Определяем предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности

Централизованная бухгалтерия периодически сталкивается с различными вопросами финансово­хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, на которые они обращают недостаточно внимания. Например, предел просроченной кредиторской задолженности, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем учреждения.

А. В. Пичушкин, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно­аналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»

Казалось бы, до боли изу­ченный и достаточно непростой вопрос образования просроченной кредиторской задолженности. Конечно, все знают, что необходимо максимально избегать образования такой задолженности в учреждении. Существует множество официальных, а также оперативных отчетов для контроля, предусмотренных как Инструкцией № 33н, так и иными нормативными правовыми актами. Но руководители, как и бухгалтеры, периодически меняются и не все на первом этапе работы досконально знают нормативные правовые акты, и при отсутствии должного контроля со стороны органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), это незнание может привести к печальным последствиям. Например, многие ли в курсе о такой мере, действующей уже более 10 лет, как расторжение трудового договора с руководителем бюджетного учреждения при превышении предельно допустимого уровня просроченной кредиторской задолженности? Не вникая в этот вопрос при сдаче отчетности, можно нарушить требования действующего законодательства.

Отметим, что в пункте 27 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» сказано, что орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем:

  • права и обязанности руководителя;
  • показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;
  • условия оплаты труда руководителя;
  • срок действия трудового договора, если таковой установлен учредительными документами бюджетного учреждения;
  • условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

То есть каждый учредитель должен предусмотреть в трудовом договоре, заключаемом с руководителем бюджетного учреждения, возможность его расторжения по причине превышения предельно допустимого уровня просроченной кредиторской задолженности. Для этого необходимо прописать соответствующий порядок определения предельно допустимого уровня. Аналогичные требования установлены распоряжением Правительства России от 7 сентября 2010 г. № 1505-р «Об утверждении методических рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений».

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами в Пензенской области было издано распоряжение правительства Пензенской области от 12 октября 2010 г. № 557-рП «О разработке и утверждении порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений Пензенской области», в котором было определено, что исполнительным органам государственной власти Пензенской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения Пензенской области, следует в месячный срок разработать и утвердить порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности подведомственных им бюджетных учреждений, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем соответствующего бюджетного учреждения. Такой порядок в здравоохранении региона был разработан и утвержден Минздравом Пензенской области (далее — Министерство) приказом от 3 февраля 2011 г. № 17 «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности государственных бюджетных учреждений Пензенской области, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, превышение которого влечет расторжение трудовых договоров с руководителями бюджетных учреждений по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации» (далее — Порядок).

Проанализировав этот документ и представляемые бюджетными учреждениями отчеты (с разрешения Министерства), мы пришли к двум выводам:

1. Приказ уже устарел и требует внесения корректировок.

2. Представление и проверка отчетов в целях исполнения вышеуказанного приказа в целом осуществляются формально, что требует применения иных подходов в будущем.

Ознакомимся с отдельными параметрами утвержденного Порядка. Им установлено, что просроченная кредиторская задолженность разделяется на следующие группы:

  • кредиторская задолженность по начисленным выплатам по оплате труда работникам, срок погашения которой, установленный локальными актами бюджетного учреждения, регулирующими трудовые отношения, и законодательством, истек;
  • кредиторская задолженность по оплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджеты бюджетной системы России, в том числе штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы России, административных штрафов и штрафов, установленных уголовным законодательством, срок погашения которой, предусмотренный законодательством, истек;
  • кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, срок погашения которой, предусмотренный заключенными договорами и законодательством, истек;
  • общая кредиторская задолженность по всем имеющимся обязательствам, срок погашения которой, предусмотренный законодательством, истек.

Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности по каждой из вышеуказанных групп мы, в соответствии с Порядком, определяем следующим образом:

  • наличие кредиторской задолженности по начисленным выплатам по оплате труда работникам, срок невыплаты которой превышает два месяца с момента, установленного локальными актами бюджетного учреждения как дата выплаты заработной платы;
  • наличие кредиторской задолженности по оплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджеты бюджетной системы России, в том числе штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы России, административных штрафов и штрафов, установленных уголовным законодательством, срок неуплаты которых превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;
  • наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, срок неуплаты которых превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;
  • превышение величины просроченной общей кредиторской задолженности над стоимостью активов бюджетного учреждения, за исключением стоимости особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, на отчетную дату.

Бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству, определен следующий срок представления Информации о просроченной кредиторской задолженности и стоимости активов (далее — Информация), утвержденной Порядком: не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. При этом представляется не только информация о просроченной кредиторской задолженности и стоимости активов, сформированная на основании данных бухгалтерского учета, но и пояснительная записка, в которой указываются причины возникновения просроченной кредиторской задолженности, принимаемые и планируемые мероприятия по ее погашению с указанием предполагаемых сроков их реализации.

При наличии просроченной кредиторской задолженности и по результатам рассмотрения представленной Информации соответствующие структурные подразделения Министерства рассматривают причины образования просроченной кредиторской задолженности и меры, принимаемые бюджетным учреждением по ее погашению, с заслушиванием доклада руководителя бюджетного учреждения.

В дальнейшем на имя руководителя Министерства готовится доклад с оценкой действий руководителя бюджетного учреждения, содержащий предложение о расторжении трудового договора или рекомендации по урегулированию просроченной кредиторской задолженности.

Форму представления Информации можно увидеть на рисунке 1.

Перепроверив по поручению Министерства представленную бюджетными учреждениями информацию за I и II кварталы текущего года, наша централизованная бухгалтерия выявила следующие ошибки, допускаемые некоторыми учреждениями:

  • несоответствие показателей просроченной задолженности Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) за I полугодие 2022 года и 2021 год;
  • несоответствие показателей дебиторской задолженности Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) за I полугодие 2022 года и 2021 год;
  • несоответствие показателей движимого имущества (кроме особо ценного движимого) Сведениям о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) за 2021 год, в том числе отражение остаточной стоимости вместо балансовой;
  • отсутствие данных в разделах 2 и 3 Информации при отсутствии этих данных (незаполнение в таком случае данных в разделах 2 и 3 Порядком не предусмотрено).

Также отметим, что с момента вступления в силу Порядка трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений Министерством пока не расторгались по причинам, связанным с невыполнением указанных в нем требований, но, тем не менее, данному вопросу необходимо уделять больше внимания.

При разработке проекта нового приказа планируется, в числе прочего, следующее:

  • привлечь специалистов централизованной бухгалтерии для выверки данных представляемой Информации, в том числе с использованием Единой системы бухгалтерского учета, так как ежеквартально согласно Инструкции № 33н представляются не все необходимые для сверки отчетные формы;
  • допустить незаполнение данных в разделе 2 и разделе 3 Информации при отсутствии просроченной кредиторской задолженности;
  • в отношении движимого имущества определить, что указывается его балансовая стоимость, при этом, возможно, заменить формулировку с движимого имущества на нефинансовые активы;
  • скорректировать (уточнить) группы определения просроченной кредиторской задолженности и порядок отнесения к ним, а также, возможно, форму самой Информации.

Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама