Из истории финансово-экономического образования в Российской империи

Появившись в XVIII веке, образование предпринимателей раздвигало свои границы не только в части учебных программ. Разрабатывались уставы учреждений, устанавливались правовые нормы, расширялась география училищ. Коммерческие училища, курсы, классы стали основой современного финансово-экономического образования.

Александр Владимирович Пачкалов, кандидат исторических наук, доцент департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве России, продолжает рассказ о развитии коммерческого образования в Российской империи1.

В 1906–1907 учебном году в Российской империи имелось 244 коммерческих учебных заведения, в том числе 115 коммерческих училищ, 75 торговых школ, 19 торговых классов и 35 курсов коммерческих знаний. Это свидетельствовало о быстром росте системы коммерческого образования по сравнению с концом XIX века. Финансирование учреждений осуществлялось при участии предпринимателей и меценатов.

Высшая школа

В числе учебных заведений коммерческого образования несколько позже остальных видов появились относящиеся к высшей школе. Это было характерно как для России, так и для стран Западной Европы.

Одни из первых высших учебных заведений по коммерческой подготовке были созданы в 1852 году в Антверпене и в 1858 году — в Вене. Позднее появление высшего коммерческого образования могло быть связано с негативным отношением некоторых представителей деловых кругов к возможности получения коммерсантом-практиком широкого научного образования. По их мнению, «высшее образование может сделать из коммерсанта беспочвенного интеллигента, удалит его от ясного понимания стоящих перед ним практических задач и приобщит его к умозрительной учености». Постепенно эта точка зрения менялась.

Развитием коммерческого образования активно занималось Московское общество распространения коммерческого образования (далее — общество), образованное в 1898 году по инициативе председателя Московского биржевого комитета и крупного предпринимателя Алексея Семеновича Вишнякова. Ко времени образования общества его членами являлись около двухсот человек, в основном из числа предпринимателей. На образованный капитал в размере 70 тысяч рублей в 1898 году в шести районах Москвы были открыты торговые классы, в которых читалось до 50 курсов по различным предметам. Для руководства обществом был сформирован постоянный комитет, который состоял из 12 членов, главным образом купцов.

2921879-doc1-2cda2c68-9ae7-46e0-9902-02385986bd49.jpg
МОРКО_1897-1907.jpg

На 1 января 1902 года в состав общества входил 821 представитель, в их числе 107 учредителей, 11 — почетных членов (среди них и министр финансов С. Ю. Витте). Это позволило увеличить средства общества, которые достигли почти 400 тыс. рублей.

Алексей Семенович Вишняков (1859–1919) — русский предприниматель, финансист, общественный деятель, меценат. Действительный статский советник (1914).

Наибольшую известность Алексей Семенович приобрел как организатор и бессменный председатель созданного в 1897 году Московского общества распространения коммерческого образования — некоммерческой организации московских промышленников и предпринимателей, ставившей основной своей целью содействие развитию системы экономического образования в России.

Под руководством Вишнякова общество открыло в Москве ряд учебных заведений, в частности:

— 18 торговых классов (с 1898 по 1914 год);

— Мужское коммерческое училище имени цесаревича Алексея (1901 год, имя цесаревича присвоено в 1904 году);

— Женское коммерческое училище (1902 год);

— Коммерческий институт (1906 год) и т. д.

Возглавляя общество вплоть до его роспуска в 1918 году, А. С. Вишняков фактически стал основателем Московского коммерческого института (ныне РЭУ им. Г. В. Плеханова) — первого российского вуза экономического профиля. С момента создания института в 1906 году Вишняков стоял во главе Попечительного совета, лично вносил крупные пожертвования в пользу вуза и принимал самое деятельное участие в управлении институтом.

В 1907 году Московским обществом распространения коммерческого образования под руководством А. С. Вишнякова на добровольные пожертвования частных лиц был образован Московский коммерческий институт (МКИ), созданный как высшее учебное заведение коммерческо-экономического образования. Среди благотворителей были известные в предпринимательских кругах братья Павел Павлович и Владимир Павлович Рябушинские, Александр Иванович Коновалов, Павел Афанасьевич Бурышкин и другие. В создании МКИ активное участие сыграли профессора Московского университета. Обу­чение в институте разделялось на административно-финансовый и коммерческо-финансовый циклы. Специализация начиналась с третьего курса. Все студенты изучали политическую экономию, историю экономических учений, историю хозяйственного быта, экономическую политику, науку о финансах, общую теорию права, историю политических учений, государственное, административное, международное, уголовное, гражданское и вексельное право. Студенты коммерческо-финансового цикла постигали также банковское и страховое право, страховое дело и страховую политику, высшую математику. В программу также были включены специальные курсы о финансовых учреждениях России и европейских государств. Студенты административно-финансового цикла штудировали вопросы местного самоуправления, западноевропейского муниципального хозяйства. На обоих циклах преподавали иностранные языки.

При институте имелось Коммерческое бюро, в котором проводились практические занятия по ведению бухгалтерских книг, составлению торговых документов. В 1918 году МКИ был преобразован в Московский институт народного хозяйства (в настоящее время — Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова).

К 1908 году в Российской империи функционировало уже пять высших коммерческих учебных заведений: МКИ, Коммерческие курсы при Обществе распространения коммерческих знаний в Санкт-Петербурге (1903 год), Санкт-Петербургские высшие коммерческие курсы Михаила Владимировича Побединского[1] (1906 год), Высшие коммерческие курсы Митрофана Викторовича Довнар-Запольского[2] в Киеве (1906 год), преобразованные в 1908 году в Киевский коммерческий институт.

К этому времени в высших коммерческих заведениях работало 169 преподавателей и обучалось 2959 человек. По сословиям деление было таким: мещан — 29,3 %, почетных граждан и купцов — 23,5 %, крестьян — 16,8 %, дворян — 13,5 %, лиц других сословий — 15,9 %, иностранных подданных — 1 %.

Высшее коммерческое образование представляло собой в это время комбинацию преподавания наук экономических, юридических и собственно коммерческо-технических.

Преподавание финансово-экономических дисциплин также велось в частных учебных заведениях юридического профиля — это Петербургские высшие женские курсы[3], Варшавские высшие женские курсы, Киевские высшие женские курсы, Московский частный юридический институт и другие.

В 1912 году началась история создания и развития Российского университета кооперации. При Московском народном университете имени А. Л. Шанявского[4] была создана Высшая кооперативная школа, которая приобрела все необходимые атрибуты высшего учебного заведения: был принят устав школы, разработаны учебные программы по основным специальностям, определены руководящие органы, подобран штат преподавателей, образован фонд и начато перечисление денежных средств.

Занятия проводились в два семестра — с 15 сентября по 1 апреля и с 1 мая по 1 сентября. В первых образовательных программах был представлен общекооперативный курс (132 академических часа), специальный курс для приказчиков (136 академических часов, из которых 54 часа спецкурса являлись обязательными для заведующих небольшими сельскими обществами), специальный курс для счетоводов (70 академических часов).

Уровень знаний выпускников школы-курсов стал соответствовать современной квалификации специалистов — выпускников колледжа и вуза.

В 1918 году кооперативная школа получила статус Всероссийского кооперативного института (ВКИ). В институте преподавали известные ученые-экономисты: Сергей Николаевич Прокопович, Михаил Иванович Туган-Барановский, Алексей Федорович Фортунатов, Александр Васильевич Чаянов, Николай Павлович Макаров, Семен Леонтьевич Маслов.

Коммерческие институты и высшие коммерческие учебные заведения делились на два отделения: экономическое и коммерческо-техническое. Срок прохождения курса на каждом из отделений был четырехлетним и состоял из восьми семестров. Преподавались как общеобразовательные дисциплины, так и специальные. Количество дисциплин строго не регламентировалось. В разных заведениях могло быть от пяти до 22 предметов.

Проблемой, так и не решенной до конца, в начале XX века оставалась нехватка высококвалифицированных специалистов-практиков, привлекаемых к учебному процессу в коммерческих учебных заведениях. Большая часть преподавательского состава в российских коммерческих вузах была представлена совместителями, основным местом работы которых были государственные вузы.

Для всех уставов высших учебных заведений, принятых до 1912 года, было характерно отсутствие предоставления каких-либо прав для лиц, их окончивших, а также прав преподавательского состава на пенсию, выслугу лет и чинопроизводство. Выпускникам коммерческих вузов не разрешалось находиться на государственной службе, так как они не получали дипломов государственного образца. Им приходилось заниматься исключительно частным предпринимательством.

После утверждения уставов Московского и Киевского коммерческих институтов положение изменилось. Лица, получившие дипломы об окончании высших частных или общественных учебных заведений, приобретали те же права, что и лица, обладавшие дипломами государственных вузов. Полномочия профессуры высших общественных учебных заведений были также приравнены к правам профессуры государственных вузов. Вместе с тем, по мнению некоторых исследователей, получение высшими общественными учебными заведениями таких же прав, какими обладали государственные высшие учебные заведения, приводило к потере ими автономии, усилению бюрократической опеки со стороны министерств, в ведении которых они находились.

Средняя школа

Без_имени-1.jpg

К 1908 году коммерческие училища (уровень среднего образования) включали 113 учебных заведений, в том числе 54 частных учебных заведения, 59 — общественных. В училищах преподавал 3191 педагог (2449 мужчин и 742 женщины). В 1907–1908 учебном году обучалось 37 990 человек. По сословиям они делились так: мещане — 46,8 %, почетные граждане и купцы — 19 %, крестьяне — 14,3 %, дворяне — 13,7 %, другие сословия — 5,1 % и иностранные подданные — 1,1 %.

Коммерческие училища делились на восьми-, семи- и трехклассные, мужские и женские и совместного обучения. Восьми- и семиклассные ставили целью дать общее и коммерческое образование, трехклассные — только коммерческое. Количество специальных дисциплин определялось самими учебными заведениями. Наибольшее распространение получили семиклассные коммерческие училища.

В торговых школах обучение было менее продолжительным по сравнению с училищами. Большинство таких учебных заведений ориентировалось на четырех-, пяти- и шестилетнее обучение. В 1908 году число обучавшихся в торговых школах составило 13 574 человека. По сословию состав был следующим: крестьяне — 44,5 %, мещане — 41,1 %, почетные граждане и купцы — 5,1 %, дворяне — 3,8 %, другие сословия — 4,6 % и иностранные подданные — 0,9 %.

Лица любого возраста могли получить первоначальные знания, необходимые для торговой деятельности, в торговых классах. В курс обучения входили как общеобразовательные, так и специальные предметы. Срок обучения в торговых классах составлял от одного до двух лет. В 1908 году численность учеников достигла почти четырех тысяч человек. Распределение по сословиям было следующим: крестьяне — 46,1 %, мещане — 44 %, другие сословия — 4,1 %, почетные граждане и купцы — 2,9 %, дворяне — 2,7 %, иностранные подданные — 0,2 %.

В начале ХХ века в Российской империи получили распространение и приобрели популярность курсы коммерческих знаний. Первые подобные курсы появились в Санкт-Петербурге в 1889 году (Счетоводные курсы Общества распространения коммерческих знаний), а в 1891 году начали работать Женские коммерческие курсы.

В основном курсы коммерческих знаний имели одностороннюю направленность (бухгалтерские, конторские, счетоводные и др.). Они подразделялись на две группы: высшие — коммерческие и низшие — бухгалтерские, конторские и курсы по различным предметам коммерческой специальности. Продолжительность обучения составляла от пяти месяцев до двух лет. Высшие курсы давали более широкие знания, на них принимались лица с образованием не ниже среднего. Низшие курсы давали знания по одному или нескольким предметам коммерческой специальности. Уровень подготовки поступающих на курсы определялся учредителями.

На 1910–1915 годы пришлось зарождение кооперативных курсов и школ, где готовились члены правлений, советов и ревизионных комиссий, счетоводы.

В этих учебных заведениях купцы выступали в качестве попечителей и блюстителей школ и училищ. Так, по инициативе и при деятельном участии хлеботорговца и купца 1-й гильдии Василия Александровича Карякина было создано Казанское коммерческое училище. В 1909 году на средства попечителей была создана Вологодская торговая школа. Помимо общих дисциплин здесь преподавались и специальные предметы, связанные с бухгалтерией и коммерцией: назначения бухгалтерских книг, основной закон счетоводства, хозяйственная деятельность, внутренняя и внешняя торговля, протекционизм и свобода торговли, единоличные и товарищеские предприятия, акционерные компании, признаки предприятия, товар и деньги, кредит. При школе существовало потребительское общество учеников, которое имело свою лавочку для продажи учебников и необходимых учебных пособий.

По всей России

В начале ХХ века становление коммерческого образования происходило и в других регионах Российской империи, в том числе на Урале. Значительный вклад в развитие коммерческого образования на Урале внесли уральские предприниматели, инициировавшие открытие торговых школ и коммерческих училищ, участвуя в деятельности попечительских советов торговых школ и коммерческих училищ. Финансовая поддержка купцами коммерческого образования имела под собой объективную причину. Предприниматели были заинтересованы в том, чтобы иметь квалифицированный персонал, способный овладеть новым оборудованием.

Развитию коммерческого образования также служила учебно-методическая и научная литература, предназначенная для подготовки будущих коммерсантов[5].

К началу 1916 года в ведении Министерства торговли и промышленности находилось уже 602 коммерческих учебных заведения, охватывавших 64 города Российской империи. Среди них было 260 коммерческих училищ, 169 торговых школ, 38 торговых классов и 135 курсов коммерческих знаний. Наиболее развитой была сеть коммерческого образования в Москве, где имелось 40 коммерческих учебных заведений, в том числе 8 училищ, 11 школ, 19 классов и 2 курса. Далее следовали Санкт-Петербург — 24, Варшава — 14, Одесса — 7, Киев — 4.

Подводя итоги формирования системы коммерческого и финансового образования в Российской империи к началу XX века, можно сделать вывод, что его развитие (особенно на рубеже XIX–XX веков) во многом было попыткой преодолеть традиционное для России большое государственное влияние и опереться на институты гражданского общества.

Вместе с тем отметим, что частный бизнес в Российской империи не всегда разделял мнение о необходимости нести расходы, связанные с финансированием коммерческой школы. Так, в резолюции VII Съезда представителей биржевой торговли и промышленности, прошедшего в 1913 году, отмечалось: «Находя, что учреждение и содержание такого количества коммерческих учебных заведений, которых было бы достаточно для существующей в стране потребности, является непосильным для общественных и частных средств... Съезд считает необходимым оказание материальной поддержки со стороны правительства коммерческим учебным заведениям общественным, а также тем из частных, которые будут признаны этого заслуживающими».

События 1917 года прервали историю коммерческого образования в России. Все частные учебные заведения были национализированы. Началась новая эпоха в развитии отечественного образования.



[1] Михаил Владимирович Побединский (1852–1926) — надворный советник, учредитель Высших коммерческих счетоводных и железнодорожных курсов М. В. Побединского в Санкт-Петербурге, редактор-издатель журнала «Коммерческая школа и жизнь».

[2] Митрофан Викторович Довнар-Запольский (1867–1934) — русский, советский и белорусский историк, экономист. Первый ректор Киевского коммерческого института.

[3] Неофициально курсы получили название «бестужевских», а их слушательниц стали называть «бестужевками» — по фамилии первого директора, профессора К. Н. Бестужева-Рюмина.

[4] Альфонс Леонович Шанявский (1837–1905) — генерал-майор, золотопромышленник, меценат. На средства Шанявского и его жены, Лидии Алексеевны Родственной, основан Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского, действовавший в 1908–1920 годах.

[5] Среди таких работ можно выделить «Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях» Н. И. Костомарова (СПб., 1867), «Материалы для истории финансов в России» А. Г. Брикнера (СПб., 1867), «Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII века» А. Лаппо-Данилевского (СПб., 1899), «Очерки по истории русской торговли IX–XVIII вв.» П. П. Мульгунова (М., 1905), «Конспект лекций о государственном и народном хозяйстве» С. Ю. Витте (СПб., 1912) и др.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама