Унифицированные электронные документы для оформления расчетов с дебиторами и кредиторами

Продолжаем знакомить читателей с электронными документами. В данной статье рассматриваются документы по оформлению расчетов с дебиторами и кредиторами. (Начало см. в журнале «Бюджетный учет» № 9/2022)

Т. А. Фетисова, ведущий эксперт, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

При отражении информации об объектах бухгалтерского учета, возникающих при осуществлении фактов хозяйственной жизни, каждый такой факт подлежит оформлению первичным учетным документом (сводным первичным учетным документом).

Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (ЭЦП), либо, в случаях, предусмотренных Методическими указаниями № 61н, — простой электронной подписью.

Формирование документов осуществляется средствами:

  • модуля формирования начислений и квитирования оплат подсистемы управления доходами системы «Электронный бюджет»;
  • ведомственной информационной системы главного администратора (администратора) доходов бюджета;
  • иной информационной системы, обеспечивающей администрирование доходов бюджетов и (или) ведение бухгалтерского учета.

Более подробно рассмотрим следующие электронные документы для оформления расчетов с дебиторами и кредиторами:

  • Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445) (далее — Решение (ф. 0510445));
  • Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436) (далее — Акт (ф. 0510436));
  • Решение о списании задолженности, не востребованной кредиторами, с учета по счету (ф. 0510437);
  • Решение о восстановлении кредиторской задолженности (ф. 0510446).

Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам

Решение (ф. 0510445) создается для оформления решения, принимаемого комиссией субъекта учета по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее — Комиссия) (обратите внимание — не бухгалтером!), о признании задолженности неплатежеспособных дебиторов сомнительной и выбытии с балансового учета субъекта учета, а также о восстановлении сомнительной задолженности на балансовых счетах Рабочего плана счетов (рисунок 1).

Решение (ф. 0510445) формируется на основании данных Инвентаризационной описи расчетов по поступлениям (ф. 0504091) (далее — Инвентаризационная опись (ф. 0504091)) ответственным исполнителем из состава Комиссии субъекта учета, уполномоченным на формирование Решения (ф. 0510445).

В случае применения субъектом учета способа организации аналитического учета по группе плательщиков доходов формирование разделов Решения (ф. 0510445) осуществляется по соответствующим группам плательщиков доходов.

Обстоятельства, являющиеся основанием для признания задолженности сомнительной:

  • невозможно установить местонахождение должника (вынесение судебным приставом — исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 46 Закона от 2 октября 2007 г. № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229‑ФЗ), если с даты образования задолженности по платежам в бюджет не прошло более пяти лет);
  • отсутствие у должника имущества (вынесение судебным приставом — исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 статьи 46 Закона № 229‑ФЗ, если с даты образования задолженности по платежам в бюджет не прошло более пяти лет);
  • розыск должника (объявление исполнительного розыска должника, его имущества судебным приставом-исполнителем).

Обстоятельства, являющиеся основанием для восстановления сомнительной задолженности:

  • изменение имущественного положения должника;
  • поступление денежных средств в счет погашения задолженности, признанной сомнительной;
  • отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Если в отношении задолженности по доходам возникает неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала, сумма ранее признанного дохода при начислении такой задолженности корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности.

Учет сомнительной задолженности осуществляется на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность».

Безнадежная к взысканию задолженность списывается с балансового учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (1 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами») (рисунок 2).

По забалансовому счету формируется Журнал операций по забалансовому счету (ф. 0509213) (далее — Журнал (ф. 0509213)).

Журнал (ф. 0509213) по типу операций подразделяется на:

  • операции текущего периода;
  • исправление ошибок прошлых лет.

Он открывается путем переноса информации о наличии имущества и обязательств по соответствующим забалансовым счетам на начало периода.

Операции отражаются в зависимости от характера изменений информации об объекте учета записью увеличения или уменьшения соответствующего забалансового счета, а также информации о наличии имущества и обязательств на конец периода.

Остаток по соответствующему забалансовому счету (соответствующей аналитической позиции) на начало периода (на дату открытия Журнала (ф. 0509213)), формируемый путем переноса информации об остатке на конец периода, предшествующего периоду формирования Журнала (ф. 0509213), с учетом показателей об увеличении и (или) уменьшении объектов учета по забалансовому счету (соответствующей аналитической позиции) согласно бухгалтерским записям по исправлению ошибок прошлых лет, отраженным в Журнале (ф. 0509213) по исправлению ошибок прошлых лет за аналогичный период.

Решение (ф. 0510445) подписывается членами Комиссии простой ЭП, председателем Комиссии — ЭЦП и утверждается руководителем учреждения с применением ЭЦП.

Примеры заполнения Решения (ф. 0510445) по признанию и восстановлению сомнительной задолженности приведены на рисунках 3, 4.

Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам

Акт (ф. 0510436) формируется в целях оформления решения о признании безнадежной к взысканию задолженности, принимаемого Комиссией в отношении дебиторской задолженности по доходам, не уплаченным в установленный срок, выявленной по результатам проведения инвентаризации дебиторской задолженности по доходам, на основании документов, подтверждающих обстоятельства (случаи), указывающие на безнадежность взыскания указанной задолженности.

Акт (ф. 0510436) формируется на основании данных Инвентаризационной описи (ф. 0504091) уполномоченным исполнителем из состава Комиссии.

В случае применения субъектом учета способа организации аналитического учета по группе плательщиков доходов формирование разделов Акта (ф. 0510436) осуществляется по соответствующим группам плательщиков доходов.

Платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию в случае (ст. 47.2 БК РФ):

  • смерти физического лица — плательщика платежей в бюджет или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя — плательщика платежей в бюджет в соответствии с Законом от 26 октября 2002 г. № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127‑ФЗ) — в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
  • признания банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствии с Законом № 127‑ФЗ — в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной после завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным законом;
  • ликвидации организации — плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством;
  • применения актов об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или принятия судом решения, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;
  • вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному подпунктом 3 или 4 пункта 1 статьи 46 Закона № 229‑ФЗ, если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:
    • размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
    • судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • исключения юридического лица по решению регистрирующего органа из единого государственного реестра юридических лиц и наличия ранее вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному подпунктом 3 или 4 пункта 1 статьи 46 Закона № 229‑ФЗ, — в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в случаях, предусмотренных законодательством. При признании решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из единого государственного ре­естра юридических лиц в соответствии с Законом от 8 августа 2001 г. № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» недействительным задолженность по платежам в бюджет, ранее признанная безнадежной к взысканию в соответствии с настоящим подпунктом, подлежит восстановлению в бюджетном (бухгалтерском) учете.

Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с Общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства России от 6 мая 2016 г. № 393.

Списание (восстановление) в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности по платежам в бюджет осуществляется администратором доходов бюджета.

Положения статьи 47.2 Бюджетного кодекса не распространяются: на платежи, установленные законодательством о налогах и сборах, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правом Евразийского экономического союза и законодательством России о таможенном регулировании, на денежные обязательства перед публично-правовым образованием.

Меры по обеспечению взыскания задолженности:

  • направление обращения в суд о взыскании денежного взыскания (штрафа) в судебном порядке;
  • направление второго экземпляра не исполненного постановления о наложении административного штрафа судебному приставу-исполнителю для исполнения;
  • составление протокола об административном правонарушении и направление его мировому судье;
  • направление письма в подразделение Федеральной службы судебных приставов с запросом о ходе исполнительного производства;
  • направление письма в судебные органы в целях вынесения постановления (определения) о прекращении исполнения постановления (решения) судов (мировых судей).

Акт (ф. 0510436) подписывается членами Комиссии простой ЭП, председателем Комиссии — ЭЦП и утверждается руководителем субъекта учета с применением ЭЦП.

Решение о списании задолженности, не востребованной кредиторами, с учета

Решение (ф. 0510437) создается в целях оформления Комиссией субъекта учета решения о списании не востребованной в срок (просроченной и (или) не подтвержденной по результатам инвентаризации) кредиторской задолженности по выплатам расходов (источников финансирования дефицита бюджета, источников финансирования дефицита средств учреждений, возвратам переплат доходов (источников финансирования дефицита), выявленной по результатам проведения субъектом учета инвентаризации кредиторской задолженности.

Решение (ф. 0510437) формируется на основании Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) и данных соответствующих инвентаризационных описей (Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), Инвентаризационной описи задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083), Инвентаризационной описи состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504085)) ответственным исполнителем из состава Комиссии, уполномоченным на формирование Решения (ф. 0510437).

При создании Инвентаризационных описей в форме электронных документов отражение их данных в Решении (ф. 0510437) осуществляется автоматически (исключив дублирование ввода данных) средствами информационной системы, обеспечивающей ведение бухгалтерского учета.

В случае принятия решения о списании задолженности, не востребованной кредиторами, инвентаризационной комиссией Решение (ф. 0510347) формируется одновременно с формированием Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Решение (ф. 0510437) подписывается членами Комиссии простой ЭП, председателем Комиссии — ЭЦП.

Решение (ф. 0510437) утверждается руководителем учреждения ЭЦП.

Примеры принятия решения приведены в таблице 1.

Таблица 1. Примеры принятия решений

Резолюция
(графа 16, разделы 1, 2)

Описание действий, наименование операций

Причина — например, субъективное мнение специалиста или чек­лист

Формируемые операции

(1а) Списать с последующим наблюдением

(1б) Списать с последующим наблюдением в сумме на дату принятия Решения

1. Списать с балансового учета, принять на забалансовый учет, наблюдать в течение срока исковой давности, иного установленного срока наблюдения.

2. Денежное обязательство не перерегистрируется на следующий финансовый год.

Дата = дате окончания наблюдения (срока исковой давности). При невозможности установить дату окончания наблюдения ставится «31.12.2999»

1. Информация о кредиторе утратила актуальность.

2. Отсутствие данных о кредиторе.

3. Отсутствие кредитора.

4. Прекращение обязательств в связи со смертью (ликвидацией) контрагента и отсутствием информации о наличии преемников.

5. Наличие письменного заявления об отказе от переплаты

Дебет Х 304 ХХ ХХХ, Х 303 ХХ ХХХ, Х 302 ХХ ХХХ, Х 205 ХХ ХХХ,
Х 209 ХХ ХХХ, Х 207 ХХ ХХХ, Х 301 ХХ ХХХ

Кредит Х 401 10 173

Увеличение забалансового счета 20 «Сомнительная задолженность»

(2а) Прекратить наблюдение задолженности

(2б) Прекратить наблюдение задолженности в сумме на дату принятия Решения

1. Списать с забалансового учета в связи с окончанием срока исковой давности (наблюдения).

2. Списать с забалансового учета в связи с поступлением документов о ликвидации организации, смерти физического лица и отсутствием преемников.

3. Списать с забалансового счета по прочим причинам, независимо от окончания сроков наблюдения.

Дата в колонке (15) равна дате формирования Решения (ф. 0510437)

1. Окончание сроков исковой давности.

2. Прекращение обязательств в связи со смертью (ликвидацией) контрагента и отсутствием требований от преемников в установленные сроки.

3. Наличие письменного заявления об отказе от внесенной переплаты.

4. Прощение долга, отраженного на забалансе.

5. Издание специальных актов исполнительной власти (ОМСУ)

Уменьшение забалансового счета 20 «Сомнительная задолженность»

(3а) Списать задолженность без последующего наблюдения

(3б) Списать задолженность без последующего наблюдения в сумме на дату принятия Решения

1. Списать с балансового учета без постановки на забалансовый учет в связи с истечением срока исковой давности.

Перерегистрация ДО (при смене финансового года) не осуществляется.

2. Списать с забалансового счета по прочим причинам без увязки со сроками исковой давности предъявления требований.

Дата в колонке (15, дата завершения срока наблюдения) равна дате Решения минус один день

1. Окончание сроков исковой давности, установленных сроков наблюдения.

2. Наличие письменного заявления об отказе от внесенной переплаты (в случае наличия задолженности на балансе).

3. Прощение долга (при наличии на балансе).

4. Издание специальных актов исполнительной власти (ОМСУ) при наличии задолженности на балансе

Дебет Х 304 ХХ ХХХ, Х 303 ХХ ХХХ, Х 302 ХХ ХХХ, Х 205 ХХ ХХХ,
Х 209 ХХ ХХХ, Х 207 ХХ ХХХ, Х 301 ХХ ХХХ

Кредит Х 401 10 173

(4) Погашено (снять с рассмотрения)

Бухгалтерская корреспонденция не оформляется, ситуация оформляется иными первичными документами.

Дата в колонке (15) равна дате формирования Решения (ф. 0510437)

1. Фактическое исполнение обязательства произошло в период между датой инвентаризации и датой формирования Решения (ф. 0510437).

2. Исключено по результатам рассмотрения членами Комиссии*.

3. Исключено по особому мнению*

Отсутствует

Решение о восстановлении кредиторской задолженности

Решение (ф. 0510446) создается субъектом учета в целях оформления кредиторской задолженности, ранее списанной с балансового учета, решения по отражению на соответствующих аналитических балансовых счетах Рабочего плана счетов обязательств по оплате расходов (выплате источников финансирования дефицита), возврату доходов (источников финансирования дефицита) в связи с предъявлением кредитором или его правопреемником требования об оплате задолженности.

Решение (ф. 0510446) формируется на основании документов, представленных Заявителем, подтверждающих право требования в отношении задолженности учреждения (например, судебное решение, заявление, исковое требование, иной документ), и документов, подтверждающих возникновение обязательств (например, накладные, акты, платежные документы (в части обязательств по возврату переплат), по которым ранее субъектом учета была отражена кредиторская задолженность), а также данных регистров бухгалтерского учета по забалансовому счету 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» и Решений (ф. 0510437), отражающих информацию о списанной невостребованной кредиторской задолженности, в отношении которой заявителем предъявлены требования.

Формирование Решения (ф. 0510446) осуществляется на основании данных Решения (ф. 0510437) автоматически (исключив дублирование ввода данных) средствами информационной системы, обеспечивающей ведение бухгалтерского учета.

Решение (ф. 0510446) подписывается ответственными исполнителями субъекта учета и ответственным исполнителем финансово-экономической службы субъекта учета простой ЭП.

Решение (ф. 0510446) утверждается руководителем субъекта учета (иным уполномоченным им лицом) ЭЦП.

Пример заполнения Решения (ф. 0510446) приведен на рисунке 5.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама