Обзор судебной практики
В бюджетноправовой сфере часто возникают споры с территориальными фондами обязательного медицинского страхования в части нецелевого расходования денежных средств. Рассмотрим такие случаи.
Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 2 класса
Ситуация
Суд отказал в удовлетворении требования государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее — учреждение) о признании акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС) незаконным в части вывода, касающегося нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (требования о возврате этих средств и об уплате штрафа). Арбитры указали, что социальная помощь не относится к медицинской помощи (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 апреля 2022 г. № Ф01-1278/2022 по делу № А29-5573/2021).
Суть дела
Учреждение выплатило за счет средств обязательного медицинского страхования заработную плату ведущему специалисту по социальной работе. ТФОМС начислил учреждению штраф и потребовал вернуть средства, использованные не по целевому назначению. Учреждение не согласилось с данным решением и обратилось в суд.
Позиция суда
Арбитры отказали учреждению в удовлетворении заявленного требования и привели следующие доводы.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 20 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326‑ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326‑ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (п. 9 ст. 39 Закона № 326‑ФЗ).
Базовая программа обязательного медицинского страхования — составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством России. Эта программа определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (п. 1, 2 ст. 35 Закона № 326‑ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее — Правила № 158)[1], согласно пункту 158 которых в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 Правил № 158 в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности, следующие группы затрат: затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Приказом Минздрава России от 13 октября 2017 г. № 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее — Номенклатура), которая представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
В соответствии с приказом Минтруда России от 22 октября 2013 г. № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД 75.12 «Государственное управление социальными программами»; 75.30 «Деятельность в области социального обеспечения»; 85.3 «Предоставление социальных услуг».
Таким образом, социальная помощь не относится к медицинской помощи; ее содержанием является оказание социальной помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки, которые Номенклатурой не предусмотрены. При этом должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, установлены разделом 1.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н, в которой должность социального работника не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что социальные работники не участвуют в оказании медицинской помощи, которая предоставляется застрахованным гражданам в рамках программы обязательного медицинского страхования, в должностной инструкции ведущего специалиста по социальной работе также не установлена обязанность по непосредственному оказанию медицинской помощи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о неправомерном начислении и выплате указанному лицу заработной платы за счет средств обязательного медицинского страхования.
Комментарии
Обратите внимание, что данный вывод — не единичный в судебной практике, он также получил выражение в следующих судебных решениях.
Например — в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 октября 2021 г. № Ф01-5715/2021 по делу № А11-9818/2020 (определением Верховного суда России от 10 января 2022 г. № 301-ЭС21-25406 отказано в передаче дела № А11-9818/2020 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда России для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).
Арбитры признали доказанным факт использования денежных средств ОМС не по целевому назначению в части оплаты труда социального работника, поскольку деятельность социального работника не является медицинской помощью.
Также — в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2019 г. № 06АП-4573/2019 по делу № А73-2653/2019 (определением Верховного суда России от 19 марта 2020 г. № 303-ЭС20-2149 отказано в передаче дела № А73-2653/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда России для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).
Служители Фемиды указали, что расходование средств на выплату заработной платы работникам, занимающим штатные должности заведующего отделением — врача психиатра-нарколога, социолога по работе с ВИЧ-инфицированными пациентами, врача-фтизиатра, относятся к нецелевому использованию денежных средств ОМС.
[1] Приказ Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» утратил силу. На сегодняшний день применению подлежит приказ Минздрава России от 28 февраля 2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».