Общежитие: жилое или нежилое помещение?
Правильность отнесения объектов учета к определенному виду влияет на отражение как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Но часто ситуация бывает неоднозначная.
А. Л. Станиславская, консультант
Ситуация
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), за образовательным учреждением на праве оперативного управления закреплены здания общежитий, назначение указанных зданий — «нежилое».
Правомерно ли применение бюджетным учреждением счета 0 101 11 000 «Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения» при отражении в бухгалтерском учете зданий общежитий? Каков порядок налогообложения указанных объектов?
Решение
Жилое — нежилое
Положениями пункта 17 статьи 70 Закона от 13 июля 2015 г. № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено назначение здания общежития как «нежилого» для целей кадастрового учета недвижимости.
В здании общежития могут располагаться жилые помещения (комнаты, квартиры) и помещения общего пользования. Кроме того, жилые помещения в общежитии должны быть пригодными для проживания граждан. Соответствующая позиция подтверждается письмом Росреестра от 22 апреля 2016 г. № 14-исх/05565-ГЕ/16.
Жилыми помещениями признаются изолированные помещения или обособленная часть здания или сооружения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан (отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (п. 1 ст. 141.4 ГК РФ, п. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначаются для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 94 ЖК РФ). При этом предоставление таких помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 99 Жилищного кодекса осуществляется на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отметим, что отношения по договорам найма специализированных жилых помещений (в рассматриваемом случае — жилых помещений в общежитиях) возникают из обязанности учреждений на основании законодательства, иных распорядительных документов по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. При заключении договоров найма специализированных жилых помещений объекты бухгалтерского учета, возникающие по указанным договорам, не относятся к объектам учета аренды в рамках положений СГС «Аренда».
По месту пребывания в общежитиях органами регистрационного учета производится регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, в соответствии с постановлением Правительства России от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.