Предоставление межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты, имеющие целевой характер (далее — МБТ), являются существенным инструментом управления, который дает возможность федеральным органам исполнительной власти (далее — ФОИВ) влиять на важнейшие и первостепенные направления развития регионов в разрезе различных отраслей хозяйствования.

И. Ю. СМИРНОВ, консультант-­практик

МБТ обеспечивают исполнение федеральных программ субъектами России, финансирование целей, установленных нормативными правовыми актами России и в первую очередь государственными программами Российской Федерации (далее — ГП РФ).

Особенности регулирования МБТ прописаны в статьях 131–133 Бюджетного кодекса. Так, есть четыре основных вида МБТ: дотация, субвенция, субсидия и иной межбюджетный трансферт (далее — ИМБТ). При этом дотации существенно отличаются от других МБТ, в частности, они не имеют целевого характера, не софинансируются из бюджета субъекта России, доводятся Минфином России, а не соответствующим ГРБС, не подлежат возврату в бюджет. Основные отличия субвенции от иных МБТ (кроме дотации) состоят в том, что на субвенцию не требуется софинансирование из бюджета субъекта России, это полномочия субъекта России, переданные федеральным центром. Выделение МБТ происходит исходя из необходимости реализации и достижения целей национальных проектов, посланий Президента России Федеральному собранию России, стратегических инициатив Правительства России.

Предоставление МБТ из Федерального бюджета осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении МБТ, которое заключается ФОИВ и высшим исполнительным органом власти региона. Срок заключения таких соглашений — до 1 января нового финансового года (в случае изменений — в течение 30 дней со дня вступления в силу соответствующего федерального закона об изменении закона о бюджете на текущий финансовый год).

Пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса предусмотрено, что принятие бюджетных обязательств осуществляется строго в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Так как соглашение о предоставлении МБТ чаще всего предусматривает период в три года для финансирования мероприятий, то обязательства можно принимать тоже на три года.

Внимание!

Если окончание поставки товара (выполнение работы, оказание услуги) согласно условиям заключенного контракта приходится на период с 21 по 31 декабря текущего финансового года, то оплата производится за счет лимитов бюджетных обязательств следующего финансового года (постановление Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).

Субвенции, ИМБТ

Порядок предоставления любой субвенции и иного МБТ бюджетам субъектов России из федерального бюджета утверждается отдельным нормативным правовым актом Правительства России, при этом по субвенции софинансирование со стороны бюджета субъекта России не устанавливается, а по ИМБТ не является обязательным. Субвенции и ИМБТ имеют целевой характер, то есть если цель не будет достигнута или искажена, а средства израсходованы, то субвенция, ИМБТ подлежат возврату в бюджет России. Субвенция предоставляется на полномочия субъектов России, которые переданы Российской Федерацией, а ИМБТ на полномочия органов власти, не урегулированные федеральными законами. В соответствии с Законом от 2 августа 2019 г. № 307‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений» с 1 января 2024 года цели предоставления ИМБТ были существенно ограничены.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал