Минфин России. Труд на благо Отечества
Появление в Российской империи министерств 220 лет назад — важное событие в истории отечественной государственности. Одно из ключевых мест в сформировавшейся структуре исполнительной власти занимало Министерство финансов.
А. В. Пачкалов, кандидат исторических наук, доцент департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве России
В числе восьми министерств, образованных 8 сентября 1802 года указом императора Александра I, было Министерство финансов — центральное государственное учреждение Российской империи, ведавшее вопросами финансово-экономической политики.
Ведомству подчинялись Берг-коллегия[1], Монетный и Лесной департаменты и некоторые другие учреждения. Министерство финансов управляло всеми источниками государственных доходов, внешней торговлей и таможенным делом, налогами, повинностями и сборами, заведовало бюджетной частью, приходом-расходом, хранением государственных средств, государственными кредитными операциями, изготовлением денежных знаков.
В первые годы государственный казначей оставался вне ведения ведомства, однако под контролем министра финансов. В 1811 году Государственное казначейство вошло в состав Министерства финансов.
Начало
Первым министром финансов в России стал крупный финансист и законодатель рубежа XVIII и XIX веков Алексей Иванович Васильев[2], внесший вклад в сокращение государственного долга, улучшение кадрового состава служащих министерства, упорядочение счетоводства и финансовой отчетности, улучшение управления лесами и т. д. После ликвидации Министерства коммерции в 1810 году функции Министерства финансов расширились.
Министерство финансов Российской империи занималось разработкой налогового законодательства, проведением государственных кредитных операций, в том числе внешних и внутренних займов, переводом капиталов за границу, политикой правительства в сфере внешней торговли
Ведомство управляло государственным земельным имуществом, с 1810 года — всем государственным имуществом, в том числе государственными крестьянами (до создания в 1837 году отдельного Министерства государственных имуществ).
После отмены крепостного права Министерство финансов руководило выкупной операцией
•
В ведении Министерства финансов Российской империи находились предприятия по изготовлению ассигнаций и различных бумаг с государственным гербом (с 1818 г. — Экспедиция заготовления государственных бумаг), монетные дворы, сберегательные кассы (с 1859 г.). Некоторое время Министерству финансов подчинялись государственные банки (Государственный банк Российской империи в
В
Местными финансовыми органами в Российской империи являлись губернские казенные палаты, казначейства, губернские и окружные акцизные управления
Денежные реформы
Министерство финансов Российской империи подготовило денежные реформы —
Денежная реформа
Массовый выпуск ничем не обеспеченных ассигнаций вызывал в конце XVIII — первой трети XIX века постоянное падение их курса по отношению к серебряным монетам. В ходе реформы
В 1843 году началась замена старых ассигнаций и билетов Депозитной кассы на новые государственные кредитные билеты, выпускавшиеся Экспедицией государственных кредитных билетов Министерства финансов. Кредитные билеты в отличие от билетов Депозитной кассы были обеспечены серебром не полностью, а на 1/6 часть, их свободно обменивали на серебряные монеты. В 1843 году закрепили новое стоимостное соотношение: 100 рублей золотом — 103 рубля серебром — 103 рубля государственными кредитными билетами.
К 1851 году завершилось изъятие ассигнаций, к 1853 году — депозитных билетов. Проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской войны
Денежная реформа
Основной целью реформы было обеспечение внешней конвертируемости рубля в связи с привлечением в Российскую империю иностранного капитала. Главным содержанием реформы стало установление золотого монометаллизма.
В 1895 году разрешили заключать сделки на золото, Государственный банк Российской империи начал принимать золотые деньги на свои счета. С 1897 года вся денежная эмиссия оказалась связанной с Государственным банком Российской империи.
В ходе реформы золотой рубль был девальвирован на одну треть — на империалах при сохранении их прежней формы и содержания золота обозначался новый номинал в 15 рублей, на полуимпериалах — в 7 рублей 50 копеек. Было установлено строгое стоимостное соотношение, когда рубль золотом равнялся рублю ассигнациями, кредитные билеты могли обмениваться на золото без каких-либо ограничений. В основе денежного обращения Российской империи стал золотой рубль, который содержал 0,774 г золота.
Поменялась структура денежного обращения. До начала реформы кредитные билеты составляли более 90 процентов денежной массы, а к началу 1914 года — 73,4 процента, золото — 21,2 процента, серебро — 5,4 процента.
Из-за вступления Российской империи в Первую мировую войну обмен бумажных денег на золото был прекращен и началось осуществление крупной денежной эмиссии, не обеспеченной золотым запасом. Это привело к обесцениванию денег в
Время наркоматов
После Октябрьской революции на основании Декрета II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 года на смену министерствам пришли народные комиссариаты. Вместо Министерства финансов был создан Народный комиссариат по финансовым делам (с июня 1918 года — Народный комиссариат финансов, или Наркомфин, НКФ РСФСР). В состав Наркомата финансов вошел ряд центральных учреждений бывшего Министерства финансов.
В первое время Народный комиссариат финансов РСФСР занимался ликвидацией различных дореволюционных кредитных учреждений и национализацией банков. Во время Гражданской войны, в период военного коммунизма, когда проводился курс на сворачивание товарно-денежных отношений и ликвидацию рынка, роль Народного комиссариата финансов уменьшилась.
В 1917 году и в ходе Гражданской войны денежное обращение в России находилось в глубоком кризисе. Из-за политической борьбы, военных действий, обращения огромного числа видов денег, выпускавшихся различными правительствами и общественными организациями, фактически денежное обращение на территории страны было парализовано и началась гиперинфляция.
В начале 1918 года Народный банк РСФСР выпустил деньги, которые по внешнему виду соответствовали выпускам Временного правительства, но были подписаны управляющим Народным банком РСФСР. Помимо этого в обращении находились кредитные и банковские билеты образца периода Российской империи. Также государственными денежными знаками считались купоны ценных бумаг Российской империи, долгосрочные билеты и краткосрочные обязательства государственного казначейства.
Ряд местных органов власти получил право выпускать свои деньги мелкого достоинства. С начала 1919 года Народный банк начал выпускать расчетные знаки РСФСР, или совзнаки. В результате этих действий к началу 1919 года на территории РСФСР обращалось уже несколько тысяч видов различных денежных знаков и их суррогатов. Одновременно с этим советское правительство проводило политику военного коммунизма, распространялись безденежные расчеты между государственными предприятиями и учреждениями. Происходил стремительный рост денежной массы, фактически деньги утратили ценность. Рубль 1921 года имел лишь 0,006 процента от стоимости довоенного рубля.
После образования СССР в 1923 году был создан общесоюзный Народный комиссариат финансов СССР, руководивший деятельностью наркоматов финансов союзных республик, а также через них — работой наркоматов финансов автономных республик. Народный комиссариат финансов СССР сыграл важную роль в разработке финансовых преобразований новой экономической политики
После завершения Гражданской войны, во время новой экономической политики в
В ходе денежной реформы в
Предполагалось, что бумажные червонцы будут обмениваться на золотые червонцы — монеты с содержанием 7,74234 г чистого золота (что соответствовало дореволюционной золотой монете номиналом 10 рублей).
В середине 1923 года выровнялся курс червонца и ряда иностранных валют (доллар США, фунт стерлингов Великобритании и др.).
Червонцы постепенно вытеснили из обращения совзнаки, эмиссия которых была остановлена к весне 1924 года. Вместо них начался выпуск государственных казначейских билетов достоинством в 1, 3 и 5 рублей, серебряных денег в 1 рубль и 50, 20, 15 и 10 копеек, медной монеты в 5, 3, 2, 1 копейку. Десять казначейских рублей стали приравниваться к одному червонцу. Денежная реформа
Наркомат финансов СССР осуществлял управление всей финансово-кредитной системой государства, организовывал учет и хранение запасов золота, серебра, иностранной валюты. В распоряжении учреждения находились не только денежные средства и драгоценные металлы, но и такие экзотические ценности, как, например, радий.
В подчинении Народного комиссариата финансов (Министерства финансов) РСФСР и СССР находились Сберкассы
Местными финансовыми органами в советский период являлись финансовые отделы исполкомов Советов (губернских и уездных; краевых, областных, городских, районных), финансовые управления Московского и Ленинградского городских исполкомов и Московского областного исполкома.
Министерство финансов СССР: реформы
В 1946 году все наркоматы, в том числе Народный комиссариат финансов СССР, были переименованы в соответствующие министерства. Согласно закону от 15 марта 1946 года Наркомат финансов СССР был преобразован в Министерство финансов СССР.
В 1947 году Министерством финансов СССР была проведена очередная денежная реформа. Ключевую роль в ее проведении сыграл нарком (министр) финансов СССР Арсений Григорьевич Зверев[4].
Подготовка данной реформы шла с 1943 года в обстановке глубокой секретности. В ходе Великой Отечественной войны денежная масса возросла примерно в четыре раза, при этом объем розничного товарооборота и кооперативной торговли сократился на две трети от довоенного уровня, также распространились фальшивые деньги. К
С целью изъятия избытка денежной массы у населения была проведена конфискационная денежная реформа. Также были отменены карточки на предметы первой необходимости. В обращение поступили новые банкноты Госбанка СССР достоинством 100, 50, 25 и 10 рублей и казначейские билеты достоинством 5, 3 и 1 рубль. Старые наличные деньги обменивались на новые в соотношении 10 к 1. Деньги на вкладах в сберкассах обменивались иначе:
- менее 3000 рублей — по курсу 1 к 1;
- от 3000 рублей до 10 000 рублей — 3 к 1;
- более 10 000 рублей — 2 к 1.
В результате реформы 1947 года денежная масса в СССР существенно сократилась, курс рубля укрепился, были ликвидированы последствия Великой Отечественной войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.
В конце
С реформой связывают уход А. Г. Зверева с поста министра финансов, не соглашавшегося с ее планом. Реформа была проведена уже новым министром финансов СССР Василием Федоровичем Гарбузовым
С 1 января 1961 года в обращение выпустили банкноты нового образца достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца чеканились достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. Бумажные денежные знаки образца 1947 года, серебряные, никелевые, медные и бронзовые монеты, выпущенные начиная с 1921 года, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10 к 1. При этом монеты мелких номиналов (1, 2 и 3 копейки) стали обязательными к приему по номиналу наравне с новыми монетами того же достоинства. Обмен наличных денег проводился в обменных пунктах в течение трех месяцев со 2 января 1961 года. Новые бумажные деньги были существенно меньше по размеру, что снизило себестоимость их выпуска. Кроме того, они стали удобнее для повседневных расчетов.
После образования Совета экономической взаимопомощи Министерство финансов СССР разработало систему взаиморасчетов с социалистическими странами на основе переводного рубля, представлявшего коллективную валюту, меру стоимости, средство платежа и накопления для организации многосторонних расчетов стран — членов Совета экономической взаимопомощи. Переводный рубль был утвержден соглашением о международных расчетах стран 22 октября 1963 года. Переводный рубль не имел банкнот или казначейских билетов, использовался для безналичных расчетов между странами-участницами.
Преобразования периода перестройки значительно увеличили объем денежной массы, не обеспеченной товарами, возник острый дефицит ряда предметов первой необходимости, происходили рост цен и инфляция. Для нормализации денежного обращения в начале 1991 года была предпринята попытка проведения конфискационной денежной реформы. Ключевую роль в подготовке реформы сыграл премьер-министр СССР Валентин Сергеевич Павлов, ранее занимавший должность министра финансов СССР
В ходе подготовки реформы предполагалось в течение трех дней осуществить замену купюр достоинством в 50 и 100 рублей образца 1961 года (общая сумма не более 1000 руб.) на купюры таких же номиналов 1991 года с отметкой в паспорте о состоявшемся обмене. Цели реформы не были достигнуты, поскольку по решению правительства в обращении продолжали оставаться купюры образца и 1961, и 1991 годов. Продолжающийся рост денежной эмиссии привел к гиперинфляции, дальнейшему падению курса рубля.
11 ноября 1991 года Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в Министерство экономики и финансов РСФСР (в дальнейшем — РФ), которому решением правительства РСФСР с 15 ноября 1991 года были подчинены структуры, подразделения и организации Министерства финансов СССР. В связи с прекращением существования СССР ведомство было ликвидировано 26 декабря 1991 года. В результате разделения Министерства экономики и финансов 19 февраля 1992 года было образовано Министерство финансов Российской Федерации.
После распада СССР Министерство финансов РФ направило основные усилия на достижение финансовой стабилизации ситуации в стране. В январе 1992 года Правительство России попыталось сократить инфляцию с помощью либерализации розничных цен. Увеличение денежной массы стало резко уступать росту потребительских цен, на фоне резкого уменьшения денежной массы происходил денежный кризис. В апреле 1992 года вновь была осуществлена крупная эмиссия денег, не позволившая стабилизировать курс рубля.
С целью создания новой денежной системы в
В
Проведенная реформа не укрепила курс рубля, инфляция продолжилась, и к середине
С 1998 года в России начала проводиться деноминация рубля в соотношении 1000 к 1, срок обмена денег был установлен до 2002 года, а затем продлен до 2003 года.
В постсоветский период Министерство финансов формировало государственный бюджет на основе принципов рыночной экономики, разрабатывало и реализовывало основные направления государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, обеспечивало концентрацию финансовых ресурсов на центральных направлениях социально-экономического развития страны, управляло государственным внутренним и внешним долгом и т. д. Министерство финансов также занималось разработкой законопроектов, нормативных актов и других документов по вопросам, связанным с деятельностью Федеральной налоговой службы, координировало работу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.
Деятельность Министерства финансов в начале XXI века способствовала формированию бездефицитного федерального бюджета, выплате внешнего долга, введению «плоской шкалы» подоходного налога, образованию Стабилизационного фонда РФ. В
Работают с финансами, сохраняют традиции
За
Для некоторых царских министров работа в важнейшем финансовом ведомстве стала звеном в карьере, когда вслед за уходом с министерского поста следовало назначение на пост либо председателя Комитета министров (Михаил Христофорович Рейтерн
В советское и постсоветское время эта традиция получила продолжение. Председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин в период 16 февраля — 28 декабря 1948 года служил на посту министра финансов. В 1992 году должность министра финансов и пост руководителя правительства совмещал Егор Тимурович Гайдар
При Министерстве финансов с 1824 года сформирована одна из крупнейших специализированных библиотек. Решающую роль в ее создании и развитии сыграли такие известные деятели министерства, как Е. Ф. Канкрин, М. Х. Рейтерн и С. Ю. Витте. Библиотека содержит издания по экономике России и зарубежных стран, экономической теории, истории экономической мысли, менеджменту, экономике предприятий, статистике, праву — в том числе хозяйственному и финансовому. В фонде библиотеки находятся редкие исторические издания, в том числе труды Ю. А. Гагемейстера[5], Г. Сарториуса[6], А. Н. Гурьева[7], Е. Ф. Канкрина, И. И. Янжула[8] и многих других известных экономистов-финансистов. В фонде также хранится редчайший экземпляр «Теории о налогах» Н. И. Тургенева[9], выпущенной в 1812 году.
В библиотеке хранятся различные редкие издания
Среди ведомственных изданий министерства разных лет можно выделить следующие: «Указатель правительственных распоряжений по Министерству финансов»
В ведении Министерства финансов (Народного комиссариата финансов) в разные периоды истории находились учебные и научные учреждения: политехнические вузы, коммерческие, торговые, технические и др. учебные заведения; Институт экономических исследований
В декабре 1990 года по инициативе Бориса Ивановича Гостева (министр финансов СССР в период с 1985 по 1989 г.) был открыт Музей истории Министерства финансов Российской Федерации[12]. Тематика музея разрабатывалась старейшими сотрудниками министерства, ветеранами войны и труда. Его экспозиция должна была знакомить посетителей с историей становления и совершенствования финансовой системы России. Этому вопросу придавалось исключительное значение с начала зарождения государственности России, какие бы формы управления финансами ни принимались.
[1] Орган горной администрации в Российской империи, отвечавший за управление горнорудной промышленностью.
[2] См. статью «Первый министр финансов Российской империи», журнал «Бюджетный учет» № 3/2022. С.
[3] Монометаллизм — денежная система, в основе которой лежит один металл. В зависимости от вида металла монометаллизм может быть золотым, серебряным и медным.
[4] См. статью «Командующий финансовым фронтом», журнал «Бюджетный учет» № 5/2015. С.
[5] Юлий Андреевич Гагемейстер
[6] Георг Фридрих Сарториус
[7] Александр Николаевич Гурьев (1864 — после 1910) — магистр финансового права. В 1889 году служил в Министерстве финансов. Был одним из ближайших сотрудников С. Ю. Витте, занимая должность сначала ученого секретаря, а затем и члена ученого комитета.
[8] Иван Иванович Янжул
[9] Николай Иванович Тургенев
[10] Иван Христофорович Озеров
[11] Павел Петрович Гензель
[12] См. статью «Главный финансовый музей России», журнал «Бюджетный учет» № 12/2020. С.