Учет! Удивительно интересно

«Вы бывали в бухгалтерии? Я бывал — везде цифры и цифры, и маленькие, и большие, самые разные, а под конец все друг с другом сходятся. Учет! Удивительно интересно». Эти слова советского классика Владимира Маяковского процитировала Наталия Вениаминовна Бояринова, министр финансов Иркутской области, обращаясь к участникам круглого стола, который прошел на гостеприимной иркутской земле. Именно под этим лозунгом и прошло все мероприятие.

Это уже второй круглый стол в 2022 году, который проводит Союз развития государственных финансов совместно с Минфином России. Тема мероприятия — «Методология учета и отчетности государственных финансов в условиях развития цифровой среды государственного управления».

Совещание открыла Светлана Викторовна Сивец, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России (далее — Департамент). Она поприветствовала собравшихся на благодатной земле Иркутской области и от имени всех присутствующих на совещании — как в зале, так и в системе ВКС — коллег выразила признательность Наталии Вениаминовне, министру финансов, и всему руководству Иркутской области за возможность встретиться, за поддержку инициативы Минфина России провести круглый стол на данной площадке. Слушателей ждали два плотных рабочих дня и третий день для посекционного подведения итогов.

MU7A1808_novyy-razmer.jpg

Затем слово взяла Наталия Вениаминовна Бояринова. «Все, кто присутствует сегодня в этом зале, — невредные люди. Мы пришли к такому выводу, наблюдая за погодой. Буквально неделю назад в Иркутске шли проливные дожди, дул сильный ветер, а по утрам было по-осеннему прохладно. Но за несколько дней до нашего мероприятия тучи рассеялись, и прибывающих на иркутскую землю участников приветствовало солнце», — отметила министр.

От имени губернатора и правительства Иркутской области Наталия Вениаминовна поприветствовала всех, кто нашел возможность приехать и лично поработать в эти дни, и тех, кто участвует в работе в системе ВКС. Она подчеркнула, что высокая заинтересованность данным мероприятием — а в конференции приняли участие более 290 участников из пятидесяти двух субъектов России — подтверждает актуальность и востребованность совещаний, которые проводит Минфин России. На круглом столе, как отметила выступающая, планируется рассмотреть вопросы новации методологии отчетности государственных финансов в условиях развития цифровой среды государственного управления, а также обсудить вопросы изменения бюджетного законодательства в части государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита и еще ряд очень важных и нужных аспектов деятельности.

«Я убеждена, что предстоящие несколько дней нам будет удивительно интересно. Мы узнаем о новых идеях и красивых решениях стоящих перед нами сложных задач. Мы обменяемся опытом, найдем с помощью наших уважаемых коллег из Минфина России нетривиальные подходы к застарелым проблемам», — подытожила Наталия Вениаминовна.

Она пожелала всем участникам конференции плодотворной работы, активности, оптимизма и, конечно, установления новых дружеских контактов. «Мне очень хочется, чтобы сегодняшний круглый стол стал площадкой для результативной дискуссии, чтобы мы обменялись опытом и мнениями, потому что на этой площадке присутствуют профессионалы со всей страны. Абсолютно уверена, что материалы конференции будут полезны всем, а практические рекомендации, которые мы получим за эти три дня, найдут свое отражение и применение в практической деятельности каждого из нас. Всем успешной работы!» — завершила свое выступление министр.

Далее слово взяла Светлана Викторовна. Она отметила, что все цепочки бюджетного процесса от планирования до отчетности тем или иным образом связаны с бухгалтерией, поэтому на круглом столе будут рассмотрены не только чисто бухгалтерские темы, а выступят коллеги, директора департаментов Минфина России, курирующих вопросы бюджетного планирования, бюджетного процесса и исполнения бюджета.

MU7A1853_novyy-razmer.jpg

Николай Аркадьевич Бегчин, директор Департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Минфина России, рассмотрел новации и изменения в системе управления государственными программами и национальными проектами. Докладчик подчеркнул, что, хотя данная тема касается учета и отчетности опосредованно, тем не менее она важна для понимания, почему делаются те или иные вещи. В 2019 году был введен Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738-НП) по нацпроектам, и пока не всегда получается брать из него достоверную информацию. Николай Аркадьевич отметил, что нужны новые решения, изменения, чтобы при цифровизации видеть полную картину того, как используются денежные средства и происходит их движение на уровне конкретных автономных, бюджетных учреждений. С 2022 года на федеральном уровне внедрена новая система управления государственными программами, ранее действовавшее постановление Правительства России от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» фактически утратило свою силу, кроме отдельных положений. С этого года действует постановление Правительства России от 26 мая 2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации». Главное отличие, что в старой программе вместе сосуществовали и мероприятия проектного характера, и мероприятия процессного характера. И до последнего времени такого разделения не было.

Светлана Викторовна подчеркнула, что подобного рода выступления очень важны, потому что огромное количество представителей бухгалтерии связаны с бюджетом и финансовыми потоками. И если руководитель собирает коллектив для активного обсуждения каких-то задач, информация ресурсного обеспечения результатов все равно идет от бухгалтерии, следовательно, вся информация рассматривается как единая задача.

Следующей выступила Елена Викторовна Лебединская, директор Департамента доходов Минфина России. Она рассказала о подходах к управлению доходами и дебиторской задолженностью в условиях цифровой трансформации. Все изменения в сторону цифровизации государственных финансов в том числе ведут к тому, что части, которые раньше казались немного разрозненными, сейчас получают прямую увязку между собой. Елена Викторовна остановилась на нескольких моментах, которые касаются бюджетных доходов. В настоящее время вопрос качества управления доходами относится к пониманию, что с ними происходит в каждый момент времени, что на них может повлиять, что с этим можно сделать, поэтому в этом году началась реализация ведомственного проекта по созданию единой системы управления доходами. Идея в том, подчеркнула Елена Викторовна, чтобы создать для всех: для Минфина России, финансовых органов субъектов России некую единую систему, единый инструмент, который позволит проследить все доходы с момента понятия вида доходов и установления администратора, включая все последующие шаги: методологию прогноза, сам прогноз, мониторинг исполнения и т. д. То есть такая единая система прослеживаемости сейчас возможна. Это очень важно и может помочь лучше понимать, из чего состоит бюджет, например, региона, какие есть риски, на что нужно обратить внимание и дополнительно промониторить.

Светлана Викторовна отметила, что в продолжение заявленных тем с точки зрения формирования доходов и расходов бюджетирования, мониторинга, анализа всех бюджетных процессов, конечно, нельзя оставить без внимания важные вопросы развития финансового контроля. Анастасия Евгеньевна Акимкина, заместитель начальника отдела Департамента, который курирует именно вопросы методологии государственного финансового контроля, разрабатывает стандарты, определяет общие векторы контроля, важные и для региональных контрольных органов, и для бухгалтеров в плане, как работать с аудиторами и контролерами, в рамках своего выступления остановилась на новациях и актуальных вопросах в части организации и осуществления государственного (муниципального) финансового контроля в 2021 году и первой половине 2022 года.

Сафарова Наталья Александровна, заместитель директора Департамента, осветила актуальные вопросы применения бюджетной классификации в 2022 и 2023 годах и озвучила изменения при планировании бюджета на очередной финансовый год (2023) и плановый период 2024–2025 годов. Она отметила, что на федеральном уровне этот процесс идет уже достаточно активно, и рассказала про изменения в нормативных правовых актах, которыми нужно руководствоваться. Наталья Александровна обратила внимание, что порядок применения бюджетной классификации для текущего года и для следующего года регулируется различными нормативными правовыми актами.

MU7A1776_novyy-razmer.jpg

Так, общие положения порядка применения бюджетной классификации для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных и автономных учреждений на 2022 год регулируются приказом Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н, а на 2023 год — приказом Минфина России от 24 мая 2022 г. № 82н. Докладчик подчеркнула, что изменений в приказе № 82н не так много.

Коды бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждены приказом Минфина России от 8 июня 2021 г. № 75н, а на плановый период 2023 и 2024 годов — приказом Минфина России от 17 мая 2022 г. № 75н (совпадение номеров получилось случайно).

