Есть вопросы? Отвечаем
В рамках схемы «вопрос — ответ» рассмотрим нюансы бухгалтерского (бюджетного) учета, которые встречаются в практике действующего бухгалтера.
Т. А. Фетисова, ведущий эксперт, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Как отразить в бюджетном учете операции, связанные с необоснованным предоставлением физическому лицу выплат в рамках социальной поддержки (компенсаций)?
В соответствии с положениями Инструкции № 162н начисление администратором доходов бюджета от предоставления межбюджетных трансфертов расчетов (получателем межбюджетных трансфертов) по возврату (перечислению) сумм целевых межбюджетных трансфертов, восстановленных в результате выявления необоснованных выплат (расходов), источником финансового обеспечения которых являлись целевые межбюджетные трансферты, отражается бухгалтерской записью:
Дебет 1 401 10 1ХХ
«Доходы экономического субъекта»
Кредит 1 303 05 731
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».
Начисление администратором возврата неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов (отправителем межбюджетного трансферта) расчетов по возврату целевых межбюджетных трансфертов, восстановленных в результате выявления необоснованных выплат (расходов), источником финансового обеспечения которых являлись целевые межбюджетные трансферты, отражается записью:
Дебет 1 205 ХХ ХХХ
«Расчеты по доходам»
Кредит 1 401 10 1ХХ
«Доходы экономического субъекта».
В случае выявления обстоятельств, указывающих на необоснованное предоставление физическому лицу выплат в рамках социальной поддержки (например, в части компенсации расходов по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива), начисление расчетов по восстановлению ранее произведенных расходов при проведении мероприятий по судебному урегулированию вопроса о взыскании денежных средств с физического лица (получателя компенсации) отражается записью:
Дебет 1 209 345 67
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от компенсации затрат физическим лицом»
Кредит 1 401 40 134
«Доходы будущих периодов от компенсации затрат».
Правомерно ли отражать в бухгалтерском учете филиала объекты нефинансовых активов, в том числе земельные участки, закрепленные на праве оперативного управления (безвозмездного (бессрочного) пользования) за головным учреждением?
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Гражданского кодекса филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом филиалы не являются юридическими лицами, в то же время они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (далее — Положения о филиале).
Наделение филиала полномочиями по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности осуществляется в соответствии с уставом учреждения. В этом случае операции с имуществом, которым наделяется филиал, подлежат отражению на балансовых счетах филиала в соответствии с Положением о филиале и с соответствующим раскрытием информации в отчетности филиала.
Отчет считается принятым в случае представления полного комплекта отчетов, включенных в годовой отчет, в том числе Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).
Отметим, что положениями Инструкции № 33н не установлены особые условия по формированию филиалом, уполномоченным на ведение учета, отдельного, представ-ляемого учредителю комплекта отчетности.
Передача имущества в рамках расчетов между головным учреждением и филиалами в соответствии с положениями Инструкций № 174н и 183н осуществляется на основании первичных учетных документов, оформленных передающей и принимающей сторонами (актов приема-передачи) и с оформлением Извещения (ф. 0504805) с применением соответствующих счетов аналитического учета счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты».
Отражение филиалом объектов бухгалтерского учета (в том числе объектов недвижимого имущества — земельных участков, предоставленных головному учреждению в безвозмездное (бессрочное) пользование для использования филиалом) на соответствующих балансовых счетах, с раскрытием информации об указанных объектах (изменениях их стоимости) в бухгалтерской отчетности головного учреждения, сформированной филиалом, не противоречит законодательству.
Просим разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по возврату неправомерно потраченной суммы субсидии на иную цель.
При возникновении правовых оснований по возврату в доход соответствующего бюджета бюджетной системы России части субсидии, предоставленной бюджетным (автономным) учреждениям на иные цели, возврат указанных средств осуществляется бюджетным (автономным) учреждением за счет остатка денежных средств субсидии, предоставленных ему на на иную цель.
В случае отсутствия денежных средств по субсидии на иную цель возврат остатка субсидии на иную цель возможно осуществить за счет привлечения денежных средств из другого источника финансового обеспечения. Указанные операции отражаются в бухгалтерском учете записью:
Дебет 0 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами».
Какими первичными учетными документами оформляется передача имущества из государственной (муниципальной) казны концеденту (уполномоченному в соответствии с концессионным соглашением субъекту учета) для передачи объектов концессионного соглашения концессионеру?
В соответствии со статьей 5 Закона от 21 июля 2005 г. №
Согласно пункту 4 СГС «Концессионные соглашения» объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество подлежат обособленному отражению федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта России, органом местного самоуправления, выступающим от имени концедента (далее — уполномоченный субъект учета), в составе нефинансовых активов имущества казны.
Передача и возврат имущества концедента по концессионному соглашению отражается уполномоченным субъектом учета как внутреннее перемещение соответствующих нефинансовых активов на дату подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи (п. 5 СГС «Концессионные соглашения»). При этом передача полномочий по принятию концедентом к бюджетному учету объектов концессионного соглашения осуществляется одновременно с прекращением бюджетного учета указанных объектов имущества казны у уполномоченного органа по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности.
Учитывая изложенное, по факту передачи имущества (например, основных средств) концессионеру, предусмотренного концессионным соглашением, объекты концессионного соглашения подлежат отражению концедентом на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее — Акт (ф. 0504101)), подписанного концедентом, концессионером и уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности, на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии».
В целях формирования консолидированных расчетов концеденту необходимо создать Извещение (ф. 0504805) о принятии к бюджетному учету объектов концессионного соглашения с одновременным прекращением бюджетного учета указанных объектов имущества казны у уполномоченного органа по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности. Например:
концедент отражает корреспонденции следующим образом:
Дебет 1 108 9Х ХХХ
«Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии»
Кредит 1 401 10 195
«Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»;
уполномоченный орган по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности, делает такие бухгалтерские записи:
Дебет 1 401 20 281
«Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям»
Кредит 1 108 5Х ХХХ
«Нефинансовые активы, составляющие казну».