. э. в изобразительных искусствах и архитектуре Индии проявились черты, указывающие на связи с искусством Греции и стран Средней Азии. Последние, в свою очередь, восприняли многие достижения индийской культуры.
Китайские печати
Изготовление печатей относят к четырем уникальным видам искусства, составляющим культурное наследие Китая, наравне с живописью, каллиграфией и поэзией.
Считается, что прообразом первых китайских печатей были надписи, вырезанные древними предсказателями на панцирях черепах, которые использовали для гаданий. Печати появились в Китае больше 3000 лет назад, во времена династии Шан
Со временем оттиски печатей стали ставить на документах. Помимо печатей для тех же целей было принято использовать отпечатки пальцев. В качестве краски для печатей сначала употребляли глину. Позже изобрели красную пасту из киновари.
В эпоху Сражающихся царств
Печати были настолько ценны, что при захвате столицы наряду с императорскими регалиями вывозили в качестве трофеев и государственные печати, равно как и их резчиков. Все найденные на поле боя печати подлежали обязательной сдаче командиру. Нашедшего печать обязательно награждали.
Самая известная императорская печать Поднебесной — печать первого императора единого Китая Цинь Шихуаньди. Она была изготовлена из нефритового камня Хэ Ши Би в 221 г. до н.э. в честь объединения всех царств под его властью. Печать украшали летящие фигуры, напоминающие даосских фей, и надпись: «По велению небес пусть (император) живет долго и счастливо».
В период правления династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н. э.) печать получила название «Наследная печать царства Хань».
К иероглифам также предъявлялись особые требования: благозвучие надписи, соответствие времени и шести стилям написания иероглифов. Имена знаменитых китайских резчиков вошли в историю Китая наряду с именами императоров, политиков, ученых, художников и поэтов.
Для изготовления императорских печатей использовали золото и драгоценные камни. Знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня чанхуа, яшмы, агата, слоновой кости и других ценных материалов.
Боковые грани на дорогих печатях было принято украшать стихами и различными благоприятными пожеланиями.
На рисунках изображали драконов, фениксов, тигров, куриц, уток, овец, гусей, рыб, журавлей и других животных, приносящих удачу. Часто изображали сцены из жизни: танцы, игру на музыкальных инструментах или охоту.
Навершия украшали различными фигурами, в том числе изображениями животных. Особенно популярной была фигура льва — символа власти и процветания.
На печатях делали надписи — стихотворную строку или благожелательную фразу, например: «Не бросай [начатое] на полпути», «От одной улыбки исчезнут тысячи печалей», «Долголетие».
Иероглифы на печати могли быть выгравированы рельефно (изображение выпуклое) или интальо (изображение вырезано).
Это позволяло получать знаменитые оттиски инь и ян: на белом фоне — красные иероглифы и на красном фоне — белые иероглифы.
Продолжение в следующем номере.
[1] Благодарим за предоставленный материал издательско-полиграфический центр «Финпол».
[2] Гемма (лат. gemma — драгоценный камень) — произведение глиптики, ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями. Различают геммы с углубленными изображениями (инталии) и с выпуклыми, барельефными изображениями (камеи).