Порядок № 209н действует и в этом, и в следующем году. Наталья Александровна отметила, что в Порядок № 209н для использования в следующем году будут вноситься небольшие уточняющие изменения. В частности, они будут касаться аренды и дополнительных расходов в связи с арендой, возмещения коммунальных расходов, налога на землю. Также она разъяснила сложные моменты применения бюджетной классификации в 2022 году.

Далее слово опять взяла Светлана Викторовна. Она подчеркнула, что безусловно важно не только развитие методологии, но и освещение лучших практик. Поэтому следующим спикером стала Екатерина Анатольевна Багайникова, первый заместитель министра финансов Иркутской области. Ее доклад касался практики создания единых центров обслуживания в Иркутской области.

Екатерина Анатольевна отметила, что вопрос централизации в области прорабатывается давно, практика достаточно успешна и имеет свои особенности. Иркутская область, как и большинство регионов России, в недавнем прошлом оказалась перед выбором: создавать или нет единый центр обслуживания? С одной стороны, Минфин Иркутской области как финансовый орган ответственен за сбор и консолидацию бюджетной регламентированной отчетности региона. При этом достоверность отчетности напрямую зависит от качества учета в бюджетных учреждениях и органах власти. Но, к сожалению, сегодняшние реалии таковы, что в учреждениях зачастую отсутствуют специалисты-универсалы, способные поставить учет на должный уровень. С другой стороны, требуется консолидация ресурсов в целях эффективного использования средств бюджета. Во времена финансового кризиса на первое место выходят задачи экономии расходов, достичь которую возможно за счет оптимизации штатной численности сети учреждений. Но самое главное — повысить уровень учета и отчетности. Переход к единым центрам обслуживания позволяет коренным образом изменить сложившуюся годами ситуацию в части бюджетного учета и отчетности и в последующем снизить расходы бюджета. Внедрение единых центров обслуживания в коммерческом секторе проводится активно и в основном успешно. Есть много удачных внедрений также и на муниципальном уровне. Но на региональном уровне данные внедрения протекают с большими трудностями и дают различные результаты. Поэтому в Иркутской области тщательно подошли к этому вопросу и осторожно рассматривали различные моменты, и на первом этапе осуществили технологическую информационную централизацию, объединив все областные учреждения в централизованную систему управления финансовой и хозяйственной деятельности, так называемую АИС ФХД. Это позволило обеспечить единое информационное пространство и выровнять технологический уровень учреждений.

Далее Светлана Викторовна Сивец остановилась на требованиях к раскрытию информации в отчетности для аналитического мониторинга на примере анализа исполнения социального заказа, развития методологии учета государственных финансов в целях создания единой системы формирования аналитических данных (СФАД).

Также она обобщила практику мониторинга кредиторской, дебиторской задолженности, затронула актуальные вопросы взаимодействия с Федеральным казначейством в целях обеспечения формирования бюджетной отчетности, разъяснила тему единого налогового платежа, с которым предстоит столкнуться уже в следующем году.

Юлия Михайловна Морозова, начальник отдела Департамента, затронула актуальные вопросы организации учета и отчетности в целях раскрытия консолидируемых операций и операций по сегментам, формирования учетной политики организаций бюджетной сферы в целях перехода на применение новых унифицированных форм документов (2022–2023 годы), развитие методологии отчетности государственных финансов.

Татьяна Александровна Фетисова, ведущий эксперт отдела Департамента, рассмотрела тему применения новых унифицированных форм документов, в том числе и электронных.

Зайкова Наталья Николаевна, заместитель руководителя департамента персонифицированного учета Пенсионного фонда России, выступила в режиме ВКС на тему организации взаимодействия с Фондом пенсионного и социального страхования России с 1 января 2023 года и изменений законодательства по вопросам персонифицированного учета.

Три дня совещания пролетели незаметно. Высокий профессионализм спикеров, гостеприимность и доброжелательность принимающей стороны, атмосфера взаимопонимания и поддержки среди собравшихся еще раз доказали, что эти совещания необходимы для дальнейшего развития бюджетной системы.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама