Минфин России. Труд на благо Отечества

Появление в Российской империи министерств 220 лет назад — важное событие в истории отечественной государственности. Одно из ключевых мест в сформировавшейся структуре исполнительной власти занимало Министерство финансов.

А. В. Пачкалов, кандидат исторических наук, доцент департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве России

В числе восьми министерств, образованных 8 сентября 1802 года указом императора Александра I, было Министерство финансов — центральное государственное учреждение Российской империи, ведавшее вопросами финансово-экономической политики.

Ведомству подчинялись Берг-коллегия[1], Монетный и Лесной департаменты и некоторые другие учреждения. Министерство финансов управляло всеми источниками государственных доходов, внешней торговлей и таможенным делом, налогами, повинностями и сборами, заведовало бюджетной частью, приходом-расходом, хранением государственных средств, государственными кредитными операциями, изготовлением денежных знаков.

В первые годы государственный казначей оставался вне ведения ведомства, однако под контролем министра финансов. В 1811 году Государственное казначейство вошло в состав Министерства финансов.

Начало

Первым министром финансов в России стал крупный финансист и законодатель рубежа XVIII и XIX веков Алексей Иванович Васильев[2], внесший вклад в сокращение государственного долга, улучшение кадрового состава служащих министерства, упорядочение счетоводства и финансовой отчетности, улучшение управления лесами и т. д. После ликвидации Министерства коммерции в 1810 году функции Министерства финансов расширились.

Министерство финансов Российской империи занималось разработкой налогового законодательства, проведением государственных кредитных операций, в том числе внешних и внутренних займов, переводом капиталов за границу, политикой правительства в сфере внешней торговли (1810–1905 гг.), промышленности и внутренней торговли (1819–1905 гг.).

Ведомство управляло государственным земельным имуществом, с 1810 года — всем государственным имуществом, в том числе государственными крестьянами (до создания в 1837 году отдельного Министерства государственных имуществ).

После отмены крепостного права Министерство финансов руководило выкупной операцией (1861–1906 гг.), осуществило финансовые реформы 1862–1868 годов, контролировало различные общественные и частные кредитные учреждения, а также частные горные предприятия. Ведомство сдавало винные откупа с торгов, а с 1895 года стало осуществлять государственную винную монополию. Некоторое время (1889–1905 и 1906–1917 гг.) Министерство финансов устанавливало тарифы железнодорожных перевозок, а также выдавало привилегии на изобретения и усовершенствования.

В ведении Министерства финансов Российской империи находились предприятия по изготовлению ассигнаций и различных бумаг с государственным гербом (с 1818 г. — Экспедиция заготовления государственных бумаг), монетные дворы, сберегательные кассы (с 1859 г.). Некоторое время Министерству финансов подчинялись государственные банки (Государственный банк Российской империи в 1860–1917 годы, а также Ассигнационный, Коммерческий, Заемный, Крестьянский поземельный банк, Дворянский земельный банк и др.), таможни (1810–1917 гг.), Государственная комиссия погашения долгов (1812–1917 гг.), Экспедиция государственных кредитных билетов (1843–1860 гг.), ссудные казны (1860–1895 гг.) и сохранные казны (1862–1895 гг.) при Московском и Санкт-Петербургском воспитательных домах; казенные горнозаводские предприятия и предприятия по добыче соли (до 1874 г.); акционерное общество Китайско-Восточной железной дороги (1896–1917 гг.).

В 1872–1905 годах при Министерстве финансов действовал Совет торговли и мануфактур, имевший местные комитеты торговли и мануфактур. Министерство располагало своими вооруженными силами в лице Отдельного корпуса пограничной стражи (с 1893 г.). В 1900 году центральные учреждения министерства в сфере торговли и промышленности (Отдел торговли и Отдел промышленности) были объединены в отдельную структуру министерства под руководством товарища (заместителя) министра финансов. В 1905 году управление сферой промышленности и торговли было передано во вновь образованное Министерство торговли и промышленности.

Местными финансовыми органами в Российской империи являлись губернские казенные палаты, казначейства, губернские и окружные акцизные управления (1862–1918 гг.), институт фабричной инспекции (1882–1905 гг.), губернские и городские по промысловому налогу присутствия (1898–1917 гг.), губернские по фабричным и горнозаводским делам присутствия (1899–1905 гг.), управления горных округов (до 1874 г.), окружные таможенные управления (1811–1912 гг.), управления таможенных инспекторов (1912–1917 гг.).

Денежные реформы

Министерство финансов Российской империи подготовило денежные реформы — 1839–1841, 1895–1898 годов. Их главными задачами являлись укрепление национальной валюты и стабильность развития экономики страны.

Денежная реформа 1839–1843 годов, проведенная по инициативе и под руководством выдающегося министра финансов Егора Францевича Канкрина (1823–1844), ставила своей основной целью остановить постоянное колебание курса соотношения разных видов денег, обращавшихся в Российской империи (в основном это касалось ассигнаций и серебряных монет).

Массовый выпуск ничем не обеспеченных ассигнаций вызывал в конце XVIII — первой трети XIX века постоянное падение их курса по отношению к серебряным монетам. В ходе реформы 1839–1843 годов был установлен серебряный монометаллизм[3]. Основой денежного обращения Российской империи стал серебряный рубль (весом 18 г), было определено строгое соотношение между серебряным и бумажным рублем (1 руб. серебром — 3,5 руб. ассигнациями). При Государственном коммерческом банке учредили Депозитную кассу с целью хранения поступлений от различных государственных учреждений и вкладов от частных лиц в серебряной монете. Кроме этого, принимались слитки золота и серебра. В 1840–1843 годы кассой были выпущены билеты, участвующие в денежном обращении наряду с серебряной монетой.

В 1843 году началась замена старых ассигнаций и билетов Депозитной кассы на новые государственные кредитные билеты, выпускавшиеся Экспедицией государственных кредитных билетов Министерства финансов. Кредитные билеты в отличие от билетов Депозитной кассы были обеспечены серебром не полностью, а на 1/6 часть, их свободно обменивали на серебряные монеты. В 1843 году закрепили новое стоимостное соотношение: 100 рублей золотом — 103 рубля серебром — 103 рубля государственными кредитными билетами.

К 1851 году завершилось изъятие ассигнаций, к 1853 году — депозитных билетов. Проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской войны 1853–1856 годов. Из-за начавшихся военных действий размен кредитных билетов был ограничен, а в 1858 году — полностью прекращен в связи с резким увеличением выпуска бумажных денег. Денежная система, созданная в результате реформы 1839–1843 годов, перестала существовать. В Российской империи начался длительный период обращения кредитного рубля с резко колеблющимся валютным курсом.

Денежная реформа 1895–1897 годов была осуществлена министром финансов Сергеем Юльевичем Витте (1892–1903), но подготовку к ней начинали еще его предшественники — министры финансов Николай Христианович Бунге (1881–1886) и Иван Алексеевич Вышнеградский (1887–1892).

Основной целью реформы было обеспечение внешней конвертируемости рубля в связи с привлечением в Российскую империю иностранного капитала. Главным содержанием реформы стало установление золотого монометаллизма.

В 1895 году разрешили заключать сделки на золото, Государственный банк Российской империи начал принимать золотые деньги на свои счета. С 1897 года вся денежная эмиссия оказалась связанной с Государственным банком Российской империи.

В ходе реформы золотой рубль был девальвирован на одну треть — на империалах при сохранении их прежней формы и содержания золота обозначался новый номинал в 15 рублей, на полуимпериалах — в 7 рублей 50 копеек. Было установлено строгое стоимостное соотношение, когда рубль золотом равнялся рублю ассигнациями, кредитные билеты могли обмениваться на золото без каких-либо ограничений. В основе денежного обращения Российской империи стал золотой рубль, который содержал 0,774 г золота.

Поменялась структура денежного обращения. До начала реформы кредитные билеты составляли более 90 процентов денежной массы, а к началу 1914 года — 73,4 процента, золото — 21,2 процента, серебро — 5,4 процента.

Из-за вступления Российской империи в Первую мировую войну обмен бумажных денег на золото был прекращен и началось осуществление крупной денежной эмиссии, не обеспеченной золотым запасом. Это привело к обесцениванию денег в 1914–1917 годах.

Время наркоматов

После Октябрьской революции на основании Декрета II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 года на смену министерствам пришли народные комиссариаты. Вместо Министерства финансов был создан Народный комиссариат по финансовым делам (с июня 1918 года — Народный комиссариат финансов, или Наркомфин, НКФ РСФСР). В состав Наркомата финансов вошел ряд центральных учреждений бывшего Министерства финансов.

В первое время Народный комиссариат финансов РСФСР занимался ликвидацией различных дореволюционных кредитных учреждений и национализацией банков. Во время Гражданской войны, в период военного коммунизма, когда проводился курс на сворачивание товарно-денежных отношений и ликвидацию рынка, роль Народного комиссариата финансов уменьшилась.

В 1917 году и в ходе Гражданской войны денежное обращение в России находилось в глубоком кризисе. Из-за политической борьбы, военных действий, обращения огромного числа видов денег, выпускавшихся различными правительствами и общественными организациями, фактически денежное обращение на территории страны было парализовано и началась гиперинфляция.

В начале 1918 года Народный банк РСФСР выпустил деньги, которые по внешнему виду соответствовали выпускам Временного правительства, но были подписаны управляющим Народным банком РСФСР. Помимо этого в обращении находились кредитные и банковские билеты образца периода Российской империи. Также государственными денежными знаками считались купоны ценных бумаг Российской империи, долгосрочные билеты и краткосрочные обязательства государственного казначейства.

Ряд местных органов власти получил право выпускать свои деньги мелкого достоинства. С начала 1919 года Народный банк начал выпускать расчетные знаки РСФСР, или совзнаки. В результате этих действий к началу 1919 года на территории РСФСР обращалось уже несколько тысяч видов различных денежных знаков и их суррогатов. Одновременно с этим советское правительство проводило политику военного коммунизма, распространялись безденежные расчеты между государственными предприятиями и учреждениями. Происходил стремительный рост денежной массы, фактически деньги утратили ценность. Рубль 1921 года имел лишь 0,006 процента от стоимости довоенного рубля.

После образования СССР в 1923 году был создан общесоюзный Народный комиссариат финансов СССР, руководивший деятельностью наркоматов финансов союзных республик, а также через них — работой наркоматов финансов автономных республик. Народный комиссариат финансов СССР сыграл важную роль в разработке финансовых преобразований новой экономической политики 1920-х годов, связанных с восстановлением рыночной экономики.

После завершения Гражданской войны, во время новой экономической политики в 1922–1924 годах Народный комиссариат финансов РСФСР (позже — СССР) провел денежную реформу, направленную на укрепление курса рубля. Ключевую роль в проведении реформы сыграл нарком финансов Григорий Яковлевич Сокольников.

В ходе денежной реформы в 1922–1923 годах были проведены две деноминации. В результате денежная масса сократилась примерно в миллион раз. С ноября 1922 года Госбанк РСФСР приступил к выпуску наряду с совзнаками червонцев — новых денег, основанных на золоте. Это был первый устойчивый денежный знак, выпущенный советским государством. В обращение он поступил как билет Государственного банка РСФСР, обеспеченный на 25 процентов драгоценными металлами и иностранной валютой, а на 75 процентов — краткосрочными векселями и легкореализуемыми товарами.

Предполагалось, что бумажные червонцы будут обмениваться на золотые червонцы — монеты с содержанием 7,74234 г чистого золота (что соответствовало дореволюционной золотой монете номиналом 10 рублей).

В середине 1923 года выровнялся курс червонца и ряда иностранных валют (доллар США, фунт стерлингов Великобритании и др.).

Червонцы постепенно вытеснили из обращения совзнаки, эмиссия которых была остановлена к весне 1924 года. Вместо них начался выпуск государственных казначейских билетов достоинством в 1, 3 и 5 рублей, серебряных денег в 1 рубль и 50, 20, 15 и 10 копеек, медной монеты в 5, 3, 2, 1 копейку. Десять казначейских рублей стали приравниваться к одному червонцу. Денежная реформа 1922–1924 годов привела к унификации и стабилизации денежного обращения в стране.

Наркомат финансов СССР осуществлял управление всей финансово-кредитной системой государства, организовывал учет и хранение запасов золота, серебра, иностранной валюты. В распоряжении учреждения находились не только денежные средства и драгоценные металлы, но и такие экзотические ценности, как, например, радий.

В подчинении Народного комиссариата финансов (Министерства финансов) РСФСР и СССР находились Сберкассы (1923–1988 гг.), банки (Народный банк РСФСР, Государственный банк СССР, Промбанк СССР (с 1932 г.), Сельхозбанк СССР, Цекомбанк СССР, Торгбанк СССР и др.), Госстрах (1921–1892 гг.), Ингосстрах (1948–1891 гг.), Гохран и другие организации.

Местными финансовыми органами в советский период являлись финансовые отделы исполкомов Советов (губернских и уездных; краевых, областных, городских, районных), финансовые управления Московского и Ленинградского городских исполкомов и Московского областного исполкома.

Министерство финансов СССР: реформы

В 1946 году все наркоматы, в том числе Народный комиссариат финансов СССР, были переименованы в соответствующие министерства. Согласно закону от 15 марта 1946 года Наркомат финансов СССР был преобразован в Министерство финансов СССР.

В 1947 году Министерством финансов СССР была проведена очередная денежная реформа. Ключевую роль в ее проведении сыграл нарком (министр) финансов СССР Арсений Григорьевич Зверев[4].

Подготовка данной реформы шла с 1943 года в обстановке глубокой секретности. В ходе Великой Отечественной войны денежная масса возросла примерно в четыре раза, при этом объем розничного товарооборота и кооперативной торговли сократился на две трети от довоенного уровня, также распространились фальшивые деньги. К 1944–1945 годам ценность рубля упала, денежное обращение в СССР оказалось в кризисном состоянии.

С целью изъятия избытка денежной массы у населения была проведена конфискационная денежная реформа. Также были отменены карточки на предметы первой необходимости. В обращение поступили новые банкноты Госбанка СССР достоинством 100, 50, 25 и 10 рублей и казначейские билеты достоинством 5, 3 и 1 рубль. Старые наличные деньги обменивались на новые в соотношении 10 к 1. Деньги на вкладах в сберкассах обменивались иначе:

  • менее 3000 рублей — по курсу 1 к 1;
  • от 3000 рублей до 10 000 рублей — 3 к 1;
  • более 10 000 рублей — 2 к 1.

В результате реформы 1947 года денежная масса в СССР существенно сократилась, курс рубля укрепился, были ликвидированы последствия Великой Отечественной войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

В конце 1950-х годов было принято решение о подготовке новой денежной реформы, вызванной усилением инфляционного характера денежного обращения и другими причинами. О предстоящем обмене денег население, в отличие от предыдущей конфискационной реформы 1947 года, было проинформировано заранее. Основные положения реформы были сформулированы в постановлении Совета министров СССР от 4 мая 1960 года.

С реформой связывают уход А. Г. Зверева с поста министра финансов, не соглашавшегося с ее планом. Реформа была проведена уже новым министром финансов СССР Василием Федоровичем Гарбузовым (1960–1985).

С 1 января 1961 года в обращение выпустили банкноты нового образца достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца чеканились достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. Бумажные денежные знаки образца 1947 года, серебряные, никелевые, медные и бронзовые монеты, выпущенные начиная с 1921 года, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10 к 1. При этом монеты мелких номиналов (1, 2 и 3 копейки) стали обязательными к приему по номиналу наравне с новыми монетами того же достоинства. Обмен наличных денег проводился в обменных пунктах в течение трех месяцев со 2 января 1961 года. Новые бумажные деньги были существенно меньше по размеру, что снизило себестоимость их выпуска. Кроме того, они стали удобнее для повседневных расчетов.

После образования Совета экономической взаимопомощи Министерство финансов СССР разработало систему взаиморасчетов с социалистическими странами на основе переводного рубля, представлявшего коллективную валюту, меру стоимости, средство платежа и накопления для организации многосторонних расчетов стран — членов Совета экономической взаимопомощи. Переводный рубль был утвержден соглашением о международных расчетах стран 22 октября 1963 года. Переводный рубль не имел банкнот или казначейских билетов, использовался для безналичных расчетов между странами-участницами.

Преобразования периода перестройки значительно увеличили объем денежной массы, не обеспеченной товарами, возник острый дефицит ряда предметов первой необходимости, происходили рост цен и инфляция. Для нормализации денежного обращения в начале 1991 года была предпринята попытка проведения конфискационной денежной реформы. Ключевую роль в подготовке реформы сыграл премьер-министр СССР Валентин Сергеевич Павлов, ранее занимавший должность министра финансов СССР (1989–1991).

В ходе подготовки реформы предполагалось в течение трех дней осуществить замену купюр достоинством в 50 и 100 рублей образца 1961 года (общая сумма не более 1000 руб.) на купюры таких же номиналов 1991 года с отметкой в паспорте о состоявшемся обмене. Цели реформы не были достигнуты, поскольку по решению правительства в обращении продолжали оставаться купюры образца и 1961, и 1991 годов. Продолжающийся рост денежной эмиссии привел к гиперинфляции, дальнейшему падению курса рубля.

11 ноября 1991 года Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в Министерство экономики и финансов РСФСР (в дальнейшем — РФ), которому решением правительства РСФСР с 15 ноября 1991 года были подчинены структуры, подразделения и организации Министерства финансов СССР. В связи с прекращением существования СССР ведомство было ликвидировано 26 декабря 1991 года. В результате разделения Министерства экономики и финансов 19 февраля 1992 года было образовано Министерство финансов Российской Федерации.

После распада СССР Министерство финансов РФ направило основные усилия на достижение финансовой стабилизации ситуации в стране. В январе 1992 года Правительство России попыталось сократить инфляцию с помощью либерализации розничных цен. Увеличение денежной массы стало резко уступать росту потребительских цен, на фоне резкого уменьшения денежной массы происходил денежный кризис. В апреле 1992 года вновь была осуществлена крупная эмиссия денег, не позволившая стабилизировать курс рубля.

С целью создания новой денежной системы в 1992–1993 годах была проведена денежная реформа в соответствии с законом от 25 октября 1992 г. «О денежной системе Российской Федерации». Основой денежной системы стал российский рубль, эмитентом — Банк России. Советские рубли были обменены на российские рубли по курсу 1 к 1 без ограничения суммы и срока.

В 1992–1993 годах в обращении появились банкноты Центрального банка России. С 24 июня 1993 года все банковские и казначейские билеты СССР и билеты Центрального банка изымались из обращения.

Проведенная реформа не укрепила курс рубля, инфляция продолжилась, и к середине 1990-х годов многие цены и зарплаты исчислялись уже в миллионах рублей.

С 1998 года в России начала проводиться деноминация рубля в соотношении 1000 к 1, срок обмена денег был установлен до 2002 года, а затем продлен до 2003 года.

В постсоветский период Министерство финансов формировало государственный бюджет на основе принципов рыночной экономики, разрабатывало и реализовывало основные направления государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, обеспечивало концентрацию финансовых ресурсов на центральных направлениях социально-экономического развития страны, управляло государственным внутренним и внешним долгом и т. д. Министерство финансов также занималось разработкой законопроектов, нормативных актов и других документов по вопросам, связанным с деятельностью Федеральной налоговой службы, координировало работу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Деятельность Министерства финансов в начале XXI века способствовала формированию бездефицитного федерального бюджета, выплате внешнего долга, введению «плоской шкалы» подоходного налога, образованию Стабилизационного фонда РФ. В 2009–2010 годах Министерство финансов осуществляло меры, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса.

Работают с финансами, сохраняют традиции

За 220-летнюю историю Министерства финансов на посту его руководства сменилось более сорока министров (наркомов), каждый из которых оставил в ней свой след.

Для некоторых царских министров работа в важнейшем финансовом ведомстве стала звеном в карьере, когда вслед за уходом с министерского поста следовало назначение на пост либо председателя Комитета министров (Михаил Христофорович Рейтерн (1862–1878), Николай Христианович Бунге), либо председателя Совета министров (Сергей Юльевич Витте, Владимир Николаевич Коковцов (1904–1905)).

В советское и постсоветское время эта традиция получила продолжение. Председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин в период 16 февраля — 28 декабря 1948 года служил на посту министра финансов. В 1992 году должность министра финансов и пост руководителя правительства совмещал Егор Тимурович Гайдар (1991–1992).

При Министерстве финансов с 1824 года сформирована одна из крупнейших специализированных библиотек. Решающую роль в ее создании и развитии сыграли такие известные деятели министерства, как Е. Ф. Канкрин, М. Х. Рейтерн и С. Ю. Витте. Библиотека содержит издания по экономике России и зарубежных стран, экономической теории, истории экономической мысли, менеджменту, экономике предприятий, статистике, праву — в том числе хозяйственному и финансовому. В фонде библиотеки находятся редкие исторические издания, в том числе труды Ю. А. Гагемейстера[5], Г. Сарториуса[6], А. Н. Гурьева[7], Е. Ф. Канкрина, И. И. Янжула[8] и многих других известных экономистов-финансистов. В фонде также хранится редчайший экземпляр «Теории о налогах» Н. И. Тургенева[9], выпущенной в 1812 году.

В библиотеке хранятся различные редкие издания XVIII–XIX веков. В их числе — Свод законов Российской империи, государственные росписи доходов и расходов России с 1865 года, отчеты Государственного комитета, банков, сметы доходов и расходов ряда министерств, статистика перевозок по железным дорогам, а также законодательные материалы по бюджету, налогам советского периода). Большой интерес представляют полные библиотеки И. Х. Озерова[10] и П. И. Гензеля[11].

Среди ведомственных изданий министерства разных лет можно выделить следующие: «Указатель правительственных распоряжений по Министерству финансов» (1864–1885 гг.), «Внешняя торговля по европейской границе: Труды Статистического отделения Департамента таможенных сборов» (1884–1916 гг.), «Вестник финансов, промышленности и торговли...» (1885–1917 гг.), «Сборник тарифов российских железных дорог» и «Сводная статистика перевозок по русским железным дорогам» (1889–1917 гг.), «Торгово-промышленная газета» (1893–1917 гг.), «Русское экономическое обозрение» (1897–1905 гг.), «Свод статистических данных по железоделательной промышленности» (1903–1917 гг.) и др.; «Известия Народного комиссариата финансов РСФСР» (1919–1922 гг.), «Известия Народного комиссариата финансов СССР» (1927–1931 гг.), журнал «Финансы» (в 1926–1954 гг. — «Финансы и народное хозяйство»; в 1954–1992 гг. — «Финансы СССР»), «Финансовая газета» (с 1991 г.) и др.

В ведении Министерства финансов (Народного комиссариата финансов) в разные периоды истории находились учебные и научные учреждения: политехнические вузы, коммерческие, торговые, технические и др. учебные заведения; Институт экономических исследований (1919–1931 гг.), Московский финансово-экономический институт (с 1919 г., ныне — Финансовый университет при Правительстве России), Конъюнктурный институт (1923–1928 гг.), Ленинградский финансово-экономический институт (1930–1946 гг., ныне — Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов), Центральный заочный институт финансово-экономических наук (с 1930 г., с 1993 года — Всероссийский заочный финансово-экономический институт, ныне — Финансовый университет при Правительстве России), Академия бюджета и казначейства (создана в 1988 г. как Финансовый институт повышения квалификации, ныне — Финансовый университет при Правительстве России).

В декабре 1990 года по инициативе Бориса Ивановича Гостева (министр финансов СССР в период с 1985 по 1989 г.) был открыт Музей истории Министерства финансов Российской Федерации[12]. Тематика музея разрабатывалась старейшими сотрудниками министерства, ветеранами войны и труда. Его экспозиция должна была знакомить посетителей с историей становления и совершенствования финансовой системы России. Этому вопросу придавалось исключительное значение с начала зарождения государственности России, какие бы формы управления финансами ни принимались.



[1] Орган горной администрации в Российской империи, отвечавший за управление горнорудной промышленностью.

[2] См. статью «Первый министр финансов Российской империи», журнал «Бюджетный учет» № 3/2022. С. 70–77.

[3] Монометаллизм — денежная система, в основе которой лежит один металл. В зависимости от вида металла монометаллизм может быть золотым, серебряным и медным.

[4] См. статью «Командующий финансовым фронтом», журнал «Бюджетный учет» № 5/2015. С. 70–77; № 6/2015. С. 72–77.

[5] Юлий Андреевич Гагемейстер (1806–1878) — русский финансист и экономист, член-корреспондент Императорской академии наук, тайный советник, сенатор.

[6] Георг Фридрих Сарториус (1765–1828) — немецкий историк-исследователь, экономист и профессор Геттингенского университета.

[7] Александр Николаевич Гурьев (1864 — после 1910) — магистр финансового права. В 1889 году служил в Министерстве финансов. Был одним из ближайших сотрудников С. Ю. Витте, занимая должность сначала ученого секретаря, а затем и члена ученого комитета.

[8] Иван Иванович Янжул (1846–1914) — экономист и статистик, педагог, деятель народного образования. Академик Петербургской академии наук. Автор исследования «Основные начала финансовой политики. Учение о государственных доходах» (1893), за которое он был удостоен премии Грейга в Академии наук.

[9] Николай Иванович Тургенев (1789–1870) — выдающийся российский экономист и публицист, государственный деятель. Участник конституционного собрания, министр финансов (1827–1840), управляющий Государственным коммерческим банком (1840–1851). Автор книги «Опыт теории налогов».

[10] Иван Христофорович Озеров (1869–1942) — известный ученый-экономист и педагог России начала XX века, профессор Московского коммерческого института (ныне РЭУ им. Г. В. Плеханова), один из первых, кто рассматривал финансы как самостоятельную науку.

[11] Павел Петрович Гензель (1878–1949) — российский и американский финансист и экономист, профессор Московского университета. Консультант Наркомата финансов и начальник финансового отдела Института экономических исследований при Наркомфине в Москве (1921–1928). В это же время, с 1919 года, был профессором кафедры государственного и коммунального хозяйства факультета общественных наук МГУ.

[12] См. статью «Главный финансовый музей России», журнал «Бюджетный учет» № 12/2020. С. 72–77.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама